Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Максим Резник обеспокоен ситуаций с передачей корпусов Музея городской скульптуры в ведение Русской Православной Церкви, пишет Metro.
Петербургский парламентарий поделился на своей странице в соцсети фотографией запроса, в котором митрополит Петербургский и Ладожский Варсонофий просит исполняющего обязанности губернатора северной столицы Александра Беглова передать Александро-Невской лавре здание, которое принадлежит Музею городской скульптуры.
В письме отмечается, что в настоящее время здание является собственностью Петербурга и закреплено на праве оперативного управления за Государственным музеем городской скульптуры. Богослужения здесь прекратились в 1930-е годы.
Митрополит подчеркивает, что здание находится «непосредственно в составе монастырского каре» и имеет для Лавры особое значение.
«В течение многих лет епархия обращается в исполнительные органы государственной власти Петербурга с просьбой о передаче Благовещенской церкви в безвозмездное пользование. В 2013 году в рамках празднования 300-летия Александро-Невской лавры администрацией Петербурга была запланирована передача епархии Благовещенской церкви, однако решение до настоящего времени не принято. В преддверии празднования 800-летия со дня рождения Александра Невского, которое будет отмечаться в 2020 году, просим вас оказать содействие в принятии долгожданного не только для Александра-Невской Лавры, но и для всех верующих решения о передаче Благовещенского храма», - говорится в письме владыки Варсонофия А.Беглову.
На документе стоит штамп о получении этого письма в Смольном 21 ноября 2018 года.
Как заявил М.Резник, подобная ситуация была в 2015 году. «Опять, как и в 2015-ом, РПЦ пытается выселить Музей городской скульптуры, - возмущается депутат на странице в соцсети. - Ну вот зачем опять? Время собирать Комитет защиты Петербурга».
В Государственном музее городской скульптуры Санкт-Петербурга по-прежнему не видят возможности передать Русской Православной Церкви помещения Благовещенской церкви с усыпальницей Александро-Невской лавры, где похоронен Александр Суворов, сообщает Интерфакс.
«Там похоронен цвет русской нации, установлены 112 памятников, которые представляют большую художественную ценность, это работы выдающихся скульпторов. Оттуда вывезти ничего невозможно. Что-либо изъять оттуда физически невозможно, некоторые из этих памятников размером по 4 метра. Как выламывать плиту на могиле Суворова? Мне непонятно, зачем это рушить», - сказал директор музея Владимир Тимофеев «Интерфаксу» в пятницу.
По его словам, закон не позволяет передать Церкви помещение с музейными экспонатами. «Мы не можем передать их, потому что они входят в музейный фонд РФ. По закону эти вещи передавать третьим лицам нельзя, можно только из одного музея в другой. Как бы мы к Церкви ни относились, это все-таки общественная организация», - отметил В.Тимофеев.
Он отметил, что вопрос передачи Благовещенской церкви с усыпальницей поднимается Церковью с 90-х годов. «Этот процесс идет с 90-х, но ни мэр Собчак, ни губернаторы Яковлев, Матвиенко и Полтавченко этот вопрос разрешить не смогли, как ни пытались в него вникнуть. Когда этот вопрос в последний раз поднимался, у нас было предложение совместного использования помещения, был подготовлен договор, мы готовы были его подписать, но в последний момент они отказались», - сказал В.Тимофеев.
В.Тимофеев отметил, что музей никогда не противился проведению богослужений в Благовещенской церкви. «Богослужения там проводятся. Например, в день рождения Суворова, проводятся по просьбе общественных организаций к каким-либо годовщинам. Порядка 30 богослужений в год проходит, мы не запрещаем. Но там помещение, в котором от силы помещается человек 30», - сказал он.
«Когда там музей, то люди различных конфессий могут прийти и поклониться тому же Суворову, а в православный храм, может, придут католики, а вот мусульмане или буддисты точно не придут. Это общественное достояние и наше культурное наследие», - сказал В.Тимофеев. По его словам, в последнее время никто вопрос передачи объекта с музеем не обсуждал.
Ситуацию прокомментировал в интервью «Русской народной линии» кандидат богословия, председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии, директор АНО «Центр этнорелигиозных исследований» протоиерей Александр Пелин:
В этой истории есть две составляющие.
Первое – попытка рассмотреть документ, который создавался для внутреннего пользования и не предназначался депутату Резнику. У него есть гриф «для служебного доступа». Это рабочий момент. Дело в том, что митрополит, как любой архипастырь, должен отстаивать интересы верующих людей. Одной из его обязанностей является необходимость вступать в переписку с официальными органами государственной власти и управления с целью решения тех или иных вопросов и задач по обеспечению жизни верующих людей, в том числе решения вопросов, связанных с доступностью храмов, постройками новых храмов, воспитанием детей в духе Православной веры, помощи родителям и т.д. По самым разным вопросам митрополит пишет письма в те ведомства, в которые он считает необходимым писать.
Поскольку приближается большой юбилей – 800 лет со дня рождения Святого Благоверного Великого князя Александра Невского, митрополит считает, что комплекс Александро-Невской Лавры, который представляет собой единый историко-культурный ансамбль, должен быть в полном объеме передан братии Лавры, наместником которой является преосвященный епископ Назарий.
