Великий покаянный канон. Среда

Слово протоиерея Александра Шаргунова в третий день первой седмицы Великого поста

Пастырская проповедь  Великий пост 
0
732
Время на чтение 4 минуты
В Великом покаянном каноне святого Андрея Критского — все покаяние Церкви, всех, кто когда-либо был в Церкви и будет в ней, покаяние каждого из нас. Здесь весь духовный опыт Церкви, все ее богословие. Мы узнаем, что должно быть основанием, смыслом нашего Поста. Когда мы первый раз открыли Постную Триодь — в Неделю мытаря и фарисея, — мы услышали из уст фарисея, что такое пост. Он сказал, что дважды в неделю постится, и от всего, что имеет, приносит десятую часть Господу. Святые отцы любят называть этой десятой частью те недели из 365 дней года, которые мы посвящаем Великому посту. Однако, как всякое человеческое дело, пост, хотя он необходим, и заповедан Самим Богом, может быть страшно двусмысленным. В неделю о Страшном Суде Церковь напомнила нам, что самое главное в жизни христианина — это смирение. Сердце сокрушенное, то есть видение человеком своих собственных грехов и одновременно видение милосердной любви Божией, — вот что такое духовная жизнь христианина.

Пост, как бы он ни был обязателен и необходим для нашей жизни, не может означать просто каких-то наших духовных усилий. Это не есть усилие человека, соответственно которому он получает награду от Бога. Это не есть наш отказ от естественных желаний с ожиданием быть увенчанными за этот подвиг. Измерение поста совершенно иное. Святая Церковь всеми подготовительными неделями, этим Великим покаянным каноном, всем Великим постом будет говорить нам о первенствующем значении смирения. Хотя мы все знаем слова блаженного Августина, который говорит, что в начале, и в середине, и в конце всего — любовь.

Действительно, все венчается любовью. Любовь — душа нашей жизни. И первые шаги к Богу мы делаем, вдохновляемые любовью. Но мы должны быть очень внимательными, говорит нам Церковь, чтобы не принять за любовь фальшивую монету. Часто мы называем любовью то, что на самом деле есть наше естественное желание, чтобы люди к нам хорошо относились, чтобы мы были в центре внимания. Наше любоначалие, как ни странным это может показаться. Желание самоутверждения. А совершается все это под видом любви к Богу и к человеку.

Необманчиво, говорит нам сегодня Церковь, только смирение. Причем не слова о смирении, не смиреннословие, а подлинное смирение перед Богом и перед другими людьми. Где есть подлинное смирение, о котором мы слышим в Покаянном каноне преподобного Андрея Критского, там до любви недалеко. Не до той любви, которая обращает на себя внимание внешними делами, а той, которая прочна и глубока, и сокровенна в сокровенности Божией. Потому что любовь — это есть участие в жизни Божественной. Сам Бог есть Любовь.

Здесь великая тайна. Когда мы размышляем о Боге, говорим о Нем — о Его святости, о Его величии и великолепии, — мы знаем, что это все истинно так. Но мы никогда, ни на одно мгновение не должны отделять Его величие от Его смирения. Если мы будем смотреть на жизнь чисто по-человечески, если мы ограничим человеческим пониманием то, что есть истинное смирение, мы никогда не сможем понять, о чем говорит Церковь. Мы никогда не сможем соединить смирение и величие, потому что это вещи абсолютно противоположные и исключающие друг друга. Однако, если Бог свят, если Бог величественен, то Он смиренен. И отражение этого Божественного смирения в наших душах может светом Христовым открыть нам лицо Божие.

Путь к познанию Бога проходит только через смирение. Через познание нашей греховности и познание того подлинного смирения, которое есть у Бога. Все Евангелие, все Писание говорит нам только об этом. И Христос говорит лучшим Своим ученикам, которые в честолюбивом стремлении занять высшее место в Царстве Божием начинают спор, кто больший в этом Царстве, — что больший в этом Царстве не тот, кто являет превосходство над другими людьми, а тот, кто меньше всех, и тот, кто всем слуга. Сам Христос проходит этот путь служения. Проходит его до смерти, в которой в полноте раскрывается Его нищета и смирение. До смерти, в которой в полноте совершается Его отдача в послушании Богу и безграничной любви ко всем людям. Но именно это предельное смирение, которое является на Кресте Христовом, открывает нам светом благодати лицо Божие.

