«Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой [человек] есть обольститель и антихрист. Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду. Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Ин. 1: 7-11).
Читая в СМИ о новых скандалах и высказываний известных людей по поводу старой рок-оперы про «супер-звезду», не могу молчать. Поэтому, немного переделав статью почти 5-летней давности, попросил РНЛ опубликовать ее.
В Белоруссию эту оперу хотели привезти Великим Постом в 2012г., но, слава Богу, по обращениям верующих при поддержке архиереев власти отменили гастроли.
Сейчас многие говорят о том, что эта опера уже 30 лет имеет большой успех по всему миру, является «классикой» и некоторых людей привела к Богу. Что опера имеет большую популярность, неудивительно - мир во зле лежит, - а она появилась и стала знаменитой на Западе во времена нравственной революции, расцвета «секса, наркотиков и рок-н-ролла» и ломки традиционной морали. Может быть, в те времена, когда в Советском Союзе о Христе большинству людей мало что было известно, англоязычность оперы и толкнула кого-то из русских неформалов для понимания текста песен открыть Евангелие, но это - Божий Промысел, Господь зло одних использует во благо другим. Сейчас нехристианский текст мюзикла, предлагаемый питерским театром, не скрыт англоязычностью, к сожалению, он русский.
(Далее используется текст обращения белорусских верующих к священноначалию и к властям 2012г.).
Антихристианский взгляд на евангельскую историю, который явно прослеживается в опере, автор либретто Тим Райс не скрывал в своих интервью: «Мы рассматриваем Иисуса не как Бога, а как человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте. Наша задача - рассказать историю Иисуса-человека. Думаю, под таким углом зрения величие его лишь возрастает» говорил Тим Райс в интервью Time, 9 ноября 1970 года.
Другие его слова: «...В жизни этого человека произошли события, которые превратили его в легенду; то, что он был лишь человеком, ни в коей мере не принижает величие этой легенды. С другой стороны, время течёт, приближается XXI век и, думаю, всё больше людей воспринимают его не как Бога, но как символ добра, в самом общем смысле этого слова. Лично я не считаю Иисуса Богом. В опере его божественность не опровергается категорически, но полагаю, оставляет этот вопрос открытым».
Но открытым вопрос не остается, т.к. антихристианство проходит красной линией через всю его оперу. Здесь Иисус Христос, хотя и поверил толпе о своей божественности, прямым текстом говорит, что он не понимает, зачем Бог-Отец посылает его на смерть; Иисус просит объяснить ему причину, по которой Бог-Отец хочет, чтобы он умер, упрекает Отца в том, что Он слишком увлечён кровавыми деталями его казни и мало заботится об обосновании её необходимости. Иисус сильно эмоционален, чувствителен и, как оказывается, не понимает цель собственной жертвы.
В оригинальном варианте опера заканчивается не воскресением Иисуса Христа, а его смертью.
Т.е. Тим Райс, считал, что Церковь для своих целей из простого человека сделала божество. Церковь сравнивается с шоу-бизнесом. Понятно, что и название оперы - это кощунственный антихристианский сарказм!
А как превознесен в опере Иуда! Он выступает там в качестве идейного человека, который заботится о своем народе, он производит впечатление рациональной и последовательной личности. Иуда неустанно критикует Иисуса за то, что Он позволил событиям выйти из-под контроля, пошёл на поводу у толпы, позволил поверить себе в свое божество. На предательство он решается для того, чтобы предотвратить катастрофу - бунт против римлян и последующее кровопролитие. При этом Иуда не скрывает своих намерений. Когда Иуда начинает понимать, что Иисусу грозит смерть, в которой история обвинит только его одного, он сам себя объявляет жертвой («Зачем ты избрал меня для своего кровавого преступления?»).
Из этого видно, что автор оперы ужасно искажает Евангельские образы, он сочувствует и даже оправдывает Иуду: «В Евангелии Иуда представлен карикатурной фигурой и каждое упоминание о нём сопровождается уничижительным замечанием. Я считаю, что он был самым мыслящим из апостолов, поэтому и попал в такую ситуацию», - говорил Тим Райс в интервью журналу «Лайф».
В свое время этот мюзикл и интервью авторов вызвали негативную реакцию многих религиозных деятелей. «Такие авторы не способны создать ничего, что бы возвеличило Господа, - пишет представитель баптистской церкви Э.Л.Бинум (Tabernacle Baptist Church). - Они не подлежат спасению, поскольку остаются глухи к голосу Бога. Христианину до́лжно держаться подальше от их антихристианского произведения».
А вот слова об этой опере известного богослова А.И.Осипова: «...я пришел в ужас, какую карикатуру Христа нам предлагают! Какая насмешка над Евангельским словом!» (ТК «Союз», 2009-09-10).
