«Цивилизация Восточной Европы»

Философ Сергей Баранов выступил с докладом на презентации своей монографии о русской и славянской цивилизации

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Русское Собрание  Русская цивилизация и Запад  Русская цивилизация 
0
281
Время на чтение 12 минут

От редакции: 19 сентября 2024 года в Доме А.Ф. Лосева на Арбате философ и социолог, член Русского собрания, Сергей Дмитриевич Баранов сделал доклад (см. видеозапись) и представил свою монографию о русской и славянской цивилизации. Монография представлена в рамках известного московского семинара «Русская философия» нового цикла «Русская философия в мире».

В конце мая этого года в Институте наследия им. Д.С. Лихачёва вышла моя монография о современной концепции славянской православной цивилизация «Цивилизация Восточной Европы (цивилизация Оси)». Монография содержит междисциплинарное исследование цивилизации России и её соседей. Книга доступна для скачивания и чтения на сайтах института и РГБ.

Здесь я попытаюсь выступить в жанре авторецензии, затронув некоторые её острые моменты.

Цивилизация – не набор рассуждений и теорий, а конкретный единичный объект и предмет, кроме всего обладающей свойством духовной субстанции, со своей коллективной волей, историей и т.д. Основу цивилизации составляет тип человека и общества, который, собственно, и есть это единичный объект, но коллективный и растянутый во времени.

Термин «цивилизация Восточной Европы» более точен, чем славянская цивилизация, поскольку принадлежат неславянские народы – соседи славян, к которых сформировался похожий тип человека и общества.

Сверхзадача данной монографии о нашей цивилизации, как я её вижу, – формирование в России и Восточной Европе оригинального и суверенного цивилизационного комплекса оригинальной философии и гуманитарных наук, не зависящих, хотя бы напрямую, от западной философии. То есть собственной мировоззренческой оптики. Задача это далеко не решена. Логично, что начать её решение надо с работы о самой цивилизации, её особенностях. Речь не о декларациях и общих заклинаниях о незападном характере нашей цивилизации, а о конкретных фактах и их концептуализации, которые позволяют об этом судить. Я постарался их собрать воедино.

Книга носит, как говорят, пионерский характер, ведь со времён Данилевского и Ламанского, системных научных книг о славянской цивилизации, как ни странно, нет. Как, впрочем, и по ряду других тем, например, по русской нации, о которой у меня есть монография в соавторстве («Русская нация. Современный портрет», 2009). (Зато много всякой публицистики, идеологии и рассуждений о русских, что тоже нужно. Но недостаточно). Вместе обе монографии о восточноевропейской цивилизации и русской нации образуют у меня один «этнологический» цикл.

Для начала скажу, у книги непростая судьба – писалась она более 13 лет, автор стартовал автором со статьёй  «Восточно-европейская цивилизация: структурные черты, прошлое, настоящее» на конкурсе Русской народной линии в далёком уже 2011 году.

В ходе написания монографии была переработана масса междисциплинарного материала из наук, в которых автор, социолог и философ по образованию и роду занятий, не является профессионалом. На примере цивилизации я убедился в том, что в действительности существует единая социальная и гуманитарная наука. К сожалению, основной материал по ряду дисциплин, например, славистике, оказался практически не затронут, кроме базовых вещей. Но он увеличил бы время подготовки и объём разы.

Разнородный материал с большим удалось свести и оформить в академическом ключе и доработать научный аппарат. Большую проблему вызвала заёмная иллюстративная графика книги, так как рисовать свою означало отложить издание.

Определённая проблема возникла с поиском подходящего академического издательства, поскольку в нынешней системе наукометрической России, книги по обществоведению и философии, изданные вне академических издательств, автоматически попадают в «отсебятину» нон фикшн, не получают рецензирования и исключаются из цитирования. Большинство издательств либо возглавляются либералами и западниками, косо смотрящими на цивилизационную тематику, либо прожжёнными дельцами. Пришлось бы униженно обивать пороги, глотать пыль, и идти в кабалу (часто и то, и другое), доказывать, что ты не верблюд. Речь, конечно же, даже не о финансировании издательского проекта, а просто о крыше. Здесь руку помощи подал Институт наследия им. Д.С. Лихачёва МК РФ.

Приходилось заниматься и практическими делами – уже в 2011 году автора ждала трёхлетняя командировка в Киев в качестве руководителя представительства российского региона (ЯНАО), с последующим неожиданным возвращением в 2014 году.

