«Духовное становление поэта – долгий и трудный путь»

В Санкт-Петербурге в церковном доме храма Рождества Иоанна Предтечи прошел вечер, посвященный памяти Александра Пушкина

13.02.2019
10 февраля в Санкт-Петербурге в церковном доме храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове состоялась встреча, посвященная памяти А.С.Пушкина, сообщили «Русской народной линии» устроители мероприятия. 

Сначала поэта молитвенно вспомнили в храме: он снимал дачу на Каменном острове и неоднократно бывал здесь и на службах, и на крещении троих своих детей. Под влиянием великопостных богослужений в конце жизни Александр Сергеевич написал Каменноостровский цикл стихов. С их анализа настоятель храма протоиерей Вадим Буренин и начал встречу. Один из стихов перекликается с молитвой св.Ефрема Сирина, и его содержание свидетельствует о том, какой богатый духовный мир стяжал автор в конце сложного жизненного пути. 

«Александр Сергеевич честен – он не выдумывает, не фантазирует ради красивого слова, - отмечает отец Вадим. - Он пишет о своих личных переживаниях, о своем молитвенном общении с Творцом. Мы видим, что этот человек, когда-то искушённый духом неверия и испытанный светской хладностью к вере, наконец-то обрел Бога. И своим познанием делится с нами, как умеет – через стихи».

Батюшка спросил, кто из присутствующих перечитывал произведения Пушкина, например, «Капитанскую дочку». Все заулыбались, но несколько рук поднялись. «С возрастом мы по-другому воспринимаем то, что читали, а может и просто пробегали глазами в молодости. И поэтому, по возможности, найдите время перечитать эти произведения».

«Духовное становление поэта – долгий и трудный путь, - рассказали устроители вечера. - Большим количеством примеров это продемонстрировала в своём докладе прихожанка храма, филолог и преподаватель церковно-славянского языка Татьяна Витальевна Гарина. Она последовательно показала, как меняется творчество поэта в разные этапы его жизни. Сначала это юный, дерзкий лицеист, молодой повеса, из-под пера которого выходят и такие строки, которых он будет стыдиться в зрелом возрасте. Окруженный духом Просвещения, он размышляет на тему неверия. Однако, когда "холодный ко всему и чуждый к умиленью поэт оказывается в ссылке в Михайловском, он вдруг начинает менять свои взгляды. Тишина и покой уединённой жизни, величие природы, изучение архивов Святогорского монастыря, - всё это оказывает сильнейшее влияние на юного человека, и редкие посетители замечают в нём разительные перемены"

"Вы представляете, как промыслительно может быть то, что мы считаем наказанием! Вроде ссылка, наказание, но Господь обратил её на пользу человеку. Лишившись светской суеты, он остался наедине со своей душой и  не потерял, а только приобрел", - подчеркнула Татьяна Витальевна. Затем она зачитала и строки из малоизвестных произведений, не знакомых широкому кругу читателей. 

"Пушкин с детства и навсегда" - это не высокопарные слова, это истина, которую доказала в своём выступление прихожанка храма Марина Сергеевна Смирнова. Она вспомнила, как в детстве, вместо колыбельной, мама напевно читала ей сказку о рыбаке и рыбке. В школьные годы, когда выпадал снег, кто-нибудь обязательно торжественно провозглашал "Зима!.. Крестьянин торжествуя…" или "Мороз и солнце!" А если летом погода не радовала, то друг друга утешали словами "Но наше северное лето, карикатура южных зим" - и как-то переставали роптать на погоду, ведь, значит, такому лету и положено быть в наших краях. 

В пушкинских сказках Марина Сергеевна впервые услышала слово Бог. 
 
"Я воспитывалась в атеистическое время, и поэтому только из этих сказок могла узнать, что в путь надо отправляться, "помолясь усердно Богу", или зажигать свечу и молиться о ком-то. Про это же никто не рассказывал. А Пушкин рассказывал, и своими сказками сеял добрые семена, которые взошли через столько лет! Теперь я сама читаю его произведения своим внукам". Марина Сергеевна прочитала стихотворение "Пророк", которое когда-то учила для школьного экзамена, но тогда не понимала, кто такой Серафим, и понятия не имела о пророке Исайе». 

«Всех очаровала ученица воскресной школы Варя Волочковская, - с восторгом признались организаторы вечера. - Чтобы войти в образ, она надела русский сарафан и, как настоящая актриса, прочитала "Сказку о мертвой царевне и семи богатырях". Слушатели просто не могли не улыбаться, любуясь на Варечку, - она с таким чувством передавала слова героев. И нисколько не смутилась такой взрослой аудитории.

Удивила своим произведением прихожанка храма, художница Наталия Шталь. Она вынесла на наш суд историю, написанную от имени… паперти  церкви. Точнее сказать, её верхней ступени, ведь остальные ступени поглотил поднимающийся Каменноостровский проспект. "Героя моего рассказа почти никто не замечает, смотрят, но не видят.. . Да и что там не замечают, о него спотыкаются и вытирают ноги.. . Причём, разные особы: и самовлюбленные романтики и раскаявшиеся грешники…" Если самому читать произведение, то кажется – это просто рассказ. Но когда его озвучила автор, то оказалось, что в нём есть определённый ритм, рифма, и даже какая-то певучесть. 

В совершенной тишине пушкинские строки прочитал священник Константин Слепинин. Сцена дуэли Онегина и Ленского из романа "Евгений Онегин" обнаженно, без прикрас, показывает убийственное безумие, которое охватывает вчерашних друзей, не примирившихся ради "ложного стыда" пред светом. Вспомнилась Евангельская притча,  призывающая мириться с соперником, пока ещё не поздно. Ленский опоздал… А отрывок из произведения «Пир во время чумы» показал, что мировоззрение: "Станем есть и пить, ибо завтра умрем!" (1Кор 15:32) было актуально и во времена святого апостола Павла, и во время жизни Пушкина, и сейчас. Выбранными из произведений отрывками отец Константин хотел показать, что: "…Проповедь не обязательно должна быть назидательной дидактикой. Можно художественными средствами показать плоды человеческих страстей, и читатель (или слушатель) сделает выводы сам». Чтобы не заканчивать на мрачных нотах, а перейти на лирический лад, он прочитал стихотворение "Что в имени тебе моём?"

О последних днях жизни Александра Сергеевича рассказала Лидия Ивановна Майорова. Видно было, как она переживает всё, что говорит – это волнение передалось и слушателям. Как итог жизни поэта прозвучали слова священника, приглашенного исповедовать и причастить умирающего: "Вы можете мне не поверить, но я скажу, что я самому себе желаю такого конца, какой он имел". Известно, что Пушкин простил своего убийцу и просил за себя не мстить. Выступление Лидия Ивановна закончила пронзительным стихотворением М.Ю.Лермонтова "Смерть поэта"».

На встрече звучали песнопения на стихи А.С.Пушкина в исполнении профессионального и любительского хора храма.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий