Президент России Владимир Путин направил поздравительную телеграмму председателю Китайской Народной Республики Си Цзиньпину по случаю его переизбрания на пост генерального секретаря Центрального комитета Коммунистической партии Китая (КПК), сообщает ТАСС.
Как сообщает пресс-служба Кремля, «в поздравлении глава Российского государства подчеркнул, что итоги голосования в полной мере подтвердили политический авторитет Си Цзиньпина, широкую поддержку проводимого им курса на ускоренное социально-экономическое развитие Китая, укрепление его международных позиций».
Президент России выразил уверенность, что решения XIX съезда КПК, который «стал по-настоящему историческим событием», будут способствовать укреплению отношений всеобъемлющего доверительного партнерства между двумя странами.
Владимир Путин подтвердил заинтересованность в продолжении совместной работы по развитию всего комплекса российско-китайских связей, конструктивного взаимодействия в решении актуальных вопросов региональной и международной повестки дня, а также добавил, что будет рад встретиться с Си Цзиньпином на саммите АТЭС в Дананге.
Итоги XIX съезда Коммунистической партии Китая проанализировал в интервью «Русской народной линии» эксперт научного совета при Совете Безопасности России, политолог-международник, заместитель директора Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, доктор философских наук профессор Юрий Косов:
Съезд Коммунистической партии Китая превратился в событие мирового масштаба. Китай - это вторая экономика в мире. Даже в российской глубинке можно найти китайские товары. Его международные позиции усиливаются. У китайцев огромные финансовые, материальные, политические, культурные и цивилизационные ресурсы. Китай очень древняя страна, ей четыре тысячи лет. Это единственное государство, которое сохранило свою преемственность с момента своего возникновения. Мы помним, что на развалинах Римской империи возникли принципиально новые государства. И так было во всех регионах, кроме Китая.
Съезд Китайской компартии является историческим событием мирового масштаба, поскольку политика Китая оказывает реальное влияние на мировую политику и на мировую экономику.
Что можно сказать про этот съезд? Во-первых, экономика Китая, та модель, которую запустил Дэн Сяопин в конце 80-х годов, уже выработана, поставленные задачи выполнены. Когда Дэн Сяопин запускал свою модель, то доходы китайцев были на уровне африканских стран. Годовой доход был 150 долларов на одного жителя, а на селе еще меньше. Сейчас мы видим, что Китай вышел на первое место по числу долларовых миллионеров. В этой стране больше миллионеров, чем в Соединенных Штатах. Примерно 150 миллионов китайцев - это чуть больше 10% населения страны, которое составляет 1 млрд. 380 млн. человек, - имеют доход порядка 5 тысяч долларов в год. Помножим эту сумму на 60, получится 300 тысяч рублей в год. На такие деньги и в России можно жить. Это средний класс.
В китайской экономике и обществе произошли структурные сдвиги. От развивающегося государства с повально бедным населением Китай перешел в разряд стран со средней зажиточностью. Конечно, необходимо ставить новые приоритеты и новые задачи.
Серьезным моментом является постепенное уменьшение роста экономики Китая. Страна по-прежнему лидер по росту экономики, 30 лет темпы роста были самыми большими в мире. Сейчас Индия и еще несколько стран обходят китайцев. Китай в группе лидеров, но темпы роста уже не двузначные, как было еще полтора десятилетия назад. Это было связано с тем, что были очень низкие стартовые показатели, когда доход 150 долларов на человека, то увеличение даже на 150 долларов - это рост на 100%. А при доходе в 5000 долларов увеличение на 150 долларов - это проценты.
Китаю следует искать новые механизмы регулирования и новые резервы роста экономики. Порядка 200 млн. китайцев живут заграницей, имеют значительный бизнес в Соединенных Штатах, в таких странах, как Филиппины, Малайзия, значительная часть экономики контролируется этническими китайцами. Я недавно был на конференции, где выступали представители Малайзии, Сингапура, Филиппин. Они все говорят на китайском языке, как на родном. Это этнические китайцы, которые представляют другие страны. На стартовом пути их капиталов хватало. Сейчас же капиталов даже западных инвесторов для развития Китая не хватает, потому что для выполнения новых задач огромной экономики требуется совсем другое финансирование. А потом мы видим на примере России, что эти инвестиции использовались как оружие. Китайцы очень внимательно следят за тем, что происходит в нашей стране. Когда распался Советский Союз, китайцы создали специальную комиссию ЦК КПК, которая подготовила доклад, в котором говорилось о том, почему распался Советский Союз, чтобы учесть эти ошибки. Я не исключаю, что ситуация санкций, в которую попала Россия, тоже учитывается китайскими аналитиками. Возможно, они отрабатывают варианты, как им обойти санкции.
