О них известно только одно — они были
Преданными и верными…
И жили для Бога…
На земле их имена не осияла слава,
Но на Божиих небесах…
(Из дневника Императрицы Александры Феодоровны)
В год 100-летия русской трагедии 1917 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был совершен пеший крестный ход из Могилева в Псков, посвященный подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской.
В наше непростое время православные люди, возродив древнюю традицию, все больше и больше ходят в длительные крестные ходы, чувствуя в них духовную силу. Они полюбили крестные ходы за искренность, простоту, безыскусность и живое свидетельство веры: здесь боголюбцы, откликнувшись на призыв Господа: «Оставь всё и иди за Мной», для прославления Христа и принесения посильного покаяния отрешаются от всего суетного и полностью отдаются молитве; здесь чувствуется братство, где крестоходцы становятся одной семьей, совместно несут трудности и немощи друг друга, и соборно, нараспев, едиными усты и единым сердцем возносят: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!».
В едином духовном порыве христиане из разных мест Православной Руси: Киева, Запорожья, Крыма, Ростова-на-Дону,
Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Могилева, Витебска, Бреста, Белгорода, Перми, Иркутска, Омска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Курска, Пскова, Твери и других городов, – проявляя покаяние и показывая свое единство, около 600 км прошли с иконой Царственных Страстотерпцев по пути, на котором в феврале 1917 года началась Русская Голгофа.
27 мая 2017 года
крестный ход начал движение из храма Царственных мучеников, всех новомучеников и исповедников Церкви Русской, что воздвигнут в городе Могилеве около места бывшей Царской Ставки. По Могилеву шествие молящихся возглавил епископ Могилевский и Мстиславский Софроний.
Далее в течение месяца крестный ход сопровождали священники из Могилевской, Витебской,
Великолукской и Псковской епархий. Во всех городах и весях Беларуси и России, где проходил крестный ход, совершались молебны новомученикам и исповедникам Церкви Русской.
Пройдя через Оршу, Витебск, Невель, Великие Луки, Порхов, Никандрову пустынь и станцию Дно, молитвенное шествие Божией милостью было завершено 5 июля в Свято-Троицком кафедральном соборе города Пскова. Здесь крестный ход, несмотря на непогоду, особенно торжественно встретили и отслужили праздничный молебен митрополит Псковский и Порховский Евсевий, епископ Великолукский и Невельский Сергий, епископ Гдовский Фома в сослужении духовенства Псковской епархии.
В своем слове приветствия к собравшимся митрополит Евсевий отметил:
«... Наша Псковщина стала местом страдальческого пути нашего благоверного русского Царя Николая II. И мы сегодня собрались для того, чтобы вспомнить и почувствовать этот страдальческий путь России. Наша привокзальная площадь стала Русской Гефсиманией, потому что на этом месте произошло насильственное устранение от императорской власти Богом поставленного Царя Николая II. И наверное очень символично произошло: мы готовились совершить молебен на нашей Соборной площади, но тут пришел ураган, ветер с дождем, который остановил нас. И мы вошли в собор, чтобы совершить здесь молебное пение. Мы знаем, что с устранения Государя Императора Николая II от царской власти началось разрушение нашей России, начался страшный ураган, который не просто пронесся, но и совершал свое действие в течении десятков лет, уничтожив власть царскую, Богом установленную, уничтожая затем и служителей Церкви, монашествующих, да и всех тех, кто шел за Христом. Наверное, это и нашло сегодня отражение в этом ветре с дождем, в неспокойной погоде. Это то, что было с Россией, когда уничтожали ее, уничтожали наши святыни и нашу веру.
Мы уже говорили и ставили вопрос: за что Господь попустил это разрушительное действие безбожников, богоотступников и богоборцев? А ответ один – за измену Богу и нашей святой Православной вере...
За измену карается человек, за измену человек наказывается и именуется преступником. За измену некоторых страдала, и страдает еще вся наша Россия. Господь сказал: "Буди верен до смерти, и дам тебе венец жизни". Эта заповедь Божия касается всех людей и нас с вами. И теперь богоборческие силы с особой жестокостью устремляют свои козни на нашу Церковь Православную, на наш народ и на саму нашу Россию. Все то, что совершилось у нас в России, было за измену. Бойтесь этого! Свои убеждения нельзя менять несмотря ни на какие слова, ни на какие уговоры, ни на какое благополучие. Верность всегда награждается, а измена всегда наказывается.
