Как сообщалось, Президент России Владимир Путин принял участие в заседании Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества.
По итогам саммита ШОС принят пакет документов, в частности Астанинская декларация, где отражены консолидированные подходы государств-членов к дальнейшему развитию организации и согласованы оценки по ключевым международным проблемам, Конвенция о противодействии экстремизму, заявление глав государств – членов ШОС о совместном противодействии международному терроризму и другие решения. Кроме того, на саммите утверждено членство Индии и Пакистана в Шанхайской организации сотрудничества.
Итоги саммита прокомментировал в интервью «Русской народной линии» эксперт научного совета при Совете Безопасности России, политолог-международник, заместитель директора Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, доктор философских наук профессор Юрий Косов:
ШОС — это Шанхайская организация сотрудничества, созданная в 2001 году. Но у нее очень длительная предыстория. Она выросла из советско-китайской дипломатической группы по разрешению пограничных конфликтов, которая была создана в 1964 году и работала 32 года. Сначала безуспешно, потом более-менее. В 1996 году она свою задачу выполнила. Границы Китая с Россией и уже другими четырьмя постсоветскими государствами были урегулированы, поскольку за время переговоров распался Советский Союз и число участников увеличилось. Но был накоплен большой опыт общения. И еще пять лет эта группа занималась безопасностью, терроризмом. Ее называли Шанхайская пятерка.
В 2001 году была создана Шанхайская организация сотрудничества, и сразу же Соединенные Штаты заявили о том, что они хотели бы вступить в эту организацию в качестве наблюдателя. В начале 21 века, когда Америка была еще в зените своего могущества, Шанхайская организация сотрудничества оказалась первой организацией, которая отказала Соединенным Штатам, заявив, что, мол, дорогие друзья, посмотрите на карту, где Азия, а где Америка? Шанхайская организация сотрудничества — это евроазиатская организация. Поэтому Америке там неуместно быть. Тогдашний госсекретарь Соединенных Штатов Кондолиза Райс говорила, что когда ей об этом доложили, в ее жилах закипела кровь. Вот так организовывалась ШОС, и поэтому понятно, что это не простая организация.
Давно шла речь о вступлении в эту организацию Индии и Пакистана, потому что это две страны, которые с 1947 года находятся в серьезнейшем конфликте. И единственная организация, где удалось их примирить, где удалось учесть их интересы, — это Шанхайская организация сотрудничества. Когда в
Москве проводились первые переговоры о начале процесса вступления Индии и Пакистана в ШОС, то для Кремля был заказан специальный очень вытянутый овальный стол. На один край этого стола посадили индийскую делегацию, на другой — пакистанскую, чтобы расстояние между ними было как можно больше. Потому что опасались эксцессов, которые нередко происходили. Сейчас мы видим, что эти две страны в формате ШОС сумели наладить сотрудничество.
Действительно, в ШОС входят два демографических гиганта — это Китай и Индия, страны, которые являются крупнейшими по территории, — Россия и Китай, который стоит на третьем месте в мире по размерам территории. То есть в ШОС проживает несколько миллиардов человек, ШОС занимает 3/5 Евразии. Это очень серьезная организация. Шанхайская организация сотрудничества является как бы новым полюсом силы, новым ядром глобализации, причем совершенно незападного типа. И речь идет не только о географическом понятии, потому что Япония тоже находится на востоке, но в ШОС она не вступает и ее туда не примут. Она входит в группу семи наиболее развитых западных стран. Она сателлит США. Речь идет о геополитическом понимании Востока. Здесь совсем другие принципы - принципы, которые отличают эти государства от западных стран.
Во-первых, все государства, входящие в ШОС, никогда не были колониальными империями, никогда не угнетали другие народы. Наоборот, некоторые, как Индия, сами были владениями Британии, или Китай, который находился под неофициальным протекторатом. Есть такое понятие как «шанхайский дух». Это доверие, равноправие, взаимопомощь и много других принципов. Группа семи переживает серьезный кризис, все говорят о том, что серьезная неудача - последний саммит Группы семи. Мы видим, какие противоречия существуют в Европейском союзе и в НАТО.
Со вступлением Индии и Пакистана, с ослаблением коллективного Запада ШОС превращается в глобальный мировой центр. И не только потому, что ШОС обладает большим экономическим, демографическим, территориальным, военным потенциалом, но главное — ШОС начинает предлагать миру новую модель взаимоотношений государств. В чем была слабость Советского Союза? В том, что та модель, которую он предложил Восточной Европе, Юго-Восточной Азии, оказалась не очень удачной. Все-таки, как мы видим, многие страны ее отвергли и в последние годы буквально старались убежать от Советского Союза.
