« - Слушай, ты у своей жены что больше всего любишь?
- Глазки, носик и губки… А что?
- Надо же, не угадали! А мы тебе ляжку оставили…»
Из беседы людоедов
Примерно такой же смысл и
статьи Е.Енина, телеведущего, блогера и т.д. и т.п. Претендующего на роль «инженера душ человеческих». А по сути – недоучки, двоечника, корчащего из себя всезнайку и якобы умудрённого опытом человека, который присвоил себе право поучать других… И таких вот блогеров в последнее время развелось – ну как в той самой поговорке…
На эту статью наткнулся совершенно случайно. И, читая её, начал приходить к твёрдому убеждению, что именно у таких людей понятие «Родина» ассоциируется с понятием «Там, где мне хорошо»…
Но – разберём по порядку – чтоб не прослыть пустобрёхом и возводящим напраслину на такого уважаемого человека.
Итак, первое.
Цитата: «Проблем с патриотизмом несколько. Первая – хрен его знает, что это такое».
Да-а, дожить до его лет – и не знать суть такого простого слова – это надо постараться… И так постараться, что обратиться за помощью в Википедию. Забыв напрочь о таком простом способе восполнения своего пробела в образовании как обращение к русским толковым словарям – того же Даля, Ушакова… Которые раскрывают этот термин в его русском понимании. Если, конечно, Е.Енин не причисляет себя к французам, немцам, англам или американам… А что у нас в этих толковых (т.е. – расТОЛКОВЫВАЮЩИМ непонятливым) словарях сказано? А вот что:
По словарю Ушакова, патриот (греч. patriotes - земляк). Человек, преданный своему народу, любящий своё Отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей Родины…
Заметьте – от слова «ЗЕМЛЯК», который родился на «земле отцов» (по большому счёту – на земле своих предков), то есть – в ОТЧИЗНЕ, ОТЕЧЕСТВЕ, и готовый потому защищать своих других ЗЕМЛЯКОВ, свой народ (если он не иуда и не скурвился) от любой напасти – как внешней, так и внутренней.
У Даля: патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, полный любви к отчизне…
То есть – то же самое – тот, кто живёт на земле своих предков, любит эту землю (территорию), радеет о её – этой земли – благе ( ревнитель, радетель – беспокоящийся, неравнодушный к судьбе, проблемам, прошлому, настоящему и будущему своей Отчизны, старающийся всё сделать для её (а не государства! - с которым отождествляет понятие Родины господин блогер) благополучия, процветания и независимости. Просто по той причине, что он живёт со своими земляками в своей Отчизне.
Цитата: «Патриотизм — это любовь к Родине. Что-то такое мы подозревали, правда? Но позвольте поинтересоваться, Родину нужно любить всю, целиком? Потому что я, например, не уверен в своей любви к Дальнему Востоку. Мы не знакомы. А любить по фотографиям у меня не получается. Те части Родины, которые представляют из себя ямы на дорогах, грязь на тротуарах, я не люблю точно. Болота как-то не очень».
Хочется спросить у Е.Енина (про женщину уже упомянуто, но это не точное и некорректное сравнение): А свою квартиру он тоже любит местами – гостиную любит постольку поскольку, прихожую – по необходимости (иначе не попадёшь в жилище), санузел – «Фу!», а спальня – «Вау!». Ведь это квартира полностью его, правильно? А по логике (блогерско-телеведущей) получается, что если что-то ему в его квартире не особо нравится, то можно это и убрать (удалить из общего жизненного пространства, подарить, продать, пустить туда других и т.д.). Что, пойдёт на такое со своим пристанищем вышеупомянутый журналист Енин? Вряд ли. Ведь это всё – ЕГО. Каким бы это ни было, и как бы к частям своего жилья ХОЗЯИН этой квартиры ни относился (к полной окурков пепельнице или не вынесенному мусорному ведру, к скомканным несвежим простыням или к заваленному хламом балкону и антресолям).
Радеющий о БЛАГЕ, о БЛАГОПОЛУЧИИ, ПОРЯДКЕ и УЮТЕ своего жилья НАСТОЯЩИЙ ХОЗЯИН не будет задаваться вопросом о «любимых-нелюбимых» частях квартиры (дома, участка, территории, где он живёт. И где живут его родные, близкие, друзья-товарищи – т.е. ЗЕМЛЯКИ). Он просто будет постоянно содержать в ПОРЯДКЕ и ЧИСТОТЕ всю свою территорию, за которую чувствует ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Так как это ЕГО территория. И его отцов-дедов-прадедов. Которую, к тому же, унаследуют его дети, внуки, правнуки. Территорию под названием Отчизна, Родина.
