Опыт молитвы за богослужением в храме не поминающих Патриарха

Протоиерей Георгий Городенцев считает, что возможный выход Русской Православной Церкви из Всемирного совета церквей мог бы успокоить ревнителей

Уже в течение нескольких лет я служу на Пасху в своем храме, однако на второй день Пасхи по немощи человеческой не служу, но подобно мирянину молюсь за богослужением в храме одного из одесских монастырей. Так было и в этом году, когда мы с матушкой, с чувством благодатной пасхальной радости, по своему обычаю снова пришли помолиться в сей храм. Но это радостное чувство продолжалось только до Мирной ектении на Божественной литургии, когда по чину богослужения положено поминать Святейшего Патриарха Кирилла, коего в сем монастыре не поминали.

Сразу же после сего непоминания оная благодатная радость у меня в душе сменилась чувствами смущения и беспокойства. Вплоть даже до того, что я уже было собрался покинуть сей храм, если эти неприятные духовные ощущения продолжатся и усилятся. Однако затем все, так сказать, стабилизировалось; и я достоял литургию до конца уже без особого смущения или беспокойства, но и без прежней благодатной пасхальной радости.

Какие богословско-литургические выводы можно сделать из этого? В своих публикациях на РНЛ (особенно в статьях «Смущение» и «Все ли хорошо, "прекрасная маркиза?"») я писал, что известная встреча Патриарха с папой римским вызвала у меня и у многих православных смущение, а также указал на причины этого смущения. Но при этом следует отметить, что никакие православные каноны не запрещают такую встречу саму по себе. Таким образом, вопреки мнению многих ревнителей и, особенно, непоминающих ничего особо страшного, непоправимого и губительного вследствие всего этого пока не произошло. Если данная встреча и рана на теле Церкви, то пока эта рана не смертельная.

А вот что касается не поминания своего Предстоятеля за богослужением, то 13-е, 14-е и 15-е канонические правила Двукратного Константинопольского собора говорят о сем совершенно недвусмысленно. Особенно подходит к нашему случаю 15-е правило сего собора, гласящее: «Аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отступити от общения со своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в божественном тайнодействии, но прежде соборного оглашения и совершеннаго осуждения его, учинит раскол: таковому святый собор определил быти совершенно чужду всякаго священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии».

Не правда ли, не просто очень актуальное, а прямо-таки один к одному соответствующее сложившейся в РПЦ ситуации каноническое правило?! Под прещения которого в определенной степени и подпадают дерзнувшие не поминать Патриарха, будь то священники или епископы, даже если они формально и не осуждены Церковью. Комара (выступив против вышеупомянутой, хотя и канонически не воспрещенной встречи), по слову Господа, они-то отцедили; зато поглотили гораздо большего и опасного, чем этот комар, верблюда в виде собственного прямого и грубого нарушения канонов, грозящего церковным расколом. Чем и объясняется умаление благодати в их богослужениях, кое я опытно и испытал. 

Впрочем, думаю, что и эти действия непоминающих, хотя и более глубокая, чем данная встреча, но все же также пока еще не смертельная рана на теле Церкви (что и позволило мне достоять до конца на их богослужении). Рана не смертельная отчасти потому, что, по имеющимся у меня сведениям и наблюдениям, это непоминание пока не более, чем некая фронда, особенно в УПЦ МП. Отчасти же потому, что (как я писал в своей статье «Весьма мудрое, взвешенное и своевременное суждение») очевидно Промысел Божий использует сие непоминание и сих непоминающих в качестве, так сказать, духовной прививки от по настоящему смертельной раны – возможного принятия Русской Православной Церковью неких неправославных и неканонических решений на грядущем летом соборе. Если такие решения будут приняты РПЦ, то это станет действительно смертельной раной на теле Церкви, грозящей страшным церковным расколом и крахом нынешней российской государственности, которая такой раскол не выдержит!

Однако мудрое руководство нашей Церковью в такой ответственейший период ее бытия позволило бы избежать всех сих грядущих на нас вместе с будущим собором бедствий! Причем, такую мудрость можно проявить уже сейчас, еще до собора, приняв весьма своевременное предложение Владыки Митрополита Вениамина (также опубликованное на РНЛ) о выходе Русской Православной Церкви из Всемирного совета церквей. Что сразу же успокоило бы всех непоминающих и ревнителей - о чем я более подробно писал в своей уже упомянутой статье «Весьма мудрое, взвешенное и своевременное суждение». 

Что ж, как говорят в Одессе, будем посмотреть, - что же будет дальше? Если, конечно, до этого «дальше» доживем! 
 
Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, Одесса 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

121. Re: Опыт молитвы за богослужением в храме не поминающих Патриарха

Ответ на 108., Владимир Анатольевич:

У каждого на этой духовной войне свое место, свой окоп. Вот его и нужно держать. Недисциплинированный воин более опасен для своих, чем для врага.Представьте себе, что Вы, матушка на Великой Отечественной войне в своем окопе. Вы видите, через прицел своей трехлинейки, что Ваш командир с белым флагом идет к немецкому офицеру и они радостно лобызаются. Каковы Ваши действия, как дисциплинированного воина?