Мы сегодня вспоминаем о жизни, трудах, подвигах и мученической смерти нашего благоверного Царя Николая и его семьи. И как бы ни говорили о нем, главное – он остался верным своей родной России и нашему русскому народу. Ему представляли возможность уехать от этих страданий, которые угрожали ему, но он не изменил русскому народу, не изменил Богу, не изменил Церкви, остался верным до последнего. Пусть он останется и для нас примером в своей стойкости, в своем благоговении ко всему святому, к нашей вере православной, к нашему русскому народу...»
Затем митрополит вновь обратился к преосвященным архипастырям, духовенству и всем богомольцам с приветственным словом и сказал:
«Я хотел с вами поделиться, как происходило причисление к лику святых Государя Императора Николая II. Это было в двухтысячном году со дня пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, когда в Москве собрался наш поместный Архиерейский Собор и когда стоял вопрос о канонизации нашего благоверного Царя Николая II.
Было много разных дискуссий и "за", и "против", и я, ваш Архиерей, на этом соборе сказал такое свое слово:
"Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! Ваше Высокопреосвященство! Ваше Преосвященство! Возлюбленные о Господе архипастыри — участники нынешнего Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви!
Волею судеб Божиих г. Псков должен был стать Русской Гефсиманией для Царя Николая II. Именно на станции Пскова в вагоне царского поезда произошло предательство русского Царя. Только в отличии от Сына Божия Иисуса Христа, у Царя Николая был не один Иуда, а их было намного больше. Измена, предательство — вот с чего начался длительный, мучительный крестный путь от Пскова до Екатеринбурга.
Да, некоторые винят Императора за его отречение от Царского престола, но причину такого отречения эти "некоторые" не хотят понять, а ведь о ней так много сказано. Именно за любовь к России и русскому народу Царь Николай принес себя в жертву разбойникам, изменникам, предателям и убийцам. Он, подобно пророку Ионе, святителю Григорию Богослову, ради спасения народа, ради мира решился на такой трагический шаг. Лучше пострадать самому, нежели страдать своим людям. Лучше предать себя в руки Божии и Его Святой воле, чем устраивать мятежи и братоубийственные войны.
Император не раз говорил: "Нет таких жертв, которых бы я не принял, чтобы спасти Россию". По пророчеству старца Авеля "Царь Николай сменил Царскую корону на Терновый венец по образу Христа, и он будет предан своими же людьми на мученическую смерть". Неужели мы не понимаем, братие, слов праведного отца Иоанна Кронштадтского, ведь он назвал Царя Николая "праведным и благочестивой жизни; Богом послан ему тяжкий крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду".
А святая блаженная Параскева Саровская ставила портреты Царственных мучеников вместе со святыми иконами.
Можно много приводить еще примеров, где Дух Святый через уста праведников свидетельствует об Императоре Николае II, как об избранном сосуде, страстотерпце, святом Царе, православном помазаннике, мученике за веру и народ Божий. Но и этого достаточно, чтобы понять, что почитание и прославление Царя- мученика требует от нас правда Божия. Он должен быть прославлен Церковью здесь на земле, как прославлены Новомученики Российские. К этому подвигает нас и всенародное почитание невинно убиенных Царственных страдальцев верующим народом не только в России, но и в других странах. Ведь не секрет, — в каждом доме, в каждой православной квартире теперь можно видеть портрет или икону Русского Царя- мученика Николая.
За последние годы в разных изданиях появляется множество публикаций, в которых повествуется о благодатной помощи и небесном заступничестве Российских страстотерпцев, когда народ обращается к ним в своих молитвах. И то чудесное мироточение икон безвинных страдальцев, которое неоднократно наблюдается многими из духовенства и прихожанами православных храмов, еще раз подтверждает, что они имеют дерзновение пред Богом молиться за Россию и ее народ. Как вы знаете, в день отречения от престола Императора Николая II произошло событие, которое исполнило надеждой сердца православных людей. Именно второго марта в селе Коломенском под Москвой произошло явление Иконы Божией Матери, именуемой Державная, т.к. Царица Небесная была изображена на этой Иконе, как Царица с подобающей честью. Зная исключительную силу веры и молитвы Царя-мученика Николая II и его особенное благоговейное почитание Божией Матери, русские люди не сомневались в том, что он умолил Царицу Небесную взять на себя верховную Царскую власть над народом России.
