В культурном центре (Бюро культуры) Посольства Арабской Республики Египет в Москве 24 марта 2017 года прошел вечер, посвященный визиту в Египет Наследника Цесаревича, Великого Князя Николая Александровича, будущего святого Царя-страстотерпца, в ходе своего большого восточного путешествия 1890-1891 годов. Организаторами выступили Посольство АРЕ в Москве и Юбилейный комитет к 130-летию путешествия на Восток Великого Князя, Наследника Цесаревича Николая Александровича 1890/91-2020/21.
На встречу пришли сотрудники египетского посольства, книгоиздатели, киноведы, востоковеды, арабисты, профессора и студенты различных московских вузов, в том числе - представители иностранных государств. Были искусствоведы, художники, преподаватели, журналисты, представители международных общественных организаций, в том числе - при ООН, одним словом, те, кто занимается профессионально или кого интересует история взаимоотношений между Египтом и Россией. Зал был полон.
Пока гости собирались, особую атмосферу Египта конца девятнадцатого века создавал показ слайдов: фотографий того времени, а также рисунков и гравюр художника Н. Каразина, сопровождавшего Цесаревича в путешествии на Восток. Открывая вечер, советник по вопросам культуры Посольства Арабской Республики Египет в Москве доктор Осама Э.М. Эльсерви передал приветствие посла Египта в России д-ра Мохаммеда Абдельсаттар Эльбадри и отметил особую значимость и уникальность повода собравшего в тот день людей в гостеприимном зале египетского Бюро культуры.
Надо отметить важную роль доктора Осама Э.М. Эльсерви в том, что этот вечер в рамках «народной дипломатии» состоялся. Он сразу же откликнулся на предложение Юбилейного комитета о сотрудничестве, почувствовав, как тонкий художник, уникальность и перспективность темы об историческом визите Наследника Цесаревича Николая Александровича в Египет для развития современных взаимоотношений между нашими странами. Будучи, с одной стороны, карьерным дипломатом, а с другой - профессиональным художником и скульптором, д-р Осама знакомит народы России с культурой Египта, а египтян с выдающимися деятелями культуры нашей страны. Например, в Твери установлен созданный им памятник Таха Хусейну - египетскому историку, крупному писателю XX века. Другой памятник, в МГИМО, посвящен востоковеду, составителю первого русско-арабского словаря - Х.К. Баранову (1892-1980) - создателю московской школы арабистики. Ряд скульптур д-р Осама посвятил выдающимся деятелям русской культуры: Петру Ильичу Чайковскому на территории театра Оперы в Каире; Николаю Римскому-Корсакову был открыт совсем недавно 6 декабря 2016 года в Каире. Там же установлена скульптура Антона Павловича Чехова на территории Российского центра культуры. Перед Египетско-российским университетом в Каире стоит памятник Дмитрию Ивановичу Менделееву. Бюст А.С. Пушкина поставлен на факультете языкознания того же университета, бюст Владимира Семеновича Голенищева, знаменитого египтолога, на факультете археологии Каирского университета. В Союзе писателей России - памятник египетскому прозаику и общественному деятелю, члену Академии арабского языка в Каире, Тауфику Аль-Хакиму Хусейну и др.
В России установлено много памятников авторства д-ра Осама, посвященных деятелям египетской культуры, таким как Аббас Махмуд аль-Аккад в Казани (копия в Белгороде). Памятник в бронзе выдающемуся мыслителю арабского Востока Ибн Хальдуну стоит под открытым небом перед Библиотекой иностранной литературы в Москве. В Центре восточной литературы в Москве на Моховой стоит подаренный д-ром Осамой памятник Сайеду Дарвишу - основоположнику современной музыки и автору гимна Египта (1892-1932). Всего же насчитывается около полусотни памятников, установленных в обеих странах.
