Гимн Святой Руси

Отклик на статью Виктора Мараховского «Причины неудачи "Легенды о Коловрате"»

Как-то так получилось, что с детства меня интересует Русская История. К Всемирной я совершенно безразличен, а вот Русская – это любовь с первого и до последнего взгляда!

Мне повезло родиться и вырасти в замечательном городе Мценске, который своей чудесной горой Самород все время напоминает о самой непреступной и самой южной (Курск и Кром лежали в руинах) крепости на Руси времен татарских завоеваний.

Mtczenecia (Мценесия) – так писали на средневековых европейских картах, обозначая славную русскую землю, которая занимала практически всю нынешнюю Орловскую область и части современных Липецкой, Тульской и Калужской областей.

Жить посчастливилось в старинном доме, который еще в начале ХХ века являлся постоялым двором у оживленной речной переправы. И во дворе этого дома время от времени находились большие старинные монеты, чаще всего екатерининских времен.

Старинные подвалы, подземные ходы, таинственные родники под горой, старинная церковь, чудесный амченский говор – История была каждый день, она была очень личной, и она была прекрасной!

На вершине горы Самород часто и радостно мечталось быть средневековым русским воином – на голове шелом, на плечах кольчуга, в руках меч, под ногами настил крепостной стены. Слева и справа – товарищи по оружию – со-братья, со-ратники. А впереди враг, который пришел жечь, насиловать, убивать, грабить. И впереди уже горят родные деревни. И только от тебя, от твоей силы, от твоего умения, от твоего мужества, от твоей Веры зависит – будет ли он опять разбит и изгнан с родной земли или будет гореть город, будут осквернены и убиты девы и жены, будут разграблены и уничтоженные святые храмы, будут немногие несчастные, выбранные для полона, завидовать уже умершим.

Выстоишь ты – и выстоят другие бойцы, дрогнешь – и малодушие вселится в сердца твоих друзей, и долго еще будут дымиться пепелища родной земли, как памятники твоей трусости.

Потом, уже во взрослой жизни выяснилось, что по одной из женских линий, мой род восходит к славному боярскому роду Кусаковых, которые издревле служили в Новограде Северске, а самый древний из известных предков – Назарий Данилович Кусаков – пал в бою за Родину 11 августа 1378 года на реке Воже в первой победоносной битве Северо-Восточной Руси с Ордой.

И сразу же возникли радостные предположения – а ведь мои предки могли ходить с князем Игорем «испить шеломом из синего Дона», а ведь мои предки могли прибить щит Вещего Олега к вратам Царьграда!

1
Поэтому, когда читаю древние тексты или смотрю исторические фильмы, возникает ощущение личного участия – это у меня «коротка кольчужка», это мне ломают спину в Орде, и быть изрубленным в передовом отряде на берегу реки Воже – это тоже моя судьба!

Так случилось, что после 1991 года мне удалось до конца посмотреть только три фильма – «Тарас Бульба», «28 панфиловцев» и «Легенда о Коловрате». Это не говорит о том, что я избегал изделий кинематографа – это говорит о том, что предлагаемые в то время фильмы не находили отклика в душе, не заставляли поверить, что именно так все и могло быть.

Каждый человек, знакомый с историческими материалами, при просмотре экранизации искушается тем, что конкретный режиссер видит конкретные исторические факты своими глазами, глазами отличными от твоих. А исторические факты – это, практически всегда, легенды, это история того или иного народа, облеченная в яркие поэтические образы.

Историческая наука не является наукой точной – можно по-разному интерпретировать найденные артефакты, можно по-разному относиться к сообщениям письменных исторических источников, сомневаться в их достоверности. В Истории очень много политики, Историю пишут победители, стараясь уничижать побежденных.

И очень не часто бывает, что твое видение и видение режиссера полностью совпадают, и уже практически не бывает, когда ты признаешься себе, что созданный шедевр по яркости, по поэтичности, по любови к Родине превосходит твое видение данного исторического эпизода.

Ярчайший из советских фильмов – «Живые и мертвые» – властно заставил меня поверить, что именно так, и никак иначе, сражались летом, осенью и зимой 1941 года бойцы и командиры непобедимой Красной Армии! И другие фильмы о войне я только сравнивал с этим никем и никогда непревзойденным эталоном.

И вот – «Легенда о Коловрате».

Я давно уже знаю эту историю – рязанский боярин, будучи в Чернигове с малой дружиной, узнает о нападении татар на Рязань, спешит на помощь, но не успевает даже к последнему штурму. Собирает по окрестностям, оставшихся в живых ратников числом в 1700 и неожиданно нападает на батыеву орду с тыла, проходя по несколько раз насквозь «сильные полки татарские». И только после долгих боев, и только подведя пороки (камнеметы), воины Батыя справились с русичами.

Фильм захватывает своей красотой и любовью, своей верой в то, что именно такими в то время и были наши предки. Потому что по-другому не может быть, потому что мы хотим быть именно их потомками! И мы будем достойными наших великих предков!

И некоторые шероховатости, которые отмечает критической разум, нисколько не портят эту великолепную картину.

