«Если Божия Матерь за нас, то кто же нам страшен?»

К 100-летию явления Пресвятой Богородицы русским воинам

100 лет с начала Первой мировой войны 
0
2428
Время на чтение 7 минут

Завтра, 1/14 сентября Русская Православная Церковь чтит Августовскую икону Божией Матери, написанную в память явления Пресвятой Богородицы русским воинам 100 лет назад, в 1914 году.

Как следует из свидетельств очевидцев, чудо это произошло в ночном небе на Северо-западном фронте, во время отступления 1-й армии генерала П.К.Рененнкампфа. Чудесное явление, описанное в светских и церковных периодических изданиях, произвело сильное впечатление на современников, вызвав появление первых его изображений и почитание святого образа.

По-видимому первой о чуде сообщила газета «Биржевые ведомости», опубликовавшая в вечернем выпуске 25 сентября / 8 октября 1914 года заметку «Чудо». Ссылаясь на письмо некоего «генерала Ш.», командовавшего одной из частей на прусском театре военных действий, газета сообщала: «"...После нашего отступления наш офицер, с целым полуэскадроном, видел видение. Они только расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: "Ваше благородие, идите". Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божию Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой Она указывает на запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и исчезло..." После этого разыгралось большое сражение под Августовом, ознаменовавшееся большой победой».

А вскоре в газете «Петербургский листок» появилось стихотворение Н.Никифорова «Чудесное видение»:

Ночь перестрелке помешала,
И, после стычек боевых,
Пуль музыка не нарушала
Позиций тишь передовых.
Томила дрема; ночь глухая
Покрыла мраком кругозор;
В тылу позиций, потухая,
Едва мерцал во тьме костер.
Но чудным светом озарилась
Глубь неба, разгоняя мрак,
И Матерь Божья вдруг явилась,
Благословляя бивуак.
Восторгом трепетным объяты,
Узрели ясно пред собой
Виденье дивное солдаты...
Заутра выигран был бой.
Галлюцинации быть может?
Для многих пусты небеса,
И многих чернь сомненья гложет,
Мы плохо верим в чудеса.
Но счастлив узник, коль луч света
Блеснет в тюремное окно;
Блажен, кому явленье это
Увидеть было суждено!


Одно из дореволюционных описаний чуда явления Божией Матери в 1914 годуРастиражированное газетами сообщение о чуде заставило Святейший Синод изучить обстоятельства этого события и проверить его достоверность. По ходу расследование Св. Синодом обстоятельств этого чуда, в прессе появлялись все новые и новые подробности. Самое подробное на тот момент и наиболее авторитетное для православных свидетельство было опубликовано в ноябре 1914 г. в «Вестнике военного и морского духовенства», являвшегося официальным церковным изданием. Немаловажным было и то, что свидетельство исходило не от анонимного лица, а от протоиерея Иоанна Стратоновича, бывшего в то время полковым священником «синих кирасир» - Лейб-гвардии Кирасирского Ея Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны полка, солдаты которого и стали свидетелями чуда.


«1 сентября с.г. в 11 часов ночи обоз 2-го разряда бригады Лейб-гвардии кирасир Его и Ея Императорских величеств, находившийся близ г. Мариамполь, внезапно был застигнут немцами: получено было донесение, что неприятель на автомобилях с пулеметами и пушками находится близ на шоссе, - говорилось в сообщении о.Иоанна. - Не надеясь отразить врага своими силами, многие из воинов обратились с молением о помощи к Державной Заступнице, крепкой в бранях Помощнице. И что же? Матерь Божия услышала молитву их. Воины увидели на небе необыкновенно яркую звезду, из которой постепенно образовалось сияние из маленьких звезд, и чудный образ Богоматери с Предвечным Младенцем, причем Божия Матерь рукою указывала на Запад. Кирасиры пригласили из квартиры офицера г. поручика Зернец]. С живым благоговением все воины взирали на чудное явление, продолжавшиеся около ½ часа, и призывали на помощь Матерь Божию. Когда видение исчезло, на месте явления воссияла та же яркая звезда. После этого общей радости не было предела: неприятеля уже не оказалось, и обоз благополучно совершал дальнейшее следование».

