«Монархическая карта» будет бита

Отзыв Семена Дробота на статью священника Александра Шумского «Антигосударственность русского монархизма»

Новости Москвы 
0
2290
Время на чтение 8 минут
На Русской народной линии опубликована интересная статья священника Александра Шумского «Антигосударственность русского монархизма». 

Статья основательная, подробная, обоснованная. И не случайно вызвавшая интерес у широкой публики. По мнению о. Александра, позиция русских монархистов чрезвычайно выгодна «нашим заокеанским партнерам» и «в ближайшее время Вашингтон попытается разыграть в России именно «монархическую карту». Потому что либеральная и националистическая карты уже биты».

Уважаемый автор выявил одну из самых важных проблем монархического движения — отсутствие реализма, отсутствие в современных монархических политических конструкциях адекватности современным реалиям. А также, полемика, разразившаяся на форуме РНЛ в комментариях к статье, отлично показала правильность выбора заголовка к статье о. Александра, поскольку оппоненты еще более подчеркнули свое неприятие действующей политической модели.

Ввиду того, что статья автора достаточно пространная, развернутая, в ней в полной мере раскрыта заявленная тема - здесь не требуется никаких дополнений. Остановлюсь кратко на теоретическом и историческом аспекте.

В статье о. Александр упоминает о принципиальной качественной разнице между двумя принципами власти: наследственной властью, связанной с принципом династизма, и византийским (ромейским) принципом власти. Это совершенно верная постановка проблемы.

Дело в том, что нынешние апологеты монархии очень любят оперировать к традиции, к традиционализму, к имперскому наследию и т.д. Однако если рассмотреть имперское прошлое и православную политическую традицию, то мы скорее найдем совершенно иное, чем то, о чем говорят сторонники династизма.

Возьмем для примера нашу самую главную религиозно-философскую и политическую концепцию «Москва — третий Рим». Мы увидим немаловажную вещь. Старец Филофей выводит особое значение России из Рима, из римской истории и римской государственности. Москва — третий Рим. То есть Московское царство - духовный и политический преемник первых двух Римов, Москва — продолжатель традиции Рима. А что такое Рим и Византия в политическом смысле, каково их устройство? Римская империя (в том числе Византия) — это государство автократического типа, где суверенитет главы государства (императора) согласован с необходимыми требованиями всех социальных страт.

Генезис классической императорской власти связан с республиканской формой правления. «Император» - иначе «генералиссимус», означает изначально «повелитель», «командующий» - так солдаты обычно возглашали победоносного полководца. Император был пожизненный, но не наследственный. Принцип династизма так и не победил меритократический римско-византийский принцип правозглашения (избрания) каждого нового императора армией, народом и сенатом на ипподроме.

Самое важное и ключевое отличие римского принципата от монархии в том, что император - орган государства, центральное звено государственного аппарата. Император имеет власть не как частное лицо (человек), а как высшее должностное лицо - носитель империума (Imperium) — высшей, по римским понятиям, военно-административной (военно-бюрократической) власти. В этом смысле император не мыслим без Империи, в отличии от нынешних монархистов, которые твердят о уничтожении исторической России в 1917-м, но при этом создают зарубежом «двор» и именуют себя «великими княгинями» и даже «государынями» без государства.

Император же осуществляет суверенитет и верховную власть (собственно, Imperium), которые принадлежат римскому народу. Ключевым здесь является то, что император осуществляет суверенитет и верховную власть, но не является ее источником.

В этом разительный контраст со средневековой европейской и русской патримониальной концепцией сущности государства и власти. Языческий принцип наследственной монархии сложно соотносится с христианством. Сакральность рода, династии — это не христианские догматы. Поэтому как обосновать наследственную монархию? Либо признать, сакральность той или иной семьи (но тогда это уже не христианское учение) либо следует отказаться от принципа наследственной монархии, потому что в современных условиях нет и не может быть ни одного рационального, убедительного и достойного аргумента в пользу монархического наследственного принципа власти. Невозможно (без языческой аппеляции к сакральности рода) обосновать предопределенность, что династия должна вечно управлять народом и государством, независимо от каких-либо личных качеств и достоинств монарха.