Прежде всего, определить, действительно ли предательство имеет место быть и не является ли то, что я вижу, следствием моего переутомления или перегрева или какого-то действа, смысл которого мне не ясен. Понятно, что на войне счет идет на секунды. Но мы-то не в состоянии цейтнота. Поэтому есть смысл поступать с рассуждением. Очень интересный документ: речь святителя Марка Эфесского к папе Евгению 4 http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/slovo-pape-evgeniju-iv/ Там многие обороты речи просто впечатляют: "Святейший Отец, прими чад твоих, издалека с Востока приходящих: обними их, бывших в разделении в течение долгого времени; уврачуй смутившихся..." Ответ на 112., vlad7:

Вы себя назначили прозорливицей, точно ведающей про стяжание святости кем-то?

Когда начинается разговор в такой тональности, я понимаю, что пора налить себе "чашечку кавы" и оставить дискуссию, ибо дальше обычно будет разговор "ни о чем".

120. Ответ на 79., Сергий Агапов:

Я тоже говорю, что не нужно впадать в крайности. Поминая патриарха до его соборного осуждения как еретика, никто согласно упомянутому 15-му канону не погрешает, если сам не сочетается с ересью.Спасибо за вашу позицию, уважаемый Михаил, но, все же, выражение «впадать в крайность» мне кажется неверным и даже оскорбительным для святых отцов, внесших это существенное примечание в 15-е правило Константинопольского Двукратного Собора. Христиане, отделяющиеся от миссионэров ереси достойны чести, подобающей православным. Да, это крайняя, но обоснованная и необходимая мера для обуздания еретиков. С уважением Сергий.

Уважаемый Сергий, был в деревне, посадил картошку и прочая. Поэтому отвечаю сейчас. Я согласен с Вами и считаю вполне обоснованным применение 15 Правила по отношению к п. Кириллу. Крайностью считаю призывы непоминающих обязательно присоединиться к ним до соборного решения о еретичествующем патриархе, т.е. считающие вторую часть указанного канона обязательной для всех безусловно. Но это не так. Вот в этом смысле я говорю о крайности, в которую впадают некоторые священнослужители.

М.Е. / 20.05.2016

119. Ответ на 118., vlad7 :

Публичных претензий к еп. Лонгину от м. Онуфрия нет

Поэтому можно сказать, что этот уважаемый иерарх дистанцируется по мере возможности от экуменизма и его носителей в лице патриарха и его ОВЦС.

118. Ответ на 117., Анатолий Пронин :

Формально говоря, еп. Лонгин в рамках этого позволения. Уместны ли тут разговоры "про раскол"?Позволение уважаемого Блаженнейшего митрополита Онуфрия не поминать патриарха было дано в связи с другими обстоятельствами, а именно с гонениями на УПЦ МП. Такое непоминание не несет угрозы раскола. Но уважаемый епископ Баченский Лонгин не поминает патриарха в связи с его экуменизмом. Поэтому появляется угроза раскола.

Публичных претензий к еп. Лонгину от м. Онуфрия нет

vlad7 / 18.05.2016

117. Ответ на 110., vlad7 :

Формально говоря, еп. Лонгин в рамках этого позволения. Уместны ли тут разговоры "про раскол"?

Позволение уважаемого Блаженнейшего митрополита Онуфрия не поминать патриарха было дано в связи с другими обстоятельствами, а именно с гонениями на УПЦ МП. Такое непоминание не несет угрозы раскола. Но уважаемый епископ Баченский Лонгин не поминает патриарха в связи с его экуменизмом. Поэтому появляется угроза раскола. Для этого видимо и был предпринят гаванский демарш патриарха, не зависимо от того сознает он это или нет. Ведь о встрече знало всего 5 человек. Что говорит о том, что никакой взвешенной оценки последствий "эпохальной встречи" для Церкви не было, да и не могло быть. А было состояние недоумения и растерянности. Впрочем не у всех.

116. Ответ на 114., Tatiana Soboleva :

Отец Паисий молил Господа отнять дни своей жизни и отдать их патриарху Афинагору, чтобы он успел покаяться. Мноие ли из нас, вроде бы отстаивающих Истину, готовы отдать дни своей жизни Патриарху Кириллу для покаяния?

А что толку? Разве патриарх Афинагор покаялся? И как-то странно вы себя отделили от отстаивающих Православие... Ничего среднего быть не может: или с Богом, или с диаволом.

М.Яблоков / 18.05.2016

115. Ответ на 114., Tatiana Soboleva :

Формально говоря, еп. Лонгин в рамках этого позволения. Уместны ли тут разговоры "про раскол"?Формально и раскола нет, потому что по слову митрополита Иоанна (Снычева), со ссылкой на Церковные каноны, только запрещение в служении архиерея или священника ведет к тому, что таинства дерзнувших служить в запрещении не имеют благодати. Возможно, чтобы не привести к настоящему расколу, тех кто не поминает Патриарха сейчас не запрещают в служении. Но непоминание Предстоятеля сегодня - это все равно шаг к расколу. Можно возразить и привести в пример Паисия Святогорца, который одно время был солидарен с монахами горы Афон по-поводу непоминовения Патриарха Афинагора из-за его опасного сближения с католиками. Но Отец Паисий молил Господа отнять дни своей жизни и отдать их патриарху Афинагору, чтобы он успел покаяться. Многие ли из нас, вроде бы отстаивающих Истину, готовы отдать дни своей жизни Патриарху Кириллу для покаяния?