Священник Стефан Щербаковский

Позже слова отца Иоанна подтвердил и главный священник армий Северо-западного фронта протоиерей Константин Богородицкий, представивший в Св. Синод показания четырех кирасир, бывших свидетелями этого чудесного явления. Причем расспросы кирасир производил такой известный и авторитетный священник, как прославленный герой Русско-японской войны, Георгиевский кавалер отец Стефан Щербаковский, писавший в своем рапорте: «Показания чинов несколько разнятся между собой в мелких деталях, но это не только не умаляет самого факта, но еще больше говорит о его реальности». Что же касается военного начальства и большинства офицеров, то они, по словам отца Константина Богородицкого, отнеслись к этому события как к «оптическому явлению» и «в высшей мере скептически». Видимо поэтому в полковой истории кирасирского полка об этом явлении нет ни слова, хотя и сообщается, что данная обозная часть «ко всеобщей радости» 2 сентября наконец-то добралась до своих.

Между тем, исследователь этого вопроса А.Фарберов, изучивший хранящееся в Российском государственном историческом архиве дело Св. Синода, в книге «Заступничество Богородицы. Августовская икона Божией Матери» (М., 2007) так передает суть свидетельств кирасиров, рассказанных отцу Стефану Щербаковскому:

«Обозы 2-го разряда нескольких воинских частей, отступавших под натиском германских войск из Восточной Пруссии, оказались позади наших войск и вблизи неприятеля. Там были воины Кирасирских Его и Ея Величества полков, штаба 1-й гвардейской кавалерийской дивизии, 1-й Его Величества батареи гвардейской конно-артиллерийской бригады. Эти обозы остановились на ночлег в 6-7 верстах от города Мариамполя в имении помещика немца. Непрерывно поступали тревожные сообщения. Поручик Кирасирского Ея Величества полка Александр Николаевич Зернец, полковой казначей, свидетельствовал: "Разнеслась тревожная весть, повергшая многих в уныние, что мы совершенно отрезаны от наших войск. Настроение было в высшей степени подавленное: одни говорили, что нужно уходить, а другие, принимая во внимание усталость людей и лошадей, советовали отдыхать до рассвета. Вскоре принесли еще более тревожные вести о том, что вблизи наших обозов видели германские разъезды, а по шоссе движутся германские блиндированные автомобили с пулеметами... С этими известиями несколько раз вбегали в наш дом солдаты, прося выйти во двор". Другие солдаты из числа опрошенных отцом Стефаном тоже вспоминали, что слышать все это было очень тяжело. Именно в такой обстановке между 11 и 12 часами в ночь с 31 августа на 1 сентября воины и увидели чудо в небе над своим бивуаком. Некоторые смотрели на небо с самого начала, другие обратили свои взоры позже, когда их позвали сослуживцы. В числе первых явление видели кирасир Ея Величества полка обозный Димитрий Серегин, стоявший в это время на часах, и кирасир Его Величества полка Петр Щит, который был на дворе, подле лошадей. Оба они свидетельствовали о яркой звезде, сиявшей на небе, котораястала бледнеть и на месте ее начал вырисовываться образ Божией Матери с младенцем Иисусом Христом на левой руке. Петр Щит сообщил такую подробность: "...когда звезда начала темнеть, появился темный овальный круг. По краям этого крута образовался свет в виде радуги, а в середине вырисовалось ясно изображение Божией Матери..." Правая рука Богородицы была немного вытянута и указывала на запад, причем, по свидетельству поручика Александра Зернеца, "от оконечностей пальцев правой руки исходил свет (как бы фосфорический)". Кирасир Димитрий Серегин говорил отцу Стефану: "Мне показалось, что Она нас ею будто благословляла". (...) Явление Богоматери возникало постепенно, и так же, постепенно, стало бледнеть, расплываться, светлеть. На этом месте в небе образовалось светлое пятно, а на его фоне (не очень отчетливо) - крест, который был виден недолго и стал постепенно бледнеть. По свидетельству очевидцев, крест был как бы из облаков, линии его были не прямые, а волнообразные. Все чудо, по рассказам воинов, длилось не более 10-15 минут».

