Наставление многим

Памяти протоиерея Николая Викторовича Шорохова (12 июля 1945 - 13 февраля 2023)

Вечная память 
0
381
Время на чтение 9 минут
Фото: протодиакона Алексия Ковальчука

В память вечную будет праведник

Пс. 111:6

 

В предместье города

Зима то отступала, то вновь брала своё. Уже маячил март. Но после оттепели вновь выпал снег. Я торопилась на раннюю семичасовую литургию в предместье Петербурга. Дорога, уходя от шоссе, петляла, то опускалась в овраг, то подымалась на горку. Удалялся светящийся жгут трассы, стихал её нахрапистый шум. Гасло дорожное чувство неустойчивости, ожидания прибытия к цели путешествия.  Прозрачная в жёлтом свете фонарей, ночная синева, филигранно очерченная черно-белой вязью лип, насаженных вдоль дороги, бархатно сгущалась вдали. Молчали дома жителей, задвинутые за глухие заборы. Всё заполняла тишина, мягкая, чистая, по-детски безмятежная, доверчивая, как только что выпавший снег, тонким рыхлым слоем убравший землю. На его прозрачный ковёр мои следы ложились одинокой тропкой.

 

Князь - Владимирский храм в пос. Усть-Ижора крошечный. Построен в конце XIX века известным архитектором Щуруповым, как часовня на бывшем холерном кладбище. Храм очень скромен внутри: глухие неоштукатуренные крашенные кирпичные стены; полукруглые окна, расположены высоко в купольной части. И несмотря на то что совсем рядом на берегу Невы находится красивейший храм Александра Невского: светлый, просторный, с профессиональным пением; Князь-Владимирская церковь имела постоянных прихожан, особо ценивших именно ранние службы в воскресные и праздничные дни.

Ранние литургии всегда исполнены внутренней сосредоточенности и таинственности. Но в этой церкви на старом кладбище села с трёхсотвековой историей они отличались особой проникновенностью. Вёл службы настоятель митрофорный протоиерей Николай Шорохов, статный брадатый старец, с великолепным голосом и безупречным слухом. Благословлялось народное пение. Монахиня Андрея раздавала книжечки с текстом литургии. Настоятель своими возгласами держал строй службы, а прихожане «едиными усты и единым сердцем» подстраивались к хору, строго и сосредоточенно. Несмотря на удалённость и на ранний час, храм был полон. Люди съезжались со всех окрестных городов и весей: из Понтонной, Металлостроя, Колпино, Отрадного, Петербурга. Многие с малыми ребятишками. И, подчинённые серьёзности общей молитвы, дети вели себя на удивление примерно: не капризничали, не бегали под ногами. Малыши вместе со всеми пели молитвы.

Были и другие особенности уклада жизни храма. Здесь не понуждали к денежным пожертвованиям, никогда не ходили с кружками, не стояли с подносами. Для добровольных вкладов имелись ящики, с обозначенной целью сбора средств. Просфоры не продавали, а раздавали после службы. Бланки записок были двух видов: короткие и длинные. Человек самостоятельно выбирал, какой листок заполнять; пожертвование за записки было одинаковым. Полки библиотеки в храме имели открытый доступ. Читателю доверяли взять и вернуть книгу на место.

При кажущемся пренебрежении к материальной стороне деятельности церкви, насущные хозяйственные вопросы постепенно решались: появились, так необходимые в сыром и маленьком храме, системы вентиляции и отопления, установили новый иконостас. Внешне всё происходило как-то «само собой», заботы благоустройства не занимали центрального места в повестке дня.

 

Опоздание навсегда

В этой церкви я бывала не часто. Требовалось особое усердие, чтобы превозмочь себя и приехать в столь ранний час. Смущало и местоположение. Мои родные покоятся на трёх старых петербургских и двух пригородных кладбищах, которые надлежит регулярно посещать. Сердце пресыщено печальными местами.

Долго я не была во Владимирском храме, уже и зима 2023 года катилась к концу. Сердце тосковало, звало, мысль многократно возвращалась к отцу Николаю, но мелкая рябь обстоятельств откладывала встречу «на потом».

