itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Патриарх Кирилл: В литературе нужно создавать образ современного человека

Лауреатами Патриаршей литературной премии 2015 года стали Юрий Бондарев, Юрий Кублановский и Александр Сегень

Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
633
Время на чтение 10 минут
1
28 мая 2015 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил пятую церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, сообщает Патриархия.ru.

В числе представителей Русской Православной Церкви на церемонии присутствовали председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Синодального отдела по тюремному служению епископ Красногорский Иринарх, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых епископ Троицкий Панкратий, председатель Издательского совета Белорусской Православной Церкви епископ Борисовский Вениамин, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального информационного отдела В.Р.Легойда, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов.

Также мероприятие посетили заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ С.В.Железняк, председатель Московской городской Думы А.В.Шапошников, председатель Союза писателей России В.Н.Ганичев, президент Международного фонда единства православных народов В.А.Алексеев, члены Палаты попечителей Патриаршей литературной премии, ведущие российские литературоведы, представители общественных организаций, деятели культуры.

В музыкальном сопровождении церемонии участвовали хор Московской духовной академии под управлением игумена Никифора (Кирзина) и брасс-ансамбль Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского под управлением Ярослава Белякова. Вела торжественный вечер журналистка и телеведущая Екатерина Григорова.

Церемония началась с демонстрации фильма, посвященного пятилетней годовщине Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Как отмечалось в фильме, на соискание звания лауреата Патриаршей литературной премии в 2015 году было представлено тридцать четыре кандидатуры писателей, работающих в различных литературных жанрах. 24 марта состоялось заседание Совета экспертов Патриаршей литературной премии, в состав которого входят представители Русской Православной Церкви и литературного сообщества, а также деятели науки и культуры. По итогам этого заседания был сформирован короткий список номинантов, в который вошли:

- Юрий Васильевич Бондарев;
- Николай Петрович Бурляев;
- Дмитрий Михайлович Володихин;
- Владимир Алексеевич Воропаев;
- Юрий Михайлович Кублановский;
- Новелла Николаевна Матвеева;
- протоиерей Леонид Сафронов;
- Александр Юрьевич Сегень.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Патриарх отметил, что «пять лет минуло с того дня, как мы впервые встретились для награждения премией талантливых писателей. Примечательно, что пятая премия приходится на 2015 год, Указом Президента Российской Федерации объявленный Годом литературы».
«Значение литературы для развития нашей страны невозможно умалить. Русская духовная культура всегда была литературоцентрична. Конечно, это не значит, что у нас не развивались другие виды искусства, но тон задавался именно книжным словом. И в этой особенности нашей культуры — ее самобытная мощь. Человеческое общество способно существовать и развиваться только тогда, когда оно сохраняет наследие предшествующих поколений. Это наследие можно разделить на материальное и нематериальное. Каждый день мы пользуемся благами, созданными до нас: используем дороги и здания, живем в городах, отстроенных нашими предками. Эта материальная культура не только создает нашу среду обитания, но и дает нашему обществу основу для новых изобретений, предоставляя знания о технологиях и другую необходимую информацию для творчества. Ведь невозможно разработать, к примеру, новую модель автомобиля, не представляя устройство двигателя. Но есть и другой вид наследия. Это — наследие духовное. Нравственные ценности и идеалы, которые через века направляли наш народ по историческому пути, в особенности касающиеся мировоззрения русского человека и его национального самосознания, эти нравственные ценности и ориентиры были фундаментальными, основополагающими. Без них не было бы русской культуры, а в каком-то смысле — и русского человека и государства», - подчеркнул Его Святейшество.
«Основное средство сохранения духовной культуры — это письменное слово. На Руси письменность появилась в первую очередь благодаря святым Солунским братьям Кириллу и Мефодию. Примечательно, что славянское письменное слово появилось в результате переводов текста Священного Писания и богослужебных книг. Очевидно, что древо нашей духовной культуры корнями уходит в Евангельскую почву, в христианскую и православную», - добавил он.
Патриарх напомнил, что в этом году мы празднуем тысячелетие преставления святого равноапостольного великого князя Владимира. «Его решение, приобщившее Русь к спасительному свету евангельской истины, на века определило духовное и культурное развитие нашего народа. Благодаря переводам на славянский язык Библия стала главной книгой нашего народа. Евангельским светом озарены "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона, "Повесть временных лет" Нестора Летописца, жития Епифания Премудрого, произведения Иосифа Волоцкого. Ключевое влияние Православия на русскую словесность не ослабевало на протяжении столетий. Христианская система координат определяла духовные и художественные искания, в том числе и классиков XIX века. Только через призму Евангелия можно по-настоящему понять нравственные ориентиры в творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Достоевского и многих других наших писателей. В сердцах людей вера продолжала жить и в XX веке, хотя он принес небывалые испытания нашей стране, направленные на попытку исторгнуть из жизни народа эти духовные начала, которые на протяжении столетий оплодотворяли в том числе и культурную жизнь нашего народа», - сказал Предстоятель Русской Церкви.
«Мы пережили эпоху революций и богоборчества, войн и социальных потрясений, беспрецедентное давление на веру, на религиозное сознание, на Церковь. Но тем не менее эта духовная традиция, которая жила в народе, в литературе, которая являлась сердцевиной творчества наших классиков, литераторов XIX века, продолжала существовать и в советской литературе. И не только в поэзии Пастернака, Ахматовой и Рубцова, но и в трудах очень многих писателей. Христианская идея имплицитно также присутствовала в этом творчестве, как и в творчестве классиков XIX века, за исключением отдельных писателей. Нравственная идея была в центре творчества, на ней основывалось всё. И к нравственному идеалу призывало литературное творчество наших классиков и лучших писателей ХХ века. В 2015 году мы празднуем Великую Победу, одержанную нашим народом 70 лет назад. Цена этой Победы — десятки миллионов жизней. Подвиг, совершенный в те страшные времена, — это также проявление духовной силы. Не бывает подвига, у которого не было бы нравственных ориентиров. То, что бывает иногда похоже на подвиг, лишенное нравственных ориентиров, в нашей народной традиции называется ухарством и никогда особо не поощрялось. Это бесшабашность, в результате которой люди лишались жизни или травмировали себя. Но такого рода деяния никогда не получали высокой оценки, потому что они были лишены нравственного измерения. Готовность к самопожертвованию ради ближних, которой был пропитан подвиг мужественных защитников нашего Отечества, — это характерная черта национального самосознания, это очень важная черта в образе положительного героя, на котором воспитывались многие поколения наших людей, начиная с тех, кто читал жития святых как единственные литературные произведения, и кончая теми, кто читал советскую классику в первой половине ХХ века», - подчеркнул Патриарх.
И сегодня, отметил он, «долг каждого из нас – помнить подвиг наших предков, подвиг как способность идти на жертву ради высокого нравственного идеала, ставшего важнейшей частью нашего национального самосознания». «В этом смысле то, о чем мы сейчас говорили, входит, конечно, в непримиримое противоречие с тем, что мы называем сегодня псевдокультурой, массовой культурой, лишенной нравственного идеала, культурой, направленной на то, чтобы потакать человеческим похотям и стимулировать потребление. Думаю, что этот глубочайший мировоззренческий конфликт должен к чему-то всех нас привести. От того, кто в нем выиграет, будет зависеть не только судьба нашего народа, не только судьба нашей страны, но в глобальном смысле — судьба всего человеческого рода. Мы, ясно понимая важность защиты нравственного идеала, без которого не может быть ни подвига, ни жизни, должны делать все возможное, чтобы сохранить нашу духовную культуру, в центре которой находится этот евангельский идеал, и передать ее молодому поколению. Поэтому так важно уделять внимание литературе, помогать писателям, которые своим творчеством утверждают традиционные для нашего народа ценности. Ведь писатель — это не просто человек, способный придумать интересный сюжет и складно его изложить. Это человек, через книгу общающийся с тысячами читателей, которые могут быть отдалены от него как на несколько сотен километров, так и на десятки и сотни лет. По мысли академика Д.С.Лихачева, "писатель делает читателя соучастником своего творчества". Хороший писатель, конечно, тот художник, который помогает человеку создать в своем сознании образы, в том числе художественные образы. "Эта постепенность самораскрытия художественного образа и соучастие читателя в творческом процессе — очень существенная сторона художественного произведения. От этого зависит не только то эстетическое наслаждение, которое мы получаем при чтении художественного произведения, но и его убедительность. Автор как бы заставляет читателя самого приходить к нужному выводу" (Д.С.Лихачев "Письма о добром и прекрасном"). И от того, какие мысли, какие выводы заложит писатель в своем произведении, зависит, усвоит ли его читатель столь важные для всего существования общества основы духовной культуры», - сказал Его Святейшество.
«При всем современном книжном изобилии нам по-прежнему очень не хватает произведений, рассказывающих о великих христианских подвижниках, в том числе о новомучениках. А ведь святые — это те, кто задавал образец жизни и деятельности, те, кто всегда служил русскому человека ориентирами в духовной жизни. Сегодня просто необходимо обращаться в литературе к теме святости. Позвольте мне сказать о том, что святость, в том числе и согласно нашей духовной национальной нравственно традиции, является главной целью жизни. Но много ли литературных произведений говорит об этой главной цели?» - задается вопросом Патриарх.
Он отметил, что в качестве главных героев у нас очень часто воины, политики, да и простые люди, в основном, сильные, честные, убедительные. «А часто ли у нас в главных героях святой человек? Это не означает, что нужно писать жития святых. Кстати, жития святых отличаются от изображения святости в художественной литературе как старинная фреска или икона отличается от академического или современного изображения лика святого. Потому что там в основе канон, а здесь может быть и творчество художника. Речь идет не о том, чтобы писать книги о святых прошлого, а о том, чтобы святость была отражена в современной художественной литературе на примерах героев... Дай Бог, чтобы появлялись такие произведения, чтобы появлялись такие герои, которые своей святостью будут впечатлять современного читателя, чтобы святость стала не чем-то канонически изображенным на фресках и не всегда понятным современному человеку, но чтобы святость стала желанной, чтобы она становилась целью, чтобы к достижению святости устремлялись люди. А для этого нужно научиться изображать святость в художественной литературе. Боже упаси создавать слащавые фольклорные образы. Нужно создавать образ современного человека, со всеми его проблемами, со страданиями, страстями, с грехом и покаянием, но чтобы про такого человека можно сказать: да, он прожил в моем воображении, в моем сознании трудами писателя потрясающую жизнь, и в заключение я могу заявить: это святой человек и я хотел бы повторить его жизнь. Дай Бог, чтобы наша современная художественная литература, развивая замечательные традиции русской классической литературы, уходящей своими корнями в житийную литературу, и сегодня помогала нашему народу любоваться образом святого человека», - заключил Его Святейшество.

