18 июля на рассвете скончался выдающийся общественный деятель, лидер русского национального движения Татарстана, президент Общества русской культуры Республики Татарстан, доктор социологических наук, профессор Александр Леонидович Салагаев (род. в 1952 г.). На протяжении всего постсоветского времени именно он последовательно отстаивал права русских в Татарстане в условиях этнократического режима в регионе, защищал право русских детей изучать свой родной русский язык в школах Татарстана в полном объеме, как и по всей России, твердо и упорно стоял на том, что Татарстан - это часть России, а не отдельное государство, выступал в защиту православия перед угрозой ваххабизации Татарстана.
Свою научную деятельность Александр Салагаев начал после окончания Казанского государственного университета (КГУ), где он закончил историко-филологический факультет в 1975 году. Он работает младшим научным сотрудником, ассистентом в Казанском авиационном институте на кафедре (ныне кафедра социологии, политологии и менеджмента) с 1975 по 1979 годы. В 1979 году поступает в аспирантуру в родной КГУ, завершает ее в 1981 году. Защищает кандидатскую диссертацию по философии «Авторитет руководителя в управлении производственной деятельностью при социализме» (1987). С 1981 по 1986 годы работает ассистентом, потом старшим преподавателем на кафедре научного коммунизма (сейчас кафедра политологии) КГУ. С 1986 года по 1994 годы прошел путь от старшего научного сотрудника до заведующего социологической лабораторией КГУ. В 1994-2002 гг. он работает доцентом кафедры государственного управления, истории и социологии Казанского государственного технологического университета. В 1992 году он создал и возглавил частный Центр аналитических исследований и разработок, ставший известной исследовательской организацией, занимающейся прикладной социологией и маркетингом в регионе. В том же году защитил докторскую диссертацию по социологии на тему «Подростково-молодежное территориальное сообщество делинквентной направленности как объект теоретического исследования» в Санкт-Петербурге. Это была первая докторская диссертация, защищенная в России по молодежным уличным группировкам. Теме девиантного поведения, преступности, криминогенности молодежи Салагаев посвятит свою научно-исследовательскую жизнь. В 2002 году он получил звание профессора. В 2006 году Александр Салагаев создал и возглавил кафедру социальной и политической конфликтологии в Казанском государственном технологическом университете.
Общественно-политическая деятельность Александра Салагаева началась в 1990 году, когда он был избран депутатом Казанского городского совета, в котором он возглавлял Комиссию по делам молодежи и спорта (в горсовете он пробудет до 1995 года). В 1993 году в условиях бурного всплеска татарского национал-сепаратизма на фоне проведения референдума о самоопределении (читай - об отделении) Татарстана как субъекта международного права Александр Леонидович совместно с обеспокоенной русской общественностью создает и возглавит Общество русской культуры Республики Татарстан - на протяжении практически всего постсоветского двадцатилетия единственная русская национальная организация в Татарстане. В 2006-2009 гг. Салагаев - член Общественной палаты Республики Татарстан. Он входил в экспертно-консультационный совета по профилактике наркомании при Совете Безопасности Республики Татарстан, был членом Совета по реализации антикоррупционной политики при Президенте Татарстана (два года назад его оттуда вывели за резкую критику того, что в Татарстане порой видишь имитацию борьбы с коррупцией), Международного социологического общества, Европейского общества криминологов, экспертом ООН.
Научные изыскания Александра Леонидовича были в области социологии молодежи, конкретно он исследовал молодежные уличные группировки, преступность, этнорелигиозные конфликты в России.
Салагаев своей гражданской позицией был крайне неудобной фигурой в Татарстане, особенно в том плане, что он последовательно отстаивал равноправие русских с татарами. В условиях этнократической системы в Татарстане это было мужеством. Именно Салагаевым поднимались такие важные проблемы для положения русских в этой национальной республике как должное этническое представительство в органах власти, право русских детей изучать родной для них русский язык в полном объеме точно также, как и по всей России, возглавляемое им Общество русской культуры Татарстана твердо и упорно стояло и всегда напоминало тем, кто это в Казани забывал, что Татарстан - это часть России, а не отдельное государство, выступал в защиту православия перед угрозой ваххабизации Татарстана, которая сегодня уже ни у кого из серьезных экспертов не вызывает сомнения. Отстаивать права русских в Татарстане - это смелость. И Александр Леонидович этого не боялся.
