Итак несмотря на отказ четырех Поместных Церквей - Русской, Болгарской, Антиохийской и Грузинской - Всеправославный собор на Крите открылся. При этом, едва ли не каждый день Патриарх Варфоломей и другие представители Константинопольской Церкви обращаются с призывом к отсутствующим приехать на Крит: мол, ждем и братски примем. Вообще в последние дни перед открытием Собора и по сию пору сотрудники Константинопольского Патриархата ведут настоящую информационную войну: помимо лукавых призывов приехать хоть сегодня, постоянно муссируется идея об обязательности решений Собора для всех Православных Церквей, будто нет принципа рецепции соборных решений церковной полнотой.
Перед началом Собора официальные и неофициальные представители Русской Церкви много говорили о том, что неучастие в Соборе даже одной Церкви делает его неполноценным, поскольку Собор уже не представляет всей полноты Православия. Однако наши оппоненты акцентируют внимание на том, что на Крит приехали делегации десяти Православных Церквей, а отсутствуют только четыре Церкви, мол, собралось внушительное большинство.
Такая арифметика отдает лукавством, поскольку не учитывает размеры Церквей. Конечно, трудно говорить о количестве прихожан, тут могут быть разные критерии, но вот число архиереев - цифра вполне определенная. И тут стоит обратить внимание на два факта. Во-первых, в четырех отсутствующих на Соборе Церквах епископов больше, чем в десяти присутствующих, т.е. делегаты представляют меньше половины православного епископата. Во-вторых, по регламенту в работе Собора должны были принять участие делегации в составе 24 архиереев. Однако некоторые делегации просто не могут набрать нужного числа участников, ибо в Албанской и Чешской Церквях, к примеру, только по 4 архиерея, в Польской - 11, в Кипрской - 14. А вот отсутствующие на Соборе Церкви должны были прислать делегации в составе более 90 архиереев. Сейчас на Крит приехали, по всей видимости, чуть больше 170 архиереев, т.е. отсутствие четырех Церквей привело к уменьшению числа делегатов на треть.
Но даже эта арифметика не столь важна. Все прекрасно понимают (уверен, что это понимает даже Патриарх Варфоломей), что именно неучастие Русской Православной Церкви делает Критский собор неполноценным, а значит и бессмысленным. Отказ Московского Патриархата в нынешних условиях - гарантия провала Собора.
Многие пытаются найти объяснение, в чем причины отказа
Москвы от участия в Критском соборе, ведь Русская Церковь в последнее время принимала самое активное участие в подготовке Собора. Как же объяснить изменение нашей позиции? Пока звучат две версии - официальная и зилотская. Согласно первой, после отказа Болгарской Церкви мы, озаботившись сохранением церковного единства, предложили Константинополю перенести Собор. Не будучи услышаны, отказались ехать, тем паче, что к тому времени еще три Церкви выступили с идеей переноса Собора: Антиохийская, Грузинская и Сербская (последняя, правда, потом передумала).
Зилотствующие поспешили объявить, что Священноначалие Русской Православной Церкви просто-напросто испугалось «народных протестов».
Как известно нашим читателям, «Русская народная линия» изначально исходила из того, что после предсоборного совещания в Шамбези никакой особенной опасности для Православия Критский собор не представляет, поэтому мы не могли принять той истерии, которая по его поводу была поднята некоторой частью православно-патриотической общественности. Напомним, что в Шамбези по настоянию Святейшего Патриарха Кирилла и делегации Русской Церкви было принято три принципиально важных решения: 1) из повестки дня Собора были окончательно исключены вопросы, вызывавшие наибольшее опасение (вопрос о календаре, вопрос о женатом епископате, вопрос о второбрачии духовенства и др.); 2) было принято решение опубликовать проекты документов, что позволило организовать полноценную внутриправославную дискуссию, в ходе которой было обращено внимание на двусмысленности в формулировках некоторых документов; 3) местом проведения Собора было решено сделать Крит вместо Стамбула.
Однако с самого начала у многих возникал законный вопрос - а зачем вообще нужен этот Всеправославный Собор. Некоторые авторы справедливо отмечали, что исторически соборы созывались для борьбы с ересями. Сегодня целью Критского собора представители Константинопольского Патриархата называют не борьбу с ересями, а «демонстрацию православного единства», будто единство нельзя продемонстрировать каким-то иным способом. Да и какое тут может быть единство, если четыре крупные Церкви на Собор не приехали.
За всеми этими формулировками скрывается тот факт, что изначально Собор должен был утвердить проникновение в Православную Церковь дух века сего - дух экуменизма и модернизма. Как известно, Собор начал готовиться свыше 50 лет назад, в самый разгар популярности экуменизма, и по замыслу инициаторов он должен был легализовать модернистско-обновленческие идеи: «единство христианского мира», разрешение на второй брак духовенству и снятие запрета на женатых епископов, послабление практики поста, введение новоюлианского календаря, который объединит православных со всем «цивилизованным миром» и проч. Однако в начале XXI века изменился дух времени. Экуменизм перестал быть такой угрозой, какой он был во второй половине и даже в конце века ХХ-го.