И наконец я иду к вожделенному храму. Первозданной нежностью сияет снег и тонко искрится в свете фонарей. Всё ближе и ближе цель, а дорога бела и нетронута. Мой след одинок, и это удивляет. Что-то случилось? Литургию отменили? – Вот и ворота, дорожка к церкви. – Всё пусто. Дверь заперта. В печальном недоумении поворачиваю назад к остановке автобусов.

На полпути навстречу – женщина. – Вы не в храм? – Туда. – Почему нет службы? – Батюшка Николай умер! На этой неделе отпевали. – Марина, дежурная по храму, с горячей любовью говорила о покинувшем нас пастыре. Эта встреча стала нежным утешением сердцу, сокрушённому бедой.

Он жил в Зеленогорске. Чтобы прибыть на раннюю литургию, вставал в три часа, много лет подряд. Сам за рулём. Правда, в последние годы оставался ночевать после вечерней службы в церковном домике. Трудился, невзирая на немощи. Заболевших помощников строго отправлял на лечение домой, а о себе говорил: должен служить. Помню, как-то посетовал протоиерею Анатолию Морозу: «После семидесяти стало труднее брать Эверест».

В тот день я навсегда опоздала к священнику Николаю Шорохову.

Фото сайта СПб митрополии

Золотые крупицы встреч

Но в конце 2024 года состоялась новая радостная встреча с отцом Николаем. Благодаря книге воспоминаний «Благовестник пасхальной радости», вышедшей в библиотеке журнала «Невский альманах». И мне захотелось добавить к ним золотые крупицы, отложившиеся от встреч с Батюшкой в моём сердце.

 

В храме Александра Невского по воскресеньям и праздничным дням литургию возглавлял настоятель Анатолий Мороз, обычно он произносил и проповедь. Слово других пастырей можно было услышать не часто, как правило, в будние дни при малом стечении народа. И, конечно, таким умным и ярким проповедникам, как священники Андрей Новожилов и Николай Шорохов, хотелось говорить с большой аудиторией.

Однажды после воскресной литургии молебен перед Казанской иконой Божией Матери служил отец Николай Шорохов. По завершении службы он произнёс проповедь. В его слове прозвучала мысль о том, что мотивы действия учёных зачастую своекорыстны. Было непонятно, что побудило его заботиться о нравственности учёных в проповеди в сельском храме. Не ведала о его настоятельстве в церкви Университета путей сообщения. Но так как я принадлежала к научному сообществу, знала о бедственном экономическом положении многих коллег, людей достойнейших, продолжавших служить своему делу, то дерзнула после проповеди вступить в полемику с пастырем.

Удивила его реакция. Он ничуть не стал возражать, но с готовностью тотчас согласился. Легко и радостно.

 

Дважды отец Николай Шорохов решительно включался в мою жизнь.

В 2021 году местные власти Отрадного в небольшом сосновом бору, оказавшемся на территории города, задумали залить бетонную площадку для скейтбординга. Разумеется, это представлялось как благодеяние. Народ проворонил стадию подготовки проекта, а когда встрепенулся, все документы были «правильно оформлены», деньги выделены, в газетах и на телевиденье засияли жизнерадостные сообщения о начале строительства. Но люди всё же всполошились, составили о планируемом беззаконии коллективные обращения к областным чиновникам и во все прокуратуры. Наш шанс был близок к нулю: за нами – ничего, кроме боли за уничтожаемый бор, против нас – деньги, амбиции, связи. Рубку сосен начали в длинную череду выходных, учреждённых в связи с ковидом. Пришлось действовать неотлагательно. Срочно везти петиции в дежурные почтовые отделения для отправки заказными письмами. По пути решила заехать в Усть-Ижору, взять благословение.

 Отец Николай задумчиво сказал, что всё разрешится благополучно, однако для этого придётся потрудиться. Слова его сбылись. Лесную поляну отстояли. Для скейт-площадки нашли другое место, на бывшем пустыре.

