Святая Русь, побеждающая смуту

Проповедь священника Александра Шумского на Литургии в Успенском соборе Московского Кремля

Сегодня священник Александр Шумский произнес проповедь на Литургии в Успенском соборе Московского Кремля. Богослужение возглавил первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси митрополит Истринский Арсений.

С Праздником, дорогие братья и сёстры! Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
 
Все мы не раз слышали слова: «Святая Русь». Что такое Святая Русь? Это не географическое понятие, не конкретная очерченная границами страна или территория, хотя пространственный элемент здесь тоже присутствует. Святая Русь – это, прежде всего, духовная Держава, не имеющая земных границ. Она, по своей природе, всемирна и всеохватна.

Наш национальный пророк Федор Михайлович Достоевский воскликнул однажды: «Откройте русскому человеку русский Свет!». Русский Свет и есть Святая Русь. Именно в ней заключается наша национальная идея. Антиномия нашей национальной идеи в том, что она одновременно всечеловечна и всеотзывчива. Больше ни у кого, кроме русских, нет такой национально- всемирной идеи. В этой всечеловечности и всеотзывчевости Святой Руси заключена неисчерпаемая сила всепобеждающей спасительной Красоты Христовой Любви.

Святую Русь составляет сонм святых Божиих людей: мучеников, святителей, преподобных, праведных, благоверных. И среди этого созвездия святых Божиих людей ярчайшим светом сияет звезда священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Россия, чудотворца. Именно этот святой человек, как поется в тропаре: «Якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами, разгоняя тьму искушений же и бед…».
 
Что же эта за тьма искушений и бед, которую разогнал своими светозарными лучами святитель Ермоген? Эта тьма называется страшным словом – смута. Она поразила наше Отечество в конце 16 - вначале 17 веков.

Что такое смута? Это – не кризис, экономический или политический, даже, говоря современным языком, не системный кризис. От всех этих кризисов можно укрыться, уйдя в частную или семейную жизнь. При кризисе можно найти уголок, где спрятаться. Но смута, в отличие от любого кризиса, поражает всю жизнь, сверху до низу, вплоть до клеточного уровня. Смута носит тотальный характер. От нее не скроешься. Образно говоря, представьте себе ясный прозрачный поток. И вдруг со дна потока поднимается вся грязь, весь черный ил. И поток мгновенно мутнеет весь, без остатка. Не остается ни одного квадратного сантиметра чистой воды. Или представьте песчаную бурю в пустыне, когда песок забивается в каждую складку вашей одежды и вашего тела, когда вы не можете ни открыть глаза, ни сделать глотка воздуха.

Во время смуты распадается вся ткань жизни. Смута поражает все: государство, церковную жизнь, семью, все социальные отношения, всю общественную жизнь. Но самое страшное заключается в том, что смута поражает духовно-нравственную основу самой личности. Во время смуты человек расчеловечивается и становится страшнее любого самого лютого зверя. Человек становится бесоподобным. Потрясающее по глубине и точности определение этому явлению расчеловечивания дал Федор Михайлович Достоевский – «право на бесчестие». Да, во время смуты огромная часть народа перестает быть христианским православным народом и превращается в сброд особей, давших себе право на бесчестие. Смута – это время иуд, время тотального предательства и самозванства, время всеобщей измены Богу, Родине и ближнему. И всем этим обязательно пытается воспользоваться внешний враг. И еще смута – это время невыносимого уныния, поражающего и многих достойных благочестивых людей. Им кажется, что из смуты уже нет и не может быть никакого выхода. Смута – это великое народное горе. Вот такая смута поразила Русь в конце 16 – начале 17 веков.

Но Господь наш Иисус Христос воздвиг человека, который сумел победить смуту, потому что в его личности проявилась вся духовно-нравственная мощь Святой Руси. Этим человеком был Патриарх Московский и всея Руси Ермоген.

3 июля 1606 года Ермоген собором епископов посвящен был здесь в Успенском соборе в сан Патриарха. И начинается его священномученический подвиг, длившийся почти пять с половиной лет. А ведь тогда святителю было уже около восьмидесяти!