Египетскому и российскому зрителю хорошо известна и живопись О. Эльсерви. Его выставки проходили неоднократно в Москве, Белгороде и др. Им написаны на русском языке книги о египетском искусстве, а на арабском - монография в четырех томах о русской скульптуре. За свою выдающуюся деятельность д-р Осама Эльсерви был награжден медалью Александра Сергеевича Пушкина, которую ему вручил Президент России В.В. Путина в Кремле в 2015 году в День народного единства.
Прекрасно, что такой незаурядный дипломат, талантливый скульптор, художник, видный деятель культуры пошел навстречу инициативе Юбилейного комитета провести вечер «Египет глазами Цесаревича». Д-р Осама считает, что «наши двусторонние культурные связи были укреплены знаменитым путешествием на Восток Наследника Цесаревича Николая Александровича, будущего правителя Российской Империи. В результате его визита в Египет возрос не только обоюдный интерес к культурному наследию России, но и выросло взаимное доверие между народами наших стран».
Необходимо также выразить искреннюю благодарность за организацию вечера членам Юбилейного комитета: президенту Международной неправительственная ассоциации «Природа и творчество» (МАПиТ) при ООН Л.А. Миловановой; обозревателю журнала «Международная жизнь» (МИД РФ) Е.Ю. Студневой; сотруднику Издательского Совета Русской Православной Церкви Э.Л. Михайлюк; профессору, д.ф.н. И.В. Бугаевой, а также иеромонаху Сергию (Баженову) за молитвы и духовную поддержку.
Ведущая вечера Елена Юрьевна Студнева кратко познакомила собравшихся с деятельностью Юбилейного комитета к 130-летию путешествия на Восток Великого Князя, Наследника Цесаревича Николая Александровича 1890/91-2020/21 годов. Он был создан в Москве в декабре 2016 года по благословению архиереев, священников, старцев Русской Православной Церкви и монахов Святой Горы Афон с целью придания грядущим юбилейным торжествам общероссийского и международного масштаба.
В число сотрудников и помощников Юбилейного комитета вошли архиереи, священники, представители синодальных структур Русской Православной Церкви, служащие, ученые, писатели, журналисты, предприниматели из Российской Федерации и зарубежных стран, по которым пролегал маршрут восточного путешествия будущего святого Царя Николая II Александровича.
Основными направлениями деятельности Юбилейного комитета на 2017 год определены следующие: во-первых, исследование архивных и иных источников, посвященных восточному путешествию Цесаревича, их комментирование и подготовка к печати; во-вторых, взаимодействие со средствами массовой информации для ознакомления как можно большей читательской и зрительской аудитории с путешествием на Восток Великого Князя Николая Александровича, создание и продвижение собственного интернет-ресурса; в-третьих, реализация программы «Мемориальная память» по установке вещественных знаков в местах, где побывал Августейший путешественник.
После своего вступления Е.Ю. Студнева предоставила слово председателю Юбилейного комитета, писателю А.Ю. Хвалину, который выступил с сообщением «Египет глазами Наследника Цесаревича, Великого Князя Николая Александровича». Выступавший, в частности, сказал:
«Взаимная любовь России и Египта длится века. Она длится дольше, чем Династия Романовых управляла Россией. Ведущие российские египтологи А.М. Васильев, М.А. Коростовцев, Г.В. Горячкин, В.В. Беляков и др. относят начало нашего межцивилизационного диалога к Средним векам (См., напр.: Коростовцев М.А. Становление египтологии в России // Изучение Африки в России. М., 1977. С. 5-15; Беляков В.В. Русский Египет. М., 2008; Горячкин Г.В. Русская Александрия: Судьбы эмиграции в Египте. М., 2010 и др.). Для сознания древнерусского человека Египет - это, в первую очередь, Южная Фиваида, где в Фиванской и Нитрийской пустынях зародилось христианское монашество в III-IV веках по Р.Х.
