Снова о классике кощунства (о рок-опере «Иисус Христос - суперзвезда»)

0
3201
Время на чтение 10 минут

«Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой [человек] есть обольститель и антихрист. Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду. Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Ин. 1: 7-11).

Читая в СМИ о новых скандалах и высказываний известных людей по поводу старой рок-оперы про «супер-звезду», не могу молчать. Поэтому, немного переделав статью почти 5-летней давности, попросил РНЛ опубликовать ее.

В Белоруссию эту оперу хотели привезти Великим Постом в 2012г., но, слава Богу, по обращениям верующих при поддержке архиереев власти отменили гастроли.

Сейчас многие говорят о том, что эта опера уже 30 лет имеет большой успех по всему миру, является «классикой» и некоторых людей привела к Богу. Что опера имеет большую популярность, неудивительно - мир во зле лежит, - а она появилась и стала знаменитой на Западе во времена нравственной революции, расцвета «секса, наркотиков и рок-н-ролла» и ломки традиционной морали. Может быть, в те времена, когда в Советском Союзе о Христе большинству людей мало что было известно, англоязычность оперы и толкнула кого-то из русских неформалов для понимания текста песен открыть Евангелие, но это - Божий Промысел, Господь зло одних использует во благо другим. Сейчас нехристианский текст мюзикла, предлагаемый питерским театром, не скрыт англоязычностью, к сожалению, он русский.

(Далее используется текст обращения белорусских верующих к священноначалию и к властям 2012г.).

Антихристианский взгляд на евангельскую историю, который явно прослеживается в опере, автор либретто Тим Райс не скрывал в своих интервью: «Мы рассматриваем Иисуса не как Бога, а как человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте. Наша задача - рассказать историю Иисуса-человека. Думаю, под таким углом зрения величие его лишь возрастает» говорил Тим Райс в интервью Time, 9 ноября 1970 года.

Другие его слова: «...В жизни этого человека произошли события, которые превратили его в легенду; то, что он был лишь человеком, ни в коей мере не принижает величие этой легенды. С другой стороны, время течёт, приближается XXI век и, думаю, всё больше людей воспринимают его не как Бога, но как символ добра, в самом общем смысле этого слова. Лично я не считаю Иисуса Богом. В опере его божественность не опровергается категорически, но полагаю, оставляет этот вопрос открытым».

Но открытым вопрос не остается, т.к. антихристианство проходит красной линией через всю его оперу. Здесь Иисус Христос, хотя и поверил толпе о своей божественности, прямым текстом говорит, что он не понимает, зачем Бог-Отец посылает его на смерть; Иисус просит объяснить ему причину, по которой Бог-Отец хочет, чтобы он умер, упрекает Отца в том, что Он слишком увлечён кровавыми деталями его казни и мало заботится об обосновании её необходимости. Иисус сильно эмоционален, чувствителен и, как оказывается, не понимает цель собственной жертвы.

В оригинальном варианте опера заканчивается не воскресением Иисуса Христа, а его смертью.

Т.е. Тим Райс, считал, что Церковь для своих целей из простого человека сделала божество. Церковь сравнивается с шоу-бизнесом. Понятно, что и название оперы - это кощунственный антихристианский сарказм!

А как превознесен в опере Иуда! Он выступает там в качестве идейного человека, который заботится о своем народе, он производит впечатление рациональной и последовательной личности. Иуда неустанно критикует Иисуса за то, что Он позволил событиям выйти из-под контроля, пошёл на поводу у толпы, позволил поверить себе в свое божество. На предательство он решается для того, чтобы предотвратить катастрофу - бунт против римлян и последующее кровопролитие. При этом Иуда не скрывает своих намерений. Когда Иуда начинает понимать, что Иисусу грозит смерть, в которой история обвинит только его одного, он сам себя объявляет жертвой («Зачем ты избрал меня для своего кровавого преступления?»).

Из этого видно, что автор оперы ужасно искажает Евангельские образы, он сочувствует и даже оправдывает Иуду: «В Евангелии Иуда представлен карикатурной фигурой и каждое упоминание о нём сопровождается уничижительным замечанием. Я считаю, что он был самым мыслящим из апостолов, поэтому и попал в такую ситуацию», - говорил Тим Райс в интервью журналу «Лайф».