К октябрю 1606 года к Москве подошли озверевшие банды Ивана Болотникова, беглого холопа, поднявшего перед этим бунт на Украине. Мы теперь можем отчасти представить себе, что это был за бунт на Украине, вспомнив страшные эпизоды киевского майдана двухгодичной давности. Болотников призывал в своих воззваниях к грабежу, насилию и убийству. В самой Москве нашлось немало сочувствующих Ивану Болотникову. 

Поползли слухи, что Лжедимитрий, который был ранее убит, остался жив. Царь Василий Шуйский совсем растерялся и упал духом. В этот роковой момент и проявил себя Патриарх Ермоген. Он обнаружил великую духовно-нравственную силу и самообладание. Именно тогда в народе его стали называть «начальным человеком Русской земли». Патриарх рассылал свои послания по другим городам с призывом постоять за Веру, Отечество и Царя православного. И полчище мятежников и бандитов было разбито под Москвой.

Но враг рода человеческого не мог смириться с поражением и воздвиг новую мощную волну смуты на наше Отечество. Явился очередной Лжедимитрий. Прервалась связь земли Русской с центром, то есть с Москвой. Страна, Русский мир, стали рассыпаться. На людей вновь нашло страшное бесовское омрачение – грабежи, насилия, убийства, предательства. Лжедимитрий второй (тушинский вор) – «чудовище, составленное из преступлений», как оценивали его впоследствии, собрал под свои знамена, помимо русских крамольников, всякий иноплеменный сброд из Литвы и Польши. На сторону Лжедимитрия переходили города и целые области. Армия, составленная из насильников, убийц и грабителей, обосновалась в двенадцати километрах от Москвы в Тушино. Это нашествие было опасней болотниковского. Вновь растерялся царь Василий Шуйский, а в самой Москве начались разброд и шатания. Многие москвичи готовы были примкнуть к Лжедимитрию. Предательство стало всеобщим, в том числе и в боярской правящей элите.

И вновь лишь Патриарх Ермоген оказался на высоте положения и не потерял присутствие духа. Патриарх благословил во всех храмах утроить народные моления о даровании победы над крамольниками и мятежниками. Он предавал анафеме врагов Отечества, собирал пожертвования на защитников Москвы и престола. Во все концы Патриарх рассылал предписания духовенству и воззвания к народу, в которых призывал стоять за веру Православную, собирать ратников и средства для защиты Москвы и законной власти. Рискуя собственной жизнью, Патриарх Ермоген ходил по Москве, появляясь среди групп крамольников и пытаясь их вразумить. С удивительной быстротой распространялись воззвания Патриарха по Русской земле. Это удивительно, поскольку тогда не было никаких электронных средств связи. Но чудесным образом каждое слово Первосвятителя с невероятной быстротой достигало всех уголков Отечества. В этом явно проявлялась Божия помощь Патриарху Ермогену и всем здоровым русским силам. Народ начал вразумляться. Формировалось народное ополчение. Под руководством гениального полководца Михаила Васильевича Скопина-Шуйского ополчение разгромило банды тушинского вора. В марте 1610 года ликовала спасенная Москва.

Но ликование было недолгим. Скопин-Шуйский был предательски отравлен. Теперь уже сам польский король Сигизмунд во главе правительственных войск двинулся на Русь. В Москве вновь начинают вызревать бунтарские настроения. Группа заговорщиков свергает царя Василия Шуйского. И только Патриарх Ермоген противился свержению, пусть слабого, но законного царя. Государство рухнуло. Наступило страшное безначальное время. И все враги как внешние, так и внутренние перешли в наступление. Польский король Сигизмунд и предатели из боярской думы, свергшие законного царя Василия Шуйского, хотели поставить царем на Руси сына Сигизмунда королевича Владислава, который исповедовал латинскую веру. Но Патриарх Ермоген встал нерушимой стеной на пути этих нечестивых планов. Понимая, что полное безначалие страшнее всего для Руси, он выражал свою готовность согласиться с кандидатурой Владислава, но только при условии, если тот примет Православие. Однако планы у Сигизмунда были совсем другие – не только захватить Русскую землю, но и поменять нашу Православную веру на католическую. В этом был напрямую заинтересован и Ватикан.