О питерском варианте оперы, яко бы, более приближенному к Евангелию, на сайте театра-постановщика http://rock-opera.ru написано: «Сценическая редакция произведения отличается от традиционного прочтения рок-оперы, она ближе к Священному Писанию. Отчасти это обусловлено тем, что спектакль с самого начала выпускался под покровительством Православной Церкви, а отчасти и особенностью перевода, ведь несмотря на абсолютную эквиритмичность и, большей частью, полное совпадение русского и оригинального текстов, многие обороты в нём взяты из Евангелия почти дословно! Родившийся из сочетания, казалось бы, не сочетающихся жанров спектакль поражает силой воздействия - нередко молодые люди, посмотрев спектакль театра «Рок-опера», приходят в Церковь. По воспоминаниям, посмотрев премьеру спектакля, один священнослужитель в восхищении проговорил, обращаясь к артистам: «Мы не можем заставить молодёжь прийти в церковь, но вы можете вернуть им Веру!»
Но прочитав на том же сайте либретто оперы, понимаешь, что эта рецензия - лишь рекламный ход, и ни один православный священник, зная текст мюзикла, никогда не даст на это благословения (в чем белорусы убедились, ознакомив священство с текстом, а так же получив на свое письмо в Патриархию ответ из Патриаршего Совета по культуре со словами «не подлежит сомнению кощунственность рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда» с точки зрения православного христианина». Кроме того, когда питерских постановщиков спросили, кто конкретно их благословлял, были названы имена ...уже умерших священников).
Вот некоторые моменты из питерского либретто: (Джизус - Иисус, Джудас - Иуда).
1) ТОЛПА: Осанна, суперстар! Осанна, суперстар! (и это вместо «Благословен Грядый во Имя Господне»)
ДЖИЗУС: Пойте хвалу, но не одному! Славьте не меня - себя самих! Любой из вас блажен, любой достоин Царства. (но «много званых, а мало избранных» - не раз говорится в Евангелии)
2) ТОЛПА: Значит, жизнь твоя здесь кипит! Есть товар на всякий вкус! Подходи и выбирай, Что угодно для души! Хочешь - в ад, а хочешь - в рай! (это сарказм над Церковью, вышедший из высмеивания католической индульгенции)
3) МАРИЯ: Разве мало было у тебя таких, как он, мужчин? Ещё один! Я бешусь с тоски, я хочу понять, Как ему внушить, чем его пронять? Вот до чего я дожила! Хороши дела! Разве это не забавно, а уж мне и подавно! Никогда я не была Из тех дурёх, кого врасплох захватывает страсть. Ну и напасть! Вот до чего я дожила! Хороши дела! Я ждать его не смею - и дрожу, и немею. А вдруг, и он, как я, влюблён. Опять беда! Как быть тогда? Не знаю ничего! Я жду его. Хочу его. Люблю его... (комментарии излишни!)
4) ДЖУДАС: Я вам хочу сказать, но вы должны учесть: Ныне мною движет не корысть, не месть! Я трижды передумал, выбирая путь! Хоть гнусен этот шаг, но я решил шагнуть! Клянусь, что я награды и не думал ждать! Какой на свете суд посмеет мне сказать: «Будь ты проклят!» Я к вам пришел, желая прекратить разброд. Джизус не способен удержать народ! Я знаю, это Джизус понимая сам, На моём бы месте сам явился к вам! Клянусь, что я награды и не думал ждать! Какой на свете суд посмеет мне сказать: «Будь ты проклят!» Анна, я уверен, ты меня поймёшь! Ты, Каиафа, знаешь, где гнездится ложь! Кто они, пророки? Кто враги страны? Горьки иные средства, однако нужны! Клянусь, что я награды и не думал ждать Какой на свете суд посмеет мне сказать: «Будь ты проклят!»
ДЖУДАС: Он будет в ночь на пятницу один, Вдали от толп, в долине Гефсиманской... ХОР: Браво, Джудас! Честный Джудас! (во всей партии №12 Иуда прямо национальный герой, бескорыстный патриот- полная противоположность Библии! Наверное, это похоже на «Евангелие от Иуды»)
5) Тайная вечеря. АПОСТОЛЫ: Все мои тревоги и печали Тонут в этом омуте вина. Всё, что было смутно для меня вначале, Стало ясно. Жизнь прекрасна! Пей до дна! Я давно в апостолы стремился, Рвение старался показать. Этак или так - своего добился, Будет что в мемуарах написать. ДЖИЗУС: Пусть так. Они уже готовы меня похоронить. Им будет сладко кровь мою цедя. Им будет сладко плоть мою вкушая. Пусть так. Вкушайте плоть мою! Цедите кровь мою! Но если б вы могли тогда вспоминать меня! Нет, видно я спятил! Душу на вас тратил! Все вы скверней, чем толпа! Что за пустые лица! В них не отразится Ни смерть моя, ни судьба! Кто-то отречется, кто-то меня выдаст! (Ужас! вся Тайная Вечеря - Великая первая Евхаристия - сведена лишь до попойки, ссоры и предательства).