Восприяв христианство из Византии, Святая Русь с XIV века благоукрашается множеством северных монастырей, и, по аналогии с Южной, это явление получает наименование Северной Фиваиды. История «хождений» русских паломников к святым местам Синая находит отражение в памятниках древнерусской словесности, например: «Путешествие Аграфения из Смоленска в Египет», «Путешествие в Египет казначея великого князя Ивана III Михаила Григорьева», «Путешествие Василия Познякова на Ближний Восток», «Путешествие в Египет Василия Яковлева по прозвищу Гагара» и др.
С выходом русской православной цивилизации к Азовскому, Черному и Средиземному морям во время правления Династии Рюриковичей-Романовых русско-египетский цивилизационно-культурный диалог стал намного шире. В XIX веке в так называемой Новой Европе и России происходит всплеск интереса к египетским древностям и реалиям современной жизни. С открытием пароходных линий между Одессой и Александрией и с вводом в эксплуатацию в 1869 году Суэцкого канала российско-египетское взаимодействие приобретает разносторонний характер во многих областях: торговли, экономики, геологии, археологии, медицины, египтологии и арабистики. Именно в это время Государь Император Александр Третий решает послать своего Сына, Наследника Цесаревича Николая Александровича, в восточное путешествие с посещением Египта.
Путешествие Цесаревича Николая Александровича 1890/91 годов стало уникальным событием в летописи России. Путь на Восток будущего Царя Николая II есть ключ к пониманию имперской политики данного периода истории страны и верному российскому домостроительству в ближневосточном и азиатско-тихоокеанском регионе в настоящем и будущем.
По своей обращенности путешествие было эмблематично российскому гербу. При внешней разнонаправленности (Европа-Азия) его основной, духовный смысл был един, направленный на воспитание будущего правителя России обоедесноручным, т.е. одинаково правым признавался путь Императорской России, как на европейский Запад, так и на азиатский Восток. И внешняя политика объявлялась равнозначной внутреннему движению русской цивилизации на восток «встречь солнцу». Употребив современные аллюзии, можно сказать, что Великий Князь Николай Александрович, будущий святой Царь-мученик, стоял у истоков православного Русского мира.
Программа Восточного путешествия Цесаревича, которая обсуждалась на совещаниях у Державного Отца - Императора Александра III несколько месяцев, главной целью, как это ни парадоксально сегодня звучит, ставила поклонение святым местам. Первоначально было запланировано и посещение Святой Земли. Специально к этому событию была подготовлена к освящению церковь в Русском доме на Александровском подворье. Но по политическим причинам посещение Иерусалима Наследником Цесаревичем было отменено, что вызвало его крайнее разочарование.
В письме к начальнику Русской Духовной миссии архимандриту Антонину (Капустину) участник экспедиции князь В. Барятинский писал: «Его Императорское Высочество глубоко сожалеет о том, что в этот раз Ему не удалось выполнить душевное своё желание лично посетить Святой град и места столь дорогие всему христианскому миру и нашему Царскому Дому в особенности. Государь Наследник утешается мыслью, что Ему удастся в будущем посетить Иерусалим и поклониться Гробу Господню» (Письмо генерал-майора князя В. Барятинского, состоящего при наследнике цесаревиче великом князе Николае Александровиче, к архимандриту Антонину. Красное море, 30 ноября 1890 г. // Архив РДМ. Ф.1. Оп.1. Д. 1442. См.: Хвалин А. Имперский архив. М., 2014. С. 16-17). Однако посетить Иерусалим и «испытать блаженное чувство» святому Царю-страстотерпцу Николаю ΙΙ Александровичу так и не удалось.
Помимо основной, духовной, ставились и иные цели Восточного путешествия, а именно: образовательные - приобретение Цесаревичем опыта и знаний, необходимых для служения Царю и Отечеству. Ознакомление во время плавания: - на военно-морском судне с условиями флотской службы; а также знакомство с государствами, которые Его Императорское Высочество еще не посещал. Другими целями были: показать военную мощь России, воплощенную в судах эскадры. Затем, по пути следования по России, произвести осмотр казачьих войск по званию Верховного Атамана. Также изучить на месте важный вопрос «об устройстве сплошного рельсового пути в Сибири для облегчения снабжения европейской части России и освоения Дальнего Востока. Надо констатировать, что все поставленные задачи были блестяще решены, несмотря на трудности и непредвиденные обстоятельства.