Алексей Толстой о патриотизме написал так: «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней».
Видите, всё как просто?
Но в представленной статье мы видим, как навязываемое блогером обществу утилитарное представление об отношении к своей Отчизне вызывает инстинктивное отторжение, и читатели, я надеюсь, всё равно исподволь стараются найти в ней нечто большее. Под названием «любовь к своей Родине». То есть – ПАТРИОТИЗМ.
Но автор разбираемой статьи упёрт всё равно (цитата):
«Можно ли любить Родину фрагментами? Ну, там, грудь нравится, задница не очень, ноги — вау? Березки любим, крапиву — нет, Москву любим, Челябинска пугаемся? Я сейчас не нарываюсь на 282-ю, я правда не понимаю…»
Да, куда уж там понять такие простые истины такому интеллектуалу…
Кстати, видимо, г-н Е.Енин стопроцентно знает и уверен в своих знаниях, что его предки, предки его родных, близких, знакомый друзей-товарищей (т.е – ЗЕМЛЯКОВ, которыми, думается, он дорожит) не упокоились своей смертью или не погибли, защищая то, что им дорого и памятно (не в смысле денежного эквивалента, как нас пытается подвести читателя к этой мысли блогер) где-нибудь в захолустном городке на невзрачной окраине нашей необъятной страны. И подозреваю, что у Е.Енина даже и фотографий тех мест нет, в отличии от фото Дальнего Востока. Или Челябинска… Вот такой «выборочной» любовью упомянутый телеведущий и предаёт своих родных, близких, друзей-товарищей… Но – о предательстве чуть позже.
А здесь мы подходим к следующему тезису автора разбираемой статьи.
Цитата: «Из любви человека к человеку много чего следует, от мастурбации до Троянской войны, но есть генеральная линия: цветы, постель, свадьба, дети, развод. Мы примерно понимаем, чего ожидать от человека, говорящего «люблю ее/его». А какие действия ожидать от человека, любящего Родину, от патриота? Он не бросает окурки из машины? Он платит все налоги? Он не ездит в отпуск за границу, это как-никак измена?»
В понимании Е.Енина любое проявление чувства любви должно быть сопряжено: а) – с получаемым индивидом удовольствием от проявления этого чувства к кому-либо (даже к самому себе, любимому – «мастурбация») или к чему-либо; б) – с приобретаемыми материальными благами вследствие оказания этого чувства кому-то или чему-то (т.е. – как бы одолжение: я тебя люблю, а ты мне за это…- по перечню); в) – с отсутствием каких-либо обязательств со своей стороны к объекту проявляемых чувств – тогда и происходят разводы, бросание своих детей, измены (всё равно – кому или чему); г) – с полной свободой менять объекты приложения своих чувств при отсутствии пунктов а) и б).
Вот такое опошление и чисто потребительское отношение к одному из самых высоких и божественных проявлений человеческой Души...
Поэтому дальнейшие рассуждения блогера и телеведущего Енина вполне понятны.
Цитата: «Даже совместного проживания ожидать не приходится: если есть финансовая возможность разъехаться, любовь к Родине особенно хорошо ощущается в районе Лазурного берега».
Конечно, со стороны Лазурного берега, или из особняка в Швейцарских Альпах, или даже из «обычной» квартиры в центре Лондона очень хорошо видеть в собственной стране всю грязь, бедность и неустроенность многих (ох, очень многих!) регионов собственной Отчизны. Только вот при таких рассуждениях как-то не надо забывать, что в любой стране (и наша – не исключение) любому иностранцу или туристу всегда показывают отлакированный красочный благополучный фасад, и прячут (или – просто не выпячивают) неудобные или неблагоприятные виды обычных будней обычных граждан.
Но блогер забывает. Ему так удобнее продолжать извращать стремление любого нормального человека любить свою Отчизну. Землю отцов, значит. И – значит – помнить о том, чья это земля, её историю, её великих людей. И её предателей.
