Венок Любви

Размышления о книге «Сура Благословенная»

1 Martina 
752
Время на чтение 18 минут

19 декабря 2020 года в праздник Святителя Николая Чудотворца протоиерей Николай Беляев последний раз служил литургию в  Иоанновском монастыре на Карповке.

 

 

I. Сура. Из прошлого в будущее

 

Рассуждение о безрассудности. – Взгляд извне

Для человека рационального идея восстановления монастыря в Суре, в 400 км от Архангельска, в суровом краю, кажется нелепостью. Череда очевидных вопросов делает такой проект безрассудным.

Одно дело строительство монастыря сто лет тому назад, когда люди хотели жить на Севере. Иное – сейчас, когда из неперспективного края в города массово уезжает молодёжь. Для любвеобильного Иоанна Кронштадтского это был родственный дар землякам, своей земле. От денежных рек, стекавшихся со всей России, он мог строить имперские храмы в медвежьем углу, в лесах Пинеги. Он хотел дать сельчанам образ благочестия. Показать пример молитвенной жизни, благотворительности и сопутствующего добродетели хозяйственного процветания. В то время в России было много желающих уйти в монастырь. Число женских монастырей с 1810 года к 1914 году увеличилось в пять раз. Общественная среда имела высокий духовный потенциал.

Зачем? По какой прихоти, для кого воссоздавать обитель? Для монахинь - экстремалов, завезённых из тёплых краёв? Разумно ли это? Духовную жизнь можно вести и в более благоприятных местах, с меньшими финансовыми вложениями.

 

Крушение несокрушимого

 

Двадцать лет рос и укреплялся в Суре монастырь, созданный по благословению Иоанна Кронштадтского в 1899 году. Собиралось сестричество. Рукополагались монахини. Строились храмы. Налаживалось монастырское хозяйство. В 1917 году здесь проживало 200 насельниц. Всему положила конец революция. В Архангельской губернии полная национализация развернулась после окончания гражданской войны и установления советской власти в феврале 1920 года. К власти пришли новые люди. Богоотступники и богопреступники.

И бесноватые большевики, и кряжистые староверы, коими наполнены были северные края, видели в роскоши церквей, золотом благолепии – зло. Безбожники и истовые молитвенники совпали в оценке богатств, распознав в нём грех, духовную порчу, соблазн. И как только вышла воля отрекаться от старого мира, с беспощадной весёлостью сокрушили каменное великолепие, перераспределили на земные нужды материалистов.

 

 

Старообрядцы

Староверы – хозяева края – много лет хранили своё понимание истины, верность своему Богу. Они, противясь давлению государственной машины, насаждающей новую Церковь, откатились на край земли, унесли с собой Святую Русь; затаились, копя силу народного самосознания, оберегая свой уклад, духовную свободу, завещанную отцами. За двести лет старообрядцы научились жить с государством. Как партизаны, хоронились в лесах, уклонялись от прямого противления. По официальным данным в конце XIX века старообрядцев на Пинеге было 4%, в действительности – на порядок больше. Велико было число «незаконнорожденных» детей из раскольничьих семьей, не освященных церковным браком. Общераспространён был переход из «мирских» в «монастырские» в зрелые годы, когда вырастали дети, и люди могли со всей ревностью выполнять все предписания веры отцов. Церковное начальство неохотно давало разрешение на строительство часовен на Русском Севере, зная, что народ станет в них молиться по-старому. Святой Иоанн Кронштадтский пытался вразумить старообрядцев проповедью и умягчить широкой благотворительностью.

 

Великим событием для Русского Севера стал указ императора Всероссийского Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» 1905 года. В Пинежье жило много старообрядцев беспоповцев. С выходом указа появилась возможность официальной регистрации приходов и строительства храмов.

Под влиянием проповеди Иоанна Кронштадтского о важности литургической жизни в 1912 г. была зарегистрирована первая единоверческая община. Старообрядец Иван Волков рукоположен во священники. Старообрядческую часовню Георгия Победоносца д. Остров Сурско-Сергиевской волости перестроили в храм.

 

Неперспективная Россия

За первые двадцать послереволюционных лет новые власти снесли или изуродовали всё церковное благолепие, истребили монахов и духовенство, за следующие пятьдесят – вытравили память о духовном прошлом народа.