 

Помню другой поразивший меня случай на одной из проповедей в 2022 году. В тот день отец Николай говорил интересно, но сознание его словно плавало, перекидываясь с одного предмета на другой, ни на чём не задерживаясь подолгу; говорил о важном, но едва прикасаясь, мягко парил. И вдруг среди прочих утверждений произнёс: «Книгу надо делать». – Прямо в мой огород! – По благословению протоиерея Василия Стойкова, почившего к тому времени, я занималась работой, посвящённой памяти отца Анатолия Мороза, но дело валилось из рук. Червь сомнения и безволия поработил душу, препятствуя собрать отдельные тексты в логически цельную книгу.

Отец Николай совершенно не был посвящён ни в мой труд, ни в мои страдания. И вдруг это удивительное «никому не предназначенное» слово: «Книгу надо делать».

Притихшая и озадаченная покинула храм.

 

Обычно в Князь-Владимирском храме позднюю десятичасовую литургию служил протоиерей Николай Оводов, настоятель Николай Шорохов принимал исповедь, стоя у аналоя справа.

Запомнилась одна из таких служб. Происповедовав всех желающих, отец настоятель  продолжал молиться в храме. Его фигура сияла необычайной радостью, словно клубы фимиама окутывали её, переливаясь золотыми лучами. Изумлённо глядела на благоухающего в молитве старца. Хотелось подойти ближе, о чём-то спросить, прикоснуться к святому человеку. Но не с чем было подходить…

Так устроен человек. – Он живёт в своей вечности.

Даже явное внешнее чудо чаще всего не может заставить его преодолеть собственную косность и сподвигнуть ввериться праведнику полностью.

Тайна сопутствовала появлению в марте 2003 гола протоиерея Николая Шорохова в храме Александра Невского в Усть-Ижоре. До этого он являлся настоятелем храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала и благочинным Адмиралтейского округа. Очевидно было, что он «большой», и что для одной пригородной церкви Александра Невского два митрофорных протоиерея – это избыточная роскошь. В первое время к отцу Николаю приезжали духовные дети из Петербурга. Однако вскоре, в ноябре, его назначили настоятелем маленького храма-часовни Университета путей сообщения в Петербурге, где он смог окормлять свою прежнюю паству.

Его быстро полюбили прихожане Ижоры. Когда в 2010 году он стал настоятелем  крохотного Князь-Владимирского храма, многие потянулись за ним.

В общении отец Николай много шутил и, казалось, старался быть на равных с собеседниками. Помню его компанейские посиделки рядом с клирошанами на церковных трапезах у отца Анатолия и горделивую радость певчих от общения. Он сам не принимал всерьёз величия и старался сдёрнуть за ногу с постамента человека, возомнившего о себе больше, чем следовало. Отсекал шуткой малейшее поползновение к самодовольству, будь то мирянин или клирик. Однако вся внешняя весёлость совершенно исчезала, когда исповедовал духовных чад. Здесь царили внимание и строгая любовь.

 

 

Истоки

Господь многое дал отцу Николаю. Он родился в интеллигентной петербургской семье. Отец – оперный певец, мама – ветеринарный врач. От них – музыкальное дарование и  деятельная любовь ко всему живому: зверю, птице, паучку. Многое вложила бабушка, волевая и глубоко верующая, она с ранних лет приучила внука к церкви. Мальчик рос в центре города и посещал великолепные службы в Никольском соборе. Семя упало на добрую почву. Разговоры Коли о вере помнят его друзья детства. Он рос в скудные и героические послевоенные годы. Ему довелось застать поколения ленинградцев, чьи культурные корни уходили в дореволюционное время Петербургской истории. С присущими им осанкой, артикуляцией, манерами – духом. Многие из них составляли церковную среду. Желание посвятить жизнь служению Богу в государстве с тотальной антирелигиозной идеологией требовало незаурядного мужества. Сила и воля имелись, ведь он был чемпионом Ленинграда по борьбе. Николай Шорохов, отслужив в армии, получил образование в Ленинградских Духовных школах. По окончании Духовной академии некоторое время в ней преподавал. Он служил в Николо-Богоявленском соборе и учился, слушая выдающихся проповедников, блистательных диаконов, прекрасные церковные хоры. Отец Николай не просто находился в культурной среде, но сам её представлял. Круг его интересов был чрезвычайно широк: духовные писания, художественная литература, искусство, история, философия. Книги наполняли его жизнь и дом.

