Воскресение словущее

Слово протоиерея Александра Шаргунова в праздник обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме

Новости Москвы  Пастырская проповедь 
0
866
Время на чтение 5 минут
Праздник обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме связан с известными историческими событиями. Совершая этот праздник, мы вспоминаем, как враги Христовы хотели стереть с земли всякую память о Христе Воскресшем.

В 70-м году святой град Иерусалим был уничтожен, и плуг прошел посреди него. Камня на камне, во исполнение пророчества Спасителя, не осталось там, где некогда был Иерусалимский Храм. А во II веке римский император Адриан — для того, чтобы не только уничтожить всякую память о Христе, но и утвердить язычество с его открытым сатанизмом — повелел переименовать этот град в Елий-Адриан в честь своего имени, и на месте Голгофы поставить храм, посвященный богине разврата Венере.

Мы помним, как в IV веке мать равноапостольного императора Константина святая равноапостольная Елена отправилась с важной миссией во Святую землю. Были обретены три креста, и среди них Самим Богом был показан Крест Христов, от прикосновения к которому ожил умерший человек. Тогда же началось строительство Храма Воскресения Христова, которое продолжалось в течение десяти лет. По завершении его, святые отцы, прибывшие на Тирский Собор со всех концов света, освятили этот Храм и весь град Иерусалим. Была Пасха ― новая Пасха, названная «Воскресение словущее». С новой силой переживала вся Церковь праздник Воскресения Христова.

Сегодняшний праздник установлен для того, чтобы мы помнили, как дорого для нас Воскресение Христово, и как мы должны чтить храмы Божии. Так велика святыня храма, что освящение его приравнивается к самой Пасхе Христовой, к победе Божией над смертью. Освящение храма на том месте, где совершились искупительные Страдания Спасителя, Его погребение и Воскресение, становится единым свидетельством жизни вечной ― новой Пасхой.

Поэтому так велика ненависть врага к храмам Господним. Сколько он делал попыток стереть их с лица земли! Гонение на Русскую Православную Церковь, которое было в минувшем столетии, — свидетельство этому. Даже «славнейший град Москва», как некогда Иерусалим, был под угрозой переименования. Так ненавидит враг храмы Божии, что хочет не только уничтожить их и распахать землю на месте, где они были, но и осквернить насаждением растления. По слову апостола Павла, вся «тайна беззакония» внутри Церкви будет направлена к тому, чтобы «человек беззакония» пришел в храм Божий и воссел на месте Божием, выдавая себя за Бога. Так велико может быть осквернение храма! Мы сегодня живем в период, когда восстанавливаются и освящаются новые храмы. Казалось бы, у Церкви должна быть пасхальная радость. Но вместе с тем мы наблюдаем в мире небывалое торжество зла, целенаправленное уничтожение нашего народа ― то, о чем уже не скрывая говорят враги России.

Приближается день Господень, о котором слово Божие предупреждает, что это день гнева, день Страшного последнего Суда. Но то же слово Божие открывает нам, что день Господень — это день самой великой радости, это Христово Воскресение, это победа Божия, которая будет дарована всем, это всеобщее воскресение мертвых. Только от нас зависит, каким будет для нас приближающийся день Господень. Для одних ― тех, кто не был причастен Пасхе Христовой здесь на земле, ― это будет день мрака и гнева, а для других ― день вхождения в радость Господа нашего ― вечную, нескончаемую.

Когда мы внезапно, без всякой подготовки, входим в сегодняшнюю пасхальную службу, мы должны испытывать себя, на какой глубине мы живем, как воспринимаем эту радость ― самую главную для христианина. Невозможно просто так устроить праздник, чтобы в наших сердцах было пасхальное ликование. Никакие песнопения, никакие службы не могут это создать. И более того, Церковь предостерегает нас от искусственного подъема, от желания казаться радостней, чем мы есть. Мы должны знать меру, в какой можем вместить эту радость. Хотя не мерою Господь дает Духа, но мы узнаем это только тогда, когда на самом деле причастны Пасхе Христовой. А пока мы должны свидетельствовать всей жизнью нашей о верности благодати и истине.

Пасха Христова, Воскресение Господне, день, который сотворил Господь, присутствует уже теперь, до скончания века, жизни каждого из нас. И воскресение — малая Пасха, и каждый день, когда совершается Божественная литургия — тоже Пасха, тоже Воскресение словущее, потому что всякий раз, когда она совершается, происходит освящение храма и всей нашей жизни.