Далее состоялись выборы лауреатов премии. Членам Палаты попечителей Патриаршей литературной премии были розданы бюллетени с именами номинантов. Подсчет голосов провела счетная комиссия, в состав который вошли: епископ Борисовский Вениамин, председатель Издательского совета Белорусской Православной Церкви; Ю.П.Вяземский, писатель, профессор, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры факультета международной журналистики МГИМО; О.А.Николаева, поэт, прозаик, профессор Литературного института имени А.М.Горького.

Во время тайного голосования и подсчета голосов был продемонстрирован фильм, коротко рассказывающий о каждом из номинантов премии.

Святейший Патриарх Кирилл огласил протокол счетной комиссии по результатам тайного голосования членов Палаты попечителей Патриаршей литературной премии. В 2015 году лауреатами премии стали Ю.В.Бондарев, Ю.М.Кублановский и А.Ю.Сегень.

Предстоятель Русской Православной Церкви вручил каждому лауреату диплом и знаки Патриаршей литературной премии.

Лауреаты премии 2015 года обратились со словами благодарности к Его Святейшеству и всем участникам торжественной церемонии.

Затем на сцену были приглашены номинанты премии, которым Святейший Патриарх Кирилл вручил грамоты и памятные подарки.

Предстоятель Русской Церкви поздравил лауреатов и номинантов, а также организаторов и участников церемонии.

В завершение состоялся праздничный концерт. Гости имели возможность получить специальный выпуск журнала «Православное книжное обозрение», посвященный пятой церемонии вручения Патриаршей литературной премии и творческой деятельности номинантов — с фотоматериалами, интервью, отрывками из их произведений, отзывами критиков и читателей, а также юбилейный буклет. В фойе действовала выставка книг лауреатов и номинантов премии.

Патриаршая литературная премия учреждена Священным Синодом на заседании 25 декабря 2009 года (журнал № 115) с целью поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу. Эта премия не имеет аналогов в истории Русской Православной Церкви и в практике других Поместных Православных Церквей.

Первым лауреатом Патриаршей литературной премии в 2011 году стал писатель Владимир Крупин. Во втором премиальном сезоне (2012 год) победителями стали Олеся Николаева и Виктор Николаев. В третьем премиальном сезоне (2013 год) награды удостоились Алексей Варламов, Юрий Лощиц и Станислав Куняев. В четвертом премиальном сезоне (2014 год) лауреатами стали протоиерей Николай Агафонов, Валентин Курбатов и Валерий Ганичев.
1
1
1
1
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти философа и поэта князя Д.Н.Цертелева
Сегодня мы также вспоминаем астронома, академика Алексея Николаевича Савича
28.08.2022
Митрополит Филарет (Дроздов)
Святитель много сделал для воцерковления русской культуры и обращения ко Господу многих колеблющихся умов
21.08.2022
День памяти святого Великого Князя Владимира
Сегодня мы также вспоминаем невинно осужденных малороссийских деятелей И.И.Искру и В.Л.Кочубея, и отмечаем день памяти поэтов Ф.И.Тютчева и М.Ю.Лермонтова, историка В.Н.Татищева, министра В.К.Плеве и журналиста К.П.Степанова
28.07.2022
Скоро Пушкина понимать перестанем
О фатальном засорении русского языка англицизмами, неологизмами и жаргоном
26.07.2022
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Поможет ли нам «Генерал Мороз»?
Новый комментарий от учитель
28.09.2022 05:33
Почему они убегают за границу?
Новый комментарий от Василий Загляда
28.09.2022 02:30
Победа итальянских консерваторов — холодный душ для стран Евросоюза
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
28.09.2022 01:50
Что сказал бы Вася Тёркин, заглянув в наши экраны?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.09.2022 00:03
«Заморозка» конфликта и «рассерженные патриоты»
Новый комментарий от Константин В.
27.09.2022 23:02
Три вектора развития событий
Новый комментарий от Vladislav
27.09.2022 21:33