Цивилизационный проект русского народа

Выступление Сергея Баранова на Пятых Калязинских чтениях

Калязинский район - решение вопросов по-русски  Бывший СССР  Калязинские Чтения Русского Собрания 
0
788
Время на чтение 6 минут
Как сообщалось, 13-14 февраля в г. Калязине Тверской области прошли очередные Пятые Калязинские чтения в рамках выездной конференции Международной общественной организации «Русское Собрание». Продолжаем публикацию докладов Чтений. Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей доклад политического социолога, философа, эксперта в сфере национальной политики Сергея Дмитриевича Баранова

Я попытаюсь, наметить ответы на два вопроса: о цивилизации, к которой мы принадлежим, а также о русском цивилизационном проекте, ориентированном в будущее.

О нашей цивилизации. В последние десятилетия стало популярным говорить о цивилизациях. Об этом говорят и наши мыслители. Хотя эту моду на цивилизационное мышление ввели западные авторы, тем не менее оно стало жизненно важным именно для нас. Что такое цивилизация, её определение, с позиций русской цивилизации? Это не культура, не ценности, не технологии, а устойчивый тип человека и общества. В мире существуют разные типы людей, которые имеют что-то общее, но, тем не менее они разные. В первую очередь речь идёт о внутреннем типе человека, его личности, её устройстве. Русские относятся к славянской восточноевропейской цивилизации – славян и их соседей. Русская нация гораздо моложе цивилизации. Если русским около 1200 лет, то славянской цивилизации, предкам славян, по данным науки - 5-6 тысяч лет (возраст культур шнуровой керамики, с которыми связываются предки славян и балтов). И по своей географии наша цивилизация гораздо шире, чем русская нация и русский мир. К ней относятся и славянские и восточноевропейские народы, которые не входят в русский мир, не говорят на русском языке.

Особенность славянской цивилизации в том, что они представляют особый тип личности, который я называю базовым. Славянская личность имеет широкое внутреннее духовное пространство, и в то же время чёткие границы, в качестве которых выступает круг общения, люди, другие личности, с которыми она постоянно общается. Славянская личность занимает особое положение между восточной, азиатской личностью, которая является клановой, коллективной; а большинство людей в мире относятся именно к азиатской личности; и западной, которая индивидуалистична, и в качестве границ которой выступают целерациональные отношения, построенные на мышлении и нормах. Для русской личности мышление не играет такой структурирующей роли, как для западной, и служит подчинённым инструментом для иррационального духа, представляющего собой центр «Я». Это не средний вариант между Азией и Европой, а именно особый, базовый, самостоятельный. Мы не одиноки в этом мире, и базовый тип характерен не только для русских и славян, но и для народов, которые сохраняют базовый ранний индоевропейский, по преимуществу, тип. Например, есть они и на Ближнем Востоке, и в Западной Европе. Однако там из-за прогрессирующей рационализации западной цивилизации их всё меньше и меньше. По-другому, это соборная личность, которая сочетает коллективизм и выраженную индивидуальность. Из базового типа личности вытекают все остальные черты нашей цивилизации. Такая личность является вместилищем для духа, и православной веры, поэтому она служит опорой Православия. Для неё характерна личностная картина мира, согласно которой главной опорой является высшая Личность Бога, на образ которой ориентируются все остальные личности. Личности образуют основу каркаса мироустройства, а разум и материя вторичны. Благодаря этому русская цивилизация выступает цивилизацией оси, осевой цивилизацией, на которой держится человеческая история как история личностная и христианская. В этом состоит и миссия нашей цивилизации.

Несколько слов о русском цивилизационном проекте. Хотя цивилизации возникают и живут объективно, проекты и проектирование играют большую роль в их развитии. Вспомним кирилло-мефодиевский проект создания славянской письменности и богослужебного и письменного славянского языка святых Кирилла и Мефодия, седмочисленников, включая пятерых их учеников, которые продолжили их дело. Благодаря им славяне перешли от дописьменной эпохи к письменной и смогли передавать информацию на родном языке. Роль двух его творцов, вероятно, наполовину славян, наполовину греков для славянской цивилизации очень велика. Кирилло-мефодиевский проект продолжается до сих пор. И пример святых Кирилла и Мефодия говорит о важности личного соучастия в творении славянской цивилизации.

Славянская цивилизация – молодая по сравнению с другими цивилизациями, - западной, или, скажем, другой великой цивилизацией, - китайской. Славяне только в 7 веке новой эры расселились на те обширные территории, где они сегодня проживают. До этого территория была значительно меньше.

Оригинальные черты русской цивилизации раскрылись довольно поздно и в противоречивой форме. Прежде всего это советская социалистическая цивилизация 20 века, которая строилось как проект, уничтожающий предыдущие формы, русской славянской цивилизации, Православную Церковь, из-за чего она и стала недолговечной. Но это был успешный и фантастический проект небольшого числа лиц, которые сотворили новые цивилизационные формы, но, конечно, в опоре на старую Россию. Ленин и другие и не пытались копировать западные формы общественного устройства.

В глазах западных интеллектуалов советское общество выглядело уже как особая новая цивилизация, а не просто как якобы «недостаточно европейское» общество старой Восточной Европы. Например, особой цивилизацией назвал советское общество историк школы «Анналов» Фернан Бродель ещё в 1963 году в «Грамматике цивилизаций». Социализм как цивилизация выразил личностную коллективистскую суть славянской цивилизации, её тягу к справедливому устройству общества. Он охватил весь славянский и восточноевропейский мир, и был экспортирован в другой цивилизационный ареал, в Восточную Азию: Китай, Корею, Индокитай – Вьетнам, где его формы сохранились с местными цивилизационными особенностями до наших дней, пережив социализм в СССР, вопреки противодействию запада.

Сегодня русская славянская цивилизация находится на распутьи и нуждается в сознательном и целенаправленном развитии себя как проекта на основе русской мечты. За основу должен быть взят синтез исторической России, славянства, Православия, и социалистической цивилизации, исключающий недостатки атеистического социализма. В цивилизационном проекте должен участвовать в меру своих сил каждый русский человек: в обустройстве в соответствии с чертами нашей цивилизации своей жизни, своего дома, своего города, своей улицы, семьи, жизни своих друзей близких, чтобы в них могла себя реализовать славянская личность. В первую очередь проект должен строиться на осознании цивилизационной оригинальности каждым человеком, защите каждой личности от сверхличности электронного концлагеря, и с помощью этого можно найти ключ к молодёжи.

Проект будущей русской цивилизации должен стать предметом массового обсуждения и моделирования, для чего в ближайшее время нужно провести ряд общественных форумов, а в идеале – вовлечь в творчество массы лучших русских людей. В этом и должна быть практическая русская идея, придающая смысл жизни и развития России.

Важнейшими чертами русского цивилизационного проекта, кроме Православия и социализма с идеей общинного, артельного, государственного и индивидуального хозяйства, станут:

Космизм, освоение космоса как вовне, так «внутрь» структуры материи;

Идея справедливости и соборности вместо идей всевластия разума и законности (права);

Идея народной монархии;

Идея многополярности и равенства цивилизаций;

Поиск оригинальных цивилизационных форм общества, хозяйства, технологий, искусства;

Идея славянской языковой и культурной автономии, новый панславизм;

Идеи Севера и Евразии;

Борьба против трансгуманизма как уничтожения традиционного человека и базовой личности как творения Бога по своему образу, «новая эсхатология».

Проблема русского цивилизационного строительства в 19-20 веках усугублялась ещё и тем, что строители использовали чужие мировоззренческие и мыслительные инструменты, заимствованные с запада. Своя цивилизационная философия пока не сложилась, делались только первые крупные шаги. Построение своей философии, связанной с верой, - важная и сегодня цивилизационная задача, позволяющая России видеть себя как особое «Я», и оторваться от неоколониальной зависимости, прежде всего, внутри себя, а затем и в геополитике.

Русская цивилизация должна строиться на иной картине мира, отличной от западного рационализма, объективизма, юридизма, власти олигархии и глобализма, но при этом используя достижения науки и техники.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Дмитриевич Баранов
Все статьи Сергей Дмитриевич Баранов
Калязинский район - решение вопросов по-русски
Воспитание в духе преемственности поколений
В Калязине продолжается кино-арт марафон «С верой в возрождение!»
14.11.2024
Памяти героя!
В обновлённом зале спортивной борьбы Калязина прошёл турнир памяти лётчика Сергея Пичугина
12.11.2024
«Крепкие крестьянские семьи во все времена были главной опорой России»
О конкурсе для многодетных семей «Лучшее семейное подворье»
02.11.2024
«Русская Атлантида»
Объявлен конкурс художественных работ, посвященный 250-летию города Калязина
02.11.2024
Семья – основа государства
Поздравляем все юбилейные пары этого года и желаем на много лет сохранить тепло семейного очага, счастье и любовь!
24.10.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
О генерале армии Иосифе Родионовиче Апанасенко
19.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
Колчак – предатель России или герой?
К 150-летию со дня рождения правителя России
18.11.2024
День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского
Сегодня мы вспоминаем избрание Всероссийского Патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон (Беллавин)
18.11.2024
День памяти митрополита Флавиана (Городецкого)
Сегодня мы также вспоминаем павших в бою под Шёнграбеном
17.11.2024
Все статьи темы
Калязинские Чтения Русского Собрания
Возмущён преследованием и клеветами образцового руководителя района!
А также кое-что об абсурде антимонопольного законодательства
16.08.2024
Вечные ценности семейной жизни и вечная Россия
Выступление на XI «Калязинских чтениях» МОО «Русское Собрание» — Международной научно-практической конференции «Образ будущей России: Вера, Семья, Родина»
01.06.2024
Резолюция конференции «Образ будущей России: Вера, Семья, Родина»
XI выездное расширенное заседание Международной общественной организации «Русское Собрание», г. Калязин, 20 февраля 2024 года
11.03.2024
«Иосиф Сталин – строитель новой цивилизации»
Доклад на Калязинских чтениях 20 февраля 2024 г.
07.03.2024
Тайна крови
Впечатления от Калязинских чтений Русского собрания в Калязине в свете празднования Дня защитника Отечества
26.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12