Бояре тайно пустили поляков в Москву. Сигизмунд заявил, что королевич Владислав не будет принимать Православие, как того требовал Патриарх Ермоген. Москва оказалась оккупированной польскими войсками. Боярская дума позорно предала Москву и всю Русь врагам и иноверцам. И вновь лишь Патриарх Ермоген восстал против врага в этот страшный смертный час. Поляки и предатели из боярской правящей элиты понимали, что пока они не сломают Патриарха Ермогена – не видать им полной победы над Русским государством, Православной верой и русским народом. Иноземные захватчики и бояре-изменники пытались запугивать Патриарха. Один из них, боярин Салтыков, впав в полное бешенство, выхватил нож и замахнулся на святого восьмидесятилетнего старца. Но Патриарх воскликнул: «Не боюсь я твоего ножа, против него у меня есть сила святого Креста!».

Бояре-предатели говорили Патриарху Ермогену: «Что ты лезешь в наши государственные дела, твое дело молиться, вот и молись, с делами государственными мы сами разберемся». Не так ли, братья и сёстры, и сегодня некоторые лукавые люди говорят нашему Святейшему Патриарху и всей Русской Православной Церкви: «Не вмешивайтесь в политику. Занимайтесь своими внутренними делами, мы сами знаем, как нам строить государственную жизнь».

Но наша Церковь никогда не стремилась и не стремится вмешиваться в политику. Церковь всегда стремилась и стремится к преображению жизни в соответствии с Христовой Истиной. Стремится поставить преграду на пути зла, убивающего Отечество и народ. Но злодеи, по слову пророка Исаии, хотят «злодействовать злодейски» беспрепятственно. И когда Церковь и наш Святейший Патриарх Кирилл возвышают свой голос против творимого злодейства, злодеи начинают вопить о вмешательстве в политику. Именно так злодеи - безбожники реагируют и на Гаванскую встречу Святейшего Патриарха Кирилла с Римским папой, призванную защитить и спасти Христианскую цивилизацию, против которой выступает целый сатанинский интернационал, представляющий собой гремучую смесь из радикальных либералов и радикальных исламистов. И этому сатанинскому интернационалу необходимо противопоставить объединённые силы Христианского мира. 

Несмотря на угрозы поляков и русских предателей, Патриарх Ермоген неустанно призывал с церковного амвона москвичей и всю Русскую землю до смерти постоять за Православие и Родину. Его голос был услышан. Всюду восклицали: «Патриарх приказал! Святой Ермоген благословил! Патриарх Ермоген встал за веру и всем стоять велел!».

Видя тщетность своих усилий одолеть святого старца, враги заточили Патриарха в Чудов монастырь. И как писал Карамзин: «В темной келье он сиял, как лучезарное светило, готовое угаснуть, но уже воспламенившее жизнь в Отечестве и ревность к великому делу». И это великое дело было совершено. Народное ополчение под водительством Димитрия Пожарского и Космы Минина, осеняемое иконой Казанской Божией Матери, освобождает Москву и Русь от врагов и иноверцев.

Патриарх Ермоген отошел ко Господу 17 февраля 1612 года и был погребен в Чудовом монастыре, всего несколько месяцев не дожив до радости исполнения своих чаяний и устремлений. Враги морили голодом святого старца. Они бросали на земляной пол его кельи зерна овса. Другой пищи Патриарху не давали. В день кончины священномученика Ермогена враги и предатели вошли в его келью и обнаружили бездыханное тело старца, лежащее на полу среди зеленой травы – проросли зерна овса. И воистину Патриарх Ермоген стал евангельским зерном, которое, упав в землю, умерло и дало великий плод! Через сорок лет, в феврале 1652 года, по желанию царя Алексея Михайловича, честное тело Патриарха Ермогена, оказавшееся нетленным, было перенесено из Чудова монастыря в Московский Успенский собор.

