От редакции: В связи со 100-летием со дня рождения писатель А.И. Солженицын оказался в центре внимания общества. «Русская народная линия» дает возможность высказаться как сторонникам, так и противникам юбиляра, поскольку Солженицын остается одной из самых пререкаемых фигур нашей истории и культуры. Для журналистки Галины Сиротинской Солженицын - великий писатель и патриот.
В этом году Россия отмечает столетие со дня рождения великого русского писателя, лауреата Нобелевской премии Александра Исаевича Солженицына.
В 20 веке, пережив заточение в сталинских лагерях и онкологическое заболевание, Солженицын по Промыслу Божию создаёт настоящую энциклопедию русской жизни - книгу в нескольких томах «Архипелаг Гулаг». За антисоветские произведения правительство
СССР приговорило Солженицына к изгнанию за пределы страны. Вернуться он смог только в 1994 году.
Александр Исаевич был верным сыном Русской Православной Церкви, отпевали его в Донском монастыре. Не всегда его отношения с Патриархией складывались просто, но это не было виной священнослужителей, а порождением суровой реальности советского быта.
1972 год – Неделя Крестопоклонная Великого поста – А.И. Солженицын направил письмо Святейшему Патриарху Пимену. Это письмо (по времени написания получившее название Великопостного) было реакцией писателя на Рождественское послание предстоятеля Русской Церкви к пастве (прежде всего - к русским эмигрантам). Патриарх обратился к русским людям, находившимся в рассеянии, с призывом воспитывать в своих детях наряду с любовью к Родине любовь к Матери-Церкви.
Солженицын писал о бедственном, бесправном положении Церкви в родном Отечестве: «На каждый действующий храм - двадцать в запустении и осквернении… О колокольном звоне мы уже и спрашивать не смеем… Даже Евангелия у нас нигде не достать, даже Евангелие везут к нам из-за границы…». Все верно было в этом письме, получившем широкое хождение в Советском Союзе и за его пределами, многократно озвученном зарубежными радиостанциями. Но сам тон письма свидетельствовал об отстраненности автора от бед и тягот Русской Церкви. Прочитав это послание, патриарх Пимен с горечью произнес: «Побывать бы ему в моих башмаках только пару дней… Но пусть пишет!».
Возвратившись в Россию, Солженицын получил возможность уже в полной мере и свободно участвовать как писатель, публицист и общественный деятель в возрождении нашего Православного Отечества. Его труды ценил и благословлял Патриарх Алексий Второй. Вот что он писал в поздравлении Солженицыну на день его 85-летия 11 декабря 2003 года: «Ваша судьба, Ваша жизнь и Ваше творчество уже стали неотъемлемой частью российской истории и судьбы нашего народа».
Патриарх с большим уважением отозвался о тех испытаниях, которые выпали на долю писателя. «Вы с честью прошли испытания Великой Отечественной войны, Вас не сломил ни гнет репрессий, ни ужас лагерей, Вы не сдались в 60-е - 70-е годы, когда Вас пытались замолчать и исключить из духовной жизни нашего народа. Вас изгнали из Отечества, но не смогли исторгнуть из сердец многих тысяч россиян. И Вы вернулись на Родину, когда она обрела свободу», - отметил Патриарх Алексий. Ещё в 1998 году Русская Православная Церковь наградила Солженицына орденом святого Даниила Московского.
Солженицын был награждён Государственной премией Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности (2007 год). 12 июня 2007 года президент
Владимир Владимирович Путин посетил Солженицына и поздравил его с присуждением Государственной премии.
Писателю Бог дал мирно умереть в своём Отечестве после многолетних испытаний и изгнания. Александр Солженицын скончался 3 августа 2008 года на 90-м году жизни в своём доме в Троице-Лыкове. Смерть наступила в 23:45 по московскому времени от острой сердечной недостаточности.
Заупокойную литургию и отпевание 6 августа 2008 года в Большом соборе московского Донского монастыря совершил архиепископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов). В тот же день прах Александра Солженицына был предан земле с воинскими почестями (как ветерана войны) в некрополе Донского монастыря за алтарём храма Иоанна Лествичника, рядом с могилой Василия Ключевского. Президент России
Дмитрий Медведев возвратился в
Москву из краткого отпуска, чтобы присутствовать на заупокойной службе.
