Сегодня в России отмечается День славянской письменности и культуры, установленный в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. О значении этого праздника размышляет в интервью «Русской народной линии» директор Мемориального музея-квартиры св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, научный сотрудник музея Ф.М.Достоевского, настоятель Петро-Павловского храма в с. Сомино протоиерей Геннадий Беловолов:
День славянской письменности и культуры - один из самых необходимых и насущных праздников для России, для нашего духовного самосознания и нашего внутреннего самоощущения. Это наш цивилизационный праздник. Если сказать кратко, это праздник нашей славянской цивилизации.
Этот праздник масштабирует нашу культуру в размахе тысячелетий, начиная с 9 века, когда была создана славянская азбука, до сегодняшнего дня, от Кирилла и Мефодий до Сергея Бехтеева и Николая Рубцова. Больший масштаб нашего культурного бытия задать невозможно.
Торжество в честь Кирилла и Мефодия как государственный праздник было учреждено в 1991 году. Но история праздника началась в России еще до революции. Общественное почитание славянских первоучителей было возрождено в связи с 1000-летием создания славянской азбуки, праздновавшегося в России в 1862 году.
Как это не удивительно, но до этого юбилея в богослужебной практике славянских церквей, (Сербии, Болгарии, России), не совершалась специальная соборная служба славянским первоучителям (их памяти совершались раздельно).
В 1861 году в Синод обратился с рапортом епископ Смоленский Антоний (Амфитеатров), который обратил внимание на то, что в Минеях под 11 мая отсутствует служба Кириллу и Мефодию, а в Месяцеслове им нет ни тропаря, ни кондака. Такую службу необходимо было составить и ввести в богослужебное употребление. Начинание поддержал авторитетный митрополит Филарет (Дроздов), а также Император Александр Николаевич. В 1863 году Российский Святейший Синод установил ежегодное соборное празднование в честь Мефодия и Кирилла 11(24) мая «в память совершения тысящелетия от первоначального освящения нашего отечественного языка Евангелием и верою Христовою» (эта дата связывалась с древним праздником святых). Юбилей вызвал научный интерес к наследию братьев-учителей. В 1865 году был издан «Кирилло-Мефодиевский сборник, в память о совершившемся тысячелетии славянской письменности и христианства в России» под редакцией М.П.Погодина, включавший публикацию большого количества первоисточников, связанных с деятельностью Кирилла и Мефодия.
Также торжественно отмечалось в России тысячелетие преставления Мефодия 6 апреля 1885 года, по случаю чего в Исаакиевском соборе Петербурга было совершено торжественное богослужение в присутствии Императора Александра Александровича. В том же году указом Синода в 1885 году соборная память Кирилла и Мефодия 11/24 мая была отнесена к праздникам с бдением. А в 1901 году Синод определил совершать ежегодно это празднование во всех храмах при учебных заведениях духовного ведомства с молебном Мефодию и Кириллу и освобождением учащихся от занятий. К 11/24 мая в церковных школах также приурочивался ежегодный выпускной акт.
При гимназиях и университетах возникали Кирилло-Меодиевский кружки (особенно в Малороссии), способствовавшие возрождению национального общеславянского самосознания.
После революции новая власть, реализуя план переформатирования исторической памяти русского народа, предала забвению имена Кирилла и Мефодия. Возрождение праздника стало одним из многообещающих знаков духовного возрождения России в начале перестройки.
В 1985 году, когда отмечалось 1100-летие преставления Мефодия, день 24 мая был объявлен литературной общественностью «праздником славянской культуры и письменности». Первое празднование прошло 24 мая 1986-го в Мурманске — самом северном городе страны. Онователями стала группа подвижников во главе с местным писателем Виталием Масловым и его московскими коллегами Владимиром Крупиным, Юрием Кузнецовым, Владимиром Личутиным и некоторыми другими. 30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении «Дней славянской культуры и письменности».
Это один из немногих универсальных праздников, который органично соединяет историческую, государственную, национальную и церковную составляющие. В нем заложен огромный потенциал. Он мог бы стать одним из главных народных праздников России и всего славянского мира.