Августовская икона Божией Матери

Поручик А.Зернец вышел на двор, когда его позвал туда вбежавший в дом один из нижних чинов и застал следующую картину: «Наши солдаты, конносаперы и другие, без фуражек, одни, стоя на коленях, другие прямо, на ногах, смотрят на небо, крестятся, молятся, а некоторые плачут. На вопрос, в чем дело, они указали на небо». По его рассказу: «Это явление Божией Матери подействовало на них, бывших до того в большом душевном смущении и испуге, так успокаивающе и так ободрило их надеждой на благополучный выход из этого ужасного и опасного положения, что многие, горячо помолившись, легли спать. На следующее утро мы благополучно встретили нашу дивизию (сводную), двигающуюся нам навстречу».

Заключая свой рапорт отец Стефан Щербаковский писал: «Весть об этом чудесном явлении наполнила сердца всех русских воинов чувством живейшей радости и поселила твердую уверенность, что и в эту Великую войну, как и в прежние войны и времена, Матерь Божия не оставляет нас Своею помощью и ходатайством пред Своим Божественным Сыном и Богом. А если Божия Матерь за нас, то кто же нам страшен?»

Августовская икона Божией Матери

Таким образом, чудо это произошло не накануне Августовского сражения (20 сентября), как утверждали задним числом светские газеты, а во время отступления наших войск к Неману, и не в районе города Августова Сувалкской губернии (ныне - территория Польши), а рядом с литовским г. Мариамполь (Мариямполе) той же Сувалкской (когда-то в прошлом - Августовской) губернии. Как справедливо замечает А.Фарберов, «из всех изложенных в приведенных в публикациях фактов (...) со всей очевидностью вытекает, - кирасиры видели Божию Матерь во время отступления наших войск - 1 сентября под городом Мариамполем. Начало же нашего наступления, закончившегося через неделю победой в Августовской операции, датируется 14 сентября».

Августовская икона Божией Матери

Между тем, собранных свидетельств оказалось достаточно для того, чтобы 31 марта 1916 году Святейший Синод признал необходимым «запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа» и посему определил: «благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам вблизи города Мариамполя...». Но последовавшие вскоре революционные события 1917 года не позволили этому церковному празднику утвердится. Лишь 17 апреля 2008 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери, которое с этого времени совершается 1 (14) сентября.

По материалам книги Андрея Фарберова «Заступничество Богородицы. Августовская икона Божией Матери» (М.: Ковчег, 2007), подготовил Андрей Иванов.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Иванов
Первая Пасха Первой мировой войны
Как отмечали Светлое Христово Воскресение в 1915 году
17.04.2023
«Это был очень искренний человек»
Вместе с тем, история В.М.Пуришкевича — назидательный рассказ о том, как незаурядный, одарённый человек в силу личных амбиций невольно стал одним из могильщиков того дела, которому служил
24.01.2020
Все статьи Андрей Иванов
100 лет с начала Первой мировой войны
«Мы должны делать все возможное для благого преображения мира»
Делегация Русской Церкви приняла участие в церемонии поминовения русских военнопленных, погибших в Словении в годы Первой мировой войны
04.08.2021
Россия и Германия: соратники, союзники – враги?!
II. К 107-й годовщине начала Мировой войны*
02.08.2021
Россия и Германия: соратники, союзники – враги?!
I. К 107-й годовщине начала Мировой войны[1]
31.07.2021
Главком Николай II, или Цена победы
Об истинных потерях Русской Императорской Армии в Первую мировую войну. Часть 3
27.07.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Андрей Карпов
18.04.2024 14:24
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 13:54
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 13:48
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
18.04.2024 13:33
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.04.2024 13:28
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.04.2024 12:40