Управлять Империей просто в силу рождения, в силу наследования — это не серьезно. Следует отметить, что такой патримониальный принцип был как раз характерен для европейских раннесредневековых варварских королевств, образовавшихся на обломках великой Империи. Империя же никогда не могла докатиться до таких примитивных форм организации власти и государства. А для нас, православных традиционалистов, важна именно Империя, ее политическое наследие, а не наследие «темных веков» европейского Средневековья. Именно Империя в работах святых отцов Церкви трактуется как «катехон», т.е. «удерживающий». Поэтому русские религиозные деятели чаяли римского наследия. «Москва — третий Рим» - это означает и перенятие римского понимания власти как удерживающей и суверенной (автократической) модели государства.

Известный русский философ, консервативный публицист И. Солоневич говорил, что для России единственно жизнеспособным типом власти является монархия, в крайнем случае — принципат римского типа.

На самом деле в современных условиях для России единственно жизнеспособным типом власти является принципат римского типа и только в крайнем случае — монархия. Потому что самый ключевой политический вопрос современности (для православных традиционалистов) — как гармонично сочетать сильную и эффективную государственную власть с бессословным гражданским обществом, централизованный административный аппарат — с высокоразвитой правовой культурой и эффективной экономикой? В XXI столетии конструктивно и адекватно решить этот вопрос невозможно без привлечения политического наследия Византии.

Монархия же является уделом славного российского прошлого. Хотя бы потому, что неприменным условием существования монархии является существование аристократии как сословия, на которое опирался бы монарх. И что нам предложат современные апологеты наследственной монархии? Восстановить в XXI столетии сословно-кастовую систему?! Патриархальное представление о государстве как семье?! Это контрпродуктивно.

Иерей Александр Шумский в рамках телефонной линии от 07.03.2015 «О монархизме и реализме: ответ моим критикам» правильно отметил, что не нужно перекладывать принципы устройства семьи на принципы устройства государства. К тому же в православной традиции всегда было обоснование происхождения государства не в рамках патриархальной (семейной) теории происхождения государства, а в теологической (власть как божественное учреждение, необходимое для ограничения зла в мире).

Поэтому постановка вопроса о каком именно принципе власти речь — легитимно-романовском или византийско-ромейском принципиально верна. Что касается Владимира Путина, здесь также необходимо полностью согласиться с о. Александром Шумским. Нельзя противопоставлять Президента с православным царем. Российская модель президентской власти в полной мере соответствует византийской политической системе и в этом смысле — православной политической традиции.

В силу статьи 80 Конституции РФ Президент осуществляет суверенитет и верховную власть российского народа (о которой говорится в статье 3 Конституции). Президент прямо назван главой государства. Он не просто глава исполнительной власти. Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, представляет страну в международных отношениях и определяет основные направления внешней и внутренней политики государства, принимает меры к охране суверенитета, государственной целостности и обороноспособности Империи.

Одной из ключевых составляющих императорской власти периода римского принципата была проконсульская власть (imperium proconsulare) бывшая одновременно и гражданской и военной, то есть дававшая командование над большинством римских легионов. И сегодня должность Президента уникальна тем, что это единственное должностное лицо в государстве, обладающее гражданской и военной властью одновременно (глава государства (ст. 80) и Верховный главнокомандующий Вооруженными силами (ч. 1 ст. 87), а также трибунская власть (potestas tribunnica) - важнейшая из прерогатив принцепса, дававшая право интерцессии (право вето на решения сената) и делавшие особу императора неприкосновенной, сегодня это ст. 91 «Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью» и ч. 3 ст. 107 «если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон».

Симфония священства и царства — характерная черта византийской практики отношений Империи и Церкви — не предполагает обязательного миропомазания императора. Учение о симфонии властей сформулировано в шестой новелле св. благ. Императора Юстиниана, когда миропомазание императора еще не осуществлялось. В Византии соответствующий обряд появляется относительно поздно, под западным влиянием. Вслед за тем уже под византийским влиянием помазание на царство появляется и на Руси.

