«Киев сам себе создает железнодорожный тупик»

Владимир Евсеев о причинах и последствиях инициативы Украины закрыть железнодорожное сообщение с Россией

Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян заявил: «Мы рассматриваем сейчас вариант закрытия железнодорожного сообщения с Москвой». Ранее он уже говорил, что убытки страны от закрытия движения российских поездов через территорию Украины составят одну гривну. Более того, по его мнению, «любое сообщение с Россией следовало давно блокировать». Как считают украинские эксперты, в этом больше политического пиара в преддверии президентских и парламентских выборов 2019 года, чем реальности. Омелян стремится обеспечить свое политическое будущее, поэтому и разыгрывает «патриотическую карту».

По-видимому, это вызвало недопонимание в ЕС, чьи интересы для украинского руководства важнее собственных. Как следствие, уже на следующий день Омелян был вынужден уточнить, что Украина прекращает с Россией только пассажирское железнодорожное сообщение. Он наконец-то вспомнил о международных обязательствах, которые Киев взял на себя в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), а также о существенной выгоде украинского железнодорожного оператора «Укрзализныця» от грузового сообщения с Россией. Странно, что, проявляя столь трогательную заботу о бюджете страны, министр полностью проигнорировал интересы собственных производителей, которые используют именно железную дорогу для доставки в РФ продукции черной металлургии и машиностроения (использовать для этих целей автомобильный транспорт не всегда экономически целесообразно). Причем в период с января по ноябрь 2017 года товарооборот между Россией и Украиной вырос на 28,6% — до $9,4 млрд.

Следует обратить внимание и на структуру российского экспорта на Украину. В первую очередь он представлен нефтью, нефтепродуктами и различными видами минерального топлива, а также удобрениями и продукцией машиностроения, в том числе для атомной энергетики. Существенное повышение стоимости доставки этих товаров на Украину автомобильным транспортом негативно скажется на уровне доходов местных производителей и выработке электроэнергии на всё еще работающих АЭС. Под вопросом окажется и рентабельность производства на Украине. 

А что произойдет с пассажиропотоком между Россией и Украиной и кто в реальности пострадает от его существенного сокращения? Так, с 11 декабря 2017 года Россия объявила о пуске 120 пассажирских и 30 грузовых поездов по железной дороге, проложенной в обход территории Украины. Железнодорожное сообщение было запущено по участку Журавка–Миллерово. До этого поезда, следующие в сторону Ростова-на-Дону, были вынуждены дважды пересекать границу Украины на территории Луганской области.

Сейчас с Украины в РФ либо по украинской территории курсирует единственный российский поезд № 066 Кишинев–Москва, два молдавских — № 047Щ Кишинев–Москва и № 341Ь Кишинев–Москва, а также несколько украинских поездов: № 006 Киев–Москва, № 074 Львов–Москва, № 024 Одесса–Москва, № 056 Хмельницкий–Киев–Москва, № 054К Киев — Санкт-Петербург, № 020О Харьков–Москва, № 074О Харьков–Москва, № 106П Харьков–Москва, № 143О Харьков — Санкт-Петербург, № 074О Кривой Рог — Москва. Как правило, они используются трудовыми мигрантами Молдавии и Украины и в меньшей степени гражданами РФ — в основном для посещения родственников.

При этом следует учитывать, что, по подсчетам министра иностранных дел Украины Павла Климкина, в России проживает порядка 3 млн украинских трудовых мигрантов. В 2017 году объем денежных переводов украинских трудовых мигрантов в целом составил около $9,3 млрд, значительная часть которых поступила из России. С октября 2015 года между нашими странами полностью отсутствует авиасообщение, которое было прекращено по инициативе Киева. Поэтому теперь украинским трудовым мигрантам придется ехать, например, поездом в Харьков или Сумы, а затем каким-то образом добираться в Россию, что создаст им серьезные неудобства и приведет к дополнительным расходам.

В отношении бюджета Украины можно напомнить, что, по данным железнодорожного оператора «Укрзализныця», самым прибыльным украинским поездом в 2017 году стал состав Киев–Москва. В среднем он заполнялся на 77% и принес стране в год более $5,7 млн. Прибыльными были и поезда Одесса–Москва и Киев — Санкт-Петербург. Но в целом пассажирские перевозки дальнего сообщения на Украине были убыточными (за год потери составили $118 млн). 

Таким образом, Киев сам себе создает железнодорожный тупик, из которого будет выбраться достаточно сложно ввиду ожидаемого сокращения персонала железной дороги, парка локомотивов и пассажирских вагонов. И, как обычно, решать эту проблему придется местному населению самостоятельно, что вряд ли обеспечит поддержку нынешней украинской власти на предстоящих президентских и парламентских выборах.

Владимир Евсеев, заместитель директора Института стран СНГ

Впервые опубликовано в газете «Известия»
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Владимир Евсеев:
В интересах России
Что означает отставка молдавского правительства для страны и партнеров
13.11.2019
«Украинский народ выступает за восстановление отношений с Россией»
Владимир Евсеев о том, какой будет правящая коалиция на Украине после победы пропрезидентской партии
22.07.2019
США уверены в возможности сохранить свое глобальное лидерство
Никогда американцы не пойдут на ограничение собственного стратегического потенциала – отсюда их нежелание подтверждать договоренности о недопустимости ядерной войны
20.04.2019
«Россия не готовится к полномасштабной войне»
Вместе с тем, мы готовимся к адекватному ответному удару в том случае, если США пойдут на превентивный удар
07.02.2019
Угарные пляски русофобов
Владимир Евсеев о чрезвычайно субъективном характере антироссийского документа по Крыму
19.12.2018
Все статьи автора
"Украинский кризис"
Все статьи темы
"Пятый президент Украины Петр Порошенко"
Все статьи темы