В канун Страстной седмицы 2017 года на краю города, в бывшей деревне Ульянка, в маленьком деревянном храме святителя Петра митрополита Московского проходило Крещение. Обычное служение, как в предыдущие субботние дни в течение 24 лет существования этой церкви. Но для многих из нас оно было необычным.
Крестили крошечного младенца, который оказался ненужным каким-то родителям. Отказ от ребенка — великий грех... Но не будем судить, дабы не быть судимыми. Видно, Господь послал этому маленькому человеку лучшую судьбу, надежных родителей, готовых «Богу и людям служить». Его приемным отцом стал депутат Государственной Думы и одновременно алтарник храма святителя Петра митрополита Московского. Старшенькие малыши резвились в церковном дворе, но по зову родителей старшая сестренка (которой всего-то 8 лет) деловито ввела их в храм. Малыши столпились около отца, крепко прижавшись к его ногам. Старый священник подошел к крестному — высокому молодому человеку, могучего телосложения, с интеллигентным лицом и умными глазами, взял младенца из его рук и по старинному церковному обычаю передал крестной матери: мальчиков у купели держат крестные матери, а девочек — крестный отец.
Началось свершение таинства. Окружающие не глазели с любопытством по сторонам, лица их были сосредоточенными, с молитвенным настроем. Молились они о судьбе этого малыша и его братьев и сестер, молились о родителях, которые взвалили на себя великий груз ответственности пред Богом и людьми за посланных им детей.
«Крещается раб Божий Илия во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». И так трижды. Затем крестные и священник трижды обходят вокруг купели. Крестный четко наизусть прочел «Символ веры».
Мать ребенка, с древним именем матери всего человечества (Ева), кротко сидит в притворе и лишь по окончанию Таинства Крещения ей разрешают войти в храм. Младенца настоятель вносит в святой Алтарь и передает его Еве со словами: «Возьми и воспитай». Эти слова звучат как строгий наказ, теперь ребенок вручается ей по благословению самого Господа. Она с материнской любовью целует ребенка трижды и крепко прижимает его к груди. У многих присутствующих на глазах появились слезы — слезы радости и ликования. Еще один воин Христов пополнил наше христианское сообщество, Церковь Православную.
Но почему воин? Эта мысль меня сначала сбила с толку, затем, как прозрение, вспомнились труды святых отцов: «Невидимая брань» св. Игнатия Брянчанинова. Да, наша жизнь — постоянная борьба с грехом, с искушениями, с самолюбием, многостяжанием, любоначалием... У врага рода человеческого для нас припасено немало приемов для ловли душ человеческих. После скромной великопостной трапезы с добрыми чувствами я возвращалась домой. На пути встретила соседку, 50 лет прожили в одном доме, хорошо знали друг друга, часто делились и радостями, и горестями нашими. На вопрос — откуда я иду, не подумав, ответила, что с крестин маленького Милонова. Наивная моя старость! Я думала, что она порадуется со мной, да не тут-то было. Соседка прекрасно знала, как заботился Виталий Валентинович во время своей депутатской деятельности об оснащении детских площадок, ремонте дорог, об открытии новой школы. Она знала, что когда он был депутатом в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, затем в Государственной Думе, он чем мог помогал в наших бедах, хотя возможности его были весьма ограниченными. Упомяну только один случай, когда у одной прихожанок храма святителя Петра случился многооскольчатый перелом бедра и В.В.Милонов отдал 15000 рублей. При этом из своего кармана. Когда ему родственники принесли заявление, он популярно объяснил, что из депутатских фондов эти средства можно получить только через полгода.
И, тем не менее, эта пожилая женщина со злобой и завистью выпалила: «Всё пиарится».
Я было вспыхнула, хотела ей напомнить, что она - «засохшая ветвь», «бесплодная лоза», не потрудившаяся вырастить хотя бы одного россиянина, хотя бы для продолжения своего рода и на радость собственной старости. Нет, я справилась с гневом, но посмотрела на нее так, что она по-старушечьи сгорбилась и осталась стоять неподвижно. Я же, не простившись, пошла домой. Вспомнились мне евангельские слова: «Нет пророка во отечестве своем».