Еще не раз враг рода человеческого руками злых людей пытался организовать смуту в нашем Отечестве, стремясь окончательно уничтожить Дом Пресвятой Богородицы, окончательно похоронить Россию. И всякий раз на пути мутных вражеских волн воздвигался непоколебимый волнорез – наша Православная Церковь, наше Священноначалие и народ Божий. Вспомним большевистское революционное лихолетье первой половины прошлого века. Именно благодаря мудрой политике наших Патриархов устояла и Русская Православная Церковь, и Российское государство. Также непоколебимо стояла наша Церковь и наше Священноначалие в лихие девяностые годы прошлого века, когда казалось, что либеральная революция уже полностью накрыла своими мутными волнами Русский мир. И именно благодаря Церкви смута была побеждена.

Но не унимается темная вражья сила. И очередная попытка поднять смуту в нашем Отечестве последовала уже в начале нынешнего века. Часть народа отозвалась на голос либеральных сирен, поставивших своей задачей уничтожить государственную власть в России через организацию московского майдана. Обманутые этими сиренами люди вышли на улицы Москвы и на Болотную площадь, ставшую символом новой смуты. 

Посмотрите, какие исторические знаки промыслительно подаются нам. В начале 17-го века нашему Отечеству угрожал смутьян и бунтовщик Иван Болотников, а сегодня предпринята попытка темных сил организовать смуту в Москве на Болотной площади! Но как в начале 17-го века возвысил свой спасающий голос Патриарх Ермоген, так и в начале 21-го века возвысил свой голос против новой смуты наш Святейший Патриарх Кирилл. 

Он поддержал законную государственную власть в самую трудную минуту и не позволил гнилому либерально-нигилистическому болоту поглотить Россию. Наш Святейший Патриарх постоянно напоминает нам, что мы обязаны сохранить наш православный цивилизационный и державный код, наше единство и сделать все для того, чтобы положить конец смутам и революциям в нашем многострадальном Отечестве.
 
Мы вдохновляемся светом и образами Святой Руси. И с благодарностью взираем на сияющий лик священномученика Ермогена, отстоявшего наше Отечество, не позволившего поругать нашу Веру, сохранившего Русскую честь и завещавшего нам жертвенную любовь к Богу и Родине. Аминь. 

Священник Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

45. О "злодеях" и слове.

Священник Александра Шумский: Именно так злодеи - безбожники реагируют и на Гаванскую встречу Святейшего Патриарха Кирилла с Римским папой, призванную защитить и спасти Христианскую цивилизацию, против которой выступает целый сатанинский интернационал, представляющий собой [...] И этому сатанинскому интернационалу необходимо противопоставить объединённые силы Христианского мира.

Какой "могучий" политический призыв! На кого рассчитываете? Батюшка, а "объединенные" с кем? Какие "объединенные силы" Христианского мира? И каким образом, и когда наше богословие призывало "объединяться" с папистами? Или Святого благоверного князя Александра Невского вы не так истолковали? Бил католикив - и стал "безбожником", по-вашему? Какое Вы имеете право судить и вешать ярлыки? И когда наши святые прикрывались, "объединялись" с ересью? "Братья во Христе", как гласила телевизионная заставка, на фоне которой п.К лобызался с папой. Святой праведный Иоанн Кронштадтский и Священномученик патриарх Гермоген, умученный поляками, 3000 защитников Лавры, оборонявших ее много месяцев от нашествия католиков-папистов-латинян, или Русское императорское историческое общество, воздвигшее две памятные доски... Почитали бы они сию дикую статью, которая против всей истории нашей Церкви, против всех святых, против святоотеческого предания, витиевато и подтасовочно, лукаво и обманно братание и объединение с еретиками выдает за доблесть. И при этом объявляет всех несогласных, в свою очередь, еретиками. Технология простая: "шиворот навыворот" Но тогда, следовательно, и все святые отцы, все наши святые подвижники и столпы церкви, предупреждавшие о католицизме, разобравшие по полочкам ереси папизма, согласно автору статьи есть "злодеи - безбожники"? Лихо. Далее. Что, нет политиков, нет представителей, нет миллиона других способов обсуждать и решать проблемы? Тем более в наше время.

И когда Церковь и наш Святейший Патриарх Кирилл возвышают свой голос против творимого злодейства, злодеи начинают вопить о вмешательстве в политику.

Простите, "голос" - это не политика! Голос наши иерархи возвышали и ранее. Не участвуя в политике, но предоставляя это другим. И молясь. Но встреча, да еще братание - это другое! Не путайте Божий дар "с яичницей", батюшка. Здесь кроется что-то другое. И это, увы, уже многие знают.