В РФ уже запрещают. Не знаю, к чему это шаг. Ревнителям надо просто здраво рассудить, что патриархи приходят и уходят...

vlad7 / 18.05.2016

114. Ответ на 110., vlad7 :

Формально говоря, еп. Лонгин в рамках этого позволения. Уместны ли тут разговоры "про раскол"?

Формально и раскола нет, потому что по слову митрополита Иоанна (Снычева), со ссылкой на Церковные каноны, только запрещение в служении архиерея или священника ведет к тому, что таинства дерзнувших служить в запрещении не имеют благодати. Возможно, чтобы не привести к настоящему расколу, тех кто не поминает Патриарха сейчас не запрещают в служении. Но непоминание Предстоятеля сегодня - это все равно шаг к расколу. Можно возразить и привести в пример Паисия Святогорца, который одно время был солидарен с монахами горы Афон по-поводу непоминовения Патриарха Афинагора из-за его опасного сближения с католиками. Но Отец Паисий молил Господа отнять дни своей жизни и отдать их патриарху Афинагору, чтобы он успел покаяться. Многие ли из нас, вроде бы отстаивающих Истину, готовы отдать дни своей жизни Патриарху Кириллу для покаяния?

Tatiana Soboleva / 17.05.2016

113. Ответ на 107., Kiram :

Я с вами согласен. Но не могу осуждать тех, кто уже не поминает. Они не хотят идти против православной совести. Я считаю, что надо подождать собора.

М.Яблоков / 17.05.2016

112. Ответ на 82., Ксения Балакина :

Нет, это не так. Никто 15-й канон Двукратного Собора не отменял.Михаил, да при чем тут канон? Я почти три месяца назад задавала здесь простейший вопрос: кто из современных старцев-духовников перестал поминать Святейшего? Кто из тех, кто сегодня реально стяжал высокую святость и слышит волю Божию, считает Патриарха еретиком? Ответом было мне молчание.Так почему находятся люди, реально менее праведные, которые считают, что имеют право судить Патриарха и епископат? Может, речь не о 15-м правиле, а о чем-то совсем другом?

Вы себя назначили прозорливицей, точно ведающей про стяжание святости кем-то? Прп. Серафим говорил:«Когда я от себя говорю, всегда бывают ошибки». Это как укладывается в Вашу теорию 'о безошибочности старцев'?

vlad7 / 17.05.2016
Георгий Городенцев:
Почему «добровольное» принятие чипа является грехом?
Ответ на статью Генриха Голякова «Является ли грехом принятие чипа»
10.06.2020
Не садись на пенек…
Учения Defender Europe 2020 в Польше натравливают поляков на Россию, провоцируя «маленькую» европейскую войну по образцу 08.08.08.
08.06.2020
О возможностях православных христиан сопротивляться массовому чипированию
Разумеется, мы, православные, как законопослушные граждане никаких государственных переворотов в какую-либо сторону совершать не собираемся
04.06.2020
О существенных свойствах печати антихриста
Печать по своей сущности должна соответствовать сущности чаяний сатаны, а именно, сделать отречение от Христа практически необратимым, т.е. лишить обладающего ею возможности покаяния
02.06.2020
Выдадут ли Наталью Поклонскую Украине?!
Прокуратура Украины возбудила уголовное дело против бывшего прокурора Крыма; боевики запрещенного в России «Правого сектора» намерены поставить Поклонскую к стенке
01.06.2020
Все статьи автора
"Встреча Патриарха Кирилла и папы Римского Франциска"
Сближение с Ватиканом может привести к катастрофе Церкви и России
Об ответе МИДа на письмо Василия Бойко-Великого «по поводу обоснованных опасений возможного визита Римского папы в Москву»
19.02.2020
Экуменизм святых – ложь и лукавая подмена
В Ватикане восприняли визит главы ОВЦС МП митрополита Илариона как готовность Русской Церкви сближаться с папизмом
14.02.2020
Манипулирование человеческой жизнью недопустимо
В Ватикане прошла церемония подписания Совместного документа о позиции трех авраамических религий по проблемам, касающимся конца человеческой жизни
31.10.2019
Все статьи темы
Последние комментарии
ВШЭ готовит оккупационную администрацию
Новый комментарий от _Ольга_
2020-06-25 20:30
«В России любые планы западных "цивилизаторов" не работают»
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-06-25 20:22
На всяком месте обретается спасение
Новый комментарий от Сант
2020-06-25 20:02
Сергей Хрущев покончил жизнь самоубийством
Новый комментарий от Олег В.
2020-06-25 19:41
За право быть
Новый комментарий от Kiram
2020-06-25 19:13
Бунт схиигумена Сергия: кому выгодно?
Новый комментарий от Георгий
2020-06-25 18:20