Еще по поводу проповедания с амвона

Ответ иерея Сергия Карамышева на критику его статьи «Пан Лукашенко на амвоне»

Некоторые читатели, вероятно, решили, что мои критические замечания по поводу проповедания с амвона светскими лицами - отсебятина. Дабы разуверить таковых, приведу из «Новой скрижали» архиепископа Нижегородского и Арзамасского два маленьких параграфа, касающихся нашей темы.

§ 4. Амвон

От средины возвышения или солеи, далее во храме находится другое особенное возвышение, которое называется    амвон. Амвон, по словами св. Германа, означает находившийся у св. гроба камень, который отвалил ангел, проповедуя и глаголя о воскресении мироносицам.

§ 5. Кто восходит на амвон

Так как на амвон восходят только священники и диаконы, образуя собою ангелов, и на нем читают Евангелие, посему на него и не дозволено всходить никому другому для какого бы ни было чтения. Разве только еще иподиаконы и чтецы, как правильно возведенные в чин церковнослужебный и архиерейским посвящением удостоенные исполнять звание свое, могут всходить на амвон. Об этом говорится и в 15 правиле собора Лаодикийского: «без малых риз никто на амвон не должен всходить, т.е. как сказано в толковании: никому не следует всходить на амвон, ни петь, ни читать людям Божественного слова, если кто на главе не имеет священнического пострижения, и не принял по св. правилам благословения от своего пастыря». Впрочем, помня, что для иподиаконов и чтецов, по их степени, назначено место на ступенях солеи, как показано выше, они при чтении апостольских посланий не всходят на амвон, а становятся на ступень оного. - Сверх того амвон этот называется диаконским, потому что на нем только диаконы читают Евангелие и ектении.(С.-Пб. Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1899. С. 28-29).

Блаженный Симеон, архиепископ Солунский (XV век), в книге «Объяснение православных богослужений, обрядов и таинств» пишет (в главе 114) о значении святого амвона при венчании на Царство: «Когда Царь исповедует веру и осенит себя крестным знамением - ибо обеты перед Богом должны быть верны и тверды, - тогда иерарх вручает ему на возвышении амвона символы власти, провозглашая его государем во всеуслышание перед народом, над которым он отныне царствует, и со священными молитвами помазывая на Царство божественным миром. Будучи запечатлен миром, печатью и помазанием Бога - Сущего Царя всех, Государь облекается силой, делается образом Его на земле...»

В главе 116 тот же блаженный Симеон пишет о церковном благословении сановников: «Раньше, после помазания Царя, все то же самое совершалось и над другими сановниками, ибо после избрания и царского определения они приводились в церковь. Перед святыми вратами, напротив престола, ставился аналой, и Патриарх совершал молитвы и благословения.

Между тем, Царь после помазания и благословения рукою священноначальника, возложив венец на главу и приняв Крест в знак благочестия, равно и так называемую акакию (это земля в мешочке, служащая символом тленности власти и внушаемого этим смирения), принимает приветствия от всех и сходит с возвышения, на котором совершалось священнодействие». (Блаженный Симеон Солунский. Объяснение православных богослужебных обрядов и таинств. «Благословение», 2009. С. 173-174).

Вот согласные православной традиции обряды. Если где-то практикуется проповедание светских начальников с церковного амвона, в этом нет ничего похвального, пожалуй, помимо совершенно исключительных случаев.

Весьма благодарен Вячеславу Макарцеву за справедливый в мой адрес упрек: На РБК - ведущем мультимедийном холдинге России - была опубликована фотография выступления Президента Владимира Путина с амвона на подписании акта о каноническом общении с РПЦЗ.

Мне следовало выразиться осторожнее, например, так: «Помимо совершенно исключительных случаев, никогда этого не делали (т.е. не всходили на амвон) руководители Российской Федерации». Воссоединение Московской Патриархии с РПЦЗ - как раз такой исключительный случай, потому как В.В.Путин имел в той принесшей радость всему Русскому мiру истории ключевое значение.

Царь и пророк Давид в свое время тоже нарушил священный закон, дерзнув употребить в пищу хлебы предложения при первосвященнике Авиафаре. Он остался не повинен перед Богом, потому что сделал это будучи в исключительной ситуации. Вне исключительных условий он ничего подобного не совершал.

