Сто лет назад, с 18 февраля по 2 мая 1918 года, была осуществлена операция по переходу кораблей Балтийского флота через льды Финского залива в Кронштадт. Основной этап этой операции начался 12 марта 1918 года.
18 февраля 1918 года германские войска, нарушив перемирие, начали наступление на Ревель (Таллин). Результат предательского Брестского договора. В их планы входил захват кораблей Балтийского флота, зимовавших в этой базе. С колоссальным трудом 55 кораблей и транспортов при помощи ледокола «Ермак» пробились через льды Финского залива на Свеаборгский рейд (Хельсинки). К концу февраля основные части Балтийского флота (БФ) сосредоточились в Гельсингфорсе: шесть линкоров, эсминцы и подводные лодки, более 70 транспортов и вспомогательных судов.
Однако перевод кораблей и судов в Гельсингфорс не снял угрозы захвата флота. По условия Брестского мирного договора, подписанного 3 марта 1918 г., Советская Россия должна была перебазировать из Эстонии и Финляндии советские корабли в свои порты или же их немедленно разоружить.
Советское правительство приняло решение перевести корабли в Кронштадт с помощью имевшихся в наличии ледоколов. Выполнение этого решения было возложено на капитана 1 ранга Алексея Михайловича Щастного (1881 - 22 июня 1918 гг.), начальника штаба БФ, назначенного Командующим БФ в период перехода. Зловещую роль в его судьбе сыграл Лев Троцкий. Это была трудная задача. Ледовая обстановка в Финском заливе сложилась чрезвычайно тяжёлая: сплошной лёд распространялся далеко от Гельсингфорса и был толщиной около пяти метров... Но революционные моряки во главе с А.Щастным справились со всеми трудностями.
Началась подготовка кораблей к переходу. Нужно было не только отремонтировать корабли, но и погрузить на них запасы угля, боеприпасов и прочих грузов...
Германское командование, обеспокоенное активной подготовкой БФ к перебазированию в Кронштадт, потребовало от диктатора Финляндии генерала Маннергейма ускорить наступление на Гельсингфорс. Были захвачены острова Гогланд, Лавесаари, Соммерс. Германские агенты и белофинны активизировали подрывную деятельность в самом Гельсингфорсе.
4 марта в городе вынуждены были объявить военное положение, а 12 марта 1918 г. ледоколы «Ермак» и «Волынец» взломали лёд внутреннего Свеаборгского рейда и вывели из порта первый отряд кораблей, основу которого составляли линкоры «Гангут», «Полтава», «Петропавловск», «Севастополь» и крейсера. Начался беспримерный переход.
Поход длился пять суток, за это время было пройдено 180 миль в очень тяжёлой ледовой обстановке. Корабли не получили за время похода серьёзных повреждений. Команды линкоров, особенно котельные машинисты, проявили выносливость и стойкость. Они поддерживали под парами все котлы, несмотря на отсутствие половины штатного экипажа. Кочегарам помогали рабочие порта и верфей Гельсингфорса, эвакуировавшиеся с отрядом. Ночью на стоянках вблизи островов, занятых белофиннами, приходилось выставлять усиленную охрану во избежание возможных диверсий, так что матросам не удавалось отдыхать. Это была первая большая победа моряков-балтийцев, вселявшая уверенность в то, что вся операция по перебазированию флота будет успешно доведена до конца.
Второй отряд в составе: линкоров «Андрей Первозванный» и «Республика», крейсеров «Олег» и «Баян», подводных лодок «Рысь», «Тур», «Тигр» вышел из Гельсингфорса 5 апреля 1918 г., и 10 апреля достигли Кронштадтского рейда.
Третий отряда, который насчитывал 167 боевых кораблей и транспортов, выходил из Гельсингфорса эшелонами. Первый эшелон вышел 7 апреля, последний - 10 апреля. 22 апреля(2 мая) 1918 года корабли пришли в Кронштадт. Всего из Гельсингфорса было переведено 233 боевых корабля и вспомогательных судна.
Ледовый поход имел огромное стратегическое значение. Благодаря его успешному завершению удалось сохранить БФ как ударную силу для защиты пролетарской революции и основу для возрождения Красного Балтийского флота, пополнения Черноморского флота и создания Северного и Тихоокеанского флотов.
Вадим Кулинченко, капитан 1 ранга в отставке, публицист
1. Щастный