Но кто может вместить эту радость так, как преподобный Серафим Саровский, который мог каждый день говорить, встречая приходящих к нему, от избытка сердца: «Радость моя, Христос воскресе!» Кто может не одними устами, не в суд или во осуждение, говорить эти святые страшные слова? Кто может каждый день участвовать в Божественной литургии, приобщаться Святых Христовых Таин? Мы не можем этого вместить. Мы не читаем, как преподобный Серафим, все Евангелие, день за днем, в течение каждой седмицы, потому что не достигаем этой глубины. Мы постоянно слышим об опасности привыкания к святыне. Можно причащаться Тела и Крови Христовых, по слову того же преподобного Серафима, оставаясь непричащенным. Можно бесконечно читать слово Божие, не приобщаясь его Божественным глубинам. И участие в Пасхе может быть только внешним.

Когда Гитлер занимал нашу русскую землю, он открывал православные храмы, чтобы привлечь народ на свою сторону. И порой сразу же по распоряжению немецких властей служили Христову Пасху. Что это была за Пасха? Хотя русские верующие люди и истосковались по церковным службам, хотя они и были лишены Пасхи в урочное время, эта Пасха не была освящением тех, кто участвовал в ней, потому что она была связана с отступничеством, предательством, неверностью Христу и Его Церкви.

Испытание себя, насколько мы Христовы, жажда истинной жизни, должны постоянно присутствовать в наших сердцах. Потому что этим, в конце концов, измеряется то, что на самом деле происходит с каждым из нас, с нашей Церковью, с нашим Отечеством. Если мы знаем, что Христос воистину все победил, мы не можем не видеть все происходящее здесь на земле в иной перспективе. Полнота Его правды, наше приобщение Божественной любви, которую дает Пасха Христова, открывает нам жизнь, для которой мы созданы. Когда-то Господь вел богоизбранный народ от поражения к поражению, от одного плена к другому. С тем чтобы этот народ полагал все свое упование на ту обетованную землю, которая у Бога, и ни на что не надеялся, кроме как на Господа, и только этой победы искал, как бы ни складывались его земные обстоятельства.

Только в пасхальном свете должны православные христиане, все, кто знает Воскресение Христово, воспринимать все события истории. Это не исключает надежды и на наши земные победы. Но для этого возрождение новых храмов и освящение их должно быть совершенно неотделимым от нашей верности Господу, от противостояния сегодняшнему безбожию и сатанизму. Чудо Воскресения словущего, этот незаслуженный нами дар, когда «Пасху среди лета воспоют», ― напоминание, что Пасха ― солнце нашей жизни, лучи которого касаются всех дней. И в нем исполнение пророчества преподобного Серафима о скорбях, которые должны будут принять все утешенные этой радостью, на пути к вечной Пасхе.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Воскресение словущее

Спаси Бог, дорогой мой батюшка! В этом вопросе по каплям воду живую надо надо лить, это верно, потому что ушат воды сожжет бессовестных, попалит, а жалко, иные ведь не ведают что творят. Великий Крест Вы взяли. Бог рядом с Вами.
РодЕлена / 26.09.2015, 13:38
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
Закон святости
Слово в день памяти святого апостола Андрея Первозванного
13.12.2024
Есть слова, которые меняют течение истории
Евангелие пятницы (Лк, 101 зач., 20, 19—26)
13.12.2024
Эта яркая притча раскрывает судьбу Израиля, и не только его
Евангелие четверга (Лк, 100 зач., 20, 9—18)
12.12.2024
Кто дал эту власть тем, кто сегодня у власти?
Евангелие среды (Лк, 99 зач., 20, 1—8)
11.12.2024
«Волною морскою»
Слово в день празднования иконы Божией Матери «Знамение»
10.12.2024
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Новости Москвы
Все статьи темы
Пастырская проповедь
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Павел Тихомиров
13.12.2024 13:41
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Алексей Ощепков
13.12.2024 13:38
120 лет со дня рождения Клиффорда Саймака
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.12.2024 12:29
Сирия – «родовые схватки» мира перед появлением Машиаха?
Новый комментарий от Русский танкист
13.12.2024 10:17
Суверенная политическая культура России
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.12.2024 09:50
Не получается верить в Христа – почему?
Новый комментарий от Игорь Ал
13.12.2024 09:33
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.12.2024 09:33