Информационная война против Церкви: позиционные бои

Анна Яковлева об очередном антицерковном опусе литератора Дмитрия Быкова «Сто лет анафемы»

Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы  Русофобия 
0
1439
Время на чтение 9 минут
«На войну противник не явился». На информационную войну являться не хочется. В частности, и потому, что никогда не отождествляла себя с власть имеющими структурами и группами, а такие войны ведут именно они. Но когда их цели – разрушение моих базовых ценностей, это больно. Терпишь до какого-то предела, а дальше наступает момент, когда молчать невмоготу.

Пока в отношении Веры и Церкви случались в новейшей российской истории отдельные эксцессы вроде т.н. табачного дела, измышленного журналистом С. Бычковым в 1997 году, рубки икон Тер-Оганьяном на выставке в 1998-м или выставки «Осторожно, религия!» в 2003-м, это казалось маргинальными, запоздавшими и протухшими выплесками то ли ярого большевизма, то ли контркультуры, сомкнувшейся с запросами бульварных изданий. И отвечать на них казалось неуместным: всякая публичная критика невольно усиливает интерес аудитории к критикуемому. Однако сегодня оскорбительное отношение и к Церкви, и к православным верующим катится таким валом, что отвечать надо. И пока, как мне видится, Церковь отвечает достаточно точно, но робко. Позиционные бои.

Ещё в 2005 году моя ныне покойная подруга, искусствовед и литератор Людмила Бояджиева писала: «Когда андеграунд – одна из субкультур в рамках существующей культуры, он способен играть роль противовеса официозным ценностям. Победивший андеграунд, ставший массовой идеологией, загоняет в подполье всю культуру. Сводит сложное и высокое к простому и низкому, художественный гений – к перипетиям биологии и случая. Плевок в колыбель и танцы на гробах – так просто!» И действительно, произошло небывалое: авангард впервые слился с массовой культурой до неразличимости, верх схлопнулся с низом, элитарное – с обыденно пошлым, уникальное – с тиражируемым. О разгуле «нетрадиционных ценностей» в театре, – когда открыто пропагандируются содомский грех и прочие извращения человеческой природы, когда даже классические тексты прочитываются именно в таком ключе, и вся русская история и культура, представленная, в частности, выходцами из лимитрофов, очень неплохо устроившимися в России, предстают как мерзейшее мрачное зрелище, – их разгуле на телевидении, где всё собираются и никак не соберутся закрыть очередную сутенёрскую программу, а ведущие подобных программ в нашем обществе считаются приличными людьми и кандидатами в президенты, даже и говорить не хочется.

Эти метаморфозы, в результате которых объявляются равноценными и обращаются в смазь истина и ложь, добро и зло, красота и безобразие, художественное и антихудожественное, сакральное и профанное, переживаются всей российской культурой, в том числе и в отношении религии и церкви. Но в 2010-е годы против Церкви началась настоящая информационная война. Наиболее известным проявлением стала глумливая акция Pussy Riot в 2012 году в Храме Христа Спасителя, кстати, слепленная, что называется, на коленке: им мало что удалось в самом храме. Картинку и звук монтировали уже после, за компьютером – то есть создавали, как сказал по другому поводу публицист Виктор Мараховский, мастера ФБ-статусов и других малых форм. Но запущенный в Сеть ролик сумел оскорбить многих. А дальше покатилось как снежный ком – и скандальная новосибирская постановка оперы Вагнера «Тангейзер» в 2015-м, и интервью известного телеведущего, а также знаменитого режиссёра о «пагубности» православия, и выступления каких-то диких музыкальных групп, как бы «пародирующих» Церковь призывами вроде песен «Распни депутата», и издание в 2017 году «автобиографии» Христа, и оскорбительные нападки на Патриарха РПЦ в Рунете, и глумление над православными в Сети, и несть им числа. Это как бы внутренний фронт информационной войны. Однако и на внешних фронтах дела обстоят самым печальным образом.