6) Молитва в Гефсиманском саду. ДЖИЗУС: И для чего я должен жизнь отдать? Для чего я должен жизнь отдать? Я должен знать, я должен знать, Господь, Должен знать, я должен знать, Господь, За что умру. Что за польза миру, если буду я убит? Пусть твой всемогущий ум мне это объяснит! Почему ты хочешь смерти сыну твоему? Ты нас учишь, как и что, ответь же, почему? За что умру? За что я умру? (полная противоположность Библии - Господь, как Бог, с самого начала знал для чего Он на земле, и знал, почему это надо сделать - гл. 16 и 17 Евангелия от Иоанна)
7) ДЖУДАС: Я лгать ему не смею, а любить не умею! И за что? Ведь он - не Бог, Не царь земной! Он - человек! Такой, как все вокруг! С чего ж испуг? Если он умрёт, он простит меня? Сможет? Сможет или нет полюбить меня?
Господь, зачем ты избрал меня? Зачем закопал в эту грязь? Ты ведь всё это знал! Ты всё знал! Ты знал!! Ты убил меня! Ты убил! Ты убил меня! ХОР: Бедный Джудас! Бедный Джудас! Бедный Джудас!
8) ПИЛАТ: Ты всё же царь? ДЖИЗУС: Не я, а ты сказал. Я на земле лишь истину искал (в Евангелии Господь учил, что на земле не может быть истины, но Сам Христос и есть Истина, сшедшая с небес).
Видно, что из мюзикла течет та ересь, которую изначально вложил в него автор Тим Райс.
У нас в городе в интернет-афише об этой опере было написано: «Практически полное отсутствие декораций и аскетичность костюмов сосредотачивают внимание зрителя на главном - столкновении сильных характеров Иисуса и Иуды, индивидуальностях, из которых на первый взгляд состоит безликая толпа!» Эта идея авторов оперы превышает всякую меру - Евангельская история спасения Богом рода человеческого от вечной смерти искажена до крайности - до «столкновении сильных характеров Иисуса и Иуды». Каково?!
Кроме того, в православной традиции, если и создаются драматические произведения на евангельские темы, то о Господе и Божьей Матери дозволительно только говорить, не делая Их персонажами пьесы, так как театральные и кинематографические «образы Христа» размывают, искажают и подменяют подлинный лик.
А по всему городу расклеиваются афиши с фотографией артиста, и написано «Иисус Христос - суперзвезда». Это уже недопустимый момент. Этот артист не Иисус Христос, как бы ни старался он Его «суперзвездно» изобразить.
То, к чему Церковь относится с великим почтением и благоговением, нам пытаются дать в еретическом и в каком-то бродвейском варианте: вместо Господа Бога Иисуса Христа - немощный человек; вместо предателя Иуды - патриот и «самый мыслящий из апостолов»; вместо святых икон - афиши с фотографией лже-Христа, где написано Имя Сына Божия с попсовым словом «суперзвезда».
Разве это не кощунство?!
Нельзя позволять коверкать святыни и под видом Евангельской истории с легкостью демонстрировать кощунственную ложь тысячам людей по всему нашему дому- Руси! За стояние в Евангельской Истине умерли миллионы мучеников и сами апостолы, написавшие книги Евангелия, и которые точно не согласились бы с предлагаемой в опере трактовкой.
Если не реально остановить оперу, и, если уж дерзают артисты на главную «роль», то пусть приведут в соответствие либретто со Словом Божием и изменят кощунственное название!
Когда в Белоруссии с Божией помощью совместными усилиями мирян и священноначалия кощунственную оперу (эту предтечу фильмов «Последнее искушение Христа» и «Код Да Винчи») запретили, еще не было в обществе напряженной обстановки по поводу стояния православных за свои святыни, но и тогда общественный резонанс был большой. По главному белорусскому общественному телеканалу был репортаж: с одной стороны - с укороченными до неузнаваемости интервью верующих, и с другой стороны - длительными размышлениями о неправомерности происшедшего сторонников оперы. Так что репортаж выносил единственный возможный вывод - мракобесие православных и клерикализация государства. Еще были некоторые интересные факты, так что стало ясно, что кто-то использует ревность православных против самих православных.
Понятно, что обстановка в обществе напряжена, и каждое действие должно быть взвешенным и деликатным. Но и нельзя идти путем папы римского, который в семидесятых годах, не захотев противостояния, в очередной раз пошел на компромисс для приобретения количества паствы, благословив на основе оперы про «супер-звезду» создать фильм.
Надо что-то предпринимать. Уже давно настало время серьезного диалога Церкви и власти для совместных решений по охране духовных ценностей нашего народа.
Илия Сидорович, публицист, Могилёв
4. Re: Снова о классике кощунства (о рок-опере «Иисус Христос - суперзвезда»)
3. НЕЛЬЗЯ МОЛЧАТЬ
2. Re: Снова о классике кощунства (о рок-опере «Иисус Христос - суперзвезда»)
1. Re: Снова о классике кощунства (о рок-опере «Иисус Христос - суперзвезда»)