В свое время этот мюзикл и интервью авторов вызвали негативную реакцию многих религиозных деятелей. «Такие авторы не способны создать ничего, что бы возвеличило Господа, - пишет представитель баптистской церкви Э.Л.Бинум (Tabernacle Baptist Church). - Они не подлежат спасению, поскольку остаются глухи к голосу Бога. Христианину до́лжно держаться подальше от их антихристианского произведения».

А вот слова об этой опере известного богослова А.И.Осипова: «...я пришел в ужас, какую карикатуру Христа нам предлагают! Какая насмешка над Евангельским словом!» (ТК «Союз», 2009-09-10).

О питерском варианте оперы, яко бы, более приближенному к Евангелию, на сайте театра-постановщика http://rock-opera.ru написано: «Сценическая редакция произведения отличается от традиционного прочтения рок-оперы, она ближе к Священному Писанию. Отчасти это обусловлено тем, что спектакль с самого начала выпускался под покровительством Православной Церкви, а отчасти и особенностью перевода, ведь несмотря на абсолютную эквиритмичность и, большей частью, полное совпадение русского и оригинального текстов, многие обороты в нём взяты из Евангелия почти дословно! Родившийся из сочетания, казалось бы, не сочетающихся жанров спектакль поражает силой воздействия - нередко молодые люди, посмотрев спектакль театра «Рок-опера», приходят в Церковь. По воспоминаниям, посмотрев премьеру спектакля, один священнослужитель в восхищении проговорил, обращаясь к артистам: «Мы не можем заставить молодёжь прийти в церковь, но вы можете вернуть им Веру!»

Но прочитав на том же сайте либретто оперы, понимаешь, что эта рецензия - лишь рекламный ход, и ни один православный священник, зная текст мюзикла, никогда не даст на это благословения (в чем белорусы убедились, ознакомив священство с текстом, а так же получив на свое письмо в Патриархию ответ из Патриаршего Совета по культуре со словами «не подлежит сомнению кощунственность рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда» с точки зрения православного христианина». Кроме того, когда питерских постановщиков спросили, кто конкретно их благословлял, были названы имена ...уже умерших священников).

Вот некоторые моменты из питерского либретто: (Джизус - Иисус, Джудас - Иуда).

1) ТОЛПА: Осанна, суперстар! Осанна, суперстар! (и это вместо «Благословен Грядый во Имя Господне»)

ДЖИЗУС: Пойте хвалу, но не одному! Славьте не меня - себя самих! Любой из вас блажен, любой достоин Царства. (но «много званых, а мало избранных» - не раз говорится в Евангелии)

2) ТОЛПА: Значит, жизнь твоя здесь кипит! Есть товар на всякий вкус! Подходи и выбирай, Что угодно для души! Хочешь - в ад, а хочешь - в рай! (это сарказм над Церковью, вышедший из высмеивания католической индульгенции)

3) МАРИЯ: Разве мало было у тебя таких, как он, мужчин? Ещё один! Я бешусь с тоски, я хочу понять, Как ему внушить, чем его пронять? Вот до чего я дожила! Хороши дела! Разве это не забавно, а уж мне и подавно! Никогда я не была Из тех дурёх, кого врасплох захватывает страсть. Ну и напасть! Вот до чего я дожила! Хороши дела! Я ждать его не смею - и дрожу, и немею. А вдруг, и он, как я, влюблён. Опять беда! Как быть тогда? Не знаю ничего! Я жду его. Хочу его. Люблю его... (комментарии излишни!)

4) ДЖУДАС: Я вам хочу сказать, но вы должны учесть: Ныне мною движет не корысть, не месть! Я трижды передумал, выбирая путь! Хоть гнусен этот шаг, но я решил шагнуть! Клянусь, что я награды и не думал ждать! Какой на свете суд посмеет мне сказать: «Будь ты проклят!» Я к вам пришел, желая прекратить разброд. Джизус не способен удержать народ! Я знаю, это Джизус понимая сам, На моём бы месте сам явился к вам! Клянусь, что я награды и не думал ждать! Какой на свете суд посмеет мне сказать: «Будь ты проклят!» Анна, я уверен, ты меня поймёшь! Ты, Каиафа, знаешь, где гнездится ложь! Кто они, пророки? Кто враги страны? Горьки иные средства, однако нужны! Клянусь, что я награды и не думал ждать Какой на свете суд посмеет мне сказать: «Будь ты проклят!»