Целый ряд специалистов — в их числе такие авторитетные ученые, как Георгий Острогорский, Эдуард Айхманн, Антон Михель или Жильбер Дагрон, — полагает, что этот обряд появляется в Византии в результате IV Крестового похода. По мнению этих исследователей, помазание на царство впервые имело место в Константинополе в 1204 году при коронации Балдуина Фландрского (первого латинского императора в Константинополе).

Вступление в должность императора Византии сопровождалось не миропомазанием, а приветствием избранного императора торжественными восклицаниями, столичные димы (партии) этим выражали согласие с состоявшимся избранием. Между императором и народом происходил своеобразный диалог. Император обращался через глашатая к собравшимся, давал гражданам известные обещания, оповещал о своих намерениях, а димы приветственными возгласами изъявляли свое одобрение. Затем византийские императоры направлялись в храм Святой Софии за получением благословения Церкви в лице константинопольского патриарха.

Такая коронация напоминает президентскую инаугурацию. Сначала вступление в должность в присутствии всего правительственного синклита и высоких гостей, с зачитыванием присяги на верность народу и государству (опять же византийский принцип — император на службе народа и государства) и направление в Благовещенский собор московского Кремля, где патриарх совершает молебен по специальному чину, подчеркивает легитимность избрания и возносит следующую молитву (источник).

«Боже великий и дивный, неисповедимою благостию и богатым промыслом ỵправляяй всяческая! Призри ныне на усердное моление наше и благослови благое намерение Президента страны нашея Владимира, полагающаго начало правления хранимою Тобою страною нашею Российскою. Умудри и настави его безпреткновенно проходити великое сие служение. Подаждь ему разумение и премудрость, во еже в тишине и без печали люди Российския сохраняти, подчиненная же ему правительства ỵправляти на путь истины и правды и от лицеприятия и мздоимства отражати. Умножи дни жития его в нерушимем здравии и непременяемем благополучии. Подаждь и всем нам, во вся дни правления его, тихое и безмолвное житие и вся, ко временней и вечней жизни потребная, да тако въ мире и тишине поживше, возславимъ Тя, нашего всещедраго Владыку и Благодетеля, и в радости и благодарении сердец наших воспоим: слава Тебе, Богу Благодетелю нашему, во веки веков».

А на диаконской ектении провозглашается особое прошение «о Президенте страны нашея Российския Владимире, о еже подати ему с небесе, к правлению и правосудию, силу и премудрость, добре страною нашею правити, мир и благоустроение в ней насаждати, врагов же ея и супостат в страх и бегство обращати».

Одним словом, у нас есть благочестивейший, самодержавнейший правитель. Институт президентства в России — это институт священный и богоустановленный, ибо «несть бо власть аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть» (Рим. 13:1) и «якоже устремление воды, тако сердце царево въ руцѣ́ Божией: аможе аще восхощетъ обратити, тамо уклонитъ е» (Притчи 21:1). Народ, Армия и святая Церковь стоят за Президента, поэтому пусть господа из Лондона и Вашингтона знают — игра разоблачена, их монархическая карта будет бита.

Семен Дробот, юрист, публицист, г. Новосибирск
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

47. Re: «Монархическая карта» будет бита

Профессор православного богословия в Hellenic College Holy Cross Greek Orthodox School of Theology, священник Стенли Сэмюэл Харакас, клирик Американской архиепископии Константинопольского Патриархата выделяет четыре основные формы взаимоотношений между церковью и государством: 1. Разделение церкви и государства. В этом случае, государство может быть нейтральным, дружелюбным, или враждебны по отношению к церкви. 2. Папоцезаризм. Церковь или религиозный деятель руководит государством. 3. Цезарепапизм. Государство руководит церковью. 4. Симфония. Церковь и государство являются взаимодополняющими и имеют взаимное уважение к друг другу.
Нечернозёмец / 12.07.2015, 23:25