Именно так злодеи - безбожники реагируют и на Гаванскую встречу Святейшего Патриарха Кирилла с Римским папой, призванную защитить и спасти Христианскую цивилизацию, против которой

Слабо. Неубедительно. Лучшая защита - это нападение, как известно. "Вопли" как раз есть ваши ярлыки и обвинения в адрес встревоженных православных. Сколько людей чувствуют ложь и опасность содеянного. Сколько поколений воспитывалось в понимании ереси папизма. А тут на тебе! Да еще и с папой - иезуитом. Да еще, м.б., и с иезуитской "тайной оговоркой"... Не может грешный человек быть главой Церкви! Христос есть Глава Церкви! Следовательно, латинская ересь есть хула на Бога! Об этом писал святой праведный Иоанн Кронштадтский! Таким образом, "объединять силы" Христианского мира и побеждать вы собрались чем? хулой? Или "СИМ ПОБЕДИШИ" и молитвой? Ну, а когда сюда вплетают еще и имя Священномученика Гермогена - тут уж говорить и вообще не о чем. Чистота Православия, крепость веры и духа, непоколебимая верность и молитва ко Господу! В этом наше упованъие. Священномученик Гермоген, Патриарх Московский и всея Руси - моли Бога о нас! Все святые, в земле Русской просиявшие, молите Бога о нас! Спаси Христос!

Углич / 11.03.2016

44. Re: Святая Русь, побеждающая смуту

"Все те страдания и ужасы смутного времени нераздельно связаны в памяти народа с римо-католическим духовенством благословлявшим поработителей. Вследствие этого возросла ненависть к католицизму, и вплоть до конца XVII в. католическому духовенству запрещалось пребывать в России, не говоря уже о возможности постройки костелов. Виновному в нарушении закона грозила смертная казнь. Деятельность католической церкви в период смутного времени еще раз показала ее коварство. Россия переживала прямую военную интервенцию католиков, которые, среди прочих злодеяний, разоряли храмы и оскверняли святыни. Интриги папских дипломатов во многом стали причиной трагического раскола в русской Церкви. Таким образом история нас учит, что в тяжелые для России времена Ватикан всегда спешил использовать ее беды для осуществления заветной мечты - уничтожить ненавистную «схизму» и, повергнув в прах Православную Церковь, подчинить себе Третий Рим." http://ruskline.ru/analitika/2010/8/03/rol_katolicheskoj_cerkvi_v_period_smutnogo_vremeni/?commsort=back

43. Ответ на 39., Lucia:

"Да уж.Я просто спросила, как это в человеческих судах бывает" Смирение – это трезвое видение самого себя. Преп. Амвросий Оптинский говорит: "великие древние подвижники и все святые, внимательно проходившие духовную жизнь, считали себя хуже всей твари, потому что истязывали исправления духовного от самих себя, а не чрез других, и, видя море заповедей Божиих и собственное скудное исправление, и нарушение во многом или словом, или делом, или помышлением, смирялись и считали себя хуже всей твари, и таким смирением восполняли свое недостаточество и неисправление" Короче говоря, это значит, если я правильно понял, что возлюбив могильного червя и могила станет домом родным, достаточно только увидеть себя трезвым, т. е. стать смиренным!? Мэм?

42. Ответ на 38., Сергей Швецов:

Где искать первоисточник?А чем личный блог о.Чаплина "Православная политика" не первоисточник?Это он на Эхе Москвы или на Дожде выступил?Выступления на Эхе или Дожде как-то компрометируют выступающих? Например, Проханова, Прилепина, Леонтьева? Если да, то где Ваши претензии к редакции РНЛ, также публикующей этих деятелей?

Проханов, Прилепин и Леонтьев - ни священники Русской Православной Церкви, ни церковные чиновники, ни православные деятели - это первое. И второе, и главное, о. Всеволод Чаплин имел легкомыслие обсуждать внутрицерковные дела

Адвокат / 06.03.2016

41. о.Александр! Ответьте пожалуйста!