ДЖУДАС: Он будет в ночь на пятницу один, Вдали от толп, в долине Гефсиманской... ХОР: Браво, Джудас! Честный Джудас! (во всей партии №12 Иуда прямо национальный герой, бескорыстный патриот- полная противоположность Библии! Наверное, это похоже на «Евангелие от Иуды»)

5) Тайная вечеря. АПОСТОЛЫ: Все мои тревоги и печали Тонут в этом омуте вина. Всё, что было смутно для меня вначале, Стало ясно. Жизнь прекрасна! Пей до дна! Я давно в апостолы стремился, Рвение старался показать. Этак или так - своего добился, Будет что в мемуарах написать. ДЖИЗУС: Пусть так. Они уже готовы меня похоронить. Им будет сладко кровь мою цедя. Им будет сладко плоть мою вкушая. Пусть так. Вкушайте плоть мою! Цедите кровь мою! Но если б вы могли тогда вспоминать меня! Нет, видно я спятил! Душу на вас тратил! Все вы скверней, чем толпа! Что за пустые лица! В них не отразится Ни смерть моя, ни судьба! Кто-то отречется, кто-то меня выдаст! (Ужас! вся Тайная Вечеря - Великая первая Евхаристия - сведена лишь до попойки, ссоры и предательства).

6) Молитва в Гефсиманском саду. ДЖИЗУС: И для чего я должен жизнь отдать? Для чего я должен жизнь отдать? Я должен знать, я должен знать, Господь, Должен знать, я должен знать, Господь, За что умру. Что за польза миру, если буду я убит? Пусть твой всемогущий ум мне это объяснит! Почему ты хочешь смерти сыну твоему? Ты нас учишь, как и что, ответь же, почему? За что умру? За что я умру? (полная противоположность Библии - Господь, как Бог, с самого начала знал для чего Он на земле, и знал, почему это надо сделать - гл. 16 и 17 Евангелия от Иоанна)

7) ДЖУДАС: Я лгать ему не смею, а любить не умею! И за что? Ведь он - не Бог, Не царь земной! Он - человек! Такой, как все вокруг! С чего ж испуг? Если он умрёт, он простит меня? Сможет? Сможет или нет полюбить меня?

Господь, зачем ты избрал меня? Зачем закопал в эту грязь? Ты ведь всё это знал! Ты всё знал! Ты знал!! Ты убил меня! Ты убил! Ты убил меня! ХОР: Бедный Джудас! Бедный Джудас! Бедный Джудас!

8) ПИЛАТ: Ты всё же царь? ДЖИЗУС: Не я, а ты сказал. Я на земле лишь истину искал (в Евангелии Господь учил, что на земле не может быть истины, но Сам Христос и есть Истина, сшедшая с небес).

Видно, что из мюзикла течет та ересь, которую изначально вложил в него автор Тим Райс.

У нас в городе в интернет-афише об этой опере было написано: «Практически полное отсутствие декораций и аскетичность костюмов сосредотачивают внимание зрителя на главном - столкновении сильных характеров Иисуса и Иуды, индивидуальностях, из которых на первый взгляд состоит безликая толпа!» Эта идея авторов оперы превышает всякую меру - Евангельская история спасения Богом рода человеческого от вечной смерти искажена до крайности - до «столкновении сильных характеров Иисуса и Иуды». Каково?!

Кроме того, в православной традиции, если и создаются драматические произведения на евангельские темы, то о Господе и Божьей Матери дозволительно только говорить, не делая Их персонажами пьесы, так как театральные и кинематографические «образы Христа» размывают, искажают и подменяют подлинный лик.

А по всему городу расклеиваются афиши с фотографией артиста, и написано «Иисус Христос - суперзвезда». Это уже недопустимый момент. Этот артист не Иисус Христос, как бы ни старался он Его «суперзвездно» изобразить.

То, к чему Церковь относится с великим почтением и благоговением, нам пытаются дать в еретическом и в каком-то бродвейском варианте: вместо Господа Бога Иисуса Христа - немощный человек; вместо предателя Иуды - патриот и «самый мыслящий из апостолов»; вместо святых икон - афиши с фотографией лже-Христа, где написано Имя Сына Божия с попсовым словом «суперзвезда».

Разве это не кощунство?!

Нельзя позволять коверкать святыни и под видом Евангельской истории с легкостью демонстрировать кощунственную ложь тысячам людей по всему нашему дому- Руси! За стояние в Евангельской Истине умерли миллионы мучеников и сами апостолы, написавшие книги Евангелия, и которые точно не согласились бы с предлагаемой в опере трактовкой. 