Путешествие продлилось с 23 октября (4 ноября) 1890 года по 4 (16) августа 1891 года, то есть заняло более 9 месяцев. За время путешествия было пройдено 51 000 вёрст, из них 15 000 - по железной дороге, 5 000 - в экипаже, 21 900 - по морям, 9 100 - по рекам.
Путешествие началось в Гатчине после молебна. В Варшаве путешественники лишь пересели в заграничный императорский поезд. Однако в Вене пришлось задержаться. Но уже через сутки их встречал Триест - город и порт, принадлежащий Австрии, но расположенный на берегу Адриатического моря в Италии. В Триесте путешественники пересели на фрегат «Память Азова». Погостив в монаршей семье в Афинах (у крёстной матери Цесаревича Королевы эллинов Ольги Константиновны и её мужа Короля Греции Георга I), путешественники двинулись дальше. К ним присоединился Греческий принц Георгий.
Эскадра отправилась к берегам Африки, в Египет, где путешественники сделали первую большую остановку. C 10 (22) ноября по 27 ноября (9 декабря) крейсера стояли на рейде в Порт-Саиде и Измаилии, и две недели Цесаревич Николай со свитой знакомились с Египтом.
В основном сведения о восточном путешествии и посещении Египта Наследником Цесаревичем содержатся в книгах М.М. Денисьевского и участника экспедиции князя Эспер Эсперовича Ухтомского. Фундаментальный труд Э.Э. Ухтомского с прекрасными иллюстрациями художника Н.Н. Каразина, некоторые из которых были представлены, выдержал многочисленные переиздания. Ныне они доступны массовому читателю.
Иначе обстоит дело с собственноручными записями Великого Князя Николая Александровича, в которых зафиксировано его личное отношение к посещаемым местам. В 1923 году в Берлине в книгоиздательстве «Слово» были изданы Дневники Императора Николая II за 1890-1906 годы. Публикаторы, из имевшегося в их распоряжении объемного оригинала, выбрали только две страницы, посвященные многомесячному путешествию на Восток (Дневники Императора Николая II. 1890-1906 гг. Книгоиздательство «Слово». Берлин. 1923. С. 39-40). Кстати, именно эти две страницы посвящены визиту в Египет. Хотя даже в них по сравнению с оригиналом имеются непонятные лакуны и неточности.
В советском издании Дневников Государя Николая II Александровича 1991 года, подготовленном нынешним Государственным архивом Российской Федерации, вообще нет упоминания о восточном путешествии (Дневники Императора Николая II. М. Орбита, 1991. - 736 с. Издание ЦГАОР СССР (ныне ГАРФ).
Специально к нашему вечеру автор изучил Дневники Наследника Цесаревича Николая Александровича, хранящиеся в ГА РФе и относящиеся к его визиту в Египет, чтобы познакомить с ними собравшихся (ГА РФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 224 (1). Подробный комментарий и анализ «египетских» Дневников Августейшего путешественника еще впереди.
В дневниковых записях Цесаревича встречается, конечно, фиксация всех официальных мероприятий и контактов с представителями турецких и английских властей тогдашнего Египта. Но в данном случае нас, в первую очередь, интересует историческая, культурная и даже в некотором роде эстетическая сторона визита Наследника Цесаревича в Страну пирамид.
В первый день, в Субботу 10/22 ноября 1890 года Цесаревич пишет в своем дневнике: «Суэцкий канал. В 7 ч(асов) вошли в канал и ошвартовались в Порт-Саиде. Было ясно и дул свежий SO (юго-восточный ветер - А.Х.). Смотрели на толпу на пристани. В 10 ч(асов) пошли малым ходом дальше. Странно быть между Азией и Африкой. Несло песок с берега. В 7 ч(асов) пришли в Измаилию, где бросили якорь. Ночь была лунная. (Л. 318).