Естественно, татарские национал-сепаратисты старались немедленно обвинить русского ученого в «фашизме», «татарофобии» и «исламофобии» - стандартный набор обвинений с их стороны в адрес любого русского, который не согласен с их идеями. Эти обвинения смешно было слышать мне, татарину, который прекрасно знает интеллектуальный багаж и идейную нищету тех своих соплеменников, которые выступают за отделение Татарстана от России. Эти обвинения еще более смешно было слышать, зная тот факт, что сам Салагаев был женат на татарке, читал на татарском языке газеты, сайты, неплохо разбирался в татарской культуре, чем меня удивлял. Этим он разрушал стереотип, приписываемый ему татарскими националистическими информационными ресурсами, пытавшимися создавать из Салагаева образ «ненавистника татар».
Впрочем, реакция уличных сепаратистов Татарстана вполне естественна: возразить на аргументацию твердой позиции Салагаева они не могли, и им оставалась только огрызаться и шипеть, захлебываясь от своей русофобии. Особенно смешны были потуги татарских национал-сепаратистов как-то задеть или морально принизить Салагаева, когда его авторитет как ученого никем не ставился под сомнение ни в Татарстане, ни далеко за его пределами. Некоторые пустились в рассуждения (обычно так поступают, когда в желании опорочить аргументы заканчиваются), что Салагаев - это, дескать, крестившийся татарин или человек с татарскими корнями, и якобы от этого у него комплекс неполноценности, он стремится быть более русским человеком, якобы скрывая свое татарское происхождение. Салагаев поражался убогости рассуждений этого зоопарка неадекватных персонажей, ему даже пришлось публиковать свое родословие, убедительно показывая, что его предки и он сам - русские, чтобы отпали все эти идиотские подозрения.
Мы часто с Александром Леонидовичем Салагаевым беседовали на темы положения русских в регионе: и он, и я сходились в одном, что русским в Татарстане нужно равноправие с татарами реальное, а не декларируемое, русские - это коренной народ в Поволжье, а не оккупанты, как пишут о них в учебниках по истории Татарстана. В условиях усиления террористической угрозы в Татарстане, когда ваххабиты начали массово поджигать церкви, Салагаев встал на защиту православия, и тогда русские и кряшены (самобытный православный тюркский этнос, который идеологи Казанского Кремля пытаются записать в татары) вместе стали бить тревогу, проблему заметили в Москве. Только после этого местные власти в Татарстане начали исправлять ситуацию, обратили внимание на положение православия в регионе, приняли определенные меры. Хотя Салагаев еще в 1990-е годы подымал такие, на первый взгляд, культурного характера, но на практике в условиях Татарстана политические, вопросы как - восстановление монастырей, реституция церковной собственности, возрождение православного острова-града Свияжска, в местной митрополии его, к сожалению, не жаловали. Салагаев неоднократно поднимал вопрос о спасении церкви Косьмы и Дамиана 1708 года постройки, которую разрушают прямо в центре Казани при абсолютном молчании местного архиерея. Русский лидер отстаивал необходимость превращения Храма-памятника павшим русским воинам, который расположен на реке Казанка, в постоянно действующий храм, а не открываемый лишь иногда, только по праздникам. Заметим, что этот храм находится прямо в центре столицы Татарстана, а не где-нибудь в заброшенной деревне.
Но не только местные татарские национал-сепаратисты недолюбливали Салагаева. Чиновники Казанского Кремля также не жаловали его. Самое отвратительное, что больше всего доставалось русскому национальному лидеру от русских по национальности чиновников Казанского Кремля, которых он метко называл «бывшие русские». «Эти лакеи местной этнократии порой делали гораздо больше вреда в деле решения «русского вопроса» в Татарстане, чем пользы», - отмечал профессор, добавляя, что русские в органах власти этой национальной республики порой становятся куда большими татарскими националистами, чем даже сами некоторые чересчур национально озабоченные татары.