Цитата: «Да, от патриота можно ожидать, что в определенных обстоятельствах он возьмет в руки оружие. Но вот куда он его направит, не угадать. В гражданских войнах сражаются патриоты, они любят Родину и готовы умереть за ее счастье. Точнее, убивать за ее счастье. Только представления о том, что составляет счастье для Родины, у них разное. Я больше скажу, русские, воевавшие на стороне нацистов, полагали, что их Родине будет лучше с Гитлером, чем со Сталиным. Негодяи, идиоты, преступники, но — патриоты. Да и самого Гитлера в отсутствии любви к фатерланду не упрекнешь».
Да, вроде бы как всё правильно сказано. Но – «дьявол кроется в мелочах».
Как хочется интеллектуалу Енину, чтоб ненавидимый и презираемый им Патриот направил своё оружие против тех, кто вытягивал и вытягивает страну из кризисов и ям, подстраиваемых и выкопанных «заклятыми друзьями» его Родины с Лазурных берегов или с туманного Альбиона. Либо друг против друга.
Вчитаемся в представленный тезис. Что видим?
Первое – по поводу гражданской войны: стороны конфликта не за свою Родину воюют, т.к. они и так находятся на ней, а не на чужой территории. Они воюют за идеи. И каждая из сторон конфликта считает, что её идея даст её Родине больше благ, пользы, даст Будущее. Потому такие войны самые страшные. Потому о них и говорят, что «брат пошел на брата, а отец – на сына». Но, будучи настоящими патриотами своей отчизны, они никогда не допустят, чтоб в эту их беспощадную и кровавую братоубийственную войну вмешался кто-то третий. И не позовут того на подмогу. Как Деникин до последнего отказывал французам и англичанам ввести свои экспедиционные войска на юг России, держа их корабли на приколе в черноморских портах. Потому что понимал, что в случае победы придётся расплачиваться своей собственной отчизной, её ресурсами, территорией.
Но не все (с обеих сторон) в Ту гражданскую это понимали. Потому и была интервенция и на
Украине, и на русском Севере, и на Дальнем Востоке... И унесла она никак не меньше жизней, чем сама Гражданская война.
История, как известно, не терпит сослагательного наклонения. И только писатели с разной степенью таланта пытаются порассуждать на тему «Что было бы, если бы…».
Потому его гипотетическое: «… русские, воевавшие на стороне нацистов, полагали, что их Родине будет лучше с Гитлером, чем со Сталиным. Негодяи, идиоты, преступники, но — патриоты. Да и самого Гитлера в отсутствии любви к фатерланду не упрекнешь» было и остаётся его гипотезой, которую он хочет выдать за истину. Чего уж тут антимонии разводить, если это так и есть. В смысле – в его извращённом блогерском уме та и есть.
Начнём с того, что просто посмотрим, кто тогда из русских (я не говорю о других национальностях) воевал на стороне Гитлера.
Итак. Первая категория – эмигранты. Те которые покинули своё отечество в годы Гражданской войны. И. естественно, ненавидевшие Советскую власть и всё, что связано с нею. Так вот, из более чем 2,5 миллионов(!) эмигрантов в Старом и Новом свете приветствовали нападение Гитлера на свою бывшую Родину около 110 тысяч человек, а воевали против неё всего около 60 000. Преимущественно, это так называемые «белоказаки», которые, прельстившись лозунгом Краснова о создании своего казачьего государства на юге России, покинули приютивших их югославов, и воевали в тех же местах, что и в Гражданскую. А потом, когда немцы начали отступать после Сталинграда, командование Вермахта убрало и остатки казачьих войск с фронта и перебросило на борьбу с теми же югославскими партизанами, раннее принявшими их на своей земле, которые своими партизанскими. Вот такая благодарность этих «патриотов» тем, кто их когда-то приютил..
Небольшая часть эмигрантов, осевших во Франции, Бельгии, странах Скандинавии – порядка 7-8 тысяч – так же примкнули к «победоносной немецкой армии, несущей свободу, демократию и освобождение от рабства варварским народам
СССР» (из речи Геббельса).
Но бОльшая часть русских эмигрантов приняли известие о нападении Германии на СССР как собственную трагедию. Многие из них разными способами стали бороться с нацизмом или просто помогать этой борьбе. Мало кто знает, но в период с осени 1941 года по осень 1944 года различными зарубежными Союзами и Объединениями эмигрантов России было собрано и отправлено через нейтральные страны, а иногда – и просто нелегальными курьерами – в СССР около 150 млн.долларов. Через Общество Красного Креста эмигрантские организации собрали и переправили в Россию более 10 тонн верхней одежды, 18 тонн продовольствия. Такая вот помощь своей Родине, которую они покинули когда-то.