Если не реально остановить оперу, и, если уж дерзают артисты на главную «роль», то пусть приведут в соответствие либретто со Словом Божием и изменят кощунственное название! 

Когда в Белоруссии с Божией помощью совместными усилиями мирян и священноначалия кощунственную оперу (эту предтечу фильмов «Последнее искушение Христа» и «Код Да Винчи») запретили, еще не было в обществе напряженной обстановки по поводу стояния православных за свои святыни, но и тогда общественный резонанс был большой. По главному белорусскому общественному телеканалу был репортаж: с одной стороны - с укороченными до неузнаваемости интервью верующих, и с другой стороны - длительными размышлениями о неправомерности происшедшего сторонников оперы. Так что репортаж выносил единственный возможный вывод - мракобесие православных и клерикализация государства. Еще были некоторые интересные факты, так что стало ясно, что кто-то использует ревность православных против самих православных.

Понятно, что обстановка в обществе напряжена, и каждое действие должно быть взвешенным и деликатным. Но и нельзя идти путем папы римского, который в семидесятых годах, не захотев противостояния, в очередной раз пошел на компромисс для приобретения количества паствы, благословив на основе оперы про «супер-звезду» создать фильм.

Надо что-то предпринимать. Уже давно настало время серьезного диалога Церкви и власти для совместных решений по охране духовных ценностей нашего народа.

Илия Сидорович, публицист, Могилёв
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Re: Снова о классике кощунства (о рок-опере «Иисус Христос - суперзвезда»)

Перевод просто кошмарный. Я бы не выпустила эту постановку на широкую сцену не из.за кощунства (что, конечно, ерунда), а из-за вопиющей бездарности перевода либретто.
Анна де Бейль / 10.12.2016, 12:24

3. НЕЛЬЗЯ МОЛЧАТЬ

На наших глазах творится куда более ужасное кощунство: оскверняется Гроб ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА!!! Прикрываясь лукавыми аргументами, делается то, о чём сказано в Апокалипсисе: Святое место обращается в "мерзость запущения". Нельзя молчать!
Иван Ледоруб / 10.12.2016, 09:28

2. Re: Снова о классике кощунства (о рок-опере «Иисус Христос - суперзвезда»)

Название однозначно кощунственное.
М.Яблоков / 09.12.2016, 16:08

1. Re: Снова о классике кощунства (о рок-опере «Иисус Христос - суперзвезда»)

Автору статьи низкий поклон и пожелание рас-пространять данный материал как можно шире. Когда-то, в начале 70-х, я (тогда ещё некре-щёная и далёкая от веры), будучи учащейся муз. училища, делала сообщение по этой рок-опере. У меня в руках была вся необходимая информация (история создания, сведения об ав-торах, либретто, запись мюзикла и т.д.) от человека, который побывал в Лондоне на самой постановке. Естественно, пришлось делать пе-ревод. Когда, во время прослушивания мюзикла, мы дошли до арии Марии Магдалины, классная руководительница спросила меня: "А о чём она поёт?" Мне стало очень стыдно. Я не смогла ей ответить (на одной из первых строк этой арии, по этой причине, мой перевод окончился!). По-этому очень жаль, что молчит наше духовное священноначалие и не ограждает свою паству от "семени тли"!
Никудышка / 09.12.2016, 14:43
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Илья Сидорович
Ещё раз о празднике, прошедшем в Могилёве 5 февраля
В честь новомучеников и исповедников Церкви Русской
18.03.2023
«Мы собрались, чтобы вспомнить и почувствовать страдальческий путь России»
Илья Сидорович о пешем крестном ходе из Могилева во Псков, посвященном подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской
31.08.2017
К 100-летию трагедии в Могилеве и дню памяти Святой Царской Семьи
«В Пскове была смерть Государя Императора, а в Могилеве - похороны» (генерал Д.Н. Дубенский)
20.07.2017
Классика кощунства
О недопустимости публичной демонстрации рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда»
04.10.2012
Все статьи Илья Сидорович
Последние комментарии
Люди – главное достояние России? Сомневаюсь…
Новый комментарий от prot
10.12.2024 11:03
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Новый комментарий от Валерий
10.12.2024 11:01
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Александр Волков
10.12.2024 10:44
Сирийский урок для нас
Новый комментарий от Игорь Ал
10.12.2024 10:21
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Следователь-криминалист Соловьев
10.12.2024 10:14
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
10.12.2024 10:10