В пятницу, 23 декабря, в Санкт-Петербурге на Леушинском подворье состоялось межепархиальное собрание комиссий по канонизации святых из шести епархий. Встреча была посвящена вопросу прославления игуменьи Таисии. Мы стали участники поистине исторического собрания, как по теме, так и по количеству представителей различных епархий. Насколько мне известно, еще не было подобных встреч, собиравших несколько епархий для прославления того или иного подвижника. Необходимость совещания представителей комиссий по канонизации шести епархий связана с масштабом деятельности игуменьи Таисии. Она подвизалась в нескольких монастырях, основала кроме известной Леушинской обители, еще ряд монастырей и возродила древние обители. Игуменья Таисия в трех городах устроила подворье Леушинского монастыря. Матушку можно назвать основательницей и возродительницей десяти монастырей и скитов. Этот факт говорит о масштабе ее деятельности, сам по себе прославляя игуменью Таисию.
Поэтому возникла необходимость собрать представителей комиссий по канонизации из шести епархий во избежание дробления канонизации и с целью объединения усилий для прославления матушки. Нам необходимо собрать единый пакет документов для предоставления в Синодальную комиссию по канонизации. Епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав выступил с идеей провести совещание. Его инициатива встретила понимание и поддержку. Встреча готовилась с весны уходящего года, и я рад, что 2016 год завершился этим собранием.
По общему согласию для проведения совещания было выбрано историческое подворье Леушинского монастыря в Санкт-Петербурге как единственное на сегодняшний день мемориальное место, связанное с деятельностью матушки Таисии. К сожалению, сам монастырь затоплен, подворье в Череповце разрушено, а в Рыбинске перестроено.
Об уровне совещания говорит хотя бы тот факт, что в нем участвовало два архиерея - епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав и епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан. Санкт-Петербургскую комиссию по канонизации представлял ее председатель протоиерей Владимир Сорокин. Тихвинскую комиссию представлял профессор Духовной Академии протоиерей Василий Стойков, а также его заместитель в моем лице. Комиссия Боровичской епархии была представлена протоиереем Алексием Ивановым. Череповецкую комиссию представлял сам владыка Флавиан со своим помощником священником Сергием Бондарем. Рыбинская епархия была представлена священником Максимом Масловским, ответственным за работу по увековечиванию памяти новомучеников. Новгородскую епархию представлял председатель комиссии по канонизации и настоятель храма Александра Невского в Великом Новгороде протоиерей Сергий Мельников.
Перед началом совещания в храме Иоанна Богослова на Леушинском подворье в Санкт-Петербурге была отслужена соборная панихида в сослужении двух архиереев – епископов Мстислава и Флавиана. Это было очень трогательное событие - храм был наполнен духовенством и народом, пришедшим помолиться о матушке Таисии. Впервые у нас служили два архиерея, и так громогласно была почтена игуменья. Было очень торжественно, красиво и трогательно, поэтому казалось, что после такой панихиды остается только служить молебны. После соборной молитвы оба владыки с амвона еще раз исповедали свою уверенность и убежденность в святости матушки Таисии. Уже давно пора довести дело до конца - прославить святую подвижницу. Святость матушки Таисии не только очевидна, но и необходима нам. Она органично сочетает в себе культуру и культ, церковность и интеллигентность, молитву и творчество, в ее руке одновременно были молитвенные четки и перо для сочинения стихов. Игуменья Таисия говорит с нами языком культуры, поэтому ее современная аудитория значительно шире церковной ограды. Впервые будет прославлена подвижница-поэтесса, отмеченная творческим даром. В России до сих пор нет святых поэтов, ведь о канонизации А.С.
Пушкина вряд ли когда-нибудь зайдет речь, а через матушку будет прославлена творческая деятельность. Мне думается, что канонизация матушки станет новой страницей в нашем восприятии святости.
На собрании помимо многочисленного духовенства присутствовали историки и ученые. Были обсуждены и определены этапы и методы подготовки прославления игуменьи Таисии. Представители всех епархий рассказали о её почитании. Как известно, в Боровичской епархии прошли детские годы матушки, где она начала свой монашеский путь, получив благословение на постриг в Святодуховом монастыре. В этих местах воссоздан дом, когда-то ей принадлежавший. Теперь он является мемориальным музеем. В Новгородской епархии матушка подвизалась в Покровском Звéрином монастыре, а также в Званском Знаменском женском монастыре на берегу Волхова, располагавшимся в усадьбе поэта Гавриила Державина. В этом же месте она приняла монашеский постриг с именем Таисия.