11/23 ноября, в Воскресение, запись сделана уже в Каире:
«(...) мы съехали с фрегата и отправились из Измаилии в Каир. Погода была как раз приятная; приехали в Каир в 12 ч(асов).
Встреча и въезд в гор(од) были очень торжественные. (...)После завтрака у Кояндера (имеется в виду Александр Иванович Кояндер с 1886 по 1902 год генеральный консул России в Египте - А.Х.) отправились с конвоем во дворец хедива отдавать визит. Курение трубок. Помещены в загородном дворце брата хедива. Обедали у себя в 7 ½. Катались с Джоржи (т.е. принцем Греческим Георгием - А.Х.) по иллюминации. (Л. 319)
Запись следующего дня:
«12/24 ноября. Понедельник.
Встали в 7 ч(асов) и через час поехали осматривать мечеть и цитадель. Зашли в офицер(ское) собрание английского полка и в их госпиталь. Посетили греч(ескую) школу, проехали по базару, арабский музей и магазин.
Завтракали у себя с Густав(ом) Шведским (имеется в виду наследный принц Оскар Густав Адольф Бернадот (1858-1950), будущий король Швеции Густав V (1907-1950), гостивший в то время в Каире - А.Х.). Ездили в музей египетских древностей. Обедали у хедива в 7 ½ ч(асов). Был отличный фейерверк на площади. Уехали в 10 ч(асов). (Л. 320)»
Следующая запись из дневника: «13/25 ноября. Вторник.
Удалось хорошо выспаться за все время после Афин. В 11 час(ов) поехали все вместе в шарабане к пирамидам. Хедив ждал нас там. Влез и слез с пирамиды Хеопса первым. Густав Гликсен снял нас на вершине. Завтракали в павильоне внизу. Смотрели на джигитовку бедуинов. Пили чай у Густава и Вики в их гостинице. Ездили на ослах. Обедали в 8 час(ов). В 10 ½ был раут на Ниле на дахабии Кояндера. (Л. 321)».
Отметим, что в записях «египетского» Дневника Наследника Цесаревича отражаются все важные для Августейшего путешественника детали следования по маршруту, день за днем. А маршрут был построен следующим образом:
После Порт-Саида, Измаилии и осмотра Каира оттуда по железной дороге на поезде Их Высочества со свитой проследовали в Ассиут (Сиут) (Средний Египет), где пересели на яхту и отправились вверх по Нилу. Приставали к берегу в Зохасе и Кенэ.
17 ноября, в Субботу, к 12 час. остановились в Луксоре. «Пошли осматривать Луксорский храм, а затем на ослах Карнакский храм. Поражающая громадина!, - записывает в Дневнике Цесаревич.
На следующий день, 18-го ноября, читаем в дневнике: «Поехали на ослах к гробницам фараонов, из котор(ых) осмотрели две самых интересных. Пешком перешли перевал, спустились к храму, в кот(ором) завтракали. Осмотрев колоссы Мемнона, вернулись на яхту в 4 час(а). В 7 ч(асов) пошли к нашему консулу; обедали у него по-арабски, т.е. ели пальцами. (...)».
19-го, в Понедельник: «В 3 ч(аса) пришли в Эдфу, - фиксирует в Дневнике Наследник. - Сели на ослов и поехали осматривать здешний храм - вполне сохранившийся...»
20-го ноября, во Вторник он записывает: «Рано ушли из Луксорских окрестностей и пришли в Ассуан в два часа. Странно находиться под тропиком. Температура была его достойна. (...) По жел(езной) дор(оге) объехали первые Нильские пороги. В лодках отправились осматривать их. Спускались вплавь арабы. Посетили храм на остр(ове) Филэ. (...)». (Л. 328)
От Асуана Августейший путешественник поворачивает назад, и на обратном пути останавливается 22-го ноября в Гиргэ, связанном с именем святого Георгия Победоносца, где жители города копты вышли с хоругвями на пристань, чтобы торжественно встретить и приветствовать Их Высочества.