Крест — главное содержание Великого поста. Он невидимо присутствует сейчас — в наших покаянных молитвах, он будет изнесен для поклонения в середине Поста. И все завершится нашим участием в тайне Креста Христова. Весь великопостный путь — крестный. Мы никогда не должны отделять Крест от Воскресения, страдание Христово от Его славы. Ведь это не просто события, следовавшие одно за другим. Это одна и та же тайна, которую невозможно разделить. Мы всегда призываемся видеть в Христовой славе Его Крест и в Его Кресте — Его славу. Хотя воскресший Христос уже не страдает и не умирает, но Его слава открывает Церкви, что Его любовь никогда не может ограничиться ничем меньшим, чем смерть на Кресте.

Когда мы обратимся к самим себе, когда мы войдем в себя, как тот мытарь, молитвой которого начинался наш путь к Посту, тогда поймем, что ничего не можем сказать Богу, кроме: «Боже, милостив буди мне грешному» или «помилуй мя, Боже, помилуй мя» — то, что звучит как непрестанное дыхание всей Церкви во время Великого покаянного канона, во всех молитвах. И нам откроется, что нищета наша, которую мы сознаем, исходит от наших грехов, и смирение, которое мы переживаем, рождается нашими грехами. Нашими грехами потеряли мы образ Божий и оказались во тьме неведения Бога. Каждое слово молитвы Покаянного канона раскрывает состояние человеческой души, которая переживает этот мрак и это горе. Но вот чудо! Именно тогда, когда в нас есть видение греха и покаянное признание этого греха сокрушенным сердцем, Господь благодатью Духа Святого преобразует наше греховное смирение в то смирение, которое есть у Него. И в наших сердцах, если истинно наше покаяние, отражается свет Христова смирения, Его обнищания, которое есть Его слава и великолепие. Как это было с мытарем, как это было с преподобным Андреем Критским, со всеми святыми, которые покаянием входили в тайну смирения.

Мы входим в эту тайну Великим постом, который запечатлевает собой и наши тела, в том числе, когда мы постимся. И мы будем участвовать в свете пасхальном, мы будем участвовать в Воскресении Христовом, благодаря этому дару Церкви.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Человек не может одним глазом смотреть вверх, а другим вниз
Евангелие вторника (Лк, 60 зач., 11, 34—41)
12.11.2024
Как мы можем уподобляться иудеям во времена земной жизни Спасителя
Евангелие понедельника (Лк, 59 зач., 11, 29—33)
11.11.2024
Как тебе имя?
Слово в Неделю 20-ю по Пятидесятнице
09.11.2024
Духовные отношения — самые высокие и святые в нашей жизни
Евангелие субботы (Лк, 36 зач., 8, 16—21)
09.11.2024
Жизнь каждого человека определяется его отношением ко Христу
Евангелие пятницы (Лк, 58 зач., 11, 23—26)
08.11.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Упорное неверие ни за что не хочет признать своего поражения
Евангелие четверга (Лк, 57 зач., 11, 14—23)
07.11.2024
Именование и образ нашей Церкви
Слово протоиерея Александра Шаргунова в день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте»
06.11.2024
Три образа молитвы
Евангелие среды (Лк, 56 зач., 11, 9—13)
06.11.2024
«Явление милости Божией»
По словам Патриарха Кирилла, мы не должны упускать из виду знаки Божиего благоволения, считать их стечением обстоятельств или случайностью
05.11.2024
Тайна Христовой молитвы
Евангелие вторника (Лк, 55 зач., 11, 1—10)
05.11.2024
Все статьи темы
Великий пост
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Апографъ
12.11.2024 21:01
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от р.Б.Алексий
12.11.2024 20:49
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 20:05
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Рабочий
12.11.2024 19:51
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
12.11.2024 18:47
Гессенские принцессы и Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 17:41