В Тихвинском Введенском монастыре начался ее монашеский путь, где ей было явление Троицы в образе трех юношей. В Рыбинске матушка устроила Леушинское подворье, построила часовню на берегу Волги. Петербург – ее родной город, в котором она родилась и училась в Павловском институте благородных девиц. В центре столицы она воздвигла Леушинское подворье. Череповецкая епархия явилась местом ее подвига, где она создала Леушинский монастырь. Во всех вышеназванных епархиях проводятся различные мероприятия – Таисинские чтения, конференции.
С докладом выступил председатель совещания владыка Мстислав. Главная его мысль состоит в том, что прославление матушки требует документально подтвержденных чудес. Необходимы соответствующие медицинские освидетельствования о болезни исцеленного, а также его данные, вплоть до места проживания, чтобы свершившееся чудо можно было проверить и т.д. Ныне повышены требования к фиксации чудес, что требует собирательской работы. На совещании была поставлена задача в течение ближайших месяцев ускорить работу и собрать уже записанные чудеса в разных храмах. Поставлена цель собрать книгу-сборник под названием «Чудеса игуменьи Таисии», что мгновенно приведет общее почитание матушки как к святой.
Также была рассмотрена и принята идея проведения соборных панихид. На собрании было принято решение каждую субботу в храмах шести епархий проводить день поминовения матушки. Всем участникам собрания были розданы портреты матушки, которые будут поставлены на поминальные столики при совершении панихид. Регулярные панихиды являются средством собирания чудес. На проповедях после панихид рекомендовано говорить о ее трудах, подвигах и святости.
Также в шести епархиях, связанных с матушкой, проводятся региональные чтения, вечера и концерты. Было принято решение их объединить во всероссийские Таисинские чтения с проведением конференций и концертов. Возможно, что уже в следующем году мы проведем первые всероссийские Таисинские чтения в Санкт-Петербурге, а затем передадим эстафету другому городу. Таким образом, Чтения будут перемещаться по указанным городам шести епархий.
На совещании была обсуждена издательская программа. Очевидно, что ныне много открывается и печатается материалов о матушке, поэтому высказали предложении об издании Таисинского альманаха, а в перспективе - полного совместного издания ее сочинений.
Но на собрании обсуждали и более конкретные вопросы прославления матушки, в частности, проект тропаря преподобной матери нашей Таисии Леушинской. И также были представлены два проекта иконографии ее икон. Речь шла не только об общих проблемах, но и о конкретных предложениях.
После плодотворного заседания, длившегося два с половиной часа, была проведена экскурсия по Леушинскому подворью. Владыки Флавиану и духовенству показали мемориальный кабинет святого праведного Иоанна Кронштадтского, мемориальную келью игуменьи Таисии, святыни, связанные с Леушинской обителью, личные молельные иконы матушки.
В заключении с владыкой Флавианом мы обсудили возрождение монашеской жизни на берегу Рыбинского водохранилища. В Мяксе, где ежегодно проходят Леушинские стояния, создается монашеская община в память о затопленной обители, что не может не радовать. Сама обитель претендует на историческое восприятие названия затопленного монастыря. Мы высказали свою позицию, что нельзя копировать историческое название, поэтому уместно назвать монастырь Ново-Леушинским, исходя из традиции, когда обитель переносится на новое место. Таких случаев в истории Церкви достаточно много, например, Ново-Валаамский монастырь или Ново-Алексеевский, перенесенный с места Храма Христа Спасителя, Ново-Дивеевский в Америке, Ново-Тихвинский в Екатеринбурге. Поэтому мы обратились к владыке Флавиану с просьбой назвать монастырь в Мяксе Ново-Леушинским.
Со всеми участниками совещания мы поделились нашей радостью о том, что 8 июня уходящего года по благословению митрополита Варсонофия в Санкт-Петербурге на базе Леушинского подворья было
создано «Иоанно-Таисинское Леушинское сестричество». Мы сознательно избежали точного повторения и дублирования исторического названия. 2016 год стал для нас Годом матушки Таисии и Леушинского подворья. В Мяксе возникла Ново-Леушинская община, а в Санкт-Петербурге владыка Варсонофий зарегистрировал «Иоанно-Таисинское Леушинское сестричество». Плоды деятельности матушки Таисии возрастают и являют себя. Уходящий год стал для нас Годом возрождения Леушинской обители.
Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель храма св. ап. Иоанна Богослова (историческое Леушинское подворье), директор мемориального музея-квартиры св. праведного Иоанна Кронштадтского в Кронштадте
Фотографии - Виктор Аводнев, инокиня Аркадия
Панихида
Слово владык после панихиды
Совещание
Экскурсия
1. Re: «Пора довести дело до конца - прославить святую подвижницу»