Тотальное падение грамотности и его причины

Профессор Владимир Аннушкин о результатах «Тотального диктанта», который только 2% участников написали на «пятерку»

Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
1707
Время на чтение 4 минуты
Как сообщалось, около 2% участников «Тотального диктанта» написали его на «пятерку».

23 марта 2012 года в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось третье заседание Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл во вступительном слове, в частности, заявил: «Я с удовлетворением отмечаю повышение уровня эпистолярного жанра — за счет Интернета. В свое время, когда появились телефоны и люди перестали писать, эпистолярный жанр, столь популярный в XIX-XX вв., стал просто исчезать. С появлением Интернета он получил второе или третье дыхание».

Результаты диктанта комментирует в интервью «Русской народной линии» профессор Института русского языка имени А.С.Пушкина, доктор филологических наук, председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Владимир Иванович Аннушкин:

Я думаю, что тотальное падение грамотности во многом связано с современной ситуацией в образовании и вообще с характером нашей новой речи в условиях информационной жизни. Дело в том, что, по-видимому, виноваты не правила, а педагоги и сами ученики, которые учатся не так, как должно. Я сравню нынешнее обучение с обучением конца 30х-40х годов, когда мой двоюродный дядюшка, двоюродный брат моей мамы Игорь Фадеев, курсант лётного училища в Харькове, написал 76 писем папе, маме, и младшему брату. Писем вдохновенных с описанием полётов, курсантской жизни. Потом началась война, и Игорь Фадеев погиб под Сталинградом. Так вот в этих письмах он не сделал ни одной ошибки. Только в одном слове, я думал, что он ошибается. Это слово «парашут», но, оказывается, в 30-е годы оно писалось через букву «у».
Надо сказать, что внимание к письменной речи, любовь к чтению, внимание к выразительному слову, выразительному чтению были характерны для традиционной советской школы, в которой также были недостатки, но, тем не менее, тогда учили серьёзно, дисциплинированно и добивались больших успехов. Сегодня есть также все возможности для того, чтобы становиться грамотными людьми. Для этого надо полюбить писать и читать. Надо продолжать пользоваться интернетом, но не утопать в нем, помнить о том, что существуют основные культурные тексты, куда входят духовная литература и лучшие произведения художественной литературы. Не «Похороните меня за плинтусом», а произведения Тарковского, Заболоцкого, Чуковского из детской литературы и т.д. Если мы правильно организуем обучение, то, вне всякого сомнения, те огрехи в обучении грамотности, которые мы имеем, будут ликвидироваться. Для этого надо, чтобы ученики полюбили писать, чтобы они писали сочинения, чтобы они полюбили сам процесс письма. Их надо обучать каллиграфии, чистописанию. Возможно, что мы осуществим один из проектов в СМИ, пока я буду держать его в тайне. Мы должны использовать все лучшие классические методы в обучении русскому языку, русской речи, великому русскому слову.
Во врезке приведено очень правильное замечание Патриарха Кирилла, который понимает, что перо - наилучший наставник красноречия. Это слова Цицерона. Если хочешь научиться хорошо говорить, полюби письмо. Полюбить письмо необходимо во всех его современных видах. Надо полюбить писать авторучкой, желательно хорошей, с хорошим пером. Надо полюбить писать хорошим своеобразным индивидуальным почерком. Потому что от упора пера в бумагу зависит глубина мысли.