На фоне физического уничтожения Христианских церквей и самих христиан на Ближнем Востоке и в Азии – по последним оценкам, гонениям сейчас подвергаются 250 млн христиан, – всё громче звучат голоса тех, кто греху присваивает статус добродетели, а добродетель обращает в смертный грех. Так, например, известный израильский писатель, один из главных претендентов на Нобелевскую премию Амос Оз заявляет, что «Иуда верил в Иисуса больше, чем Иисус верил сам в себя», что считать Иуду дурным человеком может только фашиствующий антисемит, вообще из евангельской трактовки Иуды и вырос весь мировой антисемитизм, так что Евангелия надо отредактировать, выбросив предателя Иуду и вписав туда, видимо, Иуду-святого, святее Иисуса.

В информационной войне есть свои генералы и рядовые, своя массовка и свои интеллектуалы, хотя по целям и идейкам разницы между ними нет: слиплись в один плоский блин. Вот на днях, прямо в крещенский сочельник, литератор Дм. Быков опубликовал свой опус «Сто лет анафемы», к вековому юбилею анафемы 1918 года, высказанной в послании Патриарха Тихона в адрес всех участников братоубийственной брани. В выборе даты своей публикации данный интеллектуал, правда, несколько ошибся: послание Патриарха было опубликовано 19 января по старому стилю, по новому, теперешнему, это будет попозже, но наш пострел везде поспел впереди паровоза. И себя, как водится, не обидел: не сходя с места успел процитировать стишки «одного поэта», себя то есть, и дать ссылочку на ещё одну свою антиклерикальную статью в том же издании, а то вдруг кто-то не прочитал ещё. Интересно, что эта статья, по ссылочке, доступна лишь «участникам проекта “Сноб”», а далее, выйдя по следующей ссылке, выясняю, что за это счастье надо заплатить 35 тыс. руб. Почти по Пелевину: солидный господин для солидных господ. Правда, в перепечатках статья доступна и бесплатно, но об этом не сообщается, а знаменательна сама конкретная ссылочка. Так вот нашего интеллектуала поразило «странное сближенье» столетия анафемы и заявления Владимира Путина о близости христианства и морального кодекса строителя коммунизма. Далее Дм. Быков пошутил в погромно-похоронном стиле Ем. Ярославского, что и Путин достоин канонизации, и Патриарх Тихон тоже, а кто в этом сомневается, достоин канализации. Спасибо, Дмитрий Львович, за доброту вашу и шедрость. Но поразил – уже меня – не глум, это-то как раз ожидаемо, а то, что Дмитрию Львовичу «сближенье», которое вольно ему трактовать как отождествление, хотя никто их не отождествлял, вот это сходство – показалось ложным. Меж тем то обстоятельство, что в обоих случаях фиксируются в общем виде европейские нормы морали, которые вообще восходят к христианству, известно уже нынешним школьникам, а сходство это отмечалось ещё в Словаре Брокгауза и Ефрона в статье «Коммунизм», и если Быков впервые об этом услыхал от Путина, то это проблема гр-на Быкова, а не гр-на Путина.

Далее, как говорится, правка по словам. Не нравится Дм. Быкову симфония РПЦ и государства. Меж тем история знает два соблазна в отношениях Церкви и светской власти: цезарепапизм, когда верховный владыка подчиняет себе духовную власть, как, например, в Византии и в России в синодальный период, и папоцезаризм, когда Папа признаётся наместником Христа на земле. И оба соблазна считаются апостасией, вероотступничеством. Этот термин – апостасия – наш автор употребляет ничтоже сумняшеся, видимо, вовсе не понимая его значения, применительно – к чему? Из текста не ясно. К концепции симфонии властей, т.е. соработничеству и неслиянности власти церковной и светской? Симфония властей сегодня чаще всего считается идеалом отношений Церкви и Государства, нигде не реализованным, но задающим тот горизонт, к которому надо стремиться. А цезарепапизм, если имеется в виду он, надо доказать, а не провозглашать.

Выдающиеся русские дореволюционные мыслители резко критиковали официальную церковь, указывает нам Дмитрий Львович. Это правда. Но то были выдающиеся мыслители. Что дозволено Юпитеру, не дозволено Быкову быку. И были они детьми своего времени, и критиковали Церковь своего времени. Были там идеи теократии, «Третьего Завета», «святой плоти» – вообще много чего было. Зачем же поминать всуе, мимоходом и панибратски? Конечно, наш автор с Пушкиным и Пастернаком на дружеской ноге, но всё же.

