Эпидемия коронавируса поставила перед нашим обществом и перед всем миром целый ряд проблем. Вначале это был вопрос так называемой самоизоляции. Сейчас это проблема прививок.
Что касается самоизоляции, надо отметить, что её применяли лишь в случае серьезнейших эпидемий: чумы, холеры. Объявлялся полный карантин с введением войск на линии разделения. Нечто подобное происходило в 1970 году при вспышке холеры на юге Советского Союза, прежде всего на юге Украины. Тогда действительно было всё очень жёстко.
Но то, что происходит сейчас, не поддаётся никакому пониманию. С одной стороны, чрезвычайного положения не объявляли. С другой стороны, почему-то от граждан нашей страны потребовали самоизоляции со штрафными санкциями за нарушение карантина. Трудно объяснить подобную двойственность иными соображениями, кроме корыстных, поскольку в этом случае государство не обязано выплачивать ущерб отраслям, которые потерпели экономический ущерб. В число этих отраслей, конечно, относится и спорт, и общепит, и область культуры, и туристическая сфера, от которой столь серьезно зависит наш город.
К ним относится и издательская деятельность. В данном случае особенно обидно, что государство не признаёт книготорговлю и книжное издательство отраслями, пострадавшими от эпидемии коронавируса. Между тем, в течение нескольких месяцев были закрыты книжные магазины, а по книге как источнику знаний был нанесён страшный пропагандистский удар. Её объявили источником заразы. Между тем, если с такой строгостью подходить ко всему, то надо запретить любую торговлю, в том числе торговлю едой, потому что любой продукт может быть источником заразы.
То, что происходило с режимом самоизоляции, когда стариков, особенно в столицах, буквально закупоривали в своих домах, выглядело и неразумно, и бесчеловечно. Как медик могу свидетельствовать о вреде создания вокруг человека стерильной обстановки. Ажиотаж, который поднялся вокруг масочного режима, с медицинской точки зрения выглядит неоправданно. Одноразовая маска исполняет свою функцию только в течение первых 20 минут, дальше она становится источником заражения. С многоразовой маской, которую наши эстеты расписывают во все цвета радуги, дела обстоят еще хуже. В результате многократного употребления маска становится источником инфекции и самозаражения для человека. Мы на операциях меняли наши маски регулярно.
На моих глазах несколько наших знакомых, добросовестно соблюдавших режим самоизоляции, погибли от коронавируса. И это естественно, потому что они пытались соблюсти вокруг себя стерильный режим, и в результате оказались абсолютно беззащитными. Более того, те страхи, которые нагнетались вокруг этой проблемы, эта чудовищная истерия ослабляли иммунитет и понижали сопротивляемость организма к заразе коронавируса. В результате, когда рано или поздно через медработников, через разносчиков пищи, через любой канал люди соприкасались с инфекцией, то очень быстро заражались и, не имея иммунитета, погибали.
Надо было выстраивать совершенно другую стратегию, а именно стратегию укрепления иммунитета, повышения сопротивляемости организма. Попытка создать стерильную среду не только вредоносна, но и абсолютно нереализуема.
Следует указать на целый ряд других ошибок. Надо было делать упор на препараты для разжижения крови. Что же касается ажиотажа вокруг вентиляции легких, то могу сказать следующее — вентиляция легких в условиях сгущения крови в ряде случаев себя не оправдывала. Большинство пациентов, которые подвергались этой процедуре, увы, погибло.
Следует вспомнить великую мудрость «В здоровом теле здоровый дух». Верно и обратное — где дух здрав, там здорово и тело. В нашем обществе всё с точностью наоборот. Отметим, что еще до эпидемии коронавируса «не плоть, а дух растлился в наши дни». Большая часть средств массовой информации работали и работают над убийством нашего духа. А когда к этому подключилась еще и телесная зараза, то они, объединившись, сделали своё страшное дело.
Здорового духа в нашем обществе не оказалось, даже некоторые высшие иерархи Церкви капитулировали перед этой заразой. Вместо того, чтобы призвать нас к совместному действию, к совместной молитве, к духовному противостоянию этой заразе, молитве за весь мир, они предпочли самоизолироваться, укрывшись за светлым образом Марии Египетской, которая вышла из мира, не спасая свою жизнь, а напротив, подвергая её риску. И выходила не ради того, чтобы укрыться, а ради великой борьбы и великих духовных подвигов. К этим подвигам, к этой борьбе, к сожалению, определённая часть нашей Церкви оказалась не готова. Часть иерархии самоизолировалась и от Бога, и от народа.
Низкий поклон тем иерархам, священнослужителям и православным христианам, которые в тяжелые дни не оставили совместной молитвы, не оставили Божией службы, не оставили служение ближнему. Они не превратились в «тварь дрожащую», а вспомнили, что они христиане, что они люди, и сохранили свое христианское и человеческое достоинство, сохранили любовь к Богу и ближнему.
Мне вспоминается рассказ моих тетушек Анны Дмитриевны и Екатерины Дмитриевны Румянцевых о том, как они пережили холеру 1913 года. Немало человек умерло во время той эпидемии, но церкви не закрывались. Анна Дмитриевна и Екатерина Дмитриевна ходили в Троицкий Измайловский собор, в котором в это время шли службы и который был переполнен молящимися, и молились, испрашивая у Господа спасение себе и своим близким. По свидетельству Анны Дмитриевны и Екатерины Дмитриевны, никто из их знакомых прихожан не пострадал от холеры. Такова сила веры! Такова сила молитвы
Во время блокады в Ленинграде действовало всего 10 церквей, которые были набиты людьми. Службы не прекращались даже во время бомбежек и артобстрелов. Вспомню ещё то, что Ленинград находился под угрозой вспышки инфекционных заболеваний. Слава Богу, эпидемии удалось избежать благодаря решительным и быстрым мерам, в том числе благодаря уборке города от трупов и нечистот. Но даже тогда церкви Божии советская власть не закрывала. А ведь о тех временах любят много говорить нехорошего. Церкви решила закрыть наша демократическая власть, которая, по собственным её словам, будто бы уважает свободу совести и свободу вероисповедания. Мы столкнулись с этим «уважением» на Пасху, когда тысячи верующих пришли к закрытым дверям!
Что касается прививки, то в настоящий момент российскими учёными, согласно их утверждению, в кратчайшие сроки разработана вакцина против ковида, которая, по их словам, эффективно противодействует этой всемирной заразе. Мне не хочется бросать тень на своих коллег. Хочется их от всего сердца поблагодарить за самоотверженный труд. Но при этом я вынуждена засвидетельствовать, что вакцину за три месяца не создать. Оптимальный срок для создания вакцины, с учётом её испытания с целью проверки на безвредность, а тем более полезность, составляет пять лет, минимум три года.
Несмотря на многочисленные испытания на волонтерах, до сих пор не выяснены возможные отрицательные последствия этой вакцины, в том числе побочные заболевания, каково её влияние на внутренние органы. Надежность этой вакцины находится, в лучшем случае, под вопросом. За три месяца такие вещи не делаются. Не хочется даже вспоминать пословицу «Скоро ношено — слепо рожено». Даже в начале первых пятилеток звучал призыв «Пятилетку в три года», а не в три месяца. В вопросе вакцины следует проявить трезвость и осторожность, иначе у нас получится пятилетка в три гроба.
Галина Георгиевна Руденкова, врач-хирург, ветеран труда