Так и у нас: ни В.В.Путин, ни Д.А.Медведев не имеют обычая ни на Пасху, ни на Рождество Христово проповедовать со священного амвона. И если блаженной памяти Патриарх Алексий Второй и митрополит Лавр сочли нужным позволить Владимиру Владимировичу нечто особенное, они только подчеркнули исключительность того исторического момента. Это послужило славе Божией. Речь Путина касалась церковного строительства, примирения и звучала органично с выступлениями иерархов.

Подобного нельзя сказать о речи А.Г. Лукашенко. Например, об этой ее части: «Мы будем жить в абсолютно демократическом правовом обществе, как мы жили до сих пор, как бы нас не критиковали. Правда, критики, которые нас подвергали избиению в этом вопросе, сегодня умолкли, убедившись в том, что и демократии, и прав человека в Беларуси не меньше, чем у других. А я об этом говорил всегда». Что называется, почувствуйте разницу. Если кто-то считает, что это нормально, когда политик говорит с церковного амвона, пусть даст достойное богословское обоснование, а не прецедент с В.В.Путиным, лично у меня не вызывающий никакого отторжения по причине исключительности событий.

Из речи А.Г.Лукашенко следовало, что он воспринимает Церковь как часть Белорусского государства. Таковое понимание несправедливо. Потому что Глава Церкви - Христос. Он не является подданным республики Беларусь. Подданными могут быть члены Церкви, они обязаны исполнять законы государства, в котором живут, равно как и воздавать «кесарю кесарево». В протестантских государствах главой церкви объявляется монарх, как, например, в Англии. У папистов глава их церковного государства - первосвященник.

В основе же православной традиции - симфония, соработничество Государства и Церкви, при котором Глава Государства подчиняется церковному уставу, а священнослужители - государственным законам.

Обремененный вычурными титулами протоирей Александр Васькин наставляет: «Я всё же настойчиво просил бы жителей России заняться проблемами именно России, а не проблемами др. государства. А священникам следовало бы сосредоточиться на своём служении и перестать политиканствовать».

И кто же это пишет? Человек, не так давно выдавший целый политический манифест. Приведем из него для наглядности лишь два последних (из десяти) пункта рекомендуемых политических преобразований: «9. Для борьбы с особо опасными преступлениями и саботажем формирование специальных государственных органов с чрезвычайными полномочиями, в т. ч. с правом вынесения приговоров по упрощённой схеме. 

10. Пересмотр дел политзаключённых, получивших громкий резонанс в обществе». 

Возможно, я бы и согласился с озвученным выше советом, но только в исполнении другого человека. К тому же поднятая мною в данном случае проблема более церковная, нежели политическая. А по политическим вопросам я высказываюсь как публицист, а не политикан. Это немножко разные вещи.

Тот же автор в другом комментарии восклицает: «В буржуазной Польше - паны, а в социалистической Белоруссии - товарищи!» Согласен. Однако назвал я президента Белоруссии паном с целью сделать более выпуклым его поступок, в публицистике это допустимо.

Комментатор с ником «Евгений Ох» утверждает: «"белорусских бандеровцев" не существует». Рекомендую ознакомиться с интересной книгой: «Белорусский национализм против Русского мира» (итоговый доклад по деятельности националистических и экстремистских организаций в России и странах СНГ). Москва, 2015.

Подытожу, наконец, выше приведенные необходимые пояснения. Считаю, что священнослужителям и политикам необходимо соблюдать определенную дистанцию, не вторгаясь в области друг друга. Не должен священник командовать войсками, хотя в исключительных случаях это допустимо. Не должен политик проповедовать с амвона, опять же, помимо каких-то исключительных случаев.

Лучший в современном мiре образец симфонии дают нам Святейший Патриарх Кирилл и Президент В.В.Путин. Каждый из них произносит речи на своем месте, каждый оказывает другому подобающую честь: не больше и не меньше, но именно подобающую, не переступая опасных граней. Будем же подражать этим выдающимся людям. 

Иерей Сергий Карамышев, публицист, Рыбинская епархия

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

55. Ответ на 53., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

ссылка не открывается

Алекс / 21.01.2016

54. исправление п. 53

1. См.: http://qps.ru/UT0pP. 2. Ну и написал я: "каго". Стыд-то какой.