Я долго боролась с чувством презрения к старой вековуше, пока оно не сменилось жалостью к ее одинокой судьбе. Приходится постоянно задумываться: «Почему нас не понимают люди? Почему они не способны разделить с нами радость за другого человека, за его успех, за возрастание в вере Христовой и добре, на благо нашего с вами общества, почему мы не всегда готовы вступиться за духовные ценности нашей России? Почему мы не можем разделить, хотя бы поддержкой словом, стремления людей выступить против пороков и изъянов нашего общества?
Серьезным изъяном нашего общества является
сиротство. В нашей богатейшей стране с бескрайними просторами, неисчерпаемыми природными ресурсами появились толпы бомжей (слово-то какое придумали, лень расшифровать его по-русски - «без определенного места жительства). Как могло так получиться, что эти люди не имеют крыши над головой? Такого даже в
СССР, в нашем советском безбожном государстве, не было. За каждым были закреплены квадратные метры, пусть временами и малые, подкрепленные Конституцией СССР. Когда и кто отменил этот закон? Этим можно объяснить одну из причин сиротства — детям, родившимся у родителей без своего угла, негде жить.
Эти дети наполняют многочисленные детские дома, где есть все для жизни: еда, одежда, игрушки, различные увеселения. Но нет главного для развития души человеческой — той духовности, которую несут детям православные родители — неважно, приемные или родные.
А еще нет у этих детей в казенном доме бескорыстной, бесконечной матери. Вот и пополняют выходцы детских домов бездонные пропасти преступности, бродяжничества, а затем и «глубину сибирских руд». Безработные и неприученные к труду воспитанники детских домов и сиротских приютов не находят своего места в нашем равнодушном обществе.
Какой огромный труд берут на себя приемные родители, имеющие и своих родных детей!
Воспитание с пеленок, уход, постоянное обучение жизни, помощь в учебе, обеспечение едой, одеждой, игрушками, мебелью.
Не говорите мне о доходах этой семьи. Они заработаны потом и кровью, в постоянной борьбе с яростными сторонниками чуждой для нормального человека идеологией, в борьбе с гомосексуализмом, абортами, эвтаназией — проще говоря — убийством стариков и безнадежно больных. Такого, как в западной цивилизации, мы не видим даже в зверином царстве: звери, как правило, не уничтожают своих соплеменников и, тем более, своих не родившихся детей.
В.В.Милонов, к счастью, не тот человек, который часами просиживает штаны на бесполезных заседаниях, не тот, который радуется, что его допустили к власти и деньгам и поэтому боится слово сказать. Милонов искренен и откровенен, он смел в защите духовных ценностей нашего народа. Он очень хорошо понимает, что наше общество необходимо защитить от той грязи и безнравственности, которая хлынула к нам с Запада. У него есть надежный духовный стержень, он прекрасно понимает свои цели и задачи и в меру возможного осуществляет то, что может удержать наше общество от нравственного падения: «Не убий, не укради, не прелюбы сотвори, чти отца и матерь твою».
Для В.В.Милонова, кроме отца и матери, есть его Отечество, за которое он в ответе, как перед своими избирателями, так и перед своими детьми — как родными, так и приемными, в ответе пред Богом. Пожелаем, чтобы в нашем правительстве больше было таких Милоновых и поменьше воров, хапуг, предателей, перебежчиков во враждебный лагерь. Странно, когда в правительство попадают по финансовому принципу — чем больше кошелек, тем больше шансов найти место потеплее и безопаснее, например с местом депутата приобрести депутатский иммунитет. Обыкновенно это объясняют тем, что своими капиталами они могут послужить государству и обществу. Но «свежо предание, а верится с трудом» - прошли времена Рима и Российской империи, когда богатые люди во власти действительно делились своими средствами с государством и обществом — строили общественные здания, больницы, школы, дороги. Нынешние олигархи стали черной дырой общества — как Харибда они поглощают народное достояние. И все им мало — есть миллион - так надо «отжать», другой, третий и т.д., пока какой-нибудь трагический случай не разрушит их бренное финансовое благополучие.
Пример В.В.Милонова показывает образец в обустройстве детей-сирот — это воспитание их в полной семье. Его семья живет весьма умеренно, взрослые и дети одеты неярко и скромно. Семейные средства расходуются рачительно. В.В.Милонов не приобретал дорогих автомобилей, драгоценностей.