Но сказать, что этот праздник состоялся и стал всенародным, при всем желании я, к сожалению, не могу. В настоящее время праздник является рядовым днем, его празднование ограничивается локальными официальными мероприятиями в
Москве или каком-нибудь еще городе, в которых участвует небольшое количество людей. Праздник выливается в постановочную картинку для теленовостей. Многие люди об этом празднике вообще не знают и 24 мая для страны в целом остается обычным днем.
Это ставит ряд проблем. Главное, что такие праздники так праздновать нельзя. Лучше уж тогда вообще оставить Кирилла и Мефодия в покое. Почему праздник пока не стал всенародным? Здесь несколько причин. Праздник славянской письменности несет определенную идею. И в этом смысле он не до конца вписывается в современную секулярную светскую идеологию, которая у нас закреплена на уровне Конституции. Хотя именно это обстоятельство делает праздник еще более необходимым и востребованным. Такие праздники формируют нашу национальную идеологию на уровне общественного сознания.
Второй причиной того, что праздник еще не состоялся как народное торжество, является то, что не выработано форм его празднования. Те, кто создает праздники, за него в ответе. Мало учредить новый праздник, надо продумать и придумать формы его празднования: красивые традиции, массовые шествия, осязаемые символы, узнаваемые знаки, любимые песни и даже блюда и тосты. Праздник - это не абстракция, не просто лист календаря, а конкретные формы социальной активности и жизни людей. Живут и побеждают те праздники, которые нашли свои формы празднования.
Если учреждать праздник, то нужно подключать знатоков старинных традиций, и режиссеров и сценаристов и просто креативных людей.
За последние десятилетия на государственном уровне было принято несколько важных по содержанию праздников, таких как «День России», «День народного единства», но они не нашли своих адекватных форм празднования. Праздники - есть, а празднования — нет. В эти дни люди не знаю, что делать. Люди знают, что делать 9 Мая, на Новый год, 8 марта. Но что делать в «День России» никто не знает. Никакой подсказки, программы, повестки дня учредители этих праздников не придумали. И люди просто уезжают на дачи.
У нас любят те праздники, где есть яркие формы празднования, где люди знают, что делать: на Новый год надо приготовить оливье и сесть за стол, на
День Победы пойти на парад или митинг у сельского обелиска. Почему даже такие неукорененные в нашей истории праздники, как 8 марта и 23 февраля, любимы? Потому что у них есть конкретная повестка дня: в День защитника Отечества женщины должны поздравить мужчин, а спустя две недели они меняются ролями и мужчины уже накупают цветов и поздравляют женщин. 9 мая - надо поздравить «деда за победу». Несколько лет назад была сделана гениальная находка, когда стало возможно пройти с портретом своего воевавшего деда в шествии «Безсмертного полка».
Обратите внимание, что даже в Церкви наиболее популярными являются те праздники, в которых есть какой-то овеществленный символ: на Троицу — освящают березку, на Преображение — яблоки, на Крещение — воду, на Вербное воскресенье — веточку вербы. На масленицу пекут блины, на Пасху красят яйца. Это делает праздник осязаемым, красивым и понятным. Люди знают, что им делать, куда идти, что принести, что готовить и чем угощать. Самые любимые праздники те, которые достигают нашего стола. По-настоящему народные праздники празднуется не только площадях, но и в семье в домах. Если праздник празднуется за столом, его никто и никогда не победит. Пасху не смогли отменить даже в самые лютые годы безбожных гонений. Крашеные яички победили научный атеизм.
К сожалению, праздник славянской письменности пока не стал народным и любимым по причине отсутствия форм празднования. Он не имеет символики, традиций, сценария (кого поздравлять?), программы действий. Кроме крестного хода и выступления на трибуне важных лиц в этот день ничего не предлагается. И поэтому неудивительно, что народ в большинстве своем о нем не знает. К нему не готовятся ни в школах, ни в домах культуры, ни в городах, ни в весях.
Чтобы решить эти проблемы, нужно ответить на вопрос, как его праздновать?
Этот день нужно выделить значимыми событиями всероссийского масштаба. Необходим какой-то креатив.