Сейчас удалось выработать такую модель международных отношений, такую модель сотрудничества, которая стала притягательной. Я думаю, что России удалось извлечь очень серьезные уроки из опыта Советского Союза, прежде всего, в системе обороны и безопасности. Советский Союз искал на вызов коллективного Запада фронтальный ответ, то есть на каждую советскую ракету, на каждую подводную советскую лодку Россия пошла по пути ассиметричного ответа. Потому что экономический потенциал Запада все-таки больше, чем был в советские и российские времена. Западных стран больше. Это оказалось очень эффективным.
Сейчас экономический потенциал ШОС превышает совокупный экономический потенциал Запада. Семь незападных стран имеют больший ВВП, чем семь самых развитых стран, которые собирались в Италии совсем недавно. Так что я думаю, это новая модель миропорядка, которая стала привлекательна, и привлекательна настолько, что она привлекает страны, между которыми существуют неразрешимые противоречия, существуют территориальные конфликты, исторические обиды, пролиты реки крови, и, тем не менее, они понимают, что нашлась модель, в которой они смогут ужиться. Ведь когда-то распри надо прекратить.
В свое время, после Второй мировой войны, Советский Союз был очень притягателен. Помним крушение колониальной империи, триумфальные поездки Гагарина, в каждой развивающейся стране был Дом советской культуры и техники. Потом, к сожалению, все это ушло. Сейчас происходит ренессанс советской и российской внешней политики - уже с новыми союзниками, с новыми странами. Мне кажется, это усиливается на фоне откровенного кризиса, дрязг и скандалов, которые творятся в западном мире.
Шанхайский дух веет по миру. Шанхайский дух несет миру новую модель международных отношений, новую реальность, которая может привести народы к миру, процветанию, а не к новым конфликтам, столкновению, хаосу, который случился на Ближнем Востоке и Северной Африке, который посеяли на
Украине. Западный дух - это дух кризиса. Часть человечества, находящегося в кризисе, несет кризисы и в другие регионы. Шанхайских дух — это дух успешных государств, восходящих стран-гигантов. Они несут позитив, возможности дальнейшего роста. Поэтому они привлекательны.
Те, кто считают, что в Соединенных Штатах идет просто скандал, дрязги между какими-то группами, имеют очень поверхностное восприятие, мол, поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Соединенные Штаты вступили в системный кризис. Они вступили в цивилизационный кризис — белое большинство, евро-американцы, стремительно превращаются в меньшинство. А как оно станет меньшинством, то изменится его отношение с афроамериканской общиной, с латиноамериканской общиной. Сейчас уже появляются районы на юге Соединенных Штатов, где по-английски с вами разговаривать не будут, вытолкают взашей из магазина, из отеля. Там говорят только по-испански, чего раньше было немыслимо. Или по-китайски, или еще как-то.
Та экономическая модель, которую предложила Америка, тоже переживает кризис. Она была основана на извлечении прибыли, на финансовом менеджменте, а мы видим колоссальнейший внешний долг США. Система обороны Соединенных Штатов тоже переживает серьезнейший кризис, потому что мы видим огромнейшие расходы, почти такие же, как у остальной части мира, а результатов-то, в общем, налицо нет.
Ходит такая легенда, и ее никто не опровергает, что, когда Трамп отдал приказ выпустить 64 ракеты по Сирии, то не все ракеты взлетели, а большая часть не долетела. Американские военные в свое оправдание сказали, что этим ракетам помогли не долететь. И больше таких пусков мы не наблюдаем. А эти «Томагавки» — основа американского могущества. Если они не могут долететь до цели, потому что есть средства, которые их сдерживают, то это говорит о серьезном кризисе силы.
Путин понимает, что за этими дрязгами стоят очень серьезные системные кризисы: экономические, политические, цивилизационные, этнические. Мы знаем примеры, когда Соединенные Штаты погружались и в гражданскую войну, и в депрессию. Это было страшное зрелище. Даже одно западное или украинское агентство спутало, публикуя якобы фотографии о голодоморе, на самом деле опубликовало фотографии из времен американской депрессии, как голодали американские дети в Оклахоме.
Так что ничто не вечно под луной в этом мире. Соединенные Штаты стоят на пороге очень серьезного кризиса, и полвека стабильного развития могут смениться серьезным кризисом. А учитывая их влияние во всем мире и огромный ядерный потенциал, это будет кризис мирового масштаба.