«Цивилизация Восточной Европы»

Философ Сергей Баранов выступил с докладом на презентации своей монографии о русской и славянской цивилизации

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Русское Собрание  Русская цивилизация и Запад  Русская цивилизация 
0
287
Время на чтение 12 минут

От редакции: 19 сентября 2024 года в Доме А.Ф. Лосева на Арбате философ и социолог, член Русского собрания, Сергей Дмитриевич Баранов сделал доклад (см. видеозапись) и представил свою монографию о русской и славянской цивилизации. Монография представлена в рамках известного московского семинара «Русская философия» нового цикла «Русская философия в мире».

В конце мая этого года в Институте наследия им. Д.С. Лихачёва вышла моя монография о современной концепции славянской православной цивилизация «Цивилизация Восточной Европы (цивилизация Оси)». Монография содержит междисциплинарное исследование цивилизации России и её соседей. Книга доступна для скачивания и чтения на сайтах института и РГБ.

Здесь я попытаюсь выступить в жанре авторецензии, затронув некоторые её острые моменты.

Цивилизация – не набор рассуждений и теорий, а конкретный единичный объект и предмет, кроме всего обладающей свойством духовной субстанции, со своей коллективной волей, историей и т.д. Основу цивилизации составляет тип человека и общества, который, собственно, и есть это единичный объект, но коллективный и растянутый во времени.

Термин «цивилизация Восточной Европы» более точен, чем славянская цивилизация, поскольку принадлежат неславянские народы – соседи славян, к которых сформировался похожий тип человека и общества.

Сверхзадача данной монографии о нашей цивилизации, как я её вижу, – формирование в России и Восточной Европе оригинального и суверенного цивилизационного комплекса оригинальной философии и гуманитарных наук, не зависящих, хотя бы напрямую, от западной философии. То есть собственной мировоззренческой оптики. Задача это далеко не решена. Логично, что начать её решение надо с работы о самой цивилизации, её особенностях. Речь не о декларациях и общих заклинаниях о незападном характере нашей цивилизации, а о конкретных фактах и их концептуализации, которые позволяют об этом судить. Я постарался их собрать воедино.

Книга носит, как говорят, пионерский характер, ведь со времён Данилевского и Ламанского, системных научных книг о славянской цивилизации, как ни странно, нет. Как, впрочем, и по ряду других тем, например, по русской нации, о которой у меня есть монография в соавторстве («Русская нация. Современный портрет», 2009). (Зато много всякой публицистики, идеологии и рассуждений о русских, что тоже нужно. Но недостаточно). Вместе обе монографии о восточноевропейской цивилизации и русской нации образуют у меня один «этнологический» цикл.

Для начала скажу, у книги непростая судьба – писалась она более 13 лет, автор стартовал автором со статьёй  «Восточно-европейская цивилизация: структурные черты, прошлое, настоящее» на конкурсе Русской народной линии в далёком уже 2011 году.

В ходе написания монографии была переработана масса междисциплинарного материала из наук, в которых автор, социолог и философ по образованию и роду занятий, не является профессионалом. На примере цивилизации я убедился в том, что в действительности существует единая социальная и гуманитарная наука. К сожалению, основной материал по ряду дисциплин, например, славистике, оказался практически не затронут, кроме базовых вещей. Но он увеличил бы время подготовки и объём разы.

Разнородный материал с большим удалось свести и оформить в академическом ключе и доработать научный аппарат. Большую проблему вызвала заёмная иллюстративная графика книги, так как рисовать свою означало отложить издание.

Определённая проблема возникла с поиском подходящего академического издательства, поскольку в нынешней системе наукометрической России, книги по обществоведению и философии, изданные вне академических издательств, автоматически попадают в «отсебятину» нон фикшн, не получают рецензирования и исключаются из цитирования. Большинство издательств либо возглавляются либералами и западниками, косо смотрящими на цивилизационную тематику, либо прожжёнными дельцами. Пришлось бы униженно обивать пороги, глотать пыль, и идти в кабалу (часто и то, и другое), доказывать, что ты не верблюд. Речь, конечно же, даже не о финансировании издательского проекта, а просто о крыше. Здесь руку помощи подал Институт наследия им. Д.С. Лихачёва МК РФ.

Приходилось заниматься и практическими делами – уже в 2011 году автора ждала трёхлетняя командировка в Киев в качестве руководителя представительства российского региона (ЯНАО), с последующим неожиданным возвращением в 2014 году.