Светская атеистическая школа неустанно от поколения к поколению просвещала детей: порочила отцов с их дремучей верой, равно и православных, и старообрядцев; манила городскими соблазнами: комфортом, развлечениями, образованием, карьерой – возможностями самореализации. И добилась успеха: люди позабыли о своей истории, о мощи и духовной силе. Стали стыдится своих обычаев, своей культуры. Забыли народный язык, песни, пляски. И в погоне за чужой, городской, манящей судьбой из свободных сделались ущербными. Некогда Святая земля предков превратилась в неперспективное захолустье, из которого надо спасаться всем, кто может. Тягать за городским счастьем.

Мало кто из местных на Пинеге знал в конце XX века о великом земляке – Всероссийском Батюшке Иоанне Кронштадтском.

 

 

II. Возрождение. Петербург – Суре

 

Из другого времени, из другой культуры, мы возвращаемся к себе, к иной точке отсчёта – духовной. Постепенно за шагом шаг. Возрождение монастырской жизни в Суре – один из шагов. Оно началось в 1998 году. Когда в Суру по благословению архимандрита Наума (Байбородина) на первую зимовку в суровом краю приехали отважные насельницы из Алма-Аты. Их было мало, но именно они возобновили здесь молитвенную жизнь и заложили духовную основу восстановления обители. Их появление вдохнуло надежду на возрождение в сердца местных жителей. По инициативе заслуженного учителя России Серафимы Вячеславовны Даниловой в доме священника Георгия Маковеева создали музей Иоанна Кронштадтского. Начали проводиться ежегодные Иоанновские чтения. Стала работать воскресная школа, Трудами сестёр началось восстановление Никольского храма. На пожертвования, собранные в Алма-Ате, в 2003 году закупили и доставили в Суру пять вагонов кирпича. Сёстры сами их разгружали. Кирпича хватило на полтора летних сезона. Для завершения кладки ещё пять вагонов отправили благотворители из Петербурга. Началось строительство Свято-Троицкого храма в Летовской роще. Со всей страны шли пожертвования, приезжали помогать трудники. Однако работы продвигались медленно, средств и специалистов не хватало. Во внешне воссозданном Никольском храме отсутствовали полы, окна, внутренняя отделка.

Ситуация изменилась с подключением Иоанновского монастыря Санкт-Петербурга. В 2009 году при монастыре для финансирования восстановительных работ в Суре основан благотворительный фонд «Приди и виждь» под духовным руководством протоиерея Николая Беляева.

 

Силами фонда решены многие вопросы благоустройства жизни сельчан: оказана помощь школе и больнице. Созданы приемлемые бытовые условия для проживания насельниц. В 2012 году Священный Синод Русской Православной Церкви постановил открыть Сурский Иоанновский женский монастырь и назначить монахиню  Митрофанию (Миколко) настоятельницей. Её попечением была налажена духовная жизнь в монастыре, в должном порядке содержалось имущество, велось хозяйство, под её наблюдением продолжалось строительство.

 

К восстановительным и реставрационным работам привлекли специалистов самой высокой квалификации. Был построен келейный корпус. Домовый храм в доме священника Маковеева обустроен для проведения повседневных и зимних богослужений. Достроен Никольский храм, восстановлены иконы, киоты, иконостас. Возведена каменная колокольня высотой 37 метров. Отлиты колокола. По благословению протоиерея Николая на «юбках» колоколов отлиты имена всех жертвователей. На могиле отца и сестры Иоанна Кронштадтского построена часовня святого пророка Илии. Приобретён и переоборудован в музей дом Дарьи Ильиничны, сестры Иоанна Кронштадтского. Восстановлен Свято-Троицкий скит в Летовской роще. Возрождён Успенский собор. Для проведения строительных работ передана в дар специальная техника.

 

В 2015 году состоялись Юбилейные торжества, посвящённые 25-летию прославления Иоанна Кронштадтского. Для их финансирования в 2013 году создан благотворительный фонд «Великий пастырь Иоанн Кронштадтский».

 

14 июня 2015 года в Суре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию в Успенском соборе. Ему сослужили 12 архипастырей, 220 священников из 22 стран. В службе участвовали почётные гости и несколько сот паломников. К организации торжеств были привлечены 200 волонтёров из Архангельска и 120 из Петербурга.