Обе власти, государственная и церковная, говорит Дм. Быков, одинаковые: им всё равно что проповедовать, коммунизм или христианство, их тождество или противоположность, жизненная практика от этого не меняется, и мыслители оказываются изгоями и там, и тут. Позвольте, Дмитрий Львович, кто уравнял христианство и коммунизм? Вы же сами и уравняли, приписав это президенту. И кто тут мыслитель-изгой? Вы, который печатается одновременно в ста изданиях, получает все возможные премии и не исчезает ни на день с мониторов и радио? Это, конечно, жуткие репрессии и ГУЛАГ, но всё же?

Интеллигенция вечно считается оторванной от корней, от массы, сетует Быков. Да. С некоторыми оговорками. Это хорошо показал целый ряд русских мыслителей, например Георгий Федотов, который и определил интеллигенцию как социальный слой людей, которому свойственны идейность и беспочвенность. Автор обиделся на Георгия Петровича Федотова? Смею уверить, обижаться на него бесполезно по той причине, что он уже с лишком шестьдесят лет пребывает в местах значительно более отдалённых, чем те, в которых могут трогать ваши обиды.

Под конец гр-н Быков и вовсе оскорблён. Пишет, что имя «начальника в этой церкви» упоминается чаще имени Христа, а государство в ответ на просьбы о милосердии отвечает, что оно не руководствуется христианскими ценностями. Где происходят все эти бесчинства, Дмитрий Львович? Адреса, пароли, явки?

Далее, распалясь, наш интеллектуал ставит на одну доску антисемитизм в фашистской Германии и в СССР. Отождествить Аушвиц и «дело врачей» – это посильнее «Фауста» Гёте. Не знали советские воины, освобождавшие узников Освенцима, что спустя 73 года их уравняют с нацистами. За такие «концепции», которые стали модными среди свободомыслящих людей, если верить интернет-мемам – «со светлыми лицами» и «хорошей генетикой», – мои покойные фронтовики и родные, раненные под Наро-Фоминском, – отец, тогда студент, два дяди – офицер и военврач, тётка – военная лётчица, дед – работник Генштаба, няня моего младшего сына – фронтовой кинооператор, свёкор, раненный под Прохоровкой и попавший в бессознательном состоянии в плен, учитель, получивший под Ленинградом пулю в голову и так и оставшийся на один глаз слепым, что не помешало ему стать уже после войны всемирно известным учёным, – вот они навсегда вычеркнули бы Дмитрия Львовича из списка приличных людей. Это в лучшем случае, в мирное время. Во времена военные разговор был бы другой. Можно даже гадательно определить, в каком из кругов дантова ада нашлось бы нашему автору местечко.

Похлопав по плечу святителя Тихона за антисоветизм и анафему, гр-н Быков даже простил ему, так уж и быть – подумайте, какая милость – членство в Чёрной сотне. При этом совершенно непонятно, за что пеняет автор каким-то священникам, «которые напутствовали приговорённых к смерти жертв государственного террора» («напутствовать», т.е. исповедовать и причащать приговорённых – обязанность священников), и журит святителя, что он их не покритиковал. Спасибо, отец родной, Дмитрий Львович. Потрясающая развязность.

В итоге все в русской истории без разбору оказываются у гр-на Быкова убийцами – в пику тем, кто склонен подавать историю в прекрасно розовых тонах. Так ведь беспроглядно чёрная история – такая же ложь, как и розовая. Но этого гр-н Быков видеть не желает. Или видит и лжёт намеренно, требуя, по существу, вычеркнуть из истории пятой части суши три четверти века как преступные, а насельников той части суши объявляя, соответственно, преступниками. Подобных актов самоуничтожения, каковых требуют подобные авторы от России, не бывало нигде, но это «концептуалистам» неважно. Такое расчеловечивание обычно случается с образом врага перед войной и во время оной: раз недочеловеки, то их следует уничтожать, они лишние на этом празднике жизни. И даже в удовольствии мимоходом пнуть покойного Евтушенко («ужасная пошлость») наш автор также себе не отказывает, а это пошлость, как мне кажется, ужаснее, чем вторичные поэтические образы.

В конце концов правильные люди должны понять, что именно сказал Дм. Быков. Догадаться должны. Вчувствоваться. Он сказал, что как преданы были анафеме люди, так Каинова печать на всём и продолжает лежать. То есть и Церковь нынешняя, читай, не годящая, и все мы, потомки. И нет ничего доброго под солнцем. На территории России. А ФСБ-то и не знает.