Основная идея книги удалась: на эмпирическом материале обоснован особый осевой раннеиндоевропейский тип личности и общества русских, славян и некоторых соседей, отличный от людей Запада и Востока.

Удалось выстроить на источниках и реальную историю и предысторию славянства (не вымышленную фолк хистори), которая показывает, что мы разошлись с западными народами около  6-7 тысячелетий назад.  Раз и навсегда, видимо.

В качестве базового подхода я взял подход славянофильства и панславизма, который постулирует единое происхождение и наличие общности славянских государства и вообще всех, в том числе и не славянских народов Восточной Европы, связанных родством и похожестью типа человека, общества и культуры.

Точнее, в основу своей теории я положил подход Н.Я. Данилевского, сформулированный им в «России и Европе», который состоит в том, что мир людей делится на культурно-исторические типы, носителями которых являются этнические и языковые семьи или группы внутри семей.  Россия принадлежит к балто-славянской языковой группе внутри индоевропейской языковой семьи и собственному культурно-историческому типу.  Три другие цивилизации – это три остальные крупнейшие языковые группы индоевропейской семьи – романо-германская (западная), индоарийская (индийская) и иранская (иранская цивилизация). Сходные идеи были у лидера ранних славянофилов А.С. Хомякова в «Семирамиде», которые, вероятно и повлияли на Данилевского, наряду, конечно же, с работами западных авторов.

Развитую форму культурно-исторического этнического типа Данилевский называет цивилизацией.  Этноязыковой подход даёт единственно устойчивую эмпирическую научную базу для классификации цивилизаций как типов людей. Подход деления цивилизаций по принципу религий является более произвольным и случайным. Это не значит, что в исследовании цивилизаций нужно остановится просто на этно-  языковом делении. Вовсе нет, ведь цивилизация обладает духовным и культурным универсализмом, лежащим в сфере духовных прообразов личности, которые как раз и связанные , с культами религий. Цивилизация – термин этнического (национального) ряда, если смотреть «снизу», от «почвы», но и понятие ряда метафизического, духовного, если смотреть «сверху», от религий. Религии меняют этнический тип человека и его личность, однако через саму личность  отдельных носителей, их воли.

Многие выводы Данилевского о славянской цивилизации, касающиеся прошлого и будущего славянства и его восточноевропейских соседей, блестящие подтвердились, как современной наукой, так и ходом истории именно благодаря этому подходу «снизу», который позволил уйти из сферы произвольного в историософии, фантазий на духовные темы.  Данные об этом приводятся в моей книге.

Я не сторонник того, чтобы слепо копировать Данилевского и вообще кого-либо, тем более, что у него были явные ошибки, в частности, органицизм (уподобление цивилизации – духовной общности биологическому организму и его циклу) и следующие из него не подтвердившиеся выводы, например, что Китай вошёл в необратимую стадию увядания, как тогда казалось при доживающей последние десятилетия маньчжурской династии. Однако будучи волевой саморазвивающейся духовной единицей, Китай поднялся.  То же можно сказать и о других, в том числе и России.

«Цивилизация Восточной Европы» – нечто совершенно новое. Ведущую роль в методологии моей книги играет русская философия соборного персонализма, который рассматривает народы, страны и личности как коллективные (соборные) личности с общей волей, проявляющейся через воли индивидов. Н.Я. Данилевский умер в 1885 году. Впереди был расцвет русской цивилизационной философии соборного персонализма, который только начинался и достиг пика уже в эмиграции после «философского парохода» и завершения Серебряного века русской культуры.  Книга нашего великого предшественника не затрагивала вопросы метафизики.  Однако признанный знак русского персонализма С.М. Половинкин считал в одноимённом труде, что Данилевский использовал персонализм по отношению к народам и цивилизациям. Это как бы общее дело и матрица русской философии.

Несколько слов скажу по поводу доктрины России как государства-цивилизации, популярной в последнее десятилетие. Нужно признать, данная доктрина – большой шаг вперёд в идеологии суверенного цивилизационного государства, но большой при условии, если понимать её как ведущий центр более крупного цивилизации, а не как объект, не только в урезанных границах современной России, но даже и исторической России.