Когда протоиерею Николаю Шорохову доверили стать настоятелем храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала, он отважно повёл свой церковный корабль тем курсом, который был начертан на скрижалях сердца священника. По святоотеческим заповедям.

Ведь для пастыря при несении трудов Богу особо важно быть в согласии со своим сердцем. Прихожанин видит человека снаружи, а священник знает свою правду изнутри. И руководствуясь этой главной правдой, настоятель дерзновенно воплощал древнюю русскую истину: «церковь не в брёвнах – а в рёбрах».

Он учил людей молитве и духовной жизни. Стал служить частые ранние литургии с народным пением. Преподаватели Духовной академии вели постоянные занятия с прихожанами. В храме для детей и взрослых организовывали различные кружки. Безсребреничество,  свойственное мировоззрению настоятеля, проявлялось во всём укладе церковной жизни храма.

 

Кому-то довелось лучше знать отца Николая Шорохова, кто-то был дальше от него. Многие и вовсе разминулись с ним. Но теперь, благодаря выходу книги воспоминаний «Благовестник пасхальной радости», у всех появилась возможность документальной встречи с настоящим героем нашего времени. Воспоминания приоткрывают тайну личности Пастыря. Дают пищу для раздумий о нашем времени, человеке, судьбе.

Отец Николай смело вывел свою жизнь на высокую орбиту служения Богу и смог поднять за собой многих людей.

Фото протодиакона Алексия Ковальчука

Жизнь распорядилась так, что в последние тринадцать лет душа Пастыря сияла в крохотном кладбищенском храме пригорода Петербурга, и Священник до смерти смиренно и самоотверженно нёс послушание, хотя порой отблеск обиды сквозил в его шутках.

Господь даровал ему судьбу одновременно счастливую и трагическую. Цельная и сильная личность священника достойно выдержала испытание.

 

Знакомство с жизненным подвигом протоиерея Николая Викторовича Шорохова –  неслучайная и радостная встреча, ибо по слову Иоанна Златоуста: «не только во время жизни, но и по смерти праведник поучает и наставляет многих». 

 Людмила Фоминична Московская 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Людмила Фоминична Московская
Вербное воскресенье
Стихотворение
13.04.2025
Сосны
Стихи
01.09.2022
Венок Любви
Размышления о книге «Сура Благословенная»
18.12.2021
Найти человека
2.Размышления о творчестве Николая Михайловича Коняева (25.08.1949 - 16.09.2018)
15.09.2021
Найти человека
1.Размышления о творчестве Николая Михайловича Коняева (25.08.1949 - 16.09.2018)
14.09.2021
Все статьи Людмила Фоминична Московская
Вечная память
«От бомбёжек кажется, что "небо сходится с землёй"»
Отцовские «Воспоминания о войне»
05.05.2025
Вера и Верность
Памяти Бориса Глебовича Галенина
03.05.2025
Памяти Бориса Галенина
Честная история
01.05.2025
Вечная память!
На 89-ом году жизни отошла ко Господу Галина Георгиевна Василик (Руденкова)
01.05.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Сможет ли монархическое движение снова стать силой?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
08.05.2025 06:38
«Они жутко боятся нашего Дня Победы»
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
08.05.2025 05:33
«Нам нужно в пять раз увеличить число многодетных семей»
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
08.05.2025 05:18
О некоторых причинах разводов
Новый комментарий от Апографъ
08.05.2025 04:49
Кто станет новым Папой Римским?
Новый комментарий от Апографъ
08.05.2025 04:23
О кризисе и перспективах монархического движения в России
Новый комментарий от р.Б.Алексий
08.05.2025 02:42
Зеленский и Мазепа
Новый комментарий от Бузина Олесь
07.05.2025 19:46