И как-то из всего этого неявно следует, что, хотя практически все анафематствованы вместе с властью и, кстати, с эмиграцией, поскольку анафема Патриарха Тихона была адресована всем участникам братоубийства, и белым, и красным, сам Дмитрий Львович светел лицом и хорош генетикой, если, опять же, следовать известным интернет-мемам, и счастливо избежал участи потомков участников гражданской войны, сделав вираж от антилиберальных позиций к настоящему российскому либерализму, то есть к отсутствию либерализма вообще в точном, исходном значении слова. У меня вопрос. Мой украинский дед в гражданской не участвовал, но, батрак, был избран в своём селе первым председателем Товарищества по обработке земли, за что убит кулаками. Я проклята тоже, отлучена вовек, или мне гр-н Быков даст послабление?

Но вернёмся к оценкам власти. А власть после 1991 года уже оказывается как бы не под Каиновой печатью – за исключением отдельных власть имущих и Церкви. Если будет следовать мудрым указаниям Дмитрия Львовича? И вернётся к разорению страны, как в 90-е? Так, вероятно, кажется подобным авторам, которые считают, что вольны распоряжаться той печатью, ставить ли её или снимать, потому что своя рука владыка, свои же все люди, в одном ресторане ЦДЛ сидят. Но тут засада. Хочу напомнить, что в этом году исполняется не только 100 лет со дня анафемы, провозглашённой святителем Тихоном, но и 25 лет со дня анафемы, провозглашённой Патриархом Алексием II в адрес проливших невинную кровь в гражданском противостоянии осени 1993 года. Эта анафема также не снята. В 1993 году персонально не был назван никто: Патриарх не может подменять собой прокуратуру и суд. Анафема была обращена на первых, кто прольёт кровь. Полагаю, Господь управит. Господь. А не г-н Быков, и не рубщики икон, и не клеветники, и не хулители Церкви Божией, и не ликвидаторы истории России.

Яковлева Анна Михайловна, кандидат философских наук, журналист, Москва
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Информационная война

Гражданин Зильбертруд никак не угомонится! Будем ждать когда Боря и Эля Телеманы из газеты дуэль №5(52)-1998-03-19 ему тоже напишут благодарность!
русский амиго / 28.01.2018, 12:41

3. Ответ на 2., Анна Я.:

справедливости ради, он цитировал не себя,а Е.Евтушенко)Нет.Про "чучело": "один поэт" - это он про себя любимого https://www.novayaga...61430-holodnyy-blyuz

я про те, что будут дальше по тексту, а про эти, в начале, имеет право - он тоже поэт)
bvnxy / 27.01.2018, 10:22

2. Ответ на 1., bvnxy:

справедливости ради, он цитировал не себя,а Е.Евтушенко)

Нет. Про "чучело": "один поэт" - это он про себя любимого https://www.novayagazeta.ru/articles/2014/10/06/61430-holodnyy-blyuz
Анна Я. / 27.01.2018, 09:03

1. Re: Информационная война против Церкви: позиционные бои

справедливости ради, он цитировал не себя, а Е.Евтушенко)
bvnxy / 27.01.2018, 06:48
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анна Яковлева
Фейк от «Эха Москвы»
Как рупор либеральной журналистики воюет против Русской Православной Церкви
10.02.2018
Второе пришествие «нечаевцев»?
Анна Яковлева призывает спасти Тимирязевку
15.01.2018
Возрождение Европы?
Анализ «Парижского заявления» европейских интеллектуалов
16.11.2017
Под катком прагматизма
Завершаем Дискуссию: «Способна ли религия объяснить мир?»
22.12.2012
Все статьи Анна Яковлева
Бывший СССР
День памяти Великой княгини Софии Палеолог
Сегодня мы также вспоминаем историка Н.И.Костомарова, философа П.Е.Астафьева, графа П.П.Шувалова, генерала Н.И.Глобычева, князя С.К.Белосельского-Белозерского, Великую княгиню Ксению Александровну и художника С.В.Герасимова
20.04.2024
Финский суицид
Контуры национального предательства
19.04.2024
День памяти дипломата кн. А.А.Безбородко
Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова
19.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35