В последний год жизни Александр Леонидович много болел (у него был рак), но он шел на поправку после операции, был полон сил, хотел написать мемуары, частями стал публиковать их в Интернете. Я ему говорил, что обязательно необходимо подготовить архивный фонд профессора Салагаева, он соглашался. Точно также как в дореволюционный период во главе русского национального движения в Казани стояла университетская интеллигенция, профессура, точно также и в постсоветский период русское национальное движение возглавляла в Казани вузовская интеллигенция. Владислав Залеский (1861-1921), Петр Знаменский (1836-1911), Александр Соловьев (1853-1919), Рафаил Ризположенский (1862-1921), Сергей Гаврилов (1946-2003), Александр Салагаев (1952-2014) - вот в такой последовательности будет описана история русского национального движения в Казани с имперских до постсоветских времен, когда на это решатся независимые от местной политической конъюнктуры историки. И имя Александра Леонидовича, как достойного продолжателя русского дела в Поволжье, будет стоять в этой череде лидеров. И обязательно, я уверен, появится историк, который напишет книгу или защитит диссертацию по истории русского национального движения, и ему понадобятся для изучения документы, в том числе и материалы по биографии и деятельности профессора Салагаева. Александр Леонидович с этим соглашался, понимал, что это крайне важно и нужно. Мы сейчас начали систематизировать архив Общества русской культуры Татарстана. Это важно оставить для будущего поколения историков.
В последние годы против ученого началась откровенная травля со стороны Казанского Кремля. И делали это, похоже, что те самые «бывшие русские».
В 2010 году был создан Казанский межрегиональный центр экспертиз во главе с этнологом Вадимом Козловым. В задачи этой организации входит написание заказных экспертиз на материалы, которые необходимо признать экстремистскими. В октябре 2013 года Центр по противодействию экстремизму МВД по Татарстану обратился в этот Казанский межрегиональный центр экспертиз, чтобы он составил экспертизу на подписанное Александром Салагаевым заявление Общества русской культуры Татарстана по поводу изнасилования и жестокого убийства в Набережных Челнах 8-летней Василисы Галицыной (насильником и убийцей был мигрант из Узбекистана, педофил Фарух Ташбаев). В нем, в частности, говорилось, что «миллионы нелегальных мигрантов, наводнивших нашу страну, являются мощным криминогенным фактором». Экспертиза была наскоро подготовлена с обвинительным вердиктом. В результате заместитель прокурора Татарстана Фарит Загидуллин отменил прежнее решение Следственного управления Следственного комитета по Татарстану об отказе в возбуждении уголовного дела по 282-й статье УК РФ, которое было принято по русскому профессору. Салагаев (напомню, он - специалист по социологии преступности, девиантного поведения, является членом Европейского общества криминологов) задался целью оспорить это абсурдное экспертное заключение в суде. Показательно, что повестки следователя доставляли в приемную ректора КГТУ, ставя под удар репутацию ученого, как его, едва вышедшего из больницы после серьезной операции, вызывали на допрос. Все шло к тому, чтобы русского национального лидера признать экстремистом, а потом свалить в могилу. Неделю назад он мне позвонил, пригласил придти в Вахитовский районный суд г.Казани (заседание было назначено на 21 июля 2014 года, понедельник, в 15:00), я подтвердил, что приду его морально поддержать.
Тем более, что сейчас мне известно, что тот же самый Казанский межрегиональный центр экспертиз подготовил экспертизу на интервью 76-летнего национального идеолога кряшен Аркадия Фокина, в котором он выступил за национальное самоопределение кряшен и сказал, что сохранение их как самостоятельного тюркоязычного этноса возможно в лоне православия. Естественно, 76-летнего пенсионера Фокина то же объявили экстремистом, и в прошлую субботу я давал свидетельские показания в его защиту в Центре по противодействию экспертиз МВД по Татарстану, где на допросе подтвердил абсолютную некомпетентность Казанского межрегионального центра экспертиз и политический заказ преследований православного общественного деятеля. Получается, что экстремизмом в Татарстане теперь объявляют нежелание видеть незаконных мигрантов из числа педофилов и детоубийц в России и тех, кто выступает за то, чтобы кряшены оставались в лоне православия.
Но главная цель подобных преследований - психологически измотать человека, духовно сломать, фактически довести до могилы. Не зря девизом Александра Салагаева были знаменитые слова Джорджа Оруэлла: «Во времена всеобщей лжи говорить правду - это экстремизм».
В воскресенье мы будем хоронить русского ученого, а в понедельник должен был состояться судебный процесс, где ему предстояло защищать свою честь...
Раис Сулейманов, религиовед, председатель Казанского отделения «Русского собрания»
Редакция «Русской народной линии» и руководство Русского собрания со своей стороны выражают соболезнования родным и близким выдающегося русского ученого и видного общественного деятеля.
1. На кончину Александра Леонидовича Салагаева