46. Re: «Монархическая карта» будет бита

Понятие "Москва-Третий Рим",никакого отношения к ПОЛИТИЧЕСКОЙ традиции ни Перваго,ни Второго Рима не имеет, поелику оба в ересях падоша. Впрочем, в истории, социальные бунты, всегда идут рука об руку с ересями,(Ф.Энгельс),не эту ли "традицию" собираются нам подсунуть. Отсюда и неверный вывод о недопустимости переноса понятий об устройстве семьи на понятия об устройстве государства,а между тем в России,общество никогда не делало различий,это западная традиция. Католическая. "К тому же в православной традиции всегда было обоснование происхождения государства не в рамках семейной патриархальной традиции,а в теологической(власть как божественное учреждение,необходимое для ограничения зла в Мире).". И это тоже западные понятия. Католические. В России всегда понимали с точностью до наоборот. И правильно понимали и всегда разделяли. Государство,как установление человеческое и Верховную Власть в нем. В России,никогда не выпадали за рамки здравого смысла. Понятие "Святое государство"-это Ватикан,папа и все что с ним связано в истории,России,в том числе. Ничего хорошего. Власть как Божественное Учереждение,необходимое для ограничения зла в Мире,это ВЛАСТЬ ОПИРАЮЩАЯСЯ НА НРАВСТВЕННЫЙ АВТОРИТЕТ. НА БОГА. Такой тип власти существовал задолго до возникновения государства и на ЦАРСТВО ПОМАЗУЕТСЯ ЦАРЬ,-ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ,но не государство,-БЮРОКРАТИЯ. АКАКИЙ АКАКИЕВИЧ и "сорок тысяч столоначальников". И последнее. Монархия-означает всегда и только ЕДИНОНАЧАЛИЕ,где началие, не способ бытия но способ взаимоотношения лиц.
Писарь / 12.07.2015, 15:26

45. Ответ на 29., Закатов:

А лизоблюды и холуи разбегутся первыми. И начнут плевать в бывших кумиров, и пресмыкаться перед новыми "Небесными посланниками"...

Да, уж был "Наш дом - Россия" , теперь - "ЕДРО" , далее - везде.
Лебядкин / 12.07.2015, 12:23

44. Ответ на 39., М.Яблоков:

Законная власть может быть только преемственная(и Христос был законным Царем Израиля, как прямой потомок Давида по Евангелию), если нет особых неисповедимых Божественных промышлений, что касается смены династий.

Господи, прям имярожество, тьфу - имя Розы какое-то с Леонардо во главе или ноахизм – новый антихристианский проект мирового сионизма и плод религиозной интеграции в рамках суперэкуменизма. Ещё прямых земных потомков Спасителя надобно - и моСки у многих совсем свихнуться.
Лебядкин / 12.07.2015, 12:20

43. Это пацакская планета, родной?

Относительно текущего момента. Да уж .... тема траченная, что и говорить, но всё охота положить не свои пять копеек, но хотя бы полушку.... Последние "писки" - это спор о том, что протухло больше - монархия или демократия? Эти цветочки расцвели на мощном стволе споров/утверждений о богоданности (так и сяк) "в принципе — монархии" 1. Хочется отметить - полную оторванность, «невпопадство», «в пустой след» - характер этих споров. Вы посмотрите, кругом идёт упорное (и упоротое) блокостороительство - болоки и блочки в Ю. Америке, евроатлантике, евразии-БРИКС_ШОС - и так далее. И заметьте - нигде - а понять это дорогово стоит - нигде не идёт спора или рассуждений о форме правления. Но зато в тени прилягла истина о том, что, по сути дела, за треском ломающихся копий вокруг монархий и демократий на самом деле идёт форсированное замещение любых традиционных форм правления - правлением ТНК. 2. С ролью религии вообще всё обстоит так, что и не вытанцовывается как-то ....ИГИЛ вон прячется под вывеско ислама - и популярна эта утка среди молодёжи мира. Или вот - Кураина. Турчинов - пастор-баптист, лоббист неопятидесятников и в прошлом их куратор в Службе безопасности Украины, Порошенко-Вельцман - бывый как бы загожанин РПЦ МП(!), Плотницкий (ЛНР) - то ли протестант, то ли неразбери какой православный ..... чего то тут не так. И что мы имеем в качестве сухого остатка? Некую ещё неотстоявшуюся и недобродившую смесь-амальгаму из правления ТНК и карго-религии.
Лебядкин / 12.07.2015, 10:27

42. Ответ на 6., semendrobot:

Исходя из Вашего комментария хочу спросить, что Вы предлагаете? Вот мы в 21 веке. Вы что хотите?

