Как-то так получилось, что с детства меня интересует Русская История. К Всемирной я совершенно безразличен, а вот Русская – это любовь с первого и до последнего взгляда!
Мне повезло родиться и вырасти в замечательном городе Мценске, который своей чудесной горой Самород все время напоминает о самой непреступной и самой южной (Курск и Кром лежали в руинах) крепости на Руси времен татарских завоеваний.
Mtczenecia (Мценесия) – так писали на средневековых европейских картах, обозначая славную русскую землю, которая занимала практически всю нынешнюю Орловскую область и части современных Липецкой, Тульской и Калужской областей.
Жить посчастливилось в старинном доме, который еще в начале ХХ века являлся постоялым двором у оживленной речной переправы. И во дворе этого дома время от времени находились большие старинные монеты, чаще всего екатерининских времен.
Старинные подвалы, подземные ходы, таинственные родники под горой, старинная церковь, чудесный амченский говор – История была каждый день, она была очень личной, и она была прекрасной!
На вершине горы Самород часто и радостно мечталось быть средневековым русским воином – на голове шелом, на плечах кольчуга, в руках меч, под ногами настил крепостной стены. Слева и справа – товарищи по оружию – со-братья, со-ратники. А впереди враг, который пришел жечь, насиловать, убивать, грабить. И впереди уже горят родные деревни. И только от тебя, от твоей силы, от твоего умения, от твоего мужества, от твоей Веры зависит – будет ли он опять разбит и изгнан с родной земли или будет гореть город, будут осквернены и убиты девы и жены, будут разграблены и уничтоженные святые храмы, будут немногие несчастные, выбранные для полона, завидовать уже умершим.
Выстоишь ты – и выстоят другие бойцы, дрогнешь – и малодушие вселится в сердца твоих друзей, и долго еще будут дымиться пепелища родной земли, как памятники твоей трусости.
Потом, уже во взрослой жизни выяснилось, что по одной из женских линий, мой род восходит к славному боярскому роду Кусаковых, которые издревле служили в Новограде Северске, а самый древний из известных предков – Назарий Данилович Кусаков – пал в бою за Родину 11 августа 1378 года на реке Воже в первой победоносной битве Северо-Восточной Руси с Ордой.
И сразу же возникли радостные предположения – а ведь мои предки могли ходить с князем Игорем «испить шеломом из синего Дона», а ведь мои предки могли прибить щит Вещего Олега к вратам Царьграда!

Поэтому, когда читаю древние тексты или смотрю исторические фильмы, возникает ощущение личного участия – это у меня «коротка кольчужка», это мне ломают спину в Орде, и быть изрубленным в передовом отряде на берегу реки Воже – это тоже моя судьба!
Так случилось, что после 1991 года мне удалось до конца посмотреть только три фильма – «Тарас Бульба», «28 панфиловцев» и «Легенда о Коловрате». Это не говорит о том, что я избегал изделий кинематографа – это говорит о том, что предлагаемые в то время фильмы не находили отклика в душе, не заставляли поверить, что именно так все и могло быть.
Каждый человек, знакомый с историческими материалами, при просмотре экранизации искушается тем, что конкретный режиссер видит конкретные исторические факты своими глазами, глазами отличными от твоих. А исторические факты – это, практически всегда, легенды, это история того или иного народа, облеченная в яркие поэтические образы.
Историческая наука не является наукой точной – можно по-разному интерпретировать найденные артефакты, можно по-разному относиться к сообщениям письменных исторических источников, сомневаться в их достоверности. В Истории очень много политики, Историю пишут победители, стараясь уничижать побежденных.
И очень не часто бывает, что твое видение и видение режиссера полностью совпадают, и уже практически не бывает, когда ты признаешься себе, что созданный шедевр по яркости, по поэтичности, по любови к Родине превосходит твое видение данного исторического эпизода.