Уважаемый батюшка! Исходя из текста вашей статьи стихийное движение народа, поднявшегося на борьбу против рабства крепостного права вы характеризуете как "озверевшие банды Ивана Болотникова, беглого холопа, поднявшего перед этим бунт на Украине. Мы теперь можем отчасти представить себе, что это был за бунт на Украине, вспомнив страшные эпизоды киевского майдана двухгодичной давности." Пожалуйста ответьте, чтобы понять правильно ли я вас понимаю на следующие вопросы: 1.Как вы относитесь к крепостному праву в России? Если судить по вашей цитате "беглый холоп" положительно? 2.Если вы проводите параллели между Болотниковым и майданом, то как вы оцениваете положение народа в Украине при Януковиче и кто там будет считаться "беглым холопом"? 3.Как вообще наша церковь оценивает крепостное право в России?

HARRY / 06.03.2016

40. Ответ на 34., РодЕлена:

Суд Божий уже открыт, ибо начались прения сторон...Прения (преют) - это перед последним словом подсудимого, в самом завершении суда. Вы не знаете процесс. А ведь он как в реальности - таков и в духе. На данный момент, пастыри должны это знать - Суд только в начале. В смысле - встать, суд идет?Да. "Кризис" - в переводе с греческого - "Суд".Разве вы не стоите в вере? Да, а какая следующая стадия?Это вы у себя спросите. Стоите , сидите, лежите, все равно суд идет. Лучше стоять в вере. Это достойно.А судят не по грехам, а по тому, что ты - ДАЛ?Не взял, а дал.

Да уж. Я просто спросила, как это в человеческих судах бывает.

Lucia / 06.03.2016

39. Ответ на 37., Адвокат:

Где искать первоисточник?

А чем личный блог о.Чаплина "Православная политика" не первоисточник?

Это он на Эхе Москвы или на Дожде выступил?

Выступления на Эхе или Дожде как-то компрометируют выступающих? Например, Проханова, Прилепина, Леонтьева? Если да, то где Ваши претензии к редакции РНЛ, также публикующей этих деятелей?

38. Ответ на 30., Галина:

Братья и сёстры, прочтите обращение к верующим протоиерея Всеволода Чаплина. О.Всеволод дает ясные рекомендации о том, КАК нужно действовать в соответствии с канонами о соборности Православной Церкви. Даю здесь этот комментарий, надеюсь, что он поможет всем, кто не знает как правильно выразить свое несогласие с поступками священноначалия:"...Не дадим кулуарным и инфернетным «реформаторам» такой радости – выдавить нас в раскол. Будем отстаивать Церковь и добиваться того, чтобы она стояла в истине.А для этого нужно молиться, говорить и действовать. Молиться за Святейшего, одновременно говоря ему о том, что мы считаем правильным, а что нет. Нельзя позволить захватить церковную власть окружению Патриарха, идейная часть которого теперь состоит почти исключительно из сторонников парижско-крествудской ветви эмигрантского богословия ХХ века. Нельзя позволить выдавать за «мнение общества» распечатки из пары десятков блогов, контролируемых группами «глянцевых православных» или их либеральных оппонентов. Надо добиваться настоящей соборности – то есть учета мнения всех пастырей, монашествующих и мирян, без того, чтобы кто-то им в таком мнении отказывал, называя «маргиналами», «фанатиками», «правослактами», «неучами»…Убежден: проведение встречи с Папой без предварительного ответственного соборного обсуждения – ошибка. Так считают многие – думаю, большинство активных православных христиан Руси. Так об этом можно и нужно говорить. Попытка оправдать секретность теориями заговоров выглядит странно – лучше было бы промолчать. Необходимо добиться реального ответа на все недоуменные вопросы, особенно на вопрос о принятии решений без соборного обсуждения – что в случае Гаванской встречи, что в случае продолжающейся подготовки Всеправославного Собора, что в случае состояния общецерковных финансов.Патриарха мы поминаем, канонически ему подчиняемся. Но это не значит, что со всеми его словами и делами надо соглашаться. Вообще принцип «Патриарх вне дискуссий» порожден временем почившего Патриарха Пимена, который ни в каких дискуссиях участвовать просто не был способен. По спорным вопросам надо говорить, говорить и говорить – архиереям, священникам, монахам, монахиням, мирянам. В письмах, СМИ, интернете, в звонках на радио и телевидение, в комментариях на сайтах. Говорить корректно, вежливо, не опускаясь до лжи, ругани, полоскания белья и грязных сплетен – но не стесняя себя в вопросах веры и церковного устройства угодливым «птичьим языком».Любая попытка «закрыть» дискуссию по какому-либо вопросу или не дать кому-то высказаться - должна восприниматься как антицерковное деяние и обличаться как таковое. То же самое должно касаться оскорблений и несправедливых обвинений - вплоть до обращения в церковный суд (например, обвинения в «ереси», «расколе», «неканонических действиях» должны быть доказаны). Любая попытка перебить говорящих на церковных собраниях и совещаниях, отказаться включать в повестку дня и обсуждать тот или иной вопрос (в рамках профиля собрания) – должна приводить к немедленной остановке собрания, к обсуждению вопроса о методах его ведения и выдвижению новых модераторов или сомодераторов. Любое отсутствие ответа из церковных инстанций должно приводить к постановке вопроса о неисполнении ими своих обязанностей, а затем, в случае упорства, - об их упразднении и отставке лиц, их возглавляющих.Главное же – «не бойтесь и не смущайтесь» (1 Пет. 3, 14)!Прот. Всеволод Чаплин.http://pravoslav-pol.livejournal.com/