По возвращении в Каир Наследник Цесаревич еще отправляется «на верблюдах и ослах в Саккард, где осматривает внутренность пирамиды и гробниц», а вечером посещает французский театр, как гласит дневниковая запись.
В последний день пребывания на египетской земле 26-го ноября, в понедельник, Наследник Цесаревич и сопровождающие его лица «в 8 час(ов) приехали в Суэц. Пешком добрались почти до судов». И уже на борту броненосца «Память Азова» Великий Князь Николай Александрович делает запись в Дневнике: «В 10 час(ов) была обедня (т.е. Божественная Литургия - А.Х.) на фрегате и завтрак в кают-компании. Разбирался в своем помещении - здесь я чувствую себя дома».
Но до родительского дома были еще тысячи миль и верст по морю и суше. Впереди Августейшего путешественника ждали: Индия, Цейлон, Сингапур, Бангкок, Китай, Япония, русские Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Чита, Иркутск, Красноярск, Ачинск, Томск, Тобольск, Омск, Оренбург, Уральск, Самара, Пенза, Рязань, Москва и наконец - Санкт-Петербург.
4 (16) августа 1891 г. царский поезд подошёл к станции Тосно под Санкт-Петербургом, где Великий Князь Николай Александрович был встречен Августейшими родителями. Уникальное по тем временам путешествие закончилось. Его итоги до сих пор имеют важнейшее значение для нашей страны и государств, которые посетил Цесаревич с визитами.
За время поездки по восточным странам и азиатской России Цесаревичу было преподнесено несметное число даров, многие из которых по-своему уникальны. Значительная их часть сохраняется в Кунсткамере. Предметы, привезённые Великим Князем Николаем Александровичем, в течение двух лет хранились в Аничковом и Зимнем дворцах, а зимой 1893/94 года экспонировались на благотворительной выставке, устроенной в залах Эрмитажа от имени Императорского Общества спасания на водах. Был на выставке и зал, посвященный визиту Цесаревича в Египет. В перспективе надо продолжить традицию знакомства российских граждан с плодами восточного путешествия и посещения Цесаревичем Египта в лучших музеях страны.
В самой же Арабской Республике Египет, где так любят бывать российские туристы, также можно провести художественные и этнографические выставки и другие памятные мероприятия. Можно открыть для гостей туристический маршрут «Египет глазами Наследника Цесаревича». А взгляд будущего святого Царя-страстотерпца Николая на Египет был и остается любящим. Ведь согласно его духовному завещанию: «Не зло победит зло, а только любовь». И наша сегодняшняя встреча - это яркое свидетельство торжества небесной и земной любви между Египтом и Россией».
После выступления А.Ю. Хвалина прошла демонстрация и обсуждение документального фильма о путешествии Наследника Цесаревича (режиссер В. Ловкова; при поддержке Министерства культуры РФ), который читатели могут посмотреть по ссылке. Обсуждение фильма и обмен впечатлениями о вечере состоялись за чашкой чая, любезно приготовленного заботами членов Юбилейного комитета и гостеприимных хозяев Бюро культуры Посольства Арабской Республики Египет в Москве. Принято решение продолжить сотрудничество.
Андрей Юрьевич Хвалин, член Союза писателей России, российский общественный деятель, Москва
Фото Е. Студневой, Э. Михайлюк и автора
Цесаревич Николай Александрович
Их Императорские Высочества на вершине пирамиды Хеопса
Египет. Цесаревич Николай Александрович (пятый слева) во время путешествия. 1890 г.
Д-р Осама Эльсерви, Л. Милованова, А. Хвалин, Е. Студнева (слева направо)
Зал с вниманием слушает рассказ о визите Цесаревича в Египет