Основная идея книги удалась: на эмпирическом материале обоснован особый осевой раннеиндоевропейский тип личности и общества русских, славян и некоторых соседей, отличный от людей Запада и Востока.

Удалось выстроить на источниках и реальную историю и предысторию славянства (не вымышленную фолк хистори), которая показывает, что мы разошлись с западными народами около  6-7 тысячелетий назад.  Раз и навсегда, видимо.

В качестве базового подхода я взял подход славянофильства и панславизма, который постулирует единое происхождение и наличие общности славянских государства и вообще всех, в том числе и не славянских народов Восточной Европы, связанных родством и похожестью типа человека, общества и культуры.

Точнее, в основу своей теории я положил подход Н.Я. Данилевского, сформулированный им в «России и Европе», который состоит в том, что мир людей делится на культурно-исторические типы, носителями которых являются этнические и языковые семьи или группы внутри семей.  Россия принадлежит к балто-славянской языковой группе внутри индоевропейской языковой семьи и собственному культурно-историческому типу.  Три другие цивилизации – это три остальные крупнейшие языковые группы индоевропейской семьи – романо-германская (западная), индоарийская (индийская) и иранская (иранская цивилизация). Сходные идеи были у лидера ранних славянофилов А.С. Хомякова в «Семирамиде», которые, вероятно и повлияли на Данилевского, наряду, конечно же, с работами западных авторов.

Развитую форму культурно-исторического этнического типа Данилевский называет цивилизацией.  Этноязыковой подход даёт единственно устойчивую эмпирическую научную базу для классификации цивилизаций как типов людей. Подход деления цивилизаций по принципу религий является более произвольным и случайным. Это не значит, что в исследовании цивилизаций нужно остановится просто на этно-  языковом делении. Вовсе нет, ведь цивилизация обладает духовным и культурным универсализмом, лежащим в сфере духовных прообразов личности, которые как раз и связанные , с культами религий. Цивилизация – термин этнического (национального) ряда, если смотреть «снизу», от «почвы», но и понятие ряда метафизического, духовного, если смотреть «сверху», от религий. Религии меняют этнический тип человека и его личность, однако через саму личность  отдельных носителей, их воли.

Многие выводы Данилевского о славянской цивилизации, касающиеся прошлого и будущего славянства и его восточноевропейских соседей, блестящие подтвердились, как современной наукой, так и ходом истории именно благодаря этому подходу «снизу», который позволил уйти из сферы произвольного в историософии, фантазий на духовные темы.  Данные об этом приводятся в моей книге.

Я не сторонник того, чтобы слепо копировать Данилевского и вообще кого-либо, тем более, что у него были явные ошибки, в частности, органицизм (уподобление цивилизации – духовной общности биологическому организму и его циклу) и следующие из него не подтвердившиеся выводы, например, что Китай вошёл в необратимую стадию увядания, как тогда казалось при доживающей последние десятилетия маньчжурской династии. Однако будучи волевой саморазвивающейся духовной единицей, Китай поднялся.  То же можно сказать и о других, в том числе и России.

«Цивилизация Восточной Европы» – нечто совершенно новое. Ведущую роль в методологии моей книги играет русская философия соборного персонализма, который рассматривает народы, страны и личности как коллективные (соборные) личности с общей волей, проявляющейся через воли индивидов. Н.Я. Данилевский умер в 1885 году. Впереди был расцвет русской цивилизационной философии соборного персонализма, который только начинался и достиг пика уже в эмиграции после «философского парохода» и завершения Серебряного века русской культуры.  Книга нашего великого предшественника не затрагивала вопросы метафизики.  Однако признанный знак русского персонализма С.М. Половинкин считал в одноимённом труде, что Данилевский использовал персонализм по отношению к народам и цивилизациям. Это как бы общее дело и матрица русской философии.

Несколько слов скажу по поводу доктрины России как государства-цивилизации, популярной в последнее десятилетие. Нужно признать, данная доктрина – большой шаг вперёд в идеологии суверенного цивилизационного государства, но большой при условии, если понимать её как ведущий центр более крупного цивилизации, а не как объект, не только в урезанных границах современной России, но даже и исторической России.

