Быстро растиражированное известие о рукоприкладстве педагогов начальных классов в Комсомольске-на-Амуре и в Томской области вскрыло серьезную проблему в педагогике, что с маниакальным упорством с начала 90-х годов прошлого века ставится у нас на ультралиберальные рельсы.
Свобода - вещь хорошая, если выстраивается на основании взаимных обязанностей. Если же обязанности существуют для одной стороны, в данном случае - для педагогов, причем, их нарушение грозит уголовной ответственностью, для детей же за неисполнение обязанностей грозит лишь словесным порицанием, возникает серьезная диспропорция, неизбежно порождающая конфликты.
Легко осуждать выведенных из себя учителей. Но если самих судей поставить на их место, неизвестно, что будет. Если ученик оскорбляет учителя нецензурной бранью, если он поднимает на учителя руку, разве такое может быть терпимо?
Однако, по факту, оно терпимо, до тех, правда, пор, пока терпение некоторых педагогов не лопается. Замглавы комитета Совфеда по образованию и науке Игорь Морозов, комментируя происшествия, справедливо заметил: «проблема состоит в том, что на протяжении последних двух десятилетий внедрялась мысль о том, что учитель должен предоставлять услугу. Но это не так, это - миссия, которую педагог выполняет на основании общечеловеческих ценностей, нашей истории, нашей культуры».
Если у детей с младых ногтей разрушается понятие о дисциплине, о допустимом и недопустимом поведении, что из них может вырасти? Потребители услуг, зачастую, без чувства чести и без чувства долга.
Школьники младших классов уже заражены подленьким хамским чувством подловить учителя, когда он выходит из себя, запечатлеть это и добиться его унижения перед ними, пусть и маленькими, но осознающими свое могущество.
Как выйти из создающейся ненормальной ситуации? Может быть, узаконить в средних школах телесные наказания? Чтобы наказание производилось по определенным правилам, а не по произволу?
Вряд ли подобное в ближайшем будущем возможно. Потому что, во-первых, для этого придется произвести в современном российском законодательстве настоящую революцию. Разгорятся дискуссии, которые напрочь погребут под собой обозначенную проблему. Во-вторых, на вопрос о допустимости или недопустимости в педагогическом процессе телесных наказаний - в достаточной мере дискуссионный даже при самом консервативном к нему подходе. Например, свт. Игнатий (Брянчанинов) был противником телесных наказаний, почитая достаточными выговоры или наказания другого рода.
Однако выговоры действенны лишь при высокой степени дисциплины, а ее нет в наличии или почти нигде нет.
Наверное, оптимальным в настоящих условиях будет вариант предоставить педагогам средних учебных заведений возможность отказывать детям с ярко выраженным девиантным поведением в праве получать образование в данной школе.
При этом нужно решить проблему, как дальше быть с такого рода детьми. Не выбрасывать же их на улицу. Т.е. нужно воссоздать систему специализированных учебных заведений, о чем недавно, анализируя бойню в Керчи, прекрасно написал отец Александр Шумский.
В таком случае возможен перелом ситуации. Не только школьники будут бдительно наблюдать за поведением своим педагогов, но и педагоги станут наблюдать с полной возможностью применить свою власть над хамскими выходками. В противном случае нас может захлестнуть повальное хамство, с которого, как учит история, и начинаются всевозможные общественно-политические катаклизмы.
Священник Сергий Карамышев, публицист, Рыбинская епархия
11. Ответ на 7., Lucia:
10. Ответ на 5., NNXX:
9. Как быть с рукоприкладством в школе
8. моё скромное разумение
7. Re: Как быть с рукоприкладством в школе
6. Re: Как быть с рукоприкладством в школе
5. Ответ на 2., Коротков А. В.:
4. Ответ на 3., RusLvov:
3. Про "силовые" методы
2. Re: Как быть с рукоприкладством в школе