В апрельском материале «Потому и не летит, что «Федерация»» насчет плачевного состояния космической отрасли говорил о необходимости смены названия пилотируемого российского корабля. И в качестве подзаголовка тогда - «космический корабль, впрочем, как и государство в целом, с таким названием («Федерация») никогда не взлетит». Какой космос?! На земле-то с этой «федерацией» одни проблемы.
Название «Федерация» в 2015 году было присвоено будущему кораблю в результате «народного конкурса», который проводили совместно РКК «Энергия», Объединенная ракетно-космическая корпорация и «Роскосмос». Лидерами голосования стали тогда варианты «Гагарин», «Вектор» и «Федерация», итоговый выбор в пользу третьего по популярности варианта сделало жюри под председательством бывшего руководителя «Роскосмоса», одного из «эффективных менеджеров» И.А. Комарова. Почему выбрали третье по популярности название? Где логика? Чем и как руководствовалась комиссия и Комаров? Либеральными представлениями или отсутствием всяких представлений?
Насчет «федерации» по аналогичному поводу уже высказывался более двух лет назад в материале «Не "Федерация" - а Россия!». Что это такое за «существительное» «федерация», к которому прилагается в качестве прилагательного государственность - «российская»? Существуют, кстати, небезосновательные стихоплетные созвучия, с заменой первой буквы в слове «федерация», ассоциирующиеся с «правами сексуальных меньшинств», к которым так стремятся либералы под прикрытием общих разговоров о «правах человека». Неужели сложно называть государство единственно правильным именем собственным с духовной и исторической точки зрения?! «Россия». Отрадно хоть, что в нашей армии год назад вернулись к уставному ответу военнослужащего на поздравление или благодарность командира: «Служу России». Об этом писал в материале «Указ служить России». До этого военным предписывалось отвечать фразой: «Служу/Служим Российской Федерации». Как можно служить «федерации»?!
Информационная и правотворческая сферы, а также сфера названий давно являются полями «войны смыслов». К сожалению, продолжаются попытки подмены значений и символов, манипуляций образами, замены ясного и звучного для национального восприятия мутным и многозначным. Всему этому должны противостоять четкие определения, светлые и ясные образы, чем всегда и отличалась русская мысль. Ведь многократно повторяемые слова влияют на образ мышления, волю, Дух человека и народа.
Назови любым русским благозвучным и понятным названием. И тогда - полетит, обязательно полетит, да ещё как полетит! Но только не «федерация»... Впрочем, последнее относится не только к космическому кораблю, но и ко всем государственным направлениям.
И вот Глава «Роскосмоса» Д.О. Рогозин при посещении В.В. Путиным космодрома Восточный сообщил Президенту, что название нового многоразового пилотируемого космического корабля «Федерация» планируется заменить на «Орёл», что Глава государства сразу одобрил.
Чуть позже Д.О. Рогозин сказал: «Вы когда-нибудь видели корабль с названием «Федерация»? Корабли бывают «Бесстрашный», «Отчаянный», «Стремительный». Либо взять старые называния, которые были при Петре (Первом) или его батюшке. «Орёл» - это первый корабль, где появился триколор... Названия должны быть патриотические. Космос должен рассказывать об истории страны, названия должны быть связаны с историей страны, её географией. Не должно быть случайных названий... Это типологизация - наведение порядка в голове. Имя дает порядок».
Согласимся особенно с последними словами насчет «порядка в голове». Именно об этом и говорил в своем апрельском материале. Понятно, что проблем, независимо от названия корабля, и в космической отрасли России, которая существенно сдала свои позиции со времён СССР, но хочется верить, что постепенно их восстановит, и конкретно с организацией полета на Луну - предостаточно. В космической сфере те же проблемы, что и в экономике в целом - отсутствие перспектив развития, «полета мысли», масштабных планов. Нужно существенно менять подходы. Вот с этого шага, патриотического названия корабля, будем надеяться, позитивные изменения и начнут происходить.
Теперь название космического корабля в честь первых российских парусных кораблей, построенных еще во времена царя Алексея Михайловича. И вообще само название благозвучно, ассоциируется с гордой птицей, да и во многом с гербом России. Название ассоциируется и с великим С.П. Королёвым, который называл космонавтов «орлятами», что отдельно подчеркнул Д.О. Рогозин.
Взлетит, обязательно взлетит, и полетит, и успешно будет выполнять полёты и все поставленные задачи космический корабль «Орёл»! А потом, глядишь, и в названии государства и государственных органов реже будут применять «Российская Федерация», а чаще - Россия! Глядишь, и во всех остальных сферах «наведение порядка в голове» произойдёт.
И еще... Совсем свежие позитивные вести. Глава «Ростеха» С.В. Чемезов сообщил, что не исключает переименования самолета Superjet 100. Российский самолет SSJ-100 после серии проблем и катастрофы в Шереметьево может сменить название. «Что касается ребрендинга - может быть, действительно надо сделать. Тем более можно сделать наше российское название», - сказал он. Также глава Ростеха считает, что необходимо уходить от сильной зависимости от иностранных комплектующих в SSJ-100.
Обо всем этом размышлял в майском материале «Куда летит «джет», который «супер»» после трагедии 5 мая этого года. Какой такой «джет»? Почему - «джет», а не «самолет»? Да еще и «супер». Имеет, правда, обозначение «Су-95», но оно почти не звучит, всё больше - «SSJ» «Sukhoi Superjet 100», «Суперджет». К чему этот англицизм? Насколько «Суперджет» - российский? На 70 процентов состоит из частей иностранного производства. Конструктивные особенности двигателя имеют агрегаты с ограниченным ресурсом, что затрудняет его эксплуатацию и срезает конкурентные возможности.
И сегодня С.В. Чемезов признал, что у этого самолета есть «детские болезни, они отрабатываются и со временем пройдут».
Да, пройдут, соразмерно «наведению порядка в голове», началом чему является изменение названия самолета...
Хочется пожелать успехов серьезным политикам-государственникам Рогозину и Чемезову.
Андрей Витальевич Сошенко, публицист, общественный деятель
5. Re: Потому и полетит – что «Орёл»!
4. Ответ на 1., Владимир Анциферов:
3. Ответ на 1., Владимир Анциферов:
2. Re: Потому и полетит – что «Орёл»!
1. Re: Потому и полетит – что «Орёл»!