На начало нынешнего марта пришлось сразу несколько памятных дат нашей истории, которые заставляют размышлять о путях действия Промысла Божия в судьбе России. 5 марта исполнилось 60 лет со дня кончины советского лидера Иосифа Виссарионовича Сталина. 6 марта мы праздновали 600-летие решения Земского Собора призвать на престол Михаила Федоровича Романова, что положило начало правлению славной Династии. А 14 марта в очередной раз мы вспоминаем трагическую дату нашей истории – отречение от престола Царя-Мученика Николая Александровича. Закономерно поэтому, что начало марта проходит под аккомпанемент споров о Государе Николае Александровиче и Иосифе Сталине.
Во второй половине XIX века железный канцлер Отто фон Бисмарк, объединивший немецкие земли в единую Германскую империю, бросил знаменитую фразу, что политика делается не речами, празднествами и песнями, а «только железом и кровью». На эту фразу откликнулся знаменитым стихотворением «Два единства» наш гениальный поэт и мыслитель Федор Иванович Тютчев: «"Единство, - возвестил оракул наших дней, -// Быть может спаяно железом лишь и кровью..."// Но мы попробуем спаять его любовью, -// А там увидим, что прочней...». В этих строках заключено глубокое понимание сути христианской государственности, строящейся на евангельских максимах. И, по мысли славянофилов, с которыми до духу и фактически был дружен Тютчев, - в этом одно из фундаментальных отличий русской и западноевропейской цивилизаций.
Царь-Мученик Николай Александрович воспитывался в атмосфере, когда славянофильские идеи активно входили (правда, в облегченном виде) в общественную идеологию. «Время славянофильствует», напишет позже философ Владимир Эрн. Оно начало славянофильствовать, пожалуй, уже с эпохи Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, вызвавшей невероятный рост любви к «братушкам-славянам». В это время будущему Императору было уже 10 лет.
Неудивительно, что Николай II критически относился к Петру Великому, который ломал народ ради реализации своих амбициозных планов, - для славянофилов Царь Петр один из главных объектов критики. Николай Александрович желал править любовью. Его знаменитый взгляд, обезоруживавший противников, был его сильнейшим оружием.
Но элита, да и народ, не захотели иметь такого Царя. Его стремление избегать конфликтов, не унижать увольняемых в отставку чиновников рассматривались как проявление слабости, податливость внешним влияниям. Каждый сановник считал себя вправе давать советы Государю, а если он их не выполнял, объявлял его глупым или недальновидным человеком. Такие люди, как граф Егор Канкрин, который упрямо спорил с Императором Николаем Павловичем, но стоя на коленях, уже были редкостью среди служилого сословия, а среди сановников и вовсе не встречались. Лучшие люди народа, а именно они, по идее, составляли политическую элиту страны, уже утратили Веру, потеряли правильное понимание Самодержавия и искреннюю любовь к своему Народу, т.е. далеко отошли от основ Русского устроения. Царская Семья, стремившаяся жить по совести, была уже «белой вороной» внутри политического класса Империи.
Крах Империи был неизбежен. Его могла предотвратить революция сверху, для осуществления которой, как я уже говорил, у Государя не было политической опоры. Да и сам Государь по свойству своей натуры не был готов действовать революционными методами.
Оставалась революция снизу. Она и произошла. Но горе было тем, кто ее организовал. Большинство из активных участников революции поплатились – кто собственной жизнью, кто гибелью близких и изгнанием.
Господь послал народу, не пожелавшему повиноваться доброму Царю, сначала «иных времен татар и монголов», безжалостных «комиссаров в пыльных шлемах», интернациональную сволочь, которая начала вершить Божий суд над народом, забывшим о том, что он – народ-богоносец.
Но на следующий день после отречения Государя явилась Державная икона Божией Матери, Сама Богородица взяла в Свои руки царские скипетр и державу.
Гражданская война, неизбежно заполыхавшая в стране, большая часть мужского населения которой только что вернулась из окопов, не обеспечила национального единства. Белые, поднявшие на флаг национальные идеи, от Царя отказались, предпочли бороться то за Учредиловку, то за непредрешенчество. В результате Святейший Патриарх Тихон, симпатизировавший белым, не дал им своего патриаршего благословения на их борьбу. И это неслучайно. В гражданской войне столкнулись «правда белая» и «правда красная», и полилась рекой русская кровь. Храбрецы-удальцы, георгиевские кавалеры воевали с обеих сторон. И не нам сегодня судить выбор Каппеля и выбор Чапаева, - они оба заплатили за свой выбор кровью, оба душу свою за други своя положили. Как они это понимали...
Кровавая вакханалия гражданской войны породила беспредел 20-х и 30-х годов. НЭП, который так любят нахваливать современные коммунисты и розовые социал-демократы, как гениальное изобретение Ленина, был временем тотального разврата. Целомудрие изгонялось из общественной жизни, сама человеческая жизнь уже ничего не стоила, убийства на бытовой почве становились обыденностью. В правящей партии шла ожесточенная борьба группировок за власть. Церковь была отдана на откуп обновленцам и живоцерковникам.
Но в это же время шла невидимая глазу работа народного духа. Подвиг Новомучеников и Исповедников Российских, шедших на мучения, в тюрьмы и ссылки создавал ту невидимую, но твердую как скала основу для изменений в обществе и затем во власти. Гонителям уже казалось, что они перебили, арестовали и отправили в тюрьмы и ссылки самых активных, а остальных запугали. Но вот проводится перепись населения в 1937 году, и оказывается, что верующими не побоялись назвать себя около 60 процентов населения. Вспоминаю запись в дневнике идейно близкого большевикам-сталинистам писателя М.М.Пришвина, который, несмотря на распространявшееся мнение, что таким образом хотят выявить всех последних христиан для тотального избиения, не пожелал отречься от Христа и исповедал себя в переписи христианином. Думаю, именно эта перепись – переломный момент в нашей истории, от которого быстрыми темпами пошел процесс национализации большевизма. Кстати, графа о вероисповедании была внесена в переписной лист по личному указанию Сталина. Народ каким-то коллективным разумом и чувством стал понимать, ощущать, что большевики пришли всерьез и надолго, и смирился с их властью.
