Куда летит «джет», который «супер»?

Трагедия «Суперджета» 5 мая в Шереметьево наводит на печальные мысли

0
16141
Время на чтение 4 минуты
Трагедия 5 мая «Суперджета» в Шереметьево унесла жизни сорока одного человека. Вся страна скорбит. В больницах находятся люди, за жизнь которых борются медики. Работает комиссия, которая должна найти причину (или – причины) этой катастрофы. Катастрофы, как известно, случаются с любым типом самолетов. Часто дело не в самом самолете или типе техники, а в природных условиях, человеческом факторе или в стечении обстоятельств, не относящихся к конструктивным особенностям. Будем надеяться, что и в этом случае – стечение обстоятельств, а не сам самолет. И всё же…

Начнем с названия. Как говорится, «за Державу обидно». Это чувство было, когда вообще разрабатывался этот эклектичный проект с чудаковатым названием - «Суперджет». Какой такой «джет»? Почему – «джет», а не «самолет»? Имеет, правда, обозначение «Су-95», но оно почти не звучит, всё больше – «SSJ» «Sukhoi Superjet 100», «Суперджет». Ни «Су», ни «Ту», ни «Ил», ни «Як», ни имя собственное со звучным для русского восприятия названием. Но – «джет», да еще и «супер». К чему этот англицизм? Ровно семь лет назад была страшная катастрофа «Sukhoi Superjet» при демонстрационном полете в Индонезии (врезался в гору). К сожалению, эта катастрофа, да еще при «показательном» полете не навела на должные выводы.

На аналогичную тему применительно к названию будущего отечественного космического корабля приходилось обращать внимание - «Потому и не летит, что – «Федерация». Там, правда, дело не в англицизме в самом названии, а в англицизме по сути. «Федерация» не может заменить высокого имени «Россия». А применительно к ситуации с самолетом, вопрос: Куда летит «Суперджет»?

К 2000-му году был готовый проект самолета – Ту-334. А он отрабатывался еще с середины 90-х, еще на запале советской науки, славной своими беспрецедентными достижениями, запасом прочности и традициями. Были уже иностранные заказы нового «Ту», например, со стороны Ирана. Если бы пошли этим проектом, то самолеты Ту массовым образом производились бы с 2005 года (а в это время только приступили к разработке «Суперджета»). Самолет бы, без сомнения, потеснил бы иностранных конкурентов в своем сегменте на мировом рынке. По мере эксплуатации Ту-334 появились бы новые наработки, проекты. Но, «школа» Ту (в смысле развития отечественных разработок ближне- и среднемагистральных самолетов) – была закрыта. Потерян темп… Устроили «конкурс». Ох, уж эти «конкурсы»! Подвели к тому, что «Суперджет» будет дешевле, потому что «Сухой» (не имеющий опыта гражданского авиастроения) обещал разработать самолет без привлечения бюджетных средств. Потом оказалось, правда, что реально государство вложило в его разработку около миллиарда долларов. На «доведение до ума» самолета Ту требовалось всего 100 миллионов. Какая жалость, вновь неправильно посчитали. Интересно, в чью пользу? Очередной «распил»? Сдача национальных интересов?

Итак, «Суперджет» - ближнемагистральный (вначале презентовался как среднемагистральный) первый пассажирский самолет, разработанный в России после распада Советского Союза. Как отмечает официоз, также является первым российским самолетом, разработанным с использованием исключительно цифровых технологий проектирования. Так вот, оказывается, в чем «цифровая экономика»! А то до сих пор никто не может понять из программ правительства России, что это такое – «цифровая экономика»? Советские конструкторы делали гениальные изделия и типы самолетов «по старинке», а с «цифрой» теперь - то, что имеем. Я имею в виду под «то, что имеем» не трагедию с самолетом 5 мая, а сегодняшний уровень промышленности и науки на примере с «джетом».

Насколько «Суперджет» – российский? На 70 процентов состоит из частей иностранного производства. Самолет не оригинальный, а, собственно, сборный, как конструктор лего. При разработке «консультантом» взяли фирму «Боинг». Уже интересно. Это всё равно, что волка пригласить консультантом по охране овечьей отары. Это при сохранившейся могущественной советской школе авиастроения, которая, тем более, десять-пятнадцать лет назад еще была. Не знаю, как сейчас. Двигатели – «SaM146» производства компании PowerJet (совместное предприятие российского «ОДК-Сатурн» и французской «Snecma»). А по сути – переработка французского двигателя. Почему нельзя было ориентироваться на исключительно свои двигатели? На Ту-334 планировались отечественные двигатели, как и остальное оборудование. Ту-334 состоял всего из 5 процентов импортного участия. Как пишут, на «джете» тормоза – фирмы «Гудрич», гидросистема – компании «Паркер», электросистему поставляют «Артус», САФТ и «Лич Интернешнл», бортовая электроника – «Thales». «Отверточная сборка», короче.