А что это меняет? Ну, 21, и что? Все эти наши мыслители такие как Солоневич, славянофилы и прочие уважаемые товарищи, когда писали о правильной монархии - говорили по-сути о сословно-представительной монархии.

Из этой Вашей фразы явственно следует, что как минимум Солоневича Вы не читали абсолютно точно. Иначе не написали бы такой ерунды. А раз не знакомы с основами даже, зачем браться за написание статей на такую тему? Безответственно. Но это же позопрошлый век (если не старше).

Вы удивитесь, но республиканская форма правления существует не одно тысячелетие уже - какое же это старое дерьмо. Зачем Вы тут его рекламируете? Протухло давно. Вообще аргументация в статье просто никакая. Подставьте везде вместо "монархия" слово "республика" - будет ровно в той же мере "убедительно".
Коротков А. В. / 12.03.2015, 21:26

41. Ответ на 39., М.Яблоков:

Законная власть может быть только преемственная(и Христос был законным Царем Израиля, как прямой потомок Давида по Евангелию), если нет особых неисповедимых Божественных промышлений, что касается смены династий. Временщики - не власть. Поворовал, дай другому поворовать. Только наследственная власть лишена этой греховной страсти. Так как страну надо оставлять своему сыну. Вы - тупой и неверующий, нечерноземец. Все равно ничего не поймете )

Христос, в земной жизни, никогда не занимал царский престол и дворец ни в Иудеи, ни в Израиле, ни в Римской империи. Вы путаете земное царство и Небесное Царство.
Нечернозёмец / 11.03.2015, 20:02

40. Ответ на 38., Нечернозёмец:

Законная власть может быть только преемственная(и Христос был законным Царем Израиля, как прямой потомок Давида по Евангелию), если нет особых неисповедимых Божественных промышлений, что касается смены династий. Временщики - не власть. Поворовал, дай другому поворовать. Только наследственная власть лишена этой греховной страсти. Так как страну надо оставлять своему сыну. Вы - тупой и неверующий, нечерноземец. Все равно ничего не поймете )
М.Яблоков / 11.03.2015, 14:28

39. Ответ на 22., М.Яблоков:

Монархия не может быть бездинастийная. Родовая преемственность - это один из основных принципов монархии. См. Лк.1.32.

Где здесь про земных правителей? Здесь сказано про Иисуса Сына Божьего. Нечего перетолковывать Священное Писание. Ни о каких монархических династиях (дед-отец-сын) и о их обязательности для православных нет ни слова в Священном Писании. Самуил помазал Саула, когда народ еврейский отступил от Бога; затем помазал Давида. Никаких династий. Форма правления в государстве не имеет отношения к учению Православной Церкви. Навязчивой идией монархизма людям просто головы морочат, вместо того, чтобы каждый занимался спасением своим и ближних.
Нечернозёмец / 11.03.2015, 14:15

38. Ответ на 36., Дмитрий 988:

что именно династическая наследственная монархия в России способствовала становлению России, как великой Империи с необозримыми границами

Как странно. Разве в этом цель? Или смысл? А мы думали в том, что наследственная власть - единственных честный способ передачи власти.
Lucia / 11.03.2015, 11:22
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Семен Дробот
Святая София Константинопольская: статус мечети лучше статуса музея
Музейный статус храма являлся атрибутом светскости, борьбы с религией, толерантности и европеизации
21.07.2020
О концепции «российская нация»
Принять закон о государственной национальной политике можно и нужно
28.08.2017
Все статьи Семен Дробот
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
21.11.2024 13:36
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 13:32
Гарри Поттер и дух растления
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.11.2024 13:23
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 13:03
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Сергей из НН
21.11.2024 12:59
Силоамские башни не перестают падать
Новый комментарий от JG
21.11.2024 12:36