 

В 2016 году учреждён благотворительный фонд «Иоанновская семья». Одной из его программ стало строительство семи деревянных часовен и двух храмов в Сурском кусте деревень. Каждая часовня либо храм посвящены одному из известных чтимых образов Богородицы, и все вместе образуют «Пояс Богородицы». Проект реализовывался в 2017-2020 годах. Все строения возводились мастерами по индивидуальным проектам в традициях древнего деревянного зодчества с использованием ручной рубки сруба.  В 2020 году состоялось освящение «Пояса Богородицы».

И, конечно, все восстановительные работы требовали широкого привлечения прихожан, как личного, так и заочного: в виде сбора пожертвований, организаций благотворительных акций.

Монастырь изменил жизнь Суры. Вдохнул в неё надежду. Из неперспективного края превратил её в центр духовной жизни, куда стекаются паломники со всего мира. Многие местные жители самым активным образом участвуют в молитвенной и хозяйственной жизни обители. Для Сурского поселения монастырь стал «градообразующим» объектом.

Поднялись храмы, очищены от векового тлена брошенные хозяевами дома. Отреставрированы церковные и хозяйственные постройки. Засветилась монастырская жизнь. Зовут колокола, служатся литургии. Стекаются прихожане, съезжаются паломники из далёких городов России.

И как прежде на северных рубежах России стоит духовный страж. Идёт молитва.

 

«Яко тает воск от лица огня» расточились рассуждения о неподъёмности дела воссоздания Сурской обители.

Сам святой праведный Иоанн Кронштадтский благословил быть в Суре монастырю!

Нам не исправить грехов наших предков и соплеменников, мы можем покрыть их ошибки молитвой о них. И, созерцая величие народного подвига сонма исповедников и  мучеников, пострадавших за веру, постараться возвратить России её духовную красоту.

 

 

III. Сура – Петербургу

 

Дивная Пинега

 

Северная земля – удивительная. Колёса поезда стучат на север, за окном пробегают неказистые, заплаканные пейзажи. Ельники, болота, осины, берёзы. Крохотные кустарнички черники, папоротники. Всё такое обыденное. И чем дальше на север, тем мельче лист, ниже, ближе к земле, и пасмурней небо. Но в тоже время не покидает ощущение, что поезд бежит куда-то вверх, всё выше и выше. Откуда берётся это тайное знание – неведомо. И когда достигаешь цели странствия – попадаешь в старинные деревни на берегах студёных рек, паришь на угорах в небесах, видишь бескрайние синие леса под распахнутым над ними небом, извилистые линии рек в лесных долинах, серебристо-голубые брёвна изб – подхватывает щемящее чувство простора, воли, вечности. Ликующая радость захлёстывает сердце. Чувство полноты мира, и уязвимости этой пронзительной красоты. Дух Святой явно пребывает здесь. Ты ощущаешь духовный вихрь, соединяющий эту землю с мистической всеохватывающей тишиной неба. Холодный, студёный простор. Повсюду бьют хрустальные родники. Острые, узкие, бледно зелёные с пепельным оттенком ели. Сосновые боры на песчаных холмах, покрытых мягко-колючими коврами белого ягеля. И даже земля здесь необычная – розового цвета (красноцветные геологические отложения).

В кажущейся тишине и неподвижности тайги обитает множество жителей. То и дело встречаются любопытные бурундучки, всевозможные непуганые пичуги. Хариусы стоят в прозрачных студёных речках. И серьёзный зверь, тайно наблюдает за гостем из леса.

 

Зачем Петербургу Сура

И если начать счёты с целесообразностью, то, окажется, этот «запредельный» Сурский монастырь самым решительным образом нужен Петербургу.

Он, как некая высота, как Горний Иерусалим, к которому до́лжно идти. Который, если однажды в нём побывал, никогда не покинет сердце. Он как высокая идея, зовущая мечта, но в отличие от мечты – это реальность. Но не реальность пресыщения, а реальность труда, самоотвержения, порой скудости, суровости. Той суровости, встреча с которой осознаётся как духовная полнота бытия.

Это место, куда можно приехать, чтобы остановиться на высоте, в чистоте хрустальной задумчивости северного края, и измерить свою жизнь, сверить с той вечностью, которая не слышна в суете города, истреблена биологической плотностью человечества, приросшего к каменно-бетонным ульям. Осознать иллюзорность своего городского бытия, то есть небытия, в искусственном мире с фальшивым времяпрепровождением, с утерянными главными смыслами. Где тоска по себе самим заливается, как наркотиками, всевозможными развлечениями.