И после этого начались перемены к лучшему. Появились первые признаки процесса национализации большевизма. Возвращение изучения истории в школах. Новогодняя (все понимали, что Рождественская) елка. Широкое празднование юбилеев великих русских поэтов. Патриотические фильмы о русских полководцах. И т.д. и т.п. Мелкие штрихи, из которых начал формироваться образ нового политического режима. Забились в истерике враги: термидор наступает, - но ничего сделать уже не могли.
Господь смилостивился над русским народом благодаря заступничеству Божией Матери, молитвам Новомучеников и Исповедников Российских и послал России Сталина, - правителя жестокого, коварного, но относившегося к своей деятельности как к служению. Не напрасным, видать, оказалось обучение в духовных школах.
Сначала Сталин в целях борьбы за власть начал создавать себе политическую опору в новом истеблишменте. Его главный политический противник Лев Троцкий, ставленник американских банкиров, такую опору имел в лице красных командиров, которых он лично подбирал и расставлял на должности во время гражданской войны. «Ленинская гвардия» профессиональных революционеров тоже была в основной своей массе на его стороне, а не стороне грузина Сталина. И Сталин предпринимает тонко выверенный политтехнологический ход, - на волне партийной скорби по случаю смерти Ленина он инициирует так называемый «ленинский набор» в партию, по которому в РКП (б) вступили 100 тысяч русских (в основном) рабочих и крестьян. Сталин сумел провернуть это вопреки прямому запрету Ленина на расширение членства партии. Через десять лет все эти Макары Нагульновы стали руководителями парторганизаций и составили политическую опору Сталина, благодаря которой он и сумел осуществить термидорианский переворот в партии и государстве.
Борьба была ожесточенной, поскольку на кону была власть над Третьим Римом. Страдали и невинные. Причем, среди репрессированных были и политические сторонники Сталина, с которыми расправлялись от его имени.
А все это трагическое двадцатилетие лихолетья увенчала страшная, но и очистительная Великая Отечественная война…
В 2009 году, когда отмечалось 200-летие со дня рождения великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя, я побывал в Полтаве. Вместе с моими друзьями – знатоками и ценителями творчества Гоголя профессором В.А.Воропаевым и игуменом Евфимием (Моисеевым) - мы предприняли поездку по гоголевским местам. В Полтаве мы посетили удивительный и страшный музей. Создал его диакон Александр Собко. Бывший спортсмен, он долго собирал по деревням и селам Малороссии необычные иконы – иконы-мученицы. Иконы, которые были досками в полу, на потолке, в стенах - в хатах у местных селян. У некоторых икон отрезаны главы, у некоторых ноги, - доски были великоваты… Страшное зрелище. Но и поучительное. Я тогда понял, что Голодомор не был случайностью, что Великая Отечественная война не могла не быть такой кровопролитной, что репрессии не могли быть менее масштабными. Ибо страшен был грех народа…
И в заключение хотелось бы еще раз напомнить о духовной логике развития нашей истории. Ее можно попытаться понять, используя довольно простой метод исследования - метод наложения Пасхалии и церковного календаря на мирской календарь. Это помогает понять духовную суть самых сложных исторических эпох. Итак, давайте вспомним. 22 февраля 1917 года Государь выехал на фронт. Это была среда. Шла вторая седмица Великого поста, время особенного покаяния для всех православных христиан… На следующий день, словно по команде, в Петрограде начались беспорядки. 23 и 24 февраля город будоражили «бабий бунт» против дороговизны хлеба и забастовки рабочих на окраинах столицы. 25 февраля беспорядки перекинулись на центральную часть города, где проходили беспрерывные митинги, на которых произносились революционные речи. В этот день произошло знаковое событие – казак (своего рода символ порядка) зарубил шашкой пристава Крылова, пытавшегося вырвать красный флаг из рук демонстрантов. Казаки изменили Царю.
Роковым стал следующий день 27 февраля, когда начался солдатский бунт. Толпа захватывала полицейские участки, было сожжено здание Окружного суда, захвачена тюрьма «Кресты». Так началась 3-я (Крестопоклонная) седмица Великого поста. В тот же день в здании Думы в Таврическом дворце возникли два самочинных революционных органа Временный комитет Государственной Думы и Совет рабочих и солдатских депутатов. Итак, в понедельник Крестопоклонной Седмицы толпа православного народа была не в храме, а штурмовала петроградскую тюрьму «Кресты». Измена и бунт против Помазанника Божия во время Великого поста - это приговор народу. Так стоит ли удивляться тому, что вскоре наступило время гнева Господня на Руси?!
А вот хронология событий 20 лет спустя. 12 июля 1943 года в праздник святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла происходит знаменитое Прохоровское танковое сражение, решившее исход Великой Отечественной войны. 6 мая 1945 года Церковь торжествует по случаю великого праздника Воскресения Господня и одновременно дня Великомученика и Победоносца Георгия, а победоносная русская армия, предводимая маршалом Георгием Жуковым, берет штурмом столицу фашисткой Германии, и наши солдаты водружают знамя Победы над рейхстагом. Победа над смертью и победа над зримым воплощением смерти - фашизмом - происходят в один день. Подробнее об этом см. в моей статье «Священная русская история».
А через 50 дней в