А кто стоял в начале организации Французского Сопротивления? Сами французы стыдливо о том умалчивают. Почему? Да просто потому, что организовали движение Резистанс – русские эмигранты, которые не смирились, подобно большинству французов, с оккупацией немцами их второй родины – Франции. А сами французы первое время, трясясь за своё мнимое благополучие или желая просто отличиться перед новой властью, охотно выдавали оккупационным властям своих русских друзей. И только потом, потихоньку прозревая, начали примыкать к Сопротивлению, воодушевившись не только примером своего генерала де Голля, но и упорством этих «непонятных им русских». Кстати – на стороне гитлеровцев воевало практически столько же французов, сколько боролось их против фашизма в рядах маки, у де Голля или в нескольких частях и подразделениях в СССР, а так же в Англии и в США… И никто не думает на Западе о таком неудобном слове «патриот», иначе всплывёт много чего того, что хотят там позабыть. Ведь куда лучше слова «деньги», «власть», «роскошь», «бизнес», «слава»… Да и дивидендов эти слова приносят куда больше, чем какие-то «отечество», «родина», «любовь», «верность»…
Вторая категория – это военнопленные. Люди, которых поставили перед очень непростым выбором: Жизнь или Смерть. Смерть – если откажешься воевать на стороне Германии. Жизнь – если согласишься. Что бы выбрал г-н Е.Енин? Или он не задавался таким вопросом?
Притом, что многие (очень многие – говорят и немецкая статистика, и историки) при первой же возможности переходили обратно к «своим», прекрасно зная, что их может там ожидать. И по другой, «смершевской статистике», только примерно каждый 20-й из вернувшихся был осужден и направлен в лагеря, и только примерно каждый 80-й из осужденных – расстрелян. Остальных – вернули в строй. Не побоялись им дать оружие. Которое они, по мнению, блогера, «могли направить – не угадаешь, куда». А вот тогдашние советские военачальники почему-то «угадали»… А блогер и до сих пор гадает – куда… И игнорирует Историю.
Третья категория – просто предатели. Изменники. Те, которые собственное благополучие, собственную власть и положение ставят выше такого эфемерного понятия, как патриотизм. Правда, многие свои чисто потребительские мотивы предательства прикрывают речами о борьбе с тоталитаризмом, сталинизмом, коммунизмом. С чем угодно, лишь бы не выплыла наружу правда об их собственных шкурных интересах…
Как это ни странно – имена предателей помнят лучше, чем имена героев, не ставших на путь предательства.
Все помнят князя Курбского, предавшего своего Государя. А кто помнит имена тогдашних, времён Ивана Грозного, военачальников, покрывших себя славой в битвах с иноземцами в Ливонии, или с татарами под Казанью?
Все помнят имя предателя Мазепы, перешедшего на сторону шведов. А кто помнит тех, кто остался верен России, кто воевал с теми самыми шведами и под Нарвой, и под Полтавой? Кто погиб, но не предал своих ЗЕМЛЯКОВ?
А термин «власовец» в Великую Отечественную стал нарицательным. И не только по отношению к тем, кто служил под началом генерала Власова, а в отношении всех, кто перешел на сторону немцев и воевал против нас с оружием в руках…
А генерал Карбышев – остался генералом Карбышевым. Его имя не стало нарицательным. Потому что – у каждого героя – своё собственное имя, как и свой собственный подвиг.
А у всех предателей – одно действо на весь их кагал: измена. Без вариантов даже.
Их помнят, наверное, так же, как помнят и Иуду – наверное, потому, чтобы потомки имели наглядный пример в лице тех, кто предал своих ЗЕМЛЯКОВ, своих близких и родных, друзей-товарищей, кто предал землю своих отцов – ОТЧИЗНУ, предал территорию, на которой родился и он сам, и весь его род – РОДИНУ. Предал даже не за идею, не во имя высоких и великих целей – а за личное благополучие, за тридцать серебряников…
И – последнее. Любовь к своей родине совсем не означает того, что ты должен других людей, которые любят свою, а не твою, родину, уничтожать или порабощать, а их отчизну приплюсовывать к своей в виде завоёванной колонии. Это я к фразе Е.Енина: «Да и самого Гитлера в отсутствии любви к фатерланду не упрекнешь»…
Я так понимаю – телеведущий и блогер Е.Енин не причисляет самого себя к «патриотам». Иначе бы не задался таким потребительским вопросом по отношению к собственной родине: «… Если я пожертвую своими интересами и мне будет плохо, то какой части Родины будет хорошо? Березки гуще заколосятся? Байкал станет глубже?..» (цитата).