Данная доктрина государства-цивилизации появилась буквально полтора десятилетия назад, - до этого никто ни о каких государствах-цивилизациях не слышал. Конечно же, многие страны рассматривались как цивилизации, но в целом возобладал подход к цивилизациям как к крупным мировым общностям из разных народов, стоящим над национальными государствами.  Сам сложносоставной термин «государство-цивилизация» - типичный идеологический конструкт по модели «нации – государство». В обоих случаях некорректное с точки зрения науки и теории сочетание двух разных объектов со своими смысловыми рядами в гуманитарных науках. Государство – это государство (аппарат управления), а цивилизация – это особый тип общества, человека, культуры. То же касается и «государства» в географическом социальном смысле страны. Всем, кто разбирается в понятийном каркасе социальной философии и гуманитарных наук это ясно. И никого особого «креатива» (нового качества) от объединения двух разнородных элементов в один конструкт здесь нет. И так известно, что цивилизации развиваются через свои центры – империи (я, кстати, перечисляю их и провожу карты).  Зато подход позволяет решать идеологические задачи, когда Россия осталась одна в своём цивилизационном пространстве. С этим я согласен и сам его использую. Но наука есть наука, философия есть философия. Идеология – это другое.

Это термин впервые применил по отношению к КНР левый британский исследователь М. Жак, сделав, кстати, из Китая страшилку для западного политического класса (то есть сформулировав явно, что Китай как государственно организованная цивилизация - историческая угроза для неоколониального Запада). Строго говоря, под определение государства-цивилизации из крупных цивилизаций подходит только Китай, и то с оговорками, что соседние народы Восточной Азии похожи на его общество и тип личности. Патриотическая группа из Института философии РАН (В.И. Спиридонова, Р.И. Соколова и другие) внедрила это термин, применив его по отношению к России. Российская идеологическая тусовка подхватила его как некую палочку-выручалочку на философском и идеологическом безрыбьи и утратой своих позиций в постсоветский период.

В отдельной главе я рассматриваю в книге семь исторически сложившихся подходов к определению цивилизации России. Часто эти подходы смешивают, но они разные, иногда противоположные другу, иногда взаимодополняющие.  Так вот, из них 6 подходов рассматривают цивилизацию России как часть более широкой общности. И только один как страну – «остров Россию» (термин В. Цымбурского, введённый в 1993 году), как «русский мир», страну-цивилизацию, государство-цивилизацию. Но Россия не остров, как Британия или Япония, а континент, материк; не обязательно совпадающий с Евразией (евразийство подвергнуто мною критике), но всё же большой и склонный интегрировать вокруг себя соседей. Островная теория ведёт Россию к изоляции и превращению в малую вторичную культуру, замкнутую в национальном пространстве.

Конечно, многие наши мыслители пытались показать уникальность, ни на что не похожесть России (Чаадаев, Тютчев, Страхов). Но это вовсе не значит, что нужно отрицать схожесть с соседями и свою идентичность, восходящую к более древним истокам славян (7000 лет), чем история России и русского народа (1200 лет).  Важную роль играет и численность носителей восточноевропейского цивилизационного типа (300 млн. чел.. вместо 150 млн. чел.).  Сравните с историей и численностью цивилизаций стран Индии (5000 лет и 2 млрд. чел.) и Китая (4000 лет и 1,5 млрд. чел.).

 Потеряв свою цивилизационную идентичность из праистории и языка, не создав крупной культурной и  политической общности разных народов, мы не только не построим оригинальную философию и культуру, но и потеряем себя как народ, нас просто «запрут» в Азии и на Севере.

Я уверен, что России после ухода 90-х и придётся вернуться в остальную Восточную Европу через Украину (которую мы потеряли именно из-за островного изоляционизма). Как, и в качестве кого, — это вопрос, но сильной стороны. И это не только Сербия, Республика Сербская, или условно лояльные страны типа Венгрии и Словакии, но в другие вовсе не лояльные, типа Польши, Чехии, Литвы, Финляндии.

Есть ряд вопросов, которые могут вызвать дискуссии, например, вопрос о доктринальном византизме как одном из 7 направлений определения цивилизации России. Критикуя попытки привязать историю России и ВЕ к Византии, и свести нашу цивилизационную оригинальность к заимствованиям оттуда, я считаю, что в России, как и других частях ВЕ есть свой самобытный вариант восточнохристианской православной цивилизации в ходе длительного кирилло-мефодиевского проекта, на котором нужно стоять. Я хочу, чтобы автора здесь правильно поняли, я считаю, что Россия – это наследник миссии Византии как Удерживающего и твердыни Христианства. Но при этом общество и тип человека, да и государства, весьма отличающийся от Второго Рима, похожий скорее на западный, чем на восточноевропейский. Впрочем, перед лицом угрозы трансгуманизма все эти различия носят историко-культурный характер. Но цивилизационный «византийский урок» состоит для нас и в том, что мы не должны раболепными грекофилами, как патриарх Никон, а также в том, Византия оказалась вариантом цивилизации, потерявшим внутреннюю динамику человека в отличие от германского и славянского миров, и шедшая к своему концу, правда долго.