 

 

Преображение

Это место, откуда людям открываются иные духовные горизонты. Ради которого человек, увлечённый азартом зарабатывания «всех денег на свете», вдруг кидает в шапку, пущенную по кругу, свои миллионы, кладёт их на строительство храма в благословенной Суре. Просто так, ни для чего. Разрывает узы сребролюбия. Отвергнув, насмеявшись над рациональным, злым, своекорыстным. Развернувшись другой стороной: из матёрого предпринимателя делается благотворителем. И не просто отваливает деньги. Но деятельно, сердечно участвует в строительстве, опекает его, решает все вопросы. Лично ведёт свой невыгодный, разорительный проект. Приезжает за тысячи вёрст для сопровождения. Прилетает в выходные на вертолёте! До тех пор, пока не завершит дело. – Серьёзный человек.

Зачем? Чтобы, обернувшись назад, увидеть увенчанный куполом сияющий храм. Услышать звон колоколов с устремлённой к небу колокольни. В далёком-далёком крае… Это нужно ему. Это его прикосновение в высоте. Приношение и слава Богу, храмостроительство в себе самом. И как бы мы ни гордились своей честностью, и, благородно сверкая дыркой на пятке, ни противопоставляли свою правду лихому богатству – тут стоит примолкнуть.

Вот оно Сурское чудо нашего времени – восстановление утраченных святынь. Многие миллионы вложены частными благотворителями. Средства, от которых люди не стали беднее, но богаче. На эти миллионы они стали свободнее, вольнее и праведнее. – Духовно ровнее.

Здесь образовалось братство единомышленников, возрождающих Благословенную Суру. Появилась возможность для многих членов Иоанновской семьи в меру своих сил принять участие в духовном созидании обители и себя. Приехать, взойти на эту северную высоту. В качестве паломника либо трудника на строительство, на уборку, на сенокос, на прополку – на многообразную помощь монастырю. Труд нехитрый, но другой. Физический. Вольный. Простой. В городе такого нет. Пообщаться с друзьями. В совместной молитве соединиться с Богом. Преобразиться.

 

Глядя в будущее. «Архистратиг» и «Суряночка»

Есть и ещё одна великая миссия у возрождённой Святой Суры – её воспитательная роль. Здесь каждое лето работают два детских лагеря: военно-патриотический «Архистратиг» для мальчиков и «Суряночка» для девочек.

Ребята в «Архистратиге» живут в настоящем полевом лагере в палатках или деревянных домиках. Занятиями строевой и военной подготовкой руководят профессиональные военные, прихожане Иоанновского монастыря. Каждый день наполнен событиями: походами, соревнованиями, трудом. Умными беседами с наставниками и священником. И непременно с утренней и вечерней молитвой.

 

Здесь из уст отроков звучат высокие и вечные слова: «Служу Отечеству!». И мальчишки в военной форме, подтянутые, серьёзные, осознают себя востребованными Родиной, ответственными за её будущее.

Назад в город они вернуться загорелые, повзрослевшие, подобревшие, счастливые, распрямлённые. И физически и духовно. Со светлым, вобравшим северное сияние, взглядом. Не умозрительно слыхавшие на уроке истории о своей стране, но прикоснувшиеся к России. С памятью об Отечестве и служении ему. О просторе для души в выполнении долга. О святости Руси. Это знание останется с ними навсегда.

 

А в другом лагере, девчоночьем – «Суряночка» всё по-матерински. В нём уроки кулинарии, рукоделия, домоводства, ботаники, первой медицинской помощи. Занятия народным пением и танцами. Все знания добрые, тёплые. Мирные. Девочек даже учат пеленать младенцев. Воспитатели не только закладывают мысль, но дают живой опыт реализации исконных смыслов человеческого бытия. Учат девочку становиться женщиной, хозяйкой, раскрываться в материнстве. Учат нежности, ответственности. Созиданию мира семьи.

 

Пока всё это больше похоже на игру. Но останется навык радости быть умелой и полезной. Радости творчества в мелочах. Чувства подлинности жизни, в которой нет мелочей. Где из мелочей ткётся ответственейшее полотно судьбы – своей, родных, домочадцев.  Если смотреть шире – судьбы страны. И то, насколько оно будет добротно и красиво – зависит от каждого мгновения.

И, конечно, молитва освящает всю жизнь в «Суряночке», беседы с наставниками и священником о главных вопросах.