53. Еще по поводу проповедания с амвона

См.: http://www.uralsk-eparhiya.kz/news.html?&tx_ttnews[tt_news]=789&cHash=c12e9d44caad7ad2da52e329d1c63d4b. Любопытно, каго на сей раз уважаемый иерей Сергий Карамышев будет обвинять? Боюсь, что промолчит. Обратим особое внимание на то, что награждение происходило при открытых Царских вратах, т. е. во время богослужения!

52. Ответ на 48., М.Яблоков:

Я не виноват...

Конечно не виноват. Вокруг "идиоты" с "неправославным само сознанием" и "манией преследования". Забудь и не парься(если смущает - могу на "вы"). Вне зависимости от поставленного тобой диагноза - с уважением.

Алекс / 19.01.2016

51. Ответ на 50., Алционов:

И вам не хворать.

М.Яблоков / 19.01.2016

50. Ответ на 38., М.Яблоков:

Честно сказать? Мне до лампочки "ваши ощущения" ) поэтому можете их не озвучивать )Не может, потому что в Церкви все по Преданию и преемственности от отцов. "Межсоборное присутствие" же антиканонический новодел.

И вас с праздником!

Алционов / 19.01.2016

49. Ответ на 47., Алекс:

Дорогой, я уже давно определился ) Это вам надо определиться, если задаете такие идиотские вопросы, не зная при этом ни канонов Церкви, ни этических норм поведения служащих государственного аппарата.

М.Яблоков / 19.01.2016

48. Ответ на 46., Алекс:

Я при всем желании не смогу перейти на личность, так вас не знаю. Оцениваю только комментарии. Ложь.Вы позволили себе оценить не комментарии, а мою личность.

Я не виноват, что у вас мания преследования.

М.Яблоков / 19.01.2016

47. Ответ на 44., М.Яблоков:

В правиле говорится о Царе и его подданных.

Вы бы определились уже. То вы утверждаете, что в правиле говорится ТОЛЬКО о Помазаннике. Теперь вы его расширили уже до Царей и их подданных. Согласно приведенной вами цитаты и правилам цитирования:

запрещено досаждать всем – и царям и начальникам

-правильнее было бы расширить еще и до "царей" (с маленькой буквы). Но что это меняет? Лукашенко все равно - как минимум начальник.

Не по правде досаждать правило не дозволяет

И обвинен он явно НЕ ПО ПРАВДЕ. По крайней мере, в части восхождения на амвон.

Алекс / 18.01.2016

46. Ответ на 42., М.Яблоков:

Я при всем желании не смогу перейти на личность, так вас не знаю. Оцениваю только комментарии.

Ложь.Вы позволили себе оценить не комментарии, а мою личность.

Алекс / 18.01.2016
Сергий Карамышев:
Архитекторы всеукраинского раскола обнажают клыки
О саморазоблачающем интервью архиепископа Памфилийского (США) Даниила (Зелинского) Би-би-си
14.01.2019
«Летопись 2018 года»
Краткий перечень наиболее важных событий года, изредка чередуемый с очень сжатыми комментариями
05.01.2019
В чем польза укронацистского режима?
Порошенко последними своими действиями укрепляет Русскую Церковь на Украине качественно
03.01.2019
От десакрализации к «паралитургии»
Превращение католических храмов в музеи и архивы - очередной этап демонтажа остатков благодати Божией в Папской церкви
24.12.2018
Ёлочка… от сатаны
Или Христово Рождество, Ханука и сатанинский шабаш в одном зале
20.12.2018
Все статьи автора
Последние комментарии
Патриарх Алексий I о Сталине: «Богом данный, Верховный Вождь»
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-07-09 19:30
Прошу защиты
Новый комментарий от Советский недобиток
2020-07-09 18:51
«Карфаген должен быть разрушен!»
Новый комментарий от В.Р.
2020-07-09 18:12
Почему победил Путин
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
2020-07-09 17:20
Зачем Эрдогану мечеть в Святой Софии
Новый комментарий от Советский недобиток
2020-07-09 16:09
Обрезание горизонтов
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-07-09 14:08
Коронавирус судам не помеха
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-07-09 13:57