И, конечно, надо организовывать высоконравственное, содержательное, литературно выразительное, изящное, этикетное общение наших людей. Начиная с 90х годов, уровень речевой культуры значительно упал, но это не значит, что он упал везде. Наши учёные, лучшие представители политики, культуры, деятели искусства сохранили образцы лучшей русской речи. Если я обращаюсь к молодому человеку, пришедшему на работу и занявшему начальственный пост управленца, я ему представляюсь: «Владимир Иванович», а он мне говорит: «Николай». Я спрашиваю его: «Как Ваше отчество?» Он мне отвечает: «Называйте меня Николай». Я ему говорю: «В институте русского языка имени Пушкина обращаются друг к другу по имени отчеству. Мы не американцы и не китайцы. Мы должны сохранять свой речевой этикет везде и в устной речи, и в письменной». Мы можем быть достаточно гибкими, я не предлагаю холодное, вежливое, вычурное общение. Напротив, мы должны творчески преображать наши правила и применять к каждой ситуации. Потому, что Николай Иванович будет для меня Николаем Ивановичем в серьезной обстановке, если мы с ним пойдём в кафе и будем там сидеть и разговаривать о делах, может быть, я позволю себе назвать его Николаем или даже Колей, а в какой-то иной ситуации он будет для меня Коленька. Но если он уже взрослый человек, наверное, никак не Колька. Хотя я с удовольствием посмотрю фильм «Друг мой, Колька». Это очень интересная проблема. Русский язык богат и разнообразен. Обычно, зная правила, мы их творчески применяем в семейном, любовном диалоге, мы находим для человека, которого любим, индивидуальное обращение.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. Довольно "скорбных констатаций"! Действовать надо!

Ещё раз обращаю общее внимание на статью проф. С. К. Абачиева «У Левиафана всё же есть Ахиллесова пята...» от 28 марта. На сайте «Академия тринитаризма» (выход через страницу авторов) есть и вторая статья этого автора в завершение поднятой темы. Довольно «скорбных констатаиций»! Действовать надо в ключе гражданского неповиновения российских педагогов, родителей, учеников и студентов пятоколонным убийцам народного образования. В ключе СЕТЕВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ вражескому в нынешнем качестве минобру и иже с ним. Ведь всё ими творится ПРИ ПОВАЛЬНОМ СОУЧАСТИИ российских педагогов. (Как и в 30-х годах массовость политических репрессий определялась, в первую очередь, мощнейшим народным обеспечением, а потом всех собак развесили на одном Сталине. Куда как удобно!) Две статьи Абачиева инициативные люди уже начали рассылать по вузам и школам страны. И с таким вот сопроводительным письмом-призывом: «ПЕДАГОГИ СРЕДНЕЙ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИИ! В своём подавляющем большинстве вы являетесь пусть и подневольными, но фактическими соучастниками государственных преступлений, творимых властными пятоколонными ставленниками экономических и культурных оккупантов страны. Методичное уничтожение России через базисное разрушение её системы народного образования и на вашей гражданской совести, которая дрыхает без задних ног. И главным образом именно на вашей совести! Ведь история творится народом и в образовательной сфере, а народ и в ней имеет таких управителей, которых заслуживает. Примите предлагаемый холодный душ на ваши головы и немедленно начитайте жить по совести! В разрушении народного образования и науки в стране счёт времени до точки невозврата уже пошёл на месяцы! В условиях очевидного «равновесного хаоса» в современной информационной среде предлагаемым статьям крайне нелегко стать резонансными и действенными. Только при вашем содействии их дальнейшему распространению в Интернет-коммуникациях они могут стать таковыми.» Призываю для начала всех включиться в этот процесс нашей подрывной работы против пятоколонных убийц народного образования. Ведь в век Интернета и социальных сетей живём. Уже к началу нового учебного года всё это можно довести буквально до каждого вуза и до каждой школы в стране, до миллионов педагогов, учеников и студентов. Уже к началу будущего учебного года можно сформировать практически всеобщий протестный настрой общества против властных убийц народного образования. И последние ПО ФАКТУ станут пресловутыми генералами без армии! Ведь они действуют так нагло и откровенно ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ ПОВАЛЬНОМУ И РАБСКОМУ НАРОДНОМУ СОУЧАСТИЮ в своих преступных деяниях. «Молчанием предаётся Бог.» И Божия правда в делах государственного и культурного строительства в России тоже предаётся «народным безмолвствованием». Скачайте и переведите в PDF статьи С. К. Абачиева хоть с сайта «Академии тринитаризма», хоть с сайта РНЛ. Прибавьте в ним статью О. Н. Четвериковой от 20.04 на РНЛ – и вперёд!
Сергей Абачиев / 01.05.2015, 12:48

5. ответ 2, Николаев:

- А до того все наши вопли и воздыхания НИКОГО ВО ВЛАСТИ НЕ КОЛЫШАТ...Онв (власть) нас просто не слышит... Отчего же не слышит? Слышит. Только она, как крыловский Васька, всё слушает, да ест. Пока Кремль, исходя из внешнеполитических договоренностей, будет продолжать курс на объединение с Западом, все западные ценности, не только в области образования, будут в нашей стране продолжать насильственно внедряться. Обращение народа к Путину вряд ли будет "услышано", как это уже случалось неоднократно. Готов уже поверить, что народ в развале образования виноват сам - слишком надеялся на власть, засевшую в министерствах, которая, якобы, от Бога. Трудно, очень трудно многим поверить, что неправедная власть всего лишь инструмент в Божиих руках для вразумления неразумного народа.
/ 01.05.2015, 11:14

4. о результатах «Тотального диктанта», который только 2% участников написали на «пятерку»

Вообще, текст Е.Водолазкина непростой. "пару" хватали, в основном за пунктуационные ошибки: более шести, всё. неуд. Так что...
Константинос / 01.05.2015, 07:50

3. Re: Тотальное падение грамотности и его причины

"...Надо сказать, что внимание к письменной речи, любовь к чтению, внимание к вырази-тельному слову, выразительному чтению были характерны для традиционной советской школы"... Корень Зла - в глобалистской, масонской, либералистской позиции властвующих чинов из минобразования, которые и посеяли это Зло и удобряют его. Конечно же в этой замкнутой ситуации единственной правильной и естествен-ной реакцией было бы "обрубить методом гражданского неповиновения педагогической общественности властным преступлениям пятой колонны в сфере народного образования", но "И все помалкивают в тряпочку! Ну как же, всем надо иметь хоть такую работу и детей кормить!"...Думаю, что пока премьером оста- ётся Медведев, не будет он никого менять, тасовать, но всё оставит по-прежнему. Нужно прямое ОБРАЩЕНИЕ к Путину совместно с Церков- ными авторитетами. Только Путин сможет дать команду...О РОСПУСКЕ ВСЕХ ЗВЕНЬЕВ 5-Й КОЛОН-НЫ...А до того все наши вопли и воздыхания НИКОГО ВО ВЛАСТИ НЕ КОЛЫШАТ...Онв (власть) нас просто не слышит...
Николаев. / 30.04.2015, 17:06

2. Сначала - зачистка от пятой колонны вражеского министерства образования и науки!

Жаль, что статья проф. С. Абачиева "У Левиафана всё жесть Ахиллеса пята..." от 28 марта мелькнула как однодневка с единственным комментарием. А ведь в ней вскрыт корень всех бед российского народного образования. И показано, как этот корень срочно необходимо обрубить методом гражданского неповиновения педагогической общественности властным преступлениям пятой колонны в сфере народного образования. А теперь на РНЛ пошли-поехали всё те же "обсуждения"... А Васька слушает, да ест! И ЕГЭ-дрессировки уже начинают разрушать не только сознание дрессируемых учеников, но и педагогов-дрессировщиков. И все помалкивают в тряпочку! Ну как же, всем надо иметь хоть такую работу и детей кормить!
Сергей Абачиев / 30.04.2015, 12:57
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Аннушкин
«Общество взволнованно проблемой снижения стиля речи»
Что нам ожидать от законопроекта по защите русского языка от чрезмерного употребления иностранных слов?
19.12.2022
Наши тревоги зряшные
О проекте правительственного постановления об утверждении правил русской орфографии
10.11.2021
Вопрос сохранения чистоты русского языка,
защиты его от нецензурной брани и засилья иностранных слов
07.06.2021
«Дети должны понимать и чувствовать красоту слова»
Профессор Владимир Аннушкин о преподавании в школе русской фонетики и словарного запаса
06.11.2017
«Любите писать, записывать свои размышления!»
Филолог Владимир Аннушкин о воспитании хорошего русского языка, общественной и личной стилистики каждого гражданина
24.10.2017
Все статьи Владимир Аннушкин
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 03:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
27.04.2024 00:09
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06