В России уже два десятилетия в начале марта проводится т.н.«тотальный диктант». Инициатива Новосибирского университета стала всероссийской традицией. А почему бы не приурочить это интересное мероприятие по повышению народной грамотности ко Дню славянской письменности? Ведь это совпадает с идеей праздника. Одна эта акция сразу вовлечет в празднование тысячи участников, причем именно за столом у себя дома. А наградой могла бы быть грамота или знак Кирилла и Мефодия. Давайте обратимся в Главный штаб Тотального Диктанта в новосибирском Академгородке с этой инициативой — проводить Всеобщий Диктант в день памяти создателей той азбуки, грамотность пользования которой и проверяется.
Более того, в этот день можно было бы проводить и Всероссийскую олимпиаду по русскому языку, причем сделать ее не только школьным мероприятием, но дать возможность участвовать в ней разным возрастным категориям. Уже одна эта акция обеспечила бы празднику всенародный статус.
На телевидении была бы уместна тематическая викторина или игра «Что? Где? Когда?», посвященная нашей азбуке. Если центральные телеканалы не заинтересуются, можно провести подобную игру на телеканале «Спас».
В этот день также можно проводить мастер-классы старинной каллиграфии, на которых раскрывалось бы богатство древних буквиц, строгого уставного письма затейливой скорописи.
Яркой традицией празднования Дня славянской письменности могло бы стать обязательное в этот день чтение книг в семейным кругом, прекрасный, но забытый ныне обычай старой России. Можно объявить всеобщий «Час всероссийского чтения», к примеру, в 8 часов вечера предложить всем взять с полок любимые книги и почитать их с близкими и родными людьми. Уверен, что если не все, то многие откликнулись бы на этот почин.
На открытых площадках можно проводить выступления мастеров художественного чтения, а также конкурсы чтения для желающих, чтобы люди вышли, встретились и почитали или послушали вместе наших классиков. Эти идеи не требуют больших средств, нужно креативно и увлекательно организовать их. Можно начать с детей, а за ними подтянуться и взрослые.
Хочу обратить внимание на тот факт, что у нас в стране очень мало памятников Кириллу и Мефодию. Скажут, что это дело дорогое и непростое. Но ведь смогли же в считанные годы по всей стране установить десятки, если уже не сотни, памятников Петру и Февронии, хотя, очевидно, что по значимости Кирилл и Мефодий превосходят наших муромских князей. Даже если я очень захочу отпраздновать этот день, некуда пойти, негде собраться.
Памятников Кириллу и Мефодию в России должно быть много: в городах и весях, в школах и университетах. Они должны стать центром празднования Дня славянской письменности. К ним будут приходить люди возлагать цветы, возжигать свечи, проводить собрания, к ним могут праздничные шествия.
Но можно было создать памятник и самой нашей азбуке. Такого памятника у нас нет. А почему бы в самом деле не почтить те буквы, которыми мы пользуемся каждый день и час?! Это может как сам алфавит в виде книги или свитка, или отдельные буквы, как например, памятник букве «О» в Вологде на Соборной горке.
Также нужно высказать сожаление, что образ Кирилла и Мефодия не достаточно воплощен в художественных образах. Практически нет о них песен, мало прозы и стихов, нет спектаклей и фильмов. Сколько написано песен о первой школьной учительнице, а о наших славянских первоучителях не помню ни одной. Здесь большой простор для писателей, поэтов, авторов-исполнителей.
Что касается шествий, то тут скорее нужно совершать не привычные церковные ходы, потому что некоторая часть наших сограждан не вольется в их ряды. В настоящее время открытая церковность стала отпугивать часть общества. Печальные события в Екатеринбурге показали, что медовый месяц Церкви и общества закончился. Мы уже живём в другой реальности. Необходимо совершать народное праздничное шествие, допускающее элемента карнавала и театрализации. К примеру, на таком шествии можно было бы нести воздушные шарики с буквами славянского алфавита, которые в заключение можно запустить в небо - и получится красивое зрелище — небо в славянских буквах.
Участники такого шествия могли бы одеть футболки с изображением кириллических букв. Из таких живых букв можно было бы составлять слова и даже целые фразы. Шествие могло бы выглядеть как живой свиток с значимыми фразами, например: «В начале было Слово», или «Аз. Буки. Веди», или «Братья Кирилл и Мефодий», или «Мы — славяне» и т.д. Уверен, что фотки и селфи с такими «живыми словами» тут же разлетелись бы по интернету.