Отмечается, что конструктивные особенности двигателя имеют агрегаты с ограниченным ресурсом, что затрудняет его эксплуатацию и срезает конкурентные возможности самолета до минимума. Но – главное через призму трагедии. Сами двигатели установлены под крылом самолета, это самые низкие двигатели в мире, установленные от земли, по самолетам соизмеримого класса. Эти двигатели работают, как пылесос, отчего его возят по аэродромам тягачами, что приводит к повышению затрат на обслуживание. Как бы, не именно это (низкие двигатели) явилось основной причиной такого уровня возгорания при ударе о землю 5 мая в Шереметьево? На это наводят страшные кадры катастрофы. До «высоких» двигателей удар о поверхность и трение могли бы и не достать.

Увлечением иностранщиной предаются лучшие научные и, если угодно, духовные подходы. А ведь (кроме «Ту») были и есть отечественные перспективные разработки, основанные на научных отечественных подходах, оригинальных и прорывных конструктивных особенностях. Это отдельная тема, о которой нужно говорить особо.

Когда в современной России будет полностью преодолена «сердюковщина»? Министр обороны такой был. И куда летит «джет», который «супер»?!

Андрей Витальевич Сошенко, публицист, Калуга
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

18. Ответ на 16., А.В. Сошенко:

Стоит ли говорить, что Суперджет-корыто с турбинами в 40см. от земли? Впрочем - их делают в Калязине. Думаю, у Вас есть у кого спросить подтверждения.Нет, Калязин к этим движкам отношения не имеет.

Виноват, про Калязин - ошибся. Часть мотора импорт, часть - Сатурн (Рыбинск).
Алекс / 10.05.2019, 15:17

17. Ответ на 4., Алекс:

Стоит ли говорить, что Суперджет-корыто с турбинами в 40см. от земли? Впрочем - их делают в Калязине. Думаю, у Вас есть у кого спросить подтверждения.

Нет, Калязин к этим движкам отношения не имеет.
А.В. Сошенко / 09.05.2019, 18:38

16. Re: Куда летит «джет», который «супер»?

Название, конечно, для русской фонетики уродское - "Суперджет". Но ведь не в названии же дело... С точки зрения русского языка слово "Ту" в качестве названия тоже несуразное, а як - это бык, который летать не умеет, а ил - вообще болотная грязь. Тем не менее, ВС с такими названиями успешно летали, да и продолжают. Да и у "Суперджета" это первая катастрофа, связанная с техническими неполадками. А то, что "Ту-334" зарубили, да и 204-е сошли с пассажирских линий - это, действительно, грустно...
Сергей из НН / 09.05.2019, 14:25

15. Ответ на 9., М.Яблоков:

Летал на Суперджете... дерьмо, а не самолет...

Вы же не за штурвалом, поди, летали... А пассажир может оценить разве что удобство/неудобство салона, а не самолет как воздушное судно.
Сергей из НН / 09.05.2019, 14:18

14. Re: Куда летит «джет», который «супер»?

Конечно же надо пересаживаться на наши Илы. Они проверены годами и намного более высокого качества. А этот джет нам навязали США, потому что мы Россия в этом не принимаем решений, нам надо вернуть суверинитет... https://www.zareferendumnarod.ru/ kak-zapolnit-blank А для этого надо поменять 13 и 15 статьи Конституции. Вот ТВ Царьград уже это понял. Жириновский, Бабурин и многие политические деятели подписали это обращение.. А вот Зюганов и большинство коммунистов не подписывают, потому что они только на словах за СССР, а на деле - работают на разрушение России... Есть мирный путь поправить эти несуразные статьи Конституции на Референдуме, по которым Россия обязана слушать всякие там МВФ - повышать пенсионный возраст и т.п. А революционерам "не нужна великая Россия, им нужны великие потрясения" (как говорил Столыпин)...
ВладимирАз / 09.05.2019, 07:23