Интересными воспоминаниями о писателе с порталом Патриархия.ru
поделился протоиерей Николай Чернышёв, клирик храма в честь святителя Николая в Кленниках, на протяжении нескольких последних лет бывший духовником семьи Солженицыных:
- Можно ли было назвать Александра Исаевича прихожанином какого-либо храма? Часто ли он бывал в церкви?
- Когда мы познакомились с Александром Исаевичем, он уже болел и почти не выходил из дома. Когда семья Солженицыных вернулась в Россию, Александр Исаевич и Наталья Дмитриевна пришли к нам в храм, познакомились с духовенством и прихожанами. После этого Наталья Дмитриевна стала часто приезжать и просить приехать поисповедовать, пособоровать и причастить ее супруга в их доме в Троице-Лыково. Такая наша форма общения была связана только с тем, что у Александра Исаевича уже не было сил и возможности самому приезжать на службы. Надо сказать, что я бывал у них регулярно, а не от случая к случаю.
- Какие у Вас как у священника и духовника останутся воспоминания об усопшем?
- Больше всего в нем поражала простота и безыскусственность. В их семье всегда царила удивительная нежность и забота друг о друге. Это тоже является проявлением его христианского отношения к близким, выстраивание дома малой Церкви. Вот это по-настоящему поражало. Безыскусственность, простота, чуткость, бережность, внимательное отношение - все это было свойственно Александру Исаевичу».
Некоторые русские патриоты сегодня критикуют Солженицына. Для них он не патриот, а человек Запада.
Но давайте посмотрим на жизнь Александра Исаевича. Какой ещё нужен патриотизм? Он был православным, глубоко верующим человеком, посвятившим своё творчество эпохе крайнего унижения и страданий русского народа в советский период. И разве не Солженицын создал бессмертный образ безвинно репрессированного русского крестьянина Ивана Денисовича, способного, трудолюбивого, благодушного, сохранившего в аду лагерей образ Божий? А вспомним рассказ «Матренин двор», где писатель рисует образ кроткой, верующей, терпеливой русской женщины, родом из той русской православной стихии, которую почти сто лет изводили лагерями, колхозами и расстрелами, и все же не могли извести.
Боевые заслуги Солженицына также ярко говорят о его русском патриотизме. В действующей армии он воевал с марта 1943 года. Служил командиром 2-й батареи звуковой разведки 794-го отдельного армейского разведывательного артиллерийского дивизиона 44-й пушечной артиллерийской бригады (ПАБР) 63-й армии на Центральном и Брянском фронтах. Приказом Военного совета 63-й армии № 5/н от 10 августа 1943 года лейтенант Солженицын награждён орденом Отечественной войны 2-й степени за выявление основной группировки артиллерии противника на участке Малиновец - Сетуха - Большой Малиновец и выявление трёх замаскированных батарей, уничтоженных впоследствии 44-й ПАБР. Приказом по 68-й ПАБР № 19 от 8 июля 1944 года он был награждён орденом Красной Звезды за звуковое обнаружение двух неприятельских батарей и корректировку огня по ним, что привело к подавлению их огня.
Хорошо помню, как во время перестройки в конце 1980-х и в 1990-х годах в России начали читать первые публикации произведений Солженицына в толстых журналах, потом стали продавать «Архипелаг ГУЛАГ» в книжных магазинах. Помню первые приобретенные издания Архипелага - несколько наскоро изданных серых книжек, толстых, в бумажных обложках, с серой газетной бумагой и мелким шрифтом. Все это было для нас откровением. Правда о русской истории, о репрессированных дедах и прадедах поражала.
О каких только людям не писал Солженицын! Читаешь его произведения и перед тобой проходят, как живые, репрессированные офицеры, рядовые, журналисты, инженеры, учёные, рабочие, крестьяне, томившиеся в сталинских лагерях. Но мне особенно хотелось бы обратить внимание на очерк о русском крестьянстве и о трагедии раскулачивания. Солженицын называет коллективизацию чумой, наверное, весь советский строй можно назвать красной чумой.
Аот только одна цитата из романа «Архипелаг ГУЛАГ»: «В эту жестокость трудно верится: чтобы зимним вечером в тайге сказали: вот здесь! Да разве люди так могут? А ведь везут - днём, вот и привозят к вечеру. Сотни-сотни тысяч именно так завозили и покидали, со стариками, женщинами и детьми. А на Кольском полуострове (Апатиты) всю полярную тёмную зиму жили в простых палатках под снегом. Впрочем, настолько ли уж милосердней, если приволжских немцев эшелонами привозят летом (1931 года - 31-го, не 41-го, не ошибитесь!) в безводные места карагандинской степи - и там велят копать и строиться, а воду выдают рационом? Да и там же наступит зима тоже. (К весне 1932 дети и старики вымерли - дизентерия, дистрофия.) В самой Караганде, как и в Магнитогорске, строили долгие низкие землянки-общежития, похожие на склады для овощей. На Беломорканале селили приехавших в опустевших лагерных бараках. А на Волгоканал - да за Химки сразу, их привозили ещё до лагеря, тотчас после конца гидрографической разведки, сбрасывали на землю и велели землю кайлить и тачки катать (в газетах писали: "на канал привезены машины"). Хлеба не было; свои землянки рыть - в свободное время. (Там теперь катера и пароходы прогулочные возят москвичей. Кости - на дне, кости - в земле, кости - в бетоне.)
При подходе Чумы, в 1929, в Архангельске закрыли все церкви: их и вообще-то назначено было закрывать, а тут подкатила всамделишная нужда размещать "раскулаченных". Большие потоки ссылаемых мужиков текли через Архангельск, и на время стал весь город как одна большая пересылка. В церквах настроили многоэтажных нар, только топить было нечем. На станции разгружались и разгружались телячьи эшелоны, и под лай собак шли угрюмые лапотники на свои церковные нары. В церкви Введения восьмиэтажные нары, не скреплённые со стенами, рухнули ночью, и много было подавлено семей. На крики стянулись к церкви войска.
Так они жили чумной зимою. Не мылись. Гноились тела. Развился сыпняк. Мёрли. Но архангелогородцам был строгий приказ: спецпереселенцам (так назывались сосланные мужики) не помогать!! Бродили умирающие хлеборобы по городу, но нельзя было ни единого в дом принять, накормить или за ворота вынести чаю: за то хватала местных жителей милиция и отбирала паспорта. Идёт-бредёт голодный по улице, споткнулся, упал - и мёртв. Но и таких нельзя было подбирать (ещё ходили агенты и следили, кто выказал добросердечие). В это самое время пригородных огородников и животноводов тоже высылали целыми деревнями под гребло (опять: кто ж там кого эксплуатировал?), и жители Архангельска сами тряслись, чтоб не сослали и их. Даже остановиться, наклониться над трупом боялись. Один лежал близко от ГПУ, не подбирали».
Одним из первых Солженицын сказал правду о коллективизации - а по сути, о геноциде русской нации. Раскулачивание и ссылки обрушились сразу на все население страны, так как до революции большинство русских людей жили в селах и крестьянствовали, такое же положение во многом сохранялось и до конца 1920-х годов.
Грабили, отнимали все, что было - дом, землю, скот, одежду, орудия труда. Многим раскулаченным удавалось увезти свои иконы. Ссылали на Север или в Казахстан целыми крестьянскими семьями, а семьи были многодетными, выбрасывали просто в тундре, заставляя жить в палатках и строить бараки, умирали сотнями, особенно дети.
Надо было отразить трагедию народа, и Солженицын положил начало в этом святом деле, создавая свой эпос об истреблении русской нации при советском строе.
Вечная память русскому писателю и патриоту.
Галина Сиротинская, журналистка, Мурманск
14. Re: Солженицын написал правду о геноциде русских в СССР
13. Re: Солженицын написал правду о геноциде русских в СССР
12. Re: Солженицын написал правду о геноциде русских в СССР
11. Поклон уважаемому Автору за правдивую статью о русском ходатае ХХ века!
10. Ответ на 6., Vladislav:
9. Ответ на 7., чистякова:
8. Re: Солженицын написал правду о геноциде русских в СССР
7. Ответ на 3., Виктор Корн:
6. Ответ на 4., Александр А.Б.:
5. Re: Солженицын написал правду о геноциде русских в СССР