«Радость встречи -
светлые моменты жизни, которые
никогда не забываются».
Василий Жданкин
Последний концерт в Петербурге был камерным. Он проходил 24 июля в бывшем особняке Бажанова, ныне переданном библиотеке. Теплый летний день. Центр города. Середина рабочей недели. Всё буднично, просто и прекрасно. Грандиозное здание в стиле «модерн». Гостеприимные хозяева перед концертом подарили экскурсию по особняку. Директор библиотеки любовно показывала сохранившиеся и восстанавливаемые интерьеры. Затем всех пригласили на концерт. И в каждой мелочи при его проведении - в том, как перед началом расставляли дополнительные стулья, чтобы не мешать публике слушать, если придут запоздавшие гости; в том, как распахивали окно на шумную улицу в перерыве; в том, как принесли вазу для цветов, приготовленных для артиста, - сияла предупредительность, доброжелательность, заповедная петербургская интеллигентность, которая так прекрасно поражает. Все было шёлково, легко, «само собой» - по-светски. Но главным событием стала встреча с кобзарём Василием Жданкиным.
Встреча с любым человеком интересна, каждый уникален. В каждом есть некое собственное струение личности. Но встреча с чудом, с человеком-явлением неизгладима. И такой встречей, заставляющей остановиться, очнуться от мельтешения обыденщины, вспомнить о том, кто мы на самом деле, где мы находимся, зачем мы живём - была встреча с Кобзарём. В тот день нам довелось воочию, лицо в лицо, на расстоянии протянутой руки, встретиться с подвижником, с носителем народного духа, народных смыслов, облечённых в безукоризненную художественную форму.
Изумление от Личности долго стояло в душе. И продолжался мысленный разговор с мастером.
Ирина Валентиновна Болдышева, стараниями которой был организован концерт, в заключение вечера пригласила нашего гостя в Петербург в конце октября - начале ноября на празднование Иоанна Кронштадского. И Кобзарь был согласен, и все слушатели были согласны. Но человек предполагает, а Бог располагает... Господь призвал Своего раба Василия 2 сентября. Ровно через 40 дней после последнего петербургского выступления.
Теперь мы можем слушать его и учиться у него лишь заочно. Остались его записи, его слова, песни - его завещание нам. Но мгновения личного общения невосполнимы, тонкие флюиды души невозможно передать в видеозаписи.
В чём же подвиг, и тайна, и слава подвижника и праведника?
Не артист, и даже не исполнитель, он - Кобзарь. Василию Жданкину дарован прекрасный голос - богатый, тёплый, мягкий баритон. Он получил серьёзное музыкальное образование. Виртуозно владеет струнными: кобзой, бандурой, а при необходимости и гитарой. С наибольшей глубиной раскрылся в народной традиционной музыкальной культуре.
Мне довелось встретиться со зрелым мастером, цельным, сформировавшимся человеком. Не берусь сказать, кто кого выбрал - он народную культуру, или народная культура его. Но он неразделим, неотторжим от неё, стал тождественен ей. Василий Жданкин не артист, и даже не исполнитель, он - Кобзарь, он находится не снаружи, но внутри народной культуры, он носитель народного мировоззрения, народного уклада, народного мелоса. Оттого так убедительно: мощно, с достоинством звучат песни. Эпические, трагические, удалые, праздничные - все несут единый духовный код. Неколебимой веры в себя, как народ. Они пронизаны светом, созерцанием высшей истины - ведением Бога, которая даёт устойчивость, неопровержимую веру в сохранение народного духа и смысла.
Глубоко народной является и манера исполнения. Он поёт сосредоточенно, ровно и как-то самоустранённо, не от себя, а от кого-то большего его самого, и, кажется, будто Кобзарь тоже внимает этому голосу. Будто и сам удивляясь неопровержимости этих сакральных документов народа о своей истории и о себе самом. Сам входит в эти чистые, глубокие, бескрайни воды, в мощь народной культуры, и вёдёт за собой слушателя. Василий Жданкин растворён, погружён в язык, в слово, в звукопись русской истории. Он - живое знание о нас самих.
Самоуглубление, внутренняя внимательность, цельность, скромность и деликатность отличают и манеру держаться Василия Жданкина, являясь чертами подлинно национального характера.
Он естественно переходит при исполнении с русского на украинский, с речи на мо́ву. Тексты, напевы чередуются, переплетаются, словно цветы в чудесном саду, подтверждают и украшают друг друга.
Его творческое мышление цельно. Оно не во вражде, но в любви. Не в разъединении культур, но в объединении. И родственные формы единого языка - великорусского и южнорусского взаимно обогащают, укрупняют, углубляют друг друга. Выявляют полнозвучие. Великорус с удовольствием вслушивается в южнорусский мягкий диалект. Удивляется порой неожиданным метаморфозам знакомых слов и новым формообразованиям, с необычайной силой высвечивающих корневые смыслы и связи языков.