Например, мне медведь показался крупноватым, или в эпизоде Крещения батюшка не совершает полного погружения младенца, которое было обязательным на Руси до Раскола, и не мог произносить: «Сочетался ли Христу?» – до Раскола произносилось: «Обещался ли Христу?», т.е., крещаемый или восприемник давал Христу обещание быть христианином.

Фильм «Легенда о Коловрате» просто потряс меня своей искренностью и своей любовью!

Выйдя из кинотеатра, я с удивлением заметил, что из глаз текут слезы, и эти слезы невозможно было объяснить банальными словами – слезы радости, слезы горя и т.д. Так продолжалось минут 15, и я бы сказал, что это были слезы Святой Руси!

В тот вечер я не мог делать обычные дела – так бывает только после принятия Святых Христовых Таин – хочется сохранить в себе это дивное небесное состояние.

И на фоне этого со-переживания с авторами и героями фильма резко резанула статья В.Мараховского «Причины неудачи "Легенды о Коловрате"», где автор пытается убедить нас в неуспешности фильма на том основании, что кинотеатры, по его мнению, возможно не соберут столько денег, чтобы затраты на фильм окупились.

Помилуйте, Виктор, это же когда и где настоящее воспитание, настоящая культура, настоящее искусство могут, подчиняясь нынешним примитивным бухгалтерским правилам капитализма, конкурировать со скандальными блудоподелками?

Попробуйте-ка на оживленной улице большого города одновременно выложить на продажу томик А.С. Пушкина и «дамский» роман Дарьи Донцовой. Кого будут чаще покупать? Кого бухгалтерия признает великим и русским? Правильно – Агриппину Аркадьевну (Дарья – псевдоним)!

Или выложите в продовольственных магазинах в свободную продажу наркотики – даже без всякой рекламы – «экономический» успех магазинов будет потрясающим – очень скоро товар станет самым ходовым!

Мы уже много раз наступали на «грабли», не достаточно финансируя образование, культуру, армию, не желая видеть и слышать давнюю мудрость: «Народ, не желающий кормить свою армию, будет вынужден кормить чужую». А долгое отсутствие патриотического воспитания молодежи (тоже затратная и «неокупаемая» статья бюджета) приводит к тому, что мальчики и девочки из Уренгоя становятся всемирными, но печальными для нас, знаменитостями.

К сожалению, пока еще для множества людей падшее сознание старается искать грех, находить грех, оплачивать грех, и нынешний бизнес умеет этим эффективно пользоваться.

Авторам же фильма я низко кланяюсь за великолепный поэтический образ Русской Истории, Образ, который, верю, сыграет выдающуюся роль в деле нашего возвращения в Русь Святую!

Евгений Викторович Алтухов, инженер, публицист
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

6. Re: Гимн Святой Руси

Фильм-русский,достойный внимания подрастающего поколения,полезный.

andrey-volkov / 14.12.2017 06:38

5. Re: Гимн Святой Руси

не смотрела пока, но Ваша любовь к Отечеству - это прекрасно. Не хочется за это благодарить - неуместно. Дай Вам Бог!

чистякова / 14.12.2017 03:59

4. Re: Гимн Святой Руси

Очень положительная статья. Охота посмотреть фильм.

3. Re: Гимн Святой Руси

Как бы не пыжились современные горе-кинематографисты, но ничего лучше сталинских историко-патриотических фильмов 30-50-х в нашем кинематографе нет и ещё долго не будет.

2. Re: Гимн Святой Руси

Я фильм не смотрел, но, судя по трейлеру и отзывам тех, кто смотрел- это банальный римейк "300 спартанцев" Зака Снайдера.

1. Re: Гимн Святой Руси

Не думаю, что ситуация с фильмом "Легенда о Коловрате" столь печальна. Прокат этого фильма начался недавно, ребята из школы где учиться мой сын, почти все его посмотрели с большим интересом. Я так же этот фильм посмотрел, очень интересная операторская работа. Короче добротный фильм для подрастающего поколения мальчишек от 12 до 20 лет. Годен для просмотра в любом возрасте, может быть несколько скучноват дамам и созерцательным джентльменам.

Евгений Алтухов
Благодарность коронавирусу
Многое и многие проявились в своём истинном свете
21.05.2020
Можно ли ко Христу без справки?
Мы хотим послужить Господу, а нас не пускают…
04.05.2020
Самая радостная Пасхальная ночь!
Отклик на статью Г.Дорофеева «Самая странная Пасхальная ночь»
27.04.2020
Вино или Кровь
Чем же причащают верующих священники, дезинфицирующие лжицу после каждого причастия?
25.03.2020
Смерть на Пасху
Рассказ христианина
24.04.2018
Все статьи Евгений Алтухов
Последние комментарии
Есть ли альтернатива феодальному социализму?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.01.2021 05:27
Карнавал, трагедия, фарс, бунт, попытка захвата власти?
Новый комментарий от monarhist
18.01.2021 10:50
Как относиться к вакцинации?
Новый комментарий от monarhist
18.01.2021 10:02
Спасти Венедиктова
Новый комментарий от monarhist
18.01.2021 09:13
В Москве откроют Ельцин-Центр
Новый комментарий от Наблюдатель
18.01.2021 09:07