Данная доктрина государства-цивилизации появилась буквально полтора десятилетия назад, - до этого никто ни о каких государствах-цивилизациях не слышал. Конечно же, многие страны рассматривались как цивилизации, но в целом возобладал подход к цивилизациям как к крупным мировым общностям из разных народов, стоящим над национальными государствами.  Сам сложносоставной термин «государство-цивилизация» - типичный идеологический конструкт по модели «нации – государство». В обоих случаях некорректное с точки зрения науки и теории сочетание двух разных объектов со своими смысловыми рядами в гуманитарных науках. Государство – это государство (аппарат управления), а цивилизация – это особый тип общества, человека, культуры. То же касается и «государства» в географическом социальном смысле страны. Всем, кто разбирается в понятийном каркасе социальной философии и гуманитарных наук это ясно. И никого особого «креатива» (нового качества) от объединения двух разнородных элементов в один конструкт здесь нет. И так известно, что цивилизации развиваются через свои центры – империи (я, кстати, перечисляю их и провожу карты).  Зато подход позволяет решать идеологические задачи, когда Россия осталась одна в своём цивилизационном пространстве. С этим я согласен и сам его использую. Но наука есть наука, философия есть философия. Идеология – это другое.

Это термин впервые применил по отношению к КНР левый британский исследователь М. Жак, сделав, кстати, из Китая страшилку для западного политического класса (то есть сформулировав явно, что Китай как государственно организованная цивилизация - историческая угроза для неоколониального Запада). Строго говоря, под определение государства-цивилизации из крупных цивилизаций подходит только Китай, и то с оговорками, что соседние народы Восточной Азии похожи на его общество и тип личности. Патриотическая группа из Института философии РАН (В.И. Спиридонова, Р.И. Соколова и другие) внедрила это термин, применив его по отношению к России. Российская идеологическая тусовка подхватила его как некую палочку-выручалочку на философском и идеологическом безрыбьи и утратой своих позиций в постсоветский период.

В отдельной главе я рассматриваю в книге семь исторически сложившихся подходов к определению цивилизации России. Часто эти подходы смешивают, но они разные, иногда противоположные другу, иногда взаимодополняющие.  Так вот, из них 6 подходов рассматривают цивилизацию России как часть более широкой общности. И только один как страну – «остров Россию» (термин В. Цымбурского, введённый в 1993 году), как «русский мир», страну-цивилизацию, государство-цивилизацию. Но Россия не остров, как Британия или Япония, а континент, материк; не обязательно совпадающий с Евразией (евразийство подвергнуто мною критике), но всё же большой и склонный интегрировать вокруг себя соседей. Островная теория ведёт Россию к изоляции и превращению в малую вторичную культуру, замкнутую в национальном пространстве.

Конечно, многие наши мыслители пытались показать уникальность, ни на что не похожесть России (Чаадаев, Тютчев, Страхов). Но это вовсе не значит, что нужно отрицать схожесть с соседями и свою идентичность, восходящую к более древним истокам славян (7000 лет), чем история России и русского народа (1200 лет).  Важную роль играет и численность носителей восточноевропейского цивилизационного типа (300 млн. чел.. вместо 150 млн. чел.).  Сравните с историей и численностью цивилизаций стран Индии (5000 лет и 2 млрд. чел.) и Китая (4000 лет и 1,5 млрд. чел.).

 Потеряв свою цивилизационную идентичность из праистории и языка, не создав крупной культурной и  политической общности разных народов, мы не только не построим оригинальную философию и культуру, но и потеряем себя как народ, нас просто «запрут» в Азии и на Севере.

Я уверен, что России после ухода 90-х и придётся вернуться в остальную Восточную Европу через Украину (которую мы потеряли именно из-за островного изоляционизма). Как, и в качестве кого, — это вопрос, но сильной стороны. И это не только Сербия, Республика Сербская, или условно лояльные страны типа Венгрии и Словакии, но в другие вовсе не лояльные, типа Польши, Чехии, Литвы, Финляндии.

Есть ряд вопросов, которые могут вызвать дискуссии, например, вопрос о доктринальном византизме как одном из 7 направлений определения цивилизации России. Критикуя попытки привязать историю России и ВЕ к Византии, и свести нашу цивилизационную оригинальность к заимствованиям оттуда, я считаю, что в России, как и других частях ВЕ есть свой самобытный вариант восточнохристианской православной цивилизации в ходе длительного кирилло-мефодиевского проекта, на котором нужно стоять. Я хочу, чтобы автора здесь правильно поняли, я считаю, что Россия – это наследник миссии Византии как Удерживающего и твердыни Христианства. Но при этом общество и тип человека, да и государства, весьма отличающийся от Второго Рима, похожий скорее на западный, чем на восточноевропейский. Впрочем, перед лицом угрозы трансгуманизма все эти различия носят историко-культурный характер. Но цивилизационный «византийский урок» состоит для нас и в том, что мы не должны раболепными грекофилами, как патриарх Никон, а также в том, Византия оказалась вариантом цивилизации, потерявшим внутреннюю динамику человека в отличие от германского и славянского миров, и шедшая к своему концу, правда долго.