А если он такой вопрос задаст своей маме: «Какой мне прок от тебя будет, старой и немощной, если я, пожертвуй своими интересами (положением, деньгами и т.д.), став жить похуже, чем живу сейчас, улучшу твое здоровье, благосостояние? Что, мне памятник за это поставят? Или в газетах напечатают хвалебную статью, а по ТВ покажут всей стране – какой я хороший сынок? Нет, ничего этого не будет – потому и нет проку мне тебя кормить, поить, лечить и содержать, тратя на тебя свои деньги, силы, время и нервы. Да ну тебя!»…
И ничего не натянутое сравнение. А самое что ни на есть то. Не зря ведь Родину (кстати, только у нас, славян) называют «Родина-мать». И не потому, что это слово «женского рода». И не потому, что «мать не выбирают». А потому, что она, Родина, как и та женщина, что родила, вскормила, воспитала и вырастила тебя, на всю жизнь остаётся одной-единственной. Просто остаётся единственной – любимой, неповторимой, строгой, ласковой, грозной и милосердной. Единственной – любой. И никакая другая её не заменит. Будь она, эта другая, хоть самая наипервейшая красавица, самая богатая и самая щедрая. Попробуйте, поменяйте свою маму. Захочется? Вот то-то…
А рассуждения типа «Допустим, я готов пострадать за Родину, хотя, лучше деньгами, но как узнать, что именно ей надо?» попробуй сначала применить по отношению к своей маме. И ты поймёшь, что надо твоей Родине...
И не надо ссылаться на СМИ или вещание политических руководителей. Не надо путать Государство с Отчизной. Свою родину с политическим строем в ней. А г-н Е.Енин постоянно (и, кажется зачастую, что – намеренно) путает эти понятия.
Ведь стоит заменить в этой цитате: «Поэтому когда кто-то с профессиональным восторгом в голосе говорит о национальных интересах, о том, что Родина требует, о том, что наш долг состоит и пр., — стоит у него поинтересоваться, мирно и пока что без оружия: дружок, ты откуда знаешь? По какому каналу спецсвязи Родина тебе пожаловалась? А не выдаешь ли ты, милок, за интересы Родины свои фантазии, или, того хуже, свои собственные интересы?» слово «Родина» на слово «Государство» - всё станет на свои места.
Ведь Родина никогда ничего не требует у своего сына или дочери, требует у гражданина государство. Родина никогда не жалуется (мать всегда терпит) – жалуется гражданину государство в лице своих чиновников и политиков. И оправдываются они тоже. От имени именно государства, хотя зачастую с трибун и из СМИ вещают о том, что они представляют Родину. Пошло это ещё со времён Французской революции, когда Марат выдвинул лозунг «Отечество в опасности!», чтобы прикрыть им и оправдать массовые казни и погромы…
Что может родная любящая мать сделать? Только попросить – сына своего или дочку – о помощи (если совсем уж невмоготу. Обычно матери терпят молча, тем самым воспитывая в своих детях терпение и самостоятельность в преодолении бед и принятии решений), позвать их издалёка к себе в трудную для них (а не для неё) минуту, обогреть, успокоить, защитить. Оторвать от себя последнее – и отдать детям. И любить их всегда – какими бы они ни были…
А её дети – вроде г-на Енина – сочиняя о ней гадкие статьи, претендуют, тем не менее, на её любовь, на то, что она может услышать их «желания… и точно зафиксировать момент их удовлетворения».
Типа – с паршивой овцы хоть шерсти клок. С собственной матери. С Родины.
Вот такой он, современный патриотизм. Глазами известного блогера и телеведущего. Патриотизм, который почему-то очень смердит. Как забытые на пару месяцев в выключенном холодильнике пресловутые «ножки Буша», за которые в своё время очень успешно торговали – нет, не государством. Своей Родиной. Своей мамой. Вот Е.Енину, наверное, мало досталось от тех торгов – он и жалуется, что больше ничего нельзя с матери своей поиметь…
Бедный нищий блогер. Нищий Душой…
Без Матери.
Сергей Васильевич Александров, публицист
4. Re: Ещё раз о таком простом понятии как «патриот»
3. Ответ на 2., зиф:
2. Ответ на 1., зиф:
1. Re: Ещё раз о таком простом понятии как «патриот»