Политическая деятельность В.В.Милонова гармонично сочетается с семейной занятостью. Воспитание Человека будущего также является делом государственной важности.
Как-то я позвонила Виталию Валентиновичу не по личному вопросу, он тут же вежливо мне ответил: «Я очень занят, не могу говорить». Время было вечернее, и я задала ему вопрос: каким таким важным делом он занят в такое нерабочее время. Он спокойно ответил: «Я гуляю со своими детьми».
Мне, бабушке, у которой 11 внуков, эти слова легли на душу, как целительный елей. Отцовская любовь и преданность теперь редкое качество, тем более — для политического деятеля. Не смотрите, что дети, тем более малые — капли в море нашей жизни, ведь и море состоит из капель. Молекула так мала, что мы не имеем возможности ее видеть даже в микроскопе, но ведь из молекул состоит весь мир.
Да, работа со своими детьми иногда превыше отечественных интересов, ибо, в конце концов, контакт с детьми, формирование их мировоззрения — дело не менее важное, чем заседание в Государственной Думе. Они через несколько лет вольются в наше с вами общество и будут влиять на реальную общественную жизнь.
Мы переживаем какую-то уродливую форму современного капитализма. Власть денег вытеснила все из наших душ и умов. Страшной проблемой стало расслоение общества на богатых и бедных. Олигархи, очень малая часть общества, владеют большей частью финансового капитала страны, но не спешат ни с кем делиться. Мизерная часть населения страны владеет большей частью природных ресурсов, ископаемых и даже... водой. Когда-то это принадлежало народу.
Сейчас большая часть населения страны живет на нищенскую зарплату, около трети — за чертой бедности.
В такой ситуации ни те, ни другие не торопятся пополнить население страны. Одни не хотят отвлекаться от «великих дел», другие боятся, что смогут прокормить детей.
Дорогие Россияне! Забыли вы мудрую и справедливую поговорку: «Даст Бог роток, даст и кусок». Как, к сожалению, часто звучит фраза: «Трудная жизненная ситуация». Вот и отдает часто одинокая мать своего малыша на попечение государства.
В юго-восточных регионах бывшего советского государства детских домов нет. У этих людей хватает милосердия и ответственности за потерявших родителей детей. Этих сирот воспитывают родственники, близкие друзья. Этим семьям помогают всем аулом, всем селом.
Вернемся к вопросу о родителях приемных семей. Негативным явлением являются несостоявшиеся приемные родители. Чаще всего родители хотят воспитывать здоровых, красивых и талантливых наследников. Я здесь не касаюсь темы детей-инвалидов. Находятся подвижники, которые сознательно идут тернистым путем воспитания и ухода за детьми с тяжкими физическими пороками и недостатками. Обычная же семья хочет вырастить «героя дня». Пока ребенок маленький — все рады и счастливы, его балуют, возлагают на него большие надежды.
Но вот наступает период физической и психической перестройки личности ребенка, проявляются негативные черты в его поведении, генетический код его родных родителей.
«Первородный грех», первичное повреждение», как Дамоклов меч висит над приемной семьей.
Приемные родители не справляются с возложенными на них обязательствами и возвращают ребенка в детский дом. Возвращенец по достижению совершеннолетия пополняет те 70-80% выпускников, которые не находят места в нашем обществе.
Еще одной причиной подобных ситуаций является отсутствие надежных тестов психологической готовности приемных родителей принять все тяготы воспитания чужого, не родного по крови ребенка. Нет инструментов, прогнозирующих психоэмоциональный фон ребенка. Многие физические врожденные недуги мы умеем распознавать, такие, как болезнь Дауна, структуральные изменения в почках, в печеночной ткани, пороки сердца и т.д.
А вот духовный статус, состояние души определить не представляется возможным. Удивляться этому не приходиться. В течение 70 лет официального атеизма нас учили тому, что никакой души у человека нет. Поделюсь своим школьным опытом. Как-то в школе, в самом конце сороковых годов, я спросила у преподавательницы литературы — выпускницы царской гимназии, как же быть с выражениями «бездушный человек», «душа у него черная», «души прекрасные порывы» - ведь это выражения из классической литературы. Она, нисколько не смутившись, ответила: «Все это пережитки прошлого». А затем поставила мне тройку за сочинение, в котором было выражение «бездушный человек». Однако, никакими тройками и двойками душу, как явление не истребишь. А невнимание к ней, к процессам, в ней происходящим, приводит к строгому, но справедливому наказанию.
