«На Васильеву обрушился шквал критики, граничащий с истерией»

Союз писателей России направил обращение Владимиру Путину в защиту министра образования

Русская школа 
0
1453
Время на чтение 5 минут
В редакцию «Русской народной линии» поступило обращение секретариата Союза писателей России Президенту Владимиру Путину в поддержку министра образования Ольги Васильевой.

Копия обращения также направлена в Министерство образования и науки РФ.

«Союз писателей России на февральском съезде, а теперь и на своем расширенном секретариате рассмотрел вопросы, связанные с проблемами преподавания литературы в школе и выражает полную поддержку действующему министру образования и науки РФ Ольге Юрьевне Васильевой в деле обновления преподавания литературы в средней школе, - говорится в обращении писателей. - Погружение ребенка в глубины отечественной литературы и русского языка – это не только дело российской школы и не только задача образования молодого поколения. Литература и язык – это словесный образ народа, его культуры, истории, его жизни. Литература и язык, наряду с историей, передают нашим детям духовный, культурный, трудовой, бытовой опыт жизни народа на своей земле».

«Потому писатели России считают своим профессиональным долгом высказать мнение о качестве преподавания литературы и русского языка в отечественной школе. Ведь дело дошло до того, что литературу (как, впрочем, и историю!) исключили из обязательных выпускных экзаменов, до минимума сократили число часов на изучение этого предмета, изъяв из обязательных к прочтению литературных произведений огромное число классических сочинений, - возмущены труженики пера. - И вот сегодня, когда впервые за многие годы в Министерстве образования и науки стали появляться документы, возвращающие смысл самому слову «"образование", в частности новый ФГОС по литературе, на инициатора этих процессов О.Ю.Васильеву обрушился шквал критики, граничащий с истерией. И особенно резка критика в той части, которая касается литературы».

«В чем, - говорится далее, - на наш взгляд, - взгляд людей, работающих со словом, - суть претензий к министру?

- это якобы нарушение прав детей, уже начавших учиться по предыдущему варианту стандарта;

- ненужность данного документа, его избыточность по отношению к действующей Примерной программе по литературе;

- перегрузка: слишком много произведений названо, школьники не успеют их нормально прочитать, осмыслить и разобрать;

- лишение свободы как учителя, так и ученика: не остается времени на чтение литературы, соответствующей вкусам и потребностям школьников, нет возможности самостоятельно формировать программу, исходя из особенностей класса, поскольку произведения в стандарте жестко закреплены за определенными годами обучения; наконец, обозначены не только произведения, но и направления для их интерпретации;

- устаревший характер: среди произведений практически нет современной подростковой литературы;
- коррупционная опасность: предложенный документ предполагает создание единого учебника, который будет создавать издательство-монополист».

«Что на самом деле представляют собой эти претензии с точки зрения писателя? – вопрошают авторы письма. - Попытка манипуляции общественным мнением. Прежде всего, перед нами не "новый стандарт", а содержательное дополнение к существующему ФГОС. Именно о таком дополнении шла речь в поручении Президента по итогам форума ОНФ "Качественное образование во имя страны". Государство должно определять не только результаты, но и содержание образования – и тем самым гарантировать его любому гражданину страны, вне зависимости от региона, образовательной организации, линии учебников и т.д. Речь идет именно о повышении ответственности государства в области образования и о необходимости обеспечить единое образовательное пространство. Важнейшим фактором такого обеспечения является школьный «золотой канон» - список книг, которые должны прочитать все».

«Конечно, никакого нарушения прав детей этот документ не предполагает, поскольку (если будет принят) будет вводиться постепенно, как это было и со ФГОС, - отмечается в обращении. - Примерная программа – документ совершенно другого статуса, носящий рекомендательный характер, являющийся ориентиром для составления индивидуальных программ. Про перегрузку школьников либеральные реформаторы образования говорят уже четверть века – и здесь, под прикрытием заботы о ребенке и во имя принципа медленного чтения происходит выхолащивание полноценного литературного образования, разрушение богатых традиций преподавания словесности. На самом деле предложенный перечень вполне посилен для нормального изучения – в нем названо меньше 200 произведений, из которых более 100 – стихотворения. На пять лет обучения (с 5 по 9 классы). В учебном году – 34-35 недель. Несложный подсчет показывает, что у учителя остается немало времени на вариативную составляющую программы, на то, чтобы предложить учащимся литературные произведения (в том числе и современные) по собственному выбору. А самое главное – свобода учителя заключается не в том, чтобы максимально насытить программу "своими" произведениями, а в том, как найти подходы к юному читателю, как открыть его сердце для классики, которая не может устареть по определению. И аннотации, которые содержатся в документе, - не интерпретации и не насилие над читательской свободой. Они лишь указывают на те важнейшие понятия и ценности, мимо которых нельзя пройти при изучении, чтобы свобода не обернулась безответственностью, чтобы "Тарас Бульба" не стал гимном предательству, а "Песня про Царя Ивана Васильевича" не превратилась в поэму о высокой любви опричника».

«Принятие документа не означает автоматического введения единственного учебника, поскольку методические способы освоения единого содержания могут быть различными, и это делает возможным существование нескольких прошедших экспертизу линий. Так что же стоит за этими претензиями? Нам представляется, что это попытка либерального реванша в стратегической области – образовании, - считают писатели. - На протяжении десятилетий образовательная политика двигалась только в одном направлении: модернизации, плюрализации, формализации, технологизации, сегрегации и прагматизации. Во многом плачевное современное состояние российского образования является плодом именно такой политики. Сейчас выбран конкретный повод (дополнение к ФГОС) и важный политический момент (накануне формирования нового кабинета министров) для того, чтобы не дать возможность сделать реальные шаги по исправлению ситуации».

«Мы видим, - продолжили писатели, - что за этими претензиями и за организованным возмущением "профессионального сообщества" стоят те, кто находился "у руля" всех образовательных реформ последних десятилетий: либеральная "общественность", связанная с Высшей школой экономики и Федеральным институтом развития образования. От лица "простых педагогов" выступает немногочисленная, но весьма активная в публичном пространстве "Гильдия словесников". На самом деле подавляющее большинство рядовых педагогов-словесников поддерживает идею единого списка литературных произведений, обязательных для изучения. И писатели, выступающие перед школьниками, это прекрасно осознают и ощущают».

«В связи с вышесказанным мы выступаем в поддержку министра образования и науки России Ольги Юрьевны Васильевой и тех принципов, которые положены в основу предложенных дополнений во ФГОС. Литература – дело писательское. Слово – дело писательское. Вопросы преподавания литературы и русского языка – дело народное. Наше общее дело», - заявляют в Союзе писателей России.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Русская школа
Стодвадцатый пленэр Русской Атлантиды
Проект давно приобрёл все формальные черты настоящего общественного движения
19.04.2024
«Определиться с целью способен помочь только живой пример»
Нужно методично вбивать в голову молодёжи простое знание, что, не имея внятной цели в жизни, рискуешь однажды оказаться в абсолютной пустоте
18.04.2024
Инстасамка, разрешённая в России
Стране нужна своя массовая культура
17.04.2024
Народное почитание – это и есть самое настоящее свидетельство о святости человека
Подведены итоги Всероссийской суворовской конференции: «Имя победы – Суворов»
15.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 05:47
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29
Высока у подвига цена
Новый комментарий от Советский недобиток
19.04.2024 04:27