Азбука — это средство, а цель — это слово, письменность, книга. Центром праздника должна быть книга. Праздничные шествия можно было бы проводить с любимой книгой в руках. Взять раз в году с полки свою любимую книгу и показать ее всему миру, пройти с ней в шествии «книжного полка», принести к памятнику Кирилла и Мефодия. Ведь они также имеют отношение к этой книге, потому что она написана их буквами. Это было бы ярко и интересно. Возьми свою любимую книгу и потрет любимого писателя и пройди по улицам любимого города.
Надо сказать, что шествие с книгой глубоко укоренено в русской традиции.
Мы видим на иконах многих святых с книгой. Сам Господь с Евангелием, преподобные со свитками, святитель Николай с Евангелием. Есть иконы, на которых Божья Матерь читает книгу. На Богослужении один из важных моментов — так называемый «вход с Евангелием», когда диакон или священник высоко воздевая над собой входит Царскими вратами с Евангелием. Крестные ходы также совершаются несением Евангелия.
Такое шествие с книгой может стать сердцевиной народного шествия. Впереди главная книга — Евангелие, а за ним люди несут свои любимые книги, написанные той же азбукой и теми же буквами. Такой необычный книжный ход был бы очень интересен, вдохновил бы многих влиться в него. Я бы с удовольствием взял книгу о.Иоанна Кронштадтского или Фёдора Достоевского и прошёл бы с ними в «книжном полку». Мне было бы интересно посмотреть, какие книга будут в руках у моих соотечественников - у соседей, у ближних, у молодых и пожилых людей. Это был бы интересный обмен своим читательским опытом, мнениями и впечатлениями.
После «книжного хода» — всенародное чтение у памятников русским писателям (за отсутствием памятников Кириллу и Мефодию), в парках, на площадках, на сценах. А завершится праздник семейным чтением.
Потенциал этого праздника, как видим, неисчерпаем. Можно проводить карнавалы, книжные ярмарки и базары, приуроченные к этому дню. У нас есть большие книжные ярмарки, но они проходят в разные сроки и ничто их не связывает с именами Кирилла и Мефодия.
Хотелось бы еще отметить общеславянское значение праздника. Этот день в настоящее время является единственным праздником, который объединяет славян. Кирилл и Мефодий являются первоучителями для большинства славянских народов, в том числе и католических. Они проповедовали в Моравии, на территории нынешней Словакии. День славянской письменности и культуры является также государственным праздником в Болгарии, Чехии, Словакии, Северной Македонии и включает в свою орбиту весь славянский мир, напоминая о наших общих духовных и этнических корнях. К тому же он является неразрывным связующим мостом между Россией и
Украиной. Украинцы просятся в Европу, забывая, что Европа - это другая, латинская цивилизация, где наследие Кирилла и Мефодия воспринимается как иная традиция. И поэтому мы для Европы всегда будем другими и чужими. По сути День Кирилла и Мефодия - это праздник нашего славянского единства. Его празднование требует международного уровня и масштаба.
Вся наша проблема в том, что мы пользуемся наследием Кирилла и Мефодия, но не осознаем этого. Каждый день пишем, читаем, стучим по клавиатуре с кириллическими буквами, забывая, чей это дар, чье это наследие? Но Кирилл и Мефодий — не просто технические создатели славянской азбуки, в церковной традиции они именуются «славянскими первоучителями». Это более емкое определение их исторической миссии. Азбука стала формой проповеди и просвещения. К ним мы вполне могли бы обратить слова известной песни о первой учительнице:
«Признанье выражаем вам сегодня.
От всей души спасибо говорим
И искренне за всё благодарим».
Кирилл и Мефодий были с нами всегда и останутся с нами навсегда, даже если мы об этом забываем. Поэтому нам нужен этот праздник, нужны яркие зримые формы празднования — креативные, новые и укоренные в традиции, вдохновляющие и понятные для людей. По-настоящему народный праздник объединяет весь народ. Его должны ждать, готовиться и радостно переживать. Этот праздник может стать одним из самых ярких, любимых всенародных торжеств нашего духа.