Ну, а как же быть с такими понятиями, как «первородный грех», «первичное повреждение»? Эти вопросы мне неоднократно задавали мои друзья и спрашивали: «Почему эти явления не исчезают при Святом Крещении?»
Мне думается, может быть, богословы меня поправят, что во время Крещения душа младенца получает лишь семя Божественной благодати, семя Святого Духа». А вот чтобы оно проросло, чтобы нежный росточек наполнился жизнью и превратился в крепкое жизнестойкое растение, необходимо вложить великий труд, взрастить и воспитать доверенного родителям ребенка, родного или приемного — неважно. Да, это великий труд, долгая, длинная дорога радости, скорби, неудач, падений, драматических, а порой и трагических событий.
Здесь, по выражению Вл.Солоухина
«Привалов нет, каникул не бывает.
В пути не каждый сразу понимает,
Что жизнь не тульский пряник, не калач».
Другой негативный момент в институте усыновления — финансовый, материальный фактор. Сплошь и рядом слышим, как ратуют за увеличение материальных пособий на детей — приемышей. Дело-то конечно хорошее, да не превратилось бы в очередное зло, чтобы ребенок не стал предметом купли и продажи на социальном рынке усыновления. А бывают весьма трагические коллизии на этой почве, когда приемные родители, лишаясь социальных доплат, или не удовлетворяясь ими, отправляют усыновленного ребенка назад в детский дом.
Еще один негативный фактор — это разводы, они часто наблюдаются и в обычных семьях, где все дети родные. Однако, гораздо трагичнее они происходят в семьях с приемными детьми. Родители, взявшие чужих детей (хотя чужих детей) не бывает, не имеют права на развод. Приемные дети уже получили жестокий урок предательства со стороны своих биологических родителей. Не наказывайте детей еще раз, не наносите еще один удар по их психике, пожалейте их маленькие чуткие сердца. Потерять одного из родителей для них — чудовищная травма, вряд ли переносимая.
Развод начинается не в течение совместной жизни мужа и жены, а до решения вопроса о создании союза. Необдуманное скоропалительное решение, подгоняемое страстью, что отличается от истинной любви, приводит вскоре к разочарованию и, рано или поздно, к разрыву.
Огромное значение для семейной жизни имеет институт ОТЦОВСТВА. Термин «муж-подкаблучник» не должен фигурировать в семье. Да, встречаются мужчины слабовольные, неудачники, но умная жена никогда не подаст вида, что она сильнее его, и ради детей убережет его имя.
Сила женщины — жены — возвеличить роль отца в семье, предупредить его унижение в различных ситуациях и неблагоприятных условиях, особенно в многодетных семьях. Нужны Советы отцов, День отца. Это придаст главе семейства больше авторитета.
В самом начале Перестройки, в начале девяностых годов прошлого века, появилась новая форма обустройства детей — сирот, появились частные детские дома, которые открывались на частные финансовые вложения. Там работали люди по зову сердца. Следует заметить, что дело это далеко не новое, до революции в Царской России очень хорошо понимали значение будущего поколения, важность его воспитания. Сироты учились в лучших учебных заведениях, в гимназиях, в Лицее; проходили военную службу в кадетских корпусах, ибо им вручалась судьба Россия.
К великому сожалению, в последующие времена лозунг «Дети - наше будущее» потерял прежний смысл. Мы не задумываемся о том, что смена поколений — неминуемый этап в существовании всякого государства и нам не безразлично, как сложится будущее России, ибо в ней предстоит жить и трудиться нашим детям.
К сожалению, идея частных детских домов в большинстве своем не выдержала испытания временем. В силу экономических и финансовых трудностей многие такие дома перестали существовать в наше относительно благополучное время.
Пожелаем маленькому Илье Милонову доброго здравия, возрастания на радость родителям и на пользу Отечества. И также пожелаем тысячам российских сирот сходной счастливой судьбы — найти любящих родителей.
Галина Георгиевна Руденкова, врач, ветеран труда
1. Re: Отказ от ребенка — великий грех