Ярчайший из советских фильмов – «Живые и мертвые» – властно заставил меня поверить, что именно так, и никак иначе, сражались летом, осенью и зимой 1941 года бойцы и командиры непобедимой Красной Армии! И другие фильмы о войне я только сравнивал с этим никем и никогда непревзойденным эталоном.
И вот – «Легенда о Коловрате».
Я давно уже знаю эту историю – рязанский боярин, будучи в Чернигове с малой дружиной, узнает о нападении татар на Рязань, спешит на помощь, но не успевает даже к последнему штурму. Собирает по окрестностям, оставшихся в живых ратников числом в 1700 и неожиданно нападает на батыеву орду с тыла, проходя по несколько раз насквозь «сильные полки татарские». И только после долгих боев, и только подведя пороки (камнеметы), воины Батыя справились с русичами.
Фильм захватывает своей красотой и любовью, своей верой в то, что именно такими в то время и были наши предки. Потому что по-другому не может быть, потому что мы хотим быть именно их потомками! И мы будем достойными наших великих предков!
И некоторые шероховатости, которые отмечает критической разум, нисколько не портят эту великолепную картину.
Например, мне медведь показался крупноватым, или в эпизоде Крещения батюшка не совершает полного погружения младенца, которое было обязательным на Руси до Раскола, и не мог произносить: «Сочетался ли Христу?» – до Раскола произносилось: «Обещался ли Христу?», т.е., крещаемый или восприемник давал Христу обещание быть христианином.
Фильм «Легенда о Коловрате» просто потряс меня своей искренностью и своей любовью!
Выйдя из кинотеатра, я с удивлением заметил, что из глаз текут слезы, и эти слезы невозможно было объяснить банальными словами – слезы радости, слезы горя и т.д. Так продолжалось минут 15, и я бы сказал, что это были слезы Святой Руси!
В тот вечер я не мог делать обычные дела – так бывает только после принятия Святых Христовых Таин – хочется сохранить в себе это дивное небесное состояние.
И на фоне этого со-переживания с авторами и героями фильма резко резанула статья В.Мараховского «
Причины неудачи "Легенды о Коловрате"», где автор пытается убедить нас в неуспешности фильма на том основании, что кинотеатры, по его мнению, возможно не соберут столько денег, чтобы затраты на фильм окупились.
Помилуйте, Виктор, это же когда и где настоящее воспитание, настоящая культура, настоящее искусство могут, подчиняясь нынешним примитивным бухгалтерским правилам капитализма, конкурировать со скандальными блудоподелками?
Попробуйте-ка на оживленной улице большого города одновременно выложить на продажу томик А.С.
Пушкина и «дамский» роман Дарьи Донцовой. Кого будут чаще покупать? Кого бухгалтерия признает великим и русским? Правильно – Агриппину Аркадьевну (Дарья – псевдоним)!
Или выложите в продовольственных магазинах в свободную продажу наркотики – даже без всякой рекламы – «экономический» успех магазинов будет потрясающим – очень скоро товар станет самым ходовым!
Мы уже много раз наступали на «грабли», не достаточно финансируя образование, культуру, армию, не желая видеть и слышать давнюю мудрость: «Народ, не желающий кормить свою армию, будет вынужден кормить чужую». А долгое отсутствие патриотического воспитания молодежи (тоже затратная и «неокупаемая» статья бюджета) приводит к тому, что мальчики и девочки из Уренгоя становятся всемирными, но печальными для нас, знаменитостями.
К сожалению, пока еще для множества людей падшее сознание старается искать грех, находить грех, оплачивать грех, и нынешний бизнес умеет этим эффективно пользоваться.
Авторам же фильма я низко кланяюсь за великолепный поэтический образ Русской Истории, Образ, который, верю, сыграет выдающуюся роль в деле нашего возвращения в Русь Святую!
Евгений Викторович Алтухов, инженер, публицист
6. Re: Гимн Святой Руси
5. Re: Гимн Святой Руси
4. Re: Гимн Святой Руси
3. Re: Гимн Святой Руси
2. Re: Гимн Святой Руси
1. Re: Гимн Святой Руси