Так же как в языковой стихии Василий Жданкин свободно перемещается в музыкальных жанрах. Звучат старинные баллады, и древние церковные песнопения, канты, духовные стихи, казачьи, монархические, белоэмигрантские, народные песни, и романсы, и песни на стихи украинских и русских поэтов. Тарас Шевченко, Сергей Есенин, Александр Блок, Николай Туроверов, Сергей Бехтеев, Анна Ахматова... Здесь и собственные стихи, положенные на авторскую музыку. Но всё, что поёт Василий Жданкин - народное. Вся русская история говорит и поёт в едином цельном дыхании. Различные жанры не противоречат друг другу, а сливаются воедино, соединяясь в едином духовном звучании русской культуры. Кажется, что бьёт чудесный неиссякаемый святой источник.
Поражает память Василия Жданкина, вкус и такт исполнения. Как подлинный Кобзарь он олицетворяет мудрость народной философии и ведения. Он хранит память о нашей общей истории. На последнем выступлении в Петербурге мы слушали рассказ о легендарном взятии Азова казаками. О богатырской истории Отечества, которую мы забыли.
В личности Василия Жданкина сосредоточена безукоризненная гармоничность, духовная мощь, облечённая в мягкость. Бесконфликтность и неопровержимость умудрённого жизнью человека, глубоко верующего в Бога и в народ. Это не просто вера, но знание.
Воцерковление Василия Жданкина связано с чудом. Ему довелось встретиться с прозорливым старцем Тимофеем, жившем в украинской мазанке в центре Мюнхена. Сам Господь вышел навстречу вместе с праведником. И Василий без колебаний последовал за Господом. Укрепляло в православии и общение с Почаевскими старцами. И вся традиционная народная культура.
Тот личностный баланс, который так выделяет творчество Кобзаря, определяется его жизнью. Василий Жданкин сумел сбросить с себя маску артиста, вырвать из души тщеславие и корысть. По наказу духовника на пять лет ушёл со сцены, отказавшись от успеха заграничных гастролей и лёгких денег. Работал столяром, не боясь испортить трудом руки музыканта. Необходимо было исправить главное в себе самом - восстановить внутренний духовный баланс. Из затвора он вернулся иным человеком. Изменились акценты - он вышел для серьёзного разговора с братьями, неся духовное национальное православное сознание, не рассматривая искусство как источник дохода. Последние годы Василий, кроме концертной деятельности, занимался и земледелием. И это тоже типичное традиционное житие подлинных народных исполнителей.
Слово и жизнь. Смыслы нашей жизни заключены в сопряжённости с народными смыслами. Оправдание нашего бытия в осознании, во вхождении и в продолжении семейных, родовых, национальных смыслов.
Василий Жданкин насыщен народной культурой, философией, поэзией, музыкальной гармонией. Его творчество питают глубинные артезианские воды святого источника праведности многих и многих русских поколений, их исторических деяний, в которых воплотились лучшие черты народной души. Все эти поколения держат, благословляют Кобзаря.
В эпоху всеобщего смятения, потери национальной идентичности, навязывания чужеродных разрушительных настроений, фальшивых ценностей, отравленных идей, обращение к народным первоосновам подобно указанию стрелки компаса, задающей верное направление движения. Василий Жданкин не бередит, но лечит раны, нанесённые врагами. Он восстанавливает исходные корневые смыслы русского этноса, духовно единого, неделимого. Он смотрит поверх голов, конъюнктуры, национальных амбиций, он видит будущее как отражение и продолжение великого прошлого.
Можно говорить увлеченно, подробно, более или менее аргументировано, о исторических событиях, но при этом всегда личность рассказчика будет довлеть над слушателем. А можно спеть старинную народную песню, которая вобрала в себя всю сокровенную суть. О времени и истории заговорят самовидцы. Переплавленное в песню народной душой время - ключ к духовной сущности, к тайне этноса. Таким золотым ключом к нам самим является творчество Василия Жданкина.
Народная культура формирует, созидает человека, Василий Жданкин очень взрослый, мудрый, цельный, надёжный. Неколебимый, бесстрашный воин. Требовалось немалое мужество и великое упование на Бога, чтобы, живя на Западной Украине, открыто активно нести идеи русского единства, регулярно выступать в России.
Долго и опасно ходил Кобзарь. Потаённая светлая печаль светилась в нём. Мудрое ведение праведника. Мы, трусливые, домашние, осторожно задавались вопросом: не боится ли он расправы?
Кобзарь Василий Жданкин отвечал за слова жизнью. Жизнью исповедника.
Людмила Московская, член Союза писателей России