13. Re: Куда летит «джет», который «супер»?

Трагедия в аэропорту «Шереметьево» органично вписывается в ряд таких происшествий, как взрыв на шахте в Соликамске или пожар в ТЦ «Зимняя вишня». Причиной всему - антисистема, которая сложилась в стране после 1991 года. Она воспроизводит непрофессионализм во всех сферах и опасна для жизни, пишет у себя в Facebook архитектор Алексей Комов : «Пепел корпораций» Из-за оптимизации технической безопасности шахты в забое погибают горняки. То же самое приводит к трагедии в авиации: простые граждане гибнут по вине либо усталого пилота, либо из-за ошибок в конструкции лайнера, либо из-за несинхронных действий служб аэропорта. В конечном итоге всему виной идеология «эффективного менеджмента», когда прибыль нужна здесь и сейчас. У нас безвозвратно и полностью утрачена ресурсообменная система с конца советских времен, когда подготовка специалистов, контроль, безопасность велись на всех уровнях, и вся цепочка от тактики до стратегии выверялась и проверялась многократно и ответственно, вплоть до самых радикальных мер наказания, невзирая на статус. Сегодня на дворе - антисистема потребления, когда работники, те же самые пилоты, по сути, являются рабами корпораций, а пассажиры заложниками антисистемы, а в итоге все они - пепел для корпораций. Почему самолет в аварийной ситуации с полными баками садится на взлетную полосу? Почему не были поданы аварийные сигналы? Задумайтесь. Пилоты просто вынуждены порой взлетать с неисправными приборами и в одиночку решать внештатные ситуации, чтобы не лишиться содержания для своих семей. В результате в смертельной опасности оказываются все - прежде всего, ни в чем неповинные пассажиры. Самолет, сгоревший на взлетно-посадочной полосе – это символ антисистемы, которая пожирает сама себя. Системы, заточенной не на созидание, а на проедание ресурсов во имя "прибыли и эффективности". Эта антисистема проникла во все поря нашей жизни. Например, сейчас в тренде как бы "соучаствующее проектирование", когда жителей спрашивают, как обустроить двор, сквер и весь мир. Вроде бы, хорошо. Но ведь это ни что иное, как перекладывание ответственности с больной головы на ещё более больную. Потому что корпус инженеров, профессионалов, специалистов по безопасности у нас сначала выведен за скобки, а потом стерилизован в угоду сиюминутному хайпу на форумах и прочих ярмарках тщеславия. И, самое главное - ответственных умелых профи, способных принимать решения в экстремальных ситуациях и говорить правду, неоткуда брать, потому что полностью на всех уровнях разрушены профессиональные школы, дефрагментированы все связи: горизонтальные и вертикальные. Как Иваны, непомнящие родства, мы всё разбазарили, раздербанили, а теперь реэкспортируем из-зарубежа свои же собственные разработки и технологии, которые когда-то выкинули прочь за ненадобностью. И горят самолеты нашего авиапрома, начиненные французскими деталями. Ужас в том, что мы живём в своей стране "одним днем", только ради того, чтобы одни почувствовали удовлетворение от единовременной наживы, а другие просто дожили до следующего дня. Что нас ждет дальше, лет через 5-10, никто даже спрашивает: все ток-шоу в стране посвящены спорам о прошлом, и нет ни одного - о будущем. А потом за штурвалы сядет поколение пост-Z, и тогда «керченский стрелок» и полыхающий лайнер покажутся слабым мерцанием на фоне пламени тотального пожара, который уже на пороге. К сожалению, мы и дальше будем платить жизнями за уничтожение инженерных школ, оптимизацию кадров и "торжество антисистемы". Так будет, пока не займёмся сами собой, своей страной, профессионально и ответственно. Источник : https://primechaniya.ru/home/news/maj-2019/pepel-korporacij
зиф / 08.05.2019, 21:13

12. Ответ на 9., М.Яблоков:

Летал на Суперджете... дерьмо, а не самолет.

Неоднократно летал на Суперджете, разницы с Боингом и Аэрбасом не заметил.
Тюменец / 08.05.2019, 15:39

11. Re: Куда летит «джет», который «супер»?

"...Увлечением иностранщиной предаются лучшие научные и, если угодно, духовные подходы. А ведь (кроме «Ту») были и есть отечественные перспективные разработки, основанные на научных отечественных подходах, оригинальных и прорывных конструктивных особенностях..." К огромному сожалению, справедливая критика и серьёзный анализ причин, приведших к кризису отечественного самолётостроения, есть следствия официального курса правительства Медведева и лично ДАМа, развалиаших наши приоритеты руками "мебельщика"...И теперь потребуются многие годы, чтобы вернуть отечественному самолётостроению его лучшие традиции и мировой авторитет...
Николаев. / 08.05.2019, 06:54

10. Re: Куда летит «джет», который «супер»?

Летал на Суперджете... дерьмо, а не самолет...
М.Яблоков / 08.05.2019, 06:46

9. Куда летит «джет», который «супер»?

За Боингами и Аэрбасами.
Тюменец / 08.05.2019, 01:42
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Сошенко
Так говорил Заратустра…
Киевской хунтой применяются нацистские практики принудительного оплодотворения украинок
19.04.2024
Указы президента 2024 года снова не будут выполняться?
О саботажниках во власти и критериях отбора кадров
18.04.2024
Постоянное возвращение Урганта
Действительно, «читайте "Ревизор" Гоголя, там всё написано»
16.04.2024
Аксёнова – в руководители федерального уровня!
В Крыму запретили приём на работу мигрантов по 35 видам экономической деятельности
15.04.2024
Заказ на разврат выполняется успешно
Шабаш ведьм и ведьмаков на ЦТ продолжается
13.04.2024
Все статьи Андрей Сошенко
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.04.2024 09:55
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11