Большой раздел посвящён автором дискуссионным «проблемам социализма» в Восточной Европе, который трактуется автором как социалистическая форма цивилизации именно славянской цивилизации Восточной Европы, правда, приобретшая универсальную глобальную форму. В этом плане социализм – «наше всё», то есть то оригинальное слово в развитой цивилизации, которую мы сказали миру, чего и ожидал, в том числе, и Данилевский. С другой стороны, социализм из-за скачка и атеизма (игнорирования духовной основы в виде Прообраза) оказался строем, которые в человеческом и общественном типе вызвал очень сильные недочеловеческие черты (коммунальность по Зиновьеву) вместе сверхчеловеческих. Таким образом, опыт требует кардинального пересмотра, и возобновления.

Хотел бы также отметить, что в надэтническом мировом смысле, который может быть понят другими цивилизациями и религиями, я трактую цивилизацию ВЕ и России как реально существующую цивилизацию осевого типа, находящуюся в целом в актуальном осевом времени, в отличие от Запада, который вышел из него примерно с началом Нового времени. Под осью истории я понимаю Божественный Прообраз, действующий через личности людей и вообще всех единичных субстанций. Приверженность Оси, удерживающей мир в динамическом процессе, и является особенностью именно осевой цивилизации и осевого человека в разных цивилизациях и культурах, в которых он проявлялся.

В завершение, я скажу, что в целом, несмотря на массу шероховатостей и недоработок, промежуточная задача книги выполнена, – создана целостная картина цивилизации как инструмент цивилизационной оптики. Но это только начало пути. Необходимо привлечь доказательный материал других стран, который ложится в русло концепции «Цивилизации Восточной Европы».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Дмитриевич Баранов
Все статьи Сергей Дмитриевич Баранов
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Фильм Ингмара Бергмана «Причастие».
«Душевная вечеря. Христос в искусстве»
13.01.2025
«Рождественскую звезду» зажигают дети!
Замечательная традиция русской глубинки
13.01.2025
Просим поддержать Центр «Берег Рус»!
Чтобы укреплять мир на всей земле Русской от Карпатских гор до тихоокеанских берегов…
13.01.2025
Все статьи темы
Русское Собрание
В поисках образа будущего России
В Москве состоялось очередное заседание Русского Собрания
23.12.2024
Негостеприимная третья столица России
По отношению к русским общественникам власти Татарстана до сих пор сохраняют тоталитарные нормы
16.11.2024
Негостеприимная третья столица России
В отношении власти Татарстана к русским общественникам до сих пор сохраняются тоталитарные нормы
15.11.2024
Станет ли Казань центром обсуждения насущных проблем общества, или вновь вклинятся «чиновники-вахтёры»?
Непраздный вопрос в канун дискуссии «Россия и Русский мир: история, современные вызовы и перспективы», назначенной в Казани на 4 ноября 2024 г.
01.11.2024
Анатолий Степанов: Казань – один из важнейших центров русской цивилизации
Беседа с председателем Общества русской культуры Республики Татарстан Михаилом Щегловым в канун праздника Дня народного единства и участия в заседании дискуссионного клуба «Третья столица» Казанского отделения «Русского собрания»
28.10.2024
Все статьи темы
Русская цивилизация и Запад
«Это никакое не урегулирование»
Так называемый германский сценарий
13.01.2025
Ройте яму, господа! Ройте яму для себя!
Нет ни одной Божественной заповеди, которую бы не нарушили представители западных элит
10.01.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Секрет Шафаревича
Новый комментарий от Апографъ
13.01.2025 08:27
Гренландия желает отделиться от Дании
Новый комментарий от Владимир Николаев
13.01.2025 06:52
Погибли Содом и Гоморра от мiра, а не от войны…
Новый комментарий от Владимир Николаев
13.01.2025 06:41
Социализм – принуждение к бедности?
Новый комментарий от Александр Волков
13.01.2025 06:34
Как заменить капитализм на солидарный строй
Новый комментарий от учитель
13.01.2025 05:44