Правовое государство и христианство

0
1056
Время на чтение 4 минуты

На «Русской народной линии» опубликована статья Евгения Чернышева «Правовое общество - это уклонение от Христа», суть которой сводится к тезису о том, что правовое устройство государства подразумевает диктатуру человеческого закона, отрицающего Закон Божий.

Автор объясняет неприятие концепции правового государства тем, что право - явление архаичное, в крайнем случае - ветхозаветное и противопоставляет праву евангельские и в целом, новозаветные принципы. Однако упускается из вида то обстоятельство, о котором свидетельствует вся история права. А именно: право становится наиболее развитым, а государство правовым именно в эпоху Римской империи, и, следовательно, в эпоху христианства.

Право и христианство во многом существуют и развиваются как две самостоятельной части единого целого - Империи, которая ассоциируется с порядком, с формой бытия. Знаменитая формула Империи, выраженная св. благ. императором Юстинианом звучит: «единое государство, единая вера, единый закон» послужила грандиозным толчком в развитии правовой культуры, кодификации, и в целом концепции правового государства. Крупнейший византинист, историк А.А.Васильев так охарактеризовал правовую политику императора: «гигантское законодательное творение VI века имеет всемирное непреходящее значение. Свод законов Юстиниана сохранил нам римское право, вписавшее существенные принципы того права, которое управляет современными нам обществами».

Римская правовая империя и христианство, совпадающие даже хронологически по периоду основания, приходят на смену нормам и институтам архаичного общества. В архаичном обществе нет правопорядка, потому что там нет Империи, но есть хаос, насилие и демократия (безначалие). Христианская же цивилизация - это цивилизация права.

В рождественской стихире говорится «Августу eдиноначальствующу на земли, многоначалие человеков преста: и Тебе вочеловечшуся от Чистыя, многобожие идолов упразднися. под eдинем царством мирским гради быша, И во eдино владычество Божества языцы вероваша», означающей, что когда Август стал единовластным на земле, прекратилось многовластие среди людей; и с вочеловечением Христа от Девы Марии идольское многобожие упразднилось. Одному мирскому царству подчинились страны, и в единое владычество Божества уверовали все племена и народы. Переписаны были народы по указу Кесаря. Когда родился Христос, в Империи царили мир и благоденствие (что указывало на идеальную цель права).

Один из идеологов Империи Данте Алигьери в трактате «Монархия» указывал, что империя Римская рождается из источника благочестия и связана именно с Рождеством Спасителя, и, следовательно, власть ее - власть права. Он говорит, что если Римская империя существовала не по праву, Христос, родившись, совершил бы несправедливость, но Христос, как свидетельствует летописец его Лука, соизволил родиться от Девы Марии в дни, когда было обнародовано повеление римской власти, дабы при этой исключительной переписи рода человеческого Сын Божий, став человеком, был записан как человек; а это и значило соблюсти правовое установление.

В дальнейшем, в тексте Нового Завета мы встречает фразу Спасителя «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Евангелие от Матфея 5:17).

То есть, у Христа ни в чем нет противостояния правопорядку, ни государственному, ни религиозному.

Апостол Павел в период своей проповеди также показал высокий уровень своего правосознания. Он точно знает все права и преимущества своего статуса римского гражданина, это хорошо заметно при чтении Деяний. И он не только не отказывался от права, но, напротив, очень умело им пользовался, предотвращая с его помощью опасность, угрожавшую его проповеди и его личной неприкосновенности, и не упуская даже случая подчеркнуть, что он пользуется не только правами, но и преимуществами.

«Темничный страж объявил Павлу: воеводы прислали отпустить вас: итак, выйдите теперь и идите с миром. Но Павел сказал им: нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? Нет, пусть придут и сами выведут нас. Городские служители пересказали сии слова воеводам, и те испугались, услышав, что это Римские граждане. И, пришедши, извинились перед ними и, выведши, просили удалиться из города» (Деян. 16:36-39).

«Когда растянули его ремнями, Павел сказал стоявшему сотнику: разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда? Услышав это, сотник подошел и донес тысяченачальнику, говоря: смотри, что ты хочешь делать? Этот человек   Римский гражданин. Тогда тысяченачальник, подошедши к нему, сказал: скажи мне, ты Римский гражданин? Он сказал: да. Тысяченачальник ответствовал: я за большие деньги приобрел это гражданство. Павел же сказал: а я и родился в нем» (Деян. 22:25-28).

Апостол не пропускал без протеста и процессуальные нарушения. Первосвященнику Анании он сказал: «ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня» (Деян. 23:3). Он затеял спор о подсудности, отвел иудейский суд как недопустимый и требовал суда Кесарева: «я стою перед судом Кесаревым, где мне и следует быть судиму. Требую суда Кесарева» (Деян. 25:10, 11).