Можно еще и еще раз перечитывать страницы истории, искать факты в пользу или против Государя и этот спор может длиться бесконечно; но христианину важна и более ценна другая сторона происходивших событий: мистическая, сакраментальная, которая открывается через веру в Промысл Божий. Господь попустил нашему народу наказание за преступление, за отступление от Бога, а искупительной, чистой и богоугодной жертвой Он избрал Русского Монарха.
Хотелось бы спросить противников канонизации Царской семьи: а задавались ли они вопросом, что их противление канонизации может быть и противлением Божественной Истине? Как можно ставить своё мнение против богодухновенных слов святых подвижников: преподобного Серафима Саровского и праведного Иоанна Кронштадтского, против пророчеств старца Авеля и предсказаний блаженной Параскевы?! Или их слова, сказанные по внушению Святаго Духа, для них пустой звук?
Прославление Царственных страстотерпцев — это осознание вины народной и покаяние перед своим Царем — помазанником Божиим. Величайшее преступление, совершенное в отношении его, должно быть заглажено усердным почитанием, прославлением его подвига. Перед униженными, оклеветанными и умученными Царем и его семьей должна склониться Русь, и тогда Царь-страдалец и его страдальцы возымеют дерзновение к Богу в молитве за наше Отечество и народ и станут новыми небесными защитниками нашей Святой Руси. Там за стенами этого дивного Храма Христа Спасителя ожидают решающего голоса не от кого-либо, а от Архиереев Русской Православной Церкви. Какое суждение они примут здесь в сердце этого храма? Что выразит Соборная душа? Промыслом Божиим определено именно нам с вами, дорогие собравшиеся Архипастыри, здесь в новом храме, в новом веке и новом тысячелетии выразить своё христианское отношение к Русскому Царю-мученику Императору Николаю II и его Царственной семье, также замученных за веру Православную и за русский народ, ибо для врагов России всегда стоит знак равенства между православием и русским народом.
Воспользуемся же ныне, собравшиеся Архипастыри, этим благодатным моментом, посланным именно нам с вами в эти исторические, судьбоносные дни и выразим свое единодушное определение в причислении к сонму русских святых благоверного Императора Русского Царя Николая II и его семьи, которое поставит точку разномыслию и неопределенности в этом вопросе среди хотя бы нашего верующего народа, чтобы они наконец-то знали, служить ли молебен Царю Николаю или совершать панихиду.
Пусть же начало 3-го тысячелетия Христианской эры ознаменуется событием, которого так много ожидают и которое, верим мы, принесет радость многомиллионному нашему русскому народу.
Пусть же ныне наше Церковное православное русское торжество, — иначе его нельзя назвать, — увенчается царской короной и небесным венцом над ликом Царя-мученика Николая II и его мученической благочестивой семьей».
После совершения молебна, по благословению митрополита Евсевия, участники крестного хода на несколько дней направились в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, где причастились Святых Христовых Тайн, поклонились святыням и вместе с братией совершили молебен перед крестоходной иконой Царственных страстотерпцев.
P.S. Участники крестного хода благодарят: архипастырей, пастырей и монашествующих за духовную поддержку; государственных служащих за помощь в организации, предоставленные ночлеги, безопасность движения и обеспечение медицинской помощью; простых жителей городов и весей за гостеприимство, посильную помощь.
Особая благодарность руководителю крестного хода Андрею Анатольевичу Бардижу, понесшему основные труды по организации и с Божией помощью воплотившему чаяние многих людей: в год 100-летия Русской трагедии молитвенным и телесным трудом отдать дань памяти Царственным страстотерпцам, всем новомученикам и исповедникам Церкви Русской.
Слава Богу за все!
Илья Сидорович, участник крестного хода