В комментариях к моей статье о творчестве Александра Исаевича, которая, заметим, была литературным разбором конкретного рассказа, появились протесты, видимо, поклонников А.И. Это закономерно. Даже среди моих близких друзей, людей, которых я люблю и уважаю, есть те, кто искренне верит А.И. В том-то и штука, что при всей, казалось бы, топорности литературной работы, А.И. не бездарен, в нем живет великий дух соблазна, увлекший многих. Он умел насыпать соль на раны, задеть за самое живое в русском человеке. Такой соблазн исходит от многих «шестидесятников» - Бродского, Довлатова, отчасти Вознесенского... и других. В них вроде бы и боль за Россию и... какая-то нелюбовь и боязнь ее. А порождено это все - неприятием действительности - то есть, непониманием Божьего Промысла.
Я ведь написал очень краткий разбор творчества А.И. Не стал, например, цитировать из его романов - там иногда за голову схватишься! А то и за сердце! И критику не цитировал - например, письмо маршала Чуйкова, возмущенного тем, что, по А.И., штрафбаты отстояли Сталинград (а их тогда еще и не было). В нашей литературе вообще фантастики много. Например, в романе Гроссмана про Сталинград зеки поют в 42-м году «Ванинский порт», который написан Александровым, по его же словам, в 1956 году и т.д. Так что ж удивительного, если штрафбаты обороняют Сталинград! Это ж «художественное исследование»! А «художник» ради красного словца не пожалеет и отца. Ведь «картина маслом» задумана. Без всяких «треугольничков».
Теперь о цифрах. Я сказал, что (для примера взял 1937-й) сидело 900 тыс., а у А.И. упоминается 50 млн. Дело в том, что это результат именно Солженицынских технологий (очень эффективных, заметим, до сих пор действуют на многих!) Если мы кликнем: «сколько сидело», то получим вполне официальные цифры (теперь все рассекречено). За 1937 год мы видим, что в ИТЛ находится 820 481 человек, а вместе с тюрьмами и ИТК -1 196 257. (Это всего, вместе с уголовными, которых большинство). На самом деле меньше, т. к. тюремная статистика - это количество выписанных на арест ордеров. А многих арестовывали и отпускали в том же году. Так, например, трижды арестовывали и отпускали Л.Гумилева, О.Мандельштама, О.Бергольц... Но я этого не касаюсь, а просто даю округленно 900 тыс. - как среднюю цифру.
А вот цитата из «ГУЛАГа»: «По подсчётам эмигрировавшего профессора статистики И.А.Курганова, от 1917 до 1959 года без военных потерь, только от террористического уничтожения, подавлений, голода, повышенной смертности в лагерях и, включая дефицит от пониженной рождаемости, - оно обошлось нам в... 66,7 миллиона человек (без этого дефицита - 55 миллионов).
Шестьдесят шесть миллионов! Пятьдесят пять!
Свой или чужой - кто не онемеет?
Мы, конечно, не ручаемся за цифры профессора Курганова, но не имеем официальных. Как только напечатаются официальные, так специалисты смогут их критически сопоставить. (Уже сейчас появилось несколько исследований с использованием утаённой и раздёрганной советской статистики, - но страшные тьмы погубленных наплывают те же)» (А.Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ. т.2; ч.3; гл.1)
Еще раз выделю строку: «только от террористического уничтожения, подавлений, голода, повышенной смертности в лагерях и, включая дефицит от пониженной рождаемости, - оно обошлось нам в... 66,7 миллиона человек (без этого дефицита - 55 миллионов)»
То есть - в лагерях от террора, голода и пр. погибло 55 млн. Тут фраза построена так, что можно ее толковать, что всего в СССР умерло от репрессий 66,7 миллиона (А сколько тогда сидело! - подумает с ужасом читатель!!!), но фраза воспринимается так, что именно в лагерях умерло 66, 7 миллионов человек. В других местах А.И. пишет про 15 млн. и про 20 млн. Я лет 30 не перечитывал «ГУЛАГ» (и не испытываю ни малейшего желания перечитать), но в мозгу все это сидит. И ладно бы в мозгу - занозой в сердце. Ведь и у меня, как у многих, среди ближайших родственников - и погибшие и отсидевшие. Вот тетин муж - «дядя Леша» - на Беломорском канале от звонка до звонка. Рассказывал он что-нибудь «Солженицынское»? Нет. Кучу песен привез оттуда и благодарность, что спасли от блатной «малины». Трудно было там? Да, конечно, а где легко? Учил меня, подростка, на гитаре играть. До сих пор большую часть его репертуара помню. И когда взрослым уже работал прорабом на зоне - очень его рассказы пригодились. А в Брежневские времена зона ничем не отличалась. А сейчас, сколько сидит в РФ? А столько же, сколько в 1937-м (хотя население у нас значительно меньше стало). И вы думаете, все сидят по делу? И политических нет? Ну-ну, думайте дальше. Что же нынешние правозащитники молчат? Вместе с президентом отмечают юбилей.
Так, что приношу свои извинения, как говорили одесские ЗК: «дико извиняюсь за компанию»), что 66,7 млн. округлил до 50-ти. Да, я в порыве «художественного исследования» тоже построил фразу неточно. Надо было не «а у него 50 млн. сразу», а «66,7 млн. умерло за весь период», но ведь из того, что всего умерло 66 млн., можно экстраполировать в духе А.И., что в 1937-м сидело 50 млн. Это все его работа - совсем небезобидные манипуляции с подсознанием. И всякий, кто давно не перечитывал, абсолютно уверен, что в «ГУЛАГе» именно так. А спроси - все профессор Курганов виноват! Вот и у читателей «Пасхального хода», заколдованных автором, тоже остались такие убеждения: пьяные, курящие комсомольцы, вырывают у православных из рук пасхи и куличи. Ребятушки, какие куличи могут быть в Пасхальную ночь - их освящают накануне. Никто с куличом на крестный ход не ходит! Как его можно «вырывать»? Но, вот «великий православный писатель» поработал - и люди кивают головами - «да, да прямо-таки и вырвали»! Так строилась литература «борцов за свободу». Так переформатировались мозги. Так вот и разрушили наш Союз. И продолжается...
Андрей Грунтовский, писатель, поэт, руководитель «Театра народной драмы»
2. уважаемому автору, с уважением
1. так и разрушили наш Союз