Что касается критикуемого сегодня положения «разрешено всё, что не запрещено законом», то следует отметить, что подобная конструкция не умаляет ценность права как такового. Ведь здесь критерием является закон, иными словами - то, что запрещено законом - не разрешено. Никто не мешает расширить в законе перечень того, что запрещено. Также необходимо помнить еще один современный ограничительный общеправовой принцип нормативной регуляции: «свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека», который прямо связан с христианским правилом «итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Евангелие от Матфея 7:12).

Этот перечень можно продолжить, но и названные примеры достаточно демонстрируют связи права и христианства, что говорит о необходимости более трезвого подхода к правопониманию, основанного в том числе на апостольской традиции.

Семен Дробот, юрист, публицист (Новосибирск)
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

7. Ответ на 5., semendrobot:

Нет ничего страшного в полицейском государстве, у нас при Николае I выстраивался именно такой тип государства - было очень даже не плохо

Я эту точку зрения отстаиваю уже лет пять в рунете. "Пафос" моих комментов на тему полицейского государства только в двух вещах - чтоб без эвфенизмов правовое государство так и называли полицейским, имея ввиду в первую очередь крепость державных интересов, защищённость отдельного человека перед толпой и незыблемость закона в целом. Безо всяких либерализмов, прав без обязанностей, толерастии и политкорректностей. То есть я всегда стоял и стою за правовое государство - за действительно правовое, а не за его имитацию диссидетами-общечеловеками.
Лебядкин / 22.08.2015, 12:21

6. Re: Правовое государство и христианство

Тут вот - http://goo.gl/ZDgRhn - такое, например, нагородили - "Право и нравственность рассматриваются как возможный гарант справедливости. В данном случае в большей мере рассматривается положительное право, но принимается во внимание, что основой положительного права должно быть право как должное, право в его различении с законом. Право и нравственность взаимосвязаны и взаимообусловлены.". Но воз - убеждён - с места не двинется без признания Бога.
Лебядкин / 22.08.2015, 10:28

5. Ответ на 1., Лебядкин:

Нет ничего страшного в полицейском государстве, у нас при Николае I выстраивался именно такой тип государства - было очень даже не плохо
semendrobot / 22.08.2015, 05:16

4. Ответ на 3., Николаев.:

в таком случае и православие тоже "из-за кордодна". Про "оглупление народов" - тоже не соглашусь. Рим - это было государство наиболее просвещенное на тот период, в собственно право - это один из признаков развитого общества. То же и про "загубление православных". Византия сама себя губила что ли?
semendrobot / 22.08.2015, 05:14

3. Re: Правовое государство и христианство

По моему автор статьи не понял - что же хотел сказат и показать Евгений Чернышёв, совершен-но определённо и на мой взгляд верно назвав-ший "правовое общество" - обществом без Христа. а значит и без Веры. Ведь понятия "правовое общество", гражданское общество" и им подобные "общества" пришли к нам из-за кордодна, и сформировали их теоретики и знатоки "права" для оглуплени собственных народодв и для загубления "иерверцев"-правос-лавных, ибо вкладывают они в эти понятия не духовные, но сугубо мирские догмы-понятия, которые удобны лишь для привелигированно-управленческого класса (кланов) и современ-ного папства...Так что судить здесь да рядить не о чем...
Николаев. / 21.08.2015, 09:48

2. Re: Правовое государство и христианство

Такое впечатление, что автор не читал статью, на которую написал отклик. А это: Что касается критикуемого сегодня положения «разрешено всё, что не запрещено законом», то следует отметить, что подобная конструкция не умаляет ценность права как такового. Ведь здесь критерием является закон, иными словами - то, что запрещено законом - не разрешено.

совсем печально. Юрист, делающий столь примитивные логические ошибки...
Коротков А. В. / 20.08.2015, 13:54

1. Re: Правовое государство и христианство

Вот же засела "засада" - и не выковырять никак. Правовое государство = суть полицейское государство. А "право" - вовсе не Закон Ветхого Завета и уж совсем не Заповеди Нового Завета, Христа. Но всё у нас талдычат - правовое государство, правовое государство .... Душевредно, ей-ей.
Лебядкин / 20.08.2015, 11:08
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Семен Дробот
Святая София Константинопольская: статус мечети лучше статуса музея
Музейный статус храма являлся атрибутом светскости, борьбы с религией, толерантности и европеизации
21.07.2020
О концепции «российская нация»
Принять закон о государственной национальной политике можно и нужно
28.08.2017
Все статьи Семен Дробот
Последние комментарии
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Бузина Олесь
18.12.2024 21:53
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Ил76
18.12.2024 20:40
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от prot
18.12.2024 20:23
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от ipopov
18.12.2024 20:21
Суд да дела Василия Бойко-Великого и Божий Суд
Новый комментарий от Леонид Болотин
18.12.2024 20:10
О либерализме
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:48
Если России не будет – на Земле будет ад
Новый комментарий от Игорь Бондарев
18.12.2024 19:36