 

Жизнь в лагерях строится на традиционных отношениях доверия и дружбы со старшими,  с нежностью, строгостью, заботой и любовью – без конфликта отцов и детей. В этих детских лагерях решаются взрослые вопросы – прививаются навыки умения чисто жить, даётся опыт свободы души в послушании, желания и радости на совесть потрудиться для других. Опыт православной жизни. Опыт встречи с Русским Севером, с родиной Иоанна Кронштадтского – со Святой Русью.  Это то главное, что должны увезти в сердце дети.

 

Но и наставники и организаторы лагерей в Благословенной Суре в совместном труде также разворачиваются друг ко другу самой тёплой, творческой и бескорыстной стороной. Чтобы в городе продолжить дружбу, сохраняя память о прекрасных людях, получив опыт деятельной любви и свободы от уз себялюбия. Урок взаимной любви.  

 

А то, что Благословенная Сура далеко, не в шаговой доступности – благо. К высоте святой земли нужно паломничество. Нужно особо захотеть прикоснуться к её первозданной красоте. Нужно потратить силы, потрудиться, отринуть всё суетное привычное, чтобы начисто начать жить в совершенно ином светлом подлинном мире. С Богом.

 

IV. Россия – великая судьба

 

О чём же книга Сура Благословенная? О нашем времени. О том огромном потенциале праведности русского народа, который сохранён и реализован в деле возвращения порушенных святынь. Святынь материальных и храмов духовных.

Эта книга-летопись восстановления Суры долго не выходила. Материалы были готовы, но о. Николай всё не давал благословение на издание. Он хотел, чтобы все, кто особо потрудился, были в ней отмечены, чтобы никого не забыть благодарным вниманием. А строительство шло, дело возрождения продолжалось, появлялись новые добрые люди со своей лептой, и невозможно было поставить точку.

 

Книгу издали после смерти Батюшки.

На великолепной бумаге. С прекрасными цветными фотографиями, добрыми умными текстами. Сделанную с большим вкусом и любовью.

Эта книга о наших современниках. О том, как может неожиданно, всем сердцем повернуться ко Господу человек. Будто почка добра: праведности, бескорыстия прозябает в сердце. И нужно лишь прикоснуться к нему волшебным словом пастыря, дать весть, что он нужен Богу, его помощи ждут люди. И цветок раскрывается – каждый служит своим даром: материальной мощью или двумя лептами вдовы; творческими умениями: музыкальными, литературными, кулинарными, строительными, военными – разными, по благорасположению сердца.

 

И человек, оставив всё своекорыстное, злое, горделивое, примитивное, выпроставшись из коросты ограниченности, расправляет крылья, становится способным видеть вокруг себя других людей, служить им; способным видеть историю России, наши победы и исторические уроки, видеть прошлое и будущее Отечества и самому созидать историю. И своё служение, пускай с малым вектором силы, направить по путям Господним. Стано́вится сотворцом другого – настоящего мира, сияющего любовью и благословленным Господом.

 

Эта книга – венок любви.

Благодарность Батюшки благотворителям, сотрудникам, духовным чадам, членам Иоанновской семьи. Тем, кто жизнь свою строил со смирением, не ища своей воли, с лёгким открытым сердцем доверяя, как благой доле, той, что указана духовным отцом, по «Благословите, Батюшка!». Тем, кто помогал воплощать грандиозные замыслы по возрождению Суры.

Эта книга и благодарность людей отцу Николаю за веру и молитву о них.

 

В книге много фотографий. Отец Николай рядом с прихожанами, благотворителями, соработниками, с духовными чадами, в чьи сердца он вошёл и кого взял в своё сердце. Он среди нас. Подтверждая это молитвенно и документально. Он рядом. Но ведь и мы рядом с ним! В одном времени, в одном Отечестве, во едином Господе.

И пока это так – у России великая судьба!

Л. Ф. Московская, член Союза писателей России

 

 

 

 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Людмила Московская
Сосны
Стихи
01.09.2022
Найти человека
2.Размышления о творчестве Николая Михайловича Коняева (25.08.1949 - 16.09.2018)
15.09.2021
Найти человека
1.Размышления о творчестве Николая Михайловича Коняева (25.08.1949 - 16.09.2018)
14.09.2021
Духоносный пастырь
Памяти протоиерея Николая Алексеевича Беляева († 12.01.2021)
20.01.2021
Любовь как русская идея
К 110-летию со дня рождения А.Т. Твардовского (21.06.1910 –18.12.1971)
23.06.2020
Все статьи Людмила Московская
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35