Это он на Эхе Москвы или на Дожде выступил? Где искать первоисточник?

Адвокат / 05.03.2016

37. Ответ на 24., Галина:

Вы бредите! Я даже постов Ваших не читаю, так как позиция Ваша давно понятна и мне она не интересна.

Другие могут прочитать. И принять его ложную точку зрения. Поэтому тем более таким рабам Божиим Борисам нужно отвечать, что бы те кто прочитал не впали в заблуждение. Да и сам может быть исправиться. Вода камень точит.

36. Ответ на 29., рБ Борис:

...Вы глубоко ошибаетесь. Для них всё обстоит ровно наоборот.

Бывает, ошибаюсь. В данном случае я основывался на статье: "Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?" автор Протоиерей Петр Андриевский (†2012). Царство ему Небесное. Адрес статьи: http://www.blagogon.ru/digest/64/

Александр Шумский:
Смердящее дуновение с троцкистских курга<ня>нов
О клеветнической статье В.Павленко, посвящённой супругам Чавчавадзе
25.03.2020
«Адский» водитель
Задуматься бы некоторым нашим патриотическим писателям – что и кого они формируют своими «всепропальческими» и «путиносливческими» статьями
22.01.2019
Юбилей Солженицына превратился в бенефис Сталина!
Время, когда Александр Исаевич был «притчей на устах у всех», давно миновало, и все попытки вернуть солженицынскую «притчу» на народные «уста» полностью провалились
29.12.2018
Нам украинская автофекалия – что слону Драбинко
Священник Александр Шумский предлагает взглянуть на ПЦУ с карнавальной, смеховой стороны
24.12.2018
Идея православного социализма – опаснейшая утопия
Отклик на статью Валерия Хатюшина «В чём для России реальный прорыв в будущее?»
10.12.2018
Все статьи автора
"Оранжевая (белая) революция в России"
Элита готова свалить из России:
гламурятник скупает «золотые паспорта»
10.07.2020
Дело Сафронова как повод для очередной атаки либералов на власть
В российских городах прошли акции, организованные либеральными правозащитниками и журналистами, с требованием освободить арестованного по обвинению в госизмене советника гендиректора Роскосмоса
09.07.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Праздник Тихвинской иконы Божией Матери в Петрозаводске
Новый комментарий от Валерий
2020-07-10 06:32
Зачем Эрдогану мечеть в Святой Софии
Новый комментарий от Александр Волков
2020-07-10 06:10
Почему победил Путин
Новый комментарий от Наблюдатель
2020-07-10 06:09
Кому служат «оборотни в рясах»?
Новый комментарий от Kiram
2020-07-10 05:59
«Карфаген должен быть разрушен!»
Новый комментарий от В.Р.
2020-07-09 23:34
Прошу защиты
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-07-09 21:21