Поэтому, когда в Шамбези ядовитое жало экуменизма было обезврежено окончательно (остались только двусмысленные формулировки в документах - наследие нескольких десятилетий подготовки), Собор стал безсмысленной затеей.
Впрочем не для всех. Для Патриарха Варфоломея он продолжал представлять ценность самим фактом его проведения, поэтому он так неуклонно продавливал его проведение. И проблема тут не в том, что, как подозревают наши зилотствующие, на Соборе планируется тайно от народа создать некий надцерковный орган, который будет управлять всеми Православными Церквями. Такие домыслы - плод конспирологической болезни сознания некоторых «аналитиков». Уверен, что даже не все греки согласятся на создание такого органа, не говоря уже о сербах, румынах, болгарах, арабах, грузинах. Дело тут в другом.
Исторически Православные Соборы созывал и открывал Император. В 1948 году на волне мировой эйфории от Победы в Великой войне была предпринята попытка собрать собор в Москве, который негласно созывал советский вождь И.В.Сталин. Тогда, как известно, греки бойкотировали собор, который по факту превратился в Православное Совещание. Патриарх Варфоломей, имея столицу в Стамбуле, а основную паству в США мог, конечно, пригласить открыть свой собор турецкого «султана» Р. Эрдогана или бабтиста Б.Обаму. Однако, и тот и другой вариант был бы для него убийственным. И вот на Крите предпринимается попытка обойтись без светской власти - собрать Собор от имени Константинопольского Патриарха. А это означает первый шаг на пути превращения Константинопольского Патриарха в некое подобие «восточного папы». И мы слышим сегодня на Крите славословия в адрес Патриарха Варфоломея, намекающие на обоснованность претензий на такой статус.
Однако эти мечты Константинопольского Патриарха, по традиции именующего себя Вселенским, были сорваны русскими торжествами на Афоне. После Шамбези это был второй удар по Критскому собору.
Именно после визита Президента России Владимира Владимировича
Путина и Святейшего Патриарха Кирилла на Афон Константинополь начал особенно нервничать. Ведь Афон сегодня - неформальная духовная столица Православия. Духовный авторитет Афона непреложен. Поэтому тот факт, что Кинот Святой Горы принял В.В.Путина практически как Императора, был очевидным сигналом, - вот кто должен созвать и открыть полноценный Всеправославный Собор. Ну а сопровождал Царя в его посещении Афона настоящий Вселенский Патриарх - глава самой крупной Православной Церкви, чья паства живет на всех континентах (даже в Антарктиде!).
На фоне ставшего бессмысленным Критского собора, где планировали обсудить очевидно второстепенные вопросы, не требующие столь высокого представительства, на Афоне состоялся настоящий Всеправославный Собор. С участием верховного покровителя мирового Православия - Президента России, Предстоятеля крупнейшей Православной Церкви и общепризнанных духовных авторитетов мирового Православия - старцев Святой Горы Афон. Главный итог Афонского Собора - манифестация того, что Россия вновь стала центром мирового Православия, страной, удерживающей мир от сползания в пучину мировой катастрофы, утверждающей в мире непреложные ценности христианской нравственности.
Ну что может этому противопоставить патронируемый американцами Константинопольский Патриархат? Ничего!
Поэтому всё закономерно. После Афона Крит стал абсолютно безсмысленен.
Даже угроза
украинской автокефалии не могла остановить Священноначалие Русской Православной Церкви в его решимости не ехать на Крит. Особенно учитывая тот факт, что Русскую Православную Церковь фактически втянули в 2008 году в соборный процесс, - как раз шантажом на теме украинской автокефалии. Тогда в Киеве придумали совершенно вздорную идею широко отпраздновать 1020-летие Крещения Руси. Впрочем, у этой вздорной идеи был вполне конкретный политический подтекст. Тогдашний президент Украины В. Ющенко пригласил на торжества Патриарха Варфоломея, рассчитывая, что тот провозгласит автокефалию Украинской церкви, дезавуировав томос Патриарха Дионисия 1686 года, по которому Киевская митрополия вошла в состав Московского Патриархата. Константинополь тогда решил «развести» и хохлов, и русских, - с одних взяли деньги, с других слово принять участие в подготовке Всеправославного Собора за отказ от вмешательства в украинские дела.
Поэтому наше отсутствие на Крите - это еще один шаг на пути возвращения в Третий Рим. Что можно только приветствовать!
Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»
241. Re: Почему мы не поехали на Критский собор?
240. Ответ на 234., Lucia:
239. Ответ на 235., В.Семенко:
238. Ответ на 228., Сергей Швецов:
237. Ответ на 221., Потомок подданных Императора Николая II:
236. Re: Почему мы не поехали на Критский собор?
235. Ответ на 230., Потомок подданных Императора Николая II:
234. Re: Почему мы не поехали на Критский собор?
233. Ответ на 229., М.Е.:
232. Анатолию Степанову