У Дэн Сяопина основной упор был бы сделан на привлечении зарубежных инвестиций, на привлечение зарубежных технологий. Тогда у Китая не было ни инвесторов, ни технологий, то сейчас ориентиры поменялись и Пекин взял курс на развитие экономики за счет внутреннего спроса и внутреннего рынка. Но для решения этой задачи требуется колоссальная работа, множество управленческих, экономических решений, которые сейчас готовятся. Китай ориентируется стать ведущим разработчиком технологий в мире. Пока же китайцы славились тем, что умело копировали и умело использовали чужие технологии.
Особо я бы выделил вопрос смены власти в Китае. Страна сумела преодолеть болезнь Коммунистической партии Советского Союза, где смена власти обязательно сопровождалась похоронным маршем руководителя Коммунистической партии, а его соратники и ровесники находились у власти до тех пор, пока их не призовут в мир иной к отцам. Естественно, недееспособное руководство, престарелые вожди, неспособные в силу физических причин руководить страной, сыграли в судьбе Советского Союза негативную роль.
В Китае сложилась четкая система, когда руководство готовится заранее. Поколение руководителей находится у власти 10 лет. Сейчас, фактически, заканчивается первая пятилетка председателя Си. Предстоит вторая пятилетка. Ныне начинает готовиться новое поколение - прогнозируют, кто будет следующим лидером Китая. На этом этапе идет не только отбор, но и очень серьезная схватка за власть. В свое время группа, которая поддерживала Си Цзиньпина, в достаточно жесткой форме расправилась с руководителем конкурирующего клана и конкурирующей группы Бо Силаем, который окончил свои земные дни в тюрьме. Но это на этапе отбора. Когда власть избирается, то китайскому руководству удается избежать открытых разборок внутри самого руководства. Я считаю это достаточно серьезным достижением. Конечно, неясно, удастся ли сохранить такую систему, потому что мы видим, что сейчас твориться с американским руководством и что происходит в Америке, где управление внешней политикой почти потеряно. Китай же сохраняет устойчивость власти, хотя на этапе отбора возможна достаточно жесткая борьба.
Есть три момента, на которые я хотел бы обратить внимание: экономические, политические и исторические. На съезде было принято решение сделать идеи Си Цзиньпина наряду с идеями Дэн Сяопина и Мао Цзэдуна обязательными для изучения в китайской компартии. В Китае сохраняется определенная преемственность, новый этап в развитии связывается с новым руководителем, тогда как в Советском Союзе было обожествление Маркса, Ленина, или выкидывание вождей, как, например, Сталина. Китайцы же разрабатывают идеологию более прагматично. Конечно, идеи Мао Цзэдуна в основе своей принадлежат другой эпохе, теперь в историю отходят установки Дэн Сяопина, так как они выполнены. Появляются новые задачи, которые связываются с именем нынешнего руководителя. Это не просто прославление председателя Си, а это новый идеологический пласт, который связан с его именем и которым будет руководствоваться Китай. Это тоже отличает этот съезд. Пока китайское руководство показывает серьезную гибкость, адаптивность существующим условиям.
Претензии Китая на лидерство в мировой экономике, а потом и в мировой политике, пока подтверждаются действиями его руководителей и руководящих органов съезда Коммунистической партии Китая. Многие предсказывали, что после съезда Коммунистическая партия начнет терять свою роль, будет уходить от власти. Но съезд подтвердил, что Китайская компартия продолжает руководить Китаем на новом этапе развития. Это показывает наивность наших перестроечных теоретиков-мыслителей, которые считали, что стоит отстранить Коммунистическую партию от власти и тут же наступит процветание и благосостояние. Нет, руководство может называться коммунистическим, социалистическим, либеральным, капиталистическим, главное качество этого руководства, его настроенность развивать свою страну, как делают китайцы.
Вспоминаются слова Дэн Сяопина. Когда его спросили: «Почему же коммунистический Китай вводит капиталистические порядки?», он ответил: «Неважно, какого цвета кошка, важно, чтобы она ловила мышей». Закончившийся съезд подтвердил, что эта установка Дэн Сяопина продолжает действовать, ей руководствуются и в настоящее время.