Владыка Назарий также неоднократно писал письма – и к губернатору города, и в комитет по культуре. Эта процедура длится несколько лет, но пока что решение руководством города не принято. В силу того, что сменился руководитель Санкт-Петербурга, митрополит просто был обязан напомнить ему об этом обещании еще прошлого или даже позапрошлого руководства города. В письме есть упоминание о том, что еще в 2012 г. городское руководство собиралось передать Благовещенскую церковь братии Александро-Невской Лавры, – ни больше, ни меньше. Собственно говоря, создавать истерику, говорить о том, что Церковь якобы отнимает храм у Музея городской скульптуры, конечно же, совершеннейшая несправедливость.
Здесь нет противоправных действий. Письмо написано хорошим русским языком, юридически обосновано, поскольку есть Федеральный закон о передаче имущества религиозного назначения религиозным организациям. И, собственно говоря, никаких претензий, с точки зрения законных юридических требований, к этому письму предъявить нельзя.
Второе – по поводу реплики директора Музея городской скульптуры. Я считаю, что деятель культуры, который восклицает, что придется сломать плиту с надгробия А.В.Суворова и вытащить ее, тем самым вообще не понимает, что он говорит. Это какое-то, простите за выражение, помешательство, «солнечный удар», пользуясь бунинским выражением или отсылкой к фильму Никиты Михалкова.
Мне представляется, что даже говорить так кощунственно, тем более представителям музейного сообщества, директору большого серьезного музея. Неужели у кого-то поднимется рука сносить могилы, саркофаги?! Пусть директор приведет примеры, когда в переданном Церкви храме были снесены или уничтожены саркофаги тех или иных известных людей! Пусть он покажет эти примеры в русской истории! Сносили саркофаги большевики. Сносили саркофаги те, кто превратил храмы в подобие музеев и запретил там богослужение.
Благовещенская церковь, как одна из старейших церквей в городе, действительно является величайшим памятником архитектуры и культуры. С другой стороны, это все же храм, который входил и должен входить в комплекс монастыря, и в нем, как представляется, должна регулярно совершаться молитва, в том числе на могиле нашего великого полководца Александра Васильевича Суворова. Все это уже неоднократно обсуждалось, и, конечно же, никто не собирается там что-то ломать. Этот памятник будет находиться в полной сохранности. Будут соблюдаться все нормы охраны объекта. Будет вестись речь об осуществлении двойного использования помещения храма. Какие-то музейные функции у этого памятника как были, так и останутся. Они будут сохранены.
Данное письмо инициирует именно начало этой процедуры на более равноправных правах. Аргументы господина Тимофеева о том, что мусульмане теперь не смогут зайти в помещение церкви, не выдерживают никакой критики. Я, как представитель Православной Церкви, совершенно спокойно могу зайти в любую мечеть, так же как представители иудаизма, ислама или неверующие могут зайти в православные храмы. Другое дело, вопрос состоит в том, что сама церковь является неким сакральным пространством, и, конечно, не нужно, чтобы кто попало заходил в отдельные места храма. Это касается, к примеру, алтаря. Такие правила есть всегда и везде. Мы же, входя в синагогу, тоже соблюдаем определенные правила! Священные предметы, которые там находятся, например, свитки, мы ведь тоже не трогаем руками, если мы не являемся служителями иудаизма. Нужно соблюдать определенный порядок религиозной, культурной или другой организации. Например, в Русском музее мы ведем себя согласно правилам этого музея, в храме мы ведем себя согласно правилам, установленным руководством храма. Это храмовое пространство, и надо это понимать.
Есть еще одно обстоятельство в этом деле, с чего я собственно и начал разговор. Оно связано с этической стороной. Господин Резник публикует чужую переписку, которая к нему попала тайно. Он не объяснил происхождение этого сфотографированного письма, на котором стоит штамп Администрации Санкт-Петербурга, входящий номер. Во всей этой истории меня удивляет другое: почему депутат, зная законы государства, считая себя нравственным человеком, публикует переписку без согласия тех людей, кому она адресована, и без согласия того, кто написал это письмо? Это не депутатский запрос, а внутренняя переписка различных ведомств. Если бы, например, согласно этой переписке были бы какие-то исключительно безнравственные идеи, или если бы в этой переписке были бы, например, ложные сведения или содержались бы ложные посылы, или имелись бы предпосылки к совершению противоправных действий, тогда было бы возможным по согласованию компетентных органов опубликовать переписку. Тогда можно было бы написать, что готовится безнравственное, беззаконное деяние. Но в данном письме нет неправомерных, противоправных действий.
Это письмо, еще раз подчеркну, является напоминанием о тех обязательствах, которые несла еще администрация губернатора Г.С. Полтавченко, и которые не были исполнены ею в силу различных обстоятельств. И устраивать из всего этого истерику, создавать, как сейчас говорит молодежь, хайп, кричать, что мы сейчас срочно побежим защищать музей, нет никакого смысла. В этом нет никакой логики.
Вопрос будет всесторонне проработан. Будут собираться комиссии по этому вопросу. Чтобы судить о действиях властей, о действиях губернатора, нужно хотя бы этих действий дождаться. И только потом депутаты могли бы высказаться, является ли это деяние противоправным или нет. В данном случае противоправно выступает господин Резник. Он выкрал документ, который не относился к нему. И даже если с формально юридической точки зрения тут нет нарушения законодательства, то, по крайней мере, это этически безобразный, этически безнравственный поступок. Поэтому встает вопрос: а как вообще депутат Законодательного собрания может смотреть людям в глаза, если он залезает в чужую переписку, поступает абсолютно безнравственно, если не сказать, подло?
2. Re: Резник совершил безнравственный поступок
1. Re: Резник совершил безнравственный поступок