Большой раздел посвящён автором дискуссионным «проблемам социализма» в Восточной Европе, который трактуется автором как социалистическая форма цивилизации именно славянской цивилизации Восточной Европы, правда, приобретшая универсальную глобальную форму. В этом плане социализм – «наше всё», то есть то оригинальное слово в развитой цивилизации, которую мы сказали миру, чего и ожидал, в том числе, и Данилевский. С другой стороны, социализм из-за скачка и атеизма (игнорирования духовной основы в виде Прообраза) оказался строем, которые в человеческом и общественном типе вызвал очень сильные недочеловеческие черты (коммунальность по Зиновьеву) вместе сверхчеловеческих. Таким образом, опыт требует кардинального пересмотра, и возобновления.

Хотел бы также отметить, что в надэтническом мировом смысле, который может быть понят другими цивилизациями и религиями, я трактую цивилизацию ВЕ и России как реально существующую цивилизацию осевого типа, находящуюся в целом в актуальном осевом времени, в отличие от Запада, который вышел из него примерно с началом Нового времени. Под осью истории я понимаю Божественный Прообраз, действующий через личности людей и вообще всех единичных субстанций. Приверженность Оси, удерживающей мир в динамическом процессе, и является особенностью именно осевой цивилизации и осевого человека в разных цивилизациях и культурах, в которых он проявлялся.

В завершение, я скажу, что в целом, несмотря на массу шероховатостей и недоработок, промежуточная задача книги выполнена, – создана целостная картина цивилизации как инструмент цивилизационной оптики. Но это только начало пути. Необходимо привлечь доказательный материал других стран, который ложится в русло концепции «Цивилизации Восточной Европы».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Дмитриевич Баранов
Все статьи Сергей Дмитриевич Баранов
Традиционные духовно-нравственные ценности России
«ВРНС – оружие против разрушения суверенитета России»
В Санкт-Петербурге состоялось заседание регионального отделения ВРНС
10.12.2024
Незнакомая знакомая русская литература.
«А.С. Пушкин: в поисках Истины. Лекция 9. «Евгений Онегин»
10.12.2024
Что понадобится мигранту сразу же после
переезда в Россию: комментарий на указ Президента
10.12.2024
Все статьи темы
Русское Собрание
Негостеприимная третья столица России
По отношению к русским общественникам власти Татарстана до сих пор сохраняют тоталитарные нормы
16.11.2024
Негостеприимная третья столица России
В отношении власти Татарстана к русским общественникам до сих пор сохраняются тоталитарные нормы
15.11.2024
Станет ли Казань центром обсуждения насущных проблем общества, или вновь вклинятся «чиновники-вахтёры»?
Непраздный вопрос в канун дискуссии «Россия и Русский мир: история, современные вызовы и перспективы», назначенной в Казани на 4 ноября 2024 г.
01.11.2024
Анатолий Степанов: Казань – один из важнейших центров русской цивилизации
Беседа с председателем Общества русской культуры Республики Татарстан Михаилом Щегловым в канун праздника Дня народного единства и участия в заседании дискуссионного клуба «Третья столица» Казанского отделения «Русского собрания»
28.10.2024
Троеручица обняла свт.Савву и прп.Сергия
2 часть путевых заметок
27.09.2024
Все статьи темы
Русская цивилизация и Запад
Сирийский урок для нас
Недорубленный лес опять вырастает, недобитый враг опасен вдвойне
10.12.2024
Главные вызовы для России в 2025 году
В первую очередь, это неизбывное стремление Запада уничтожить нашу страну, а ответом должно стать прозрение народа и наведение порядка внутри страны
10.12.2024
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Размышления по поводу заметки Александра Дугина
07.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Вектор российской политики в Сирии должен быть срочно изменен...»
Новый комментарий от протоиерей Вячеслав Пушкарёв
10.12.2024 16:26
Историософия как ядро политики исторической памяти
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
10.12.2024 16:12
Сирия – всё «по плану» «мирового модератора»?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
10.12.2024 16:05
Сирия – шах, заморозка СВО – мат для России
Новый комментарий от учитель
10.12.2024 16:03
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Владимир С.М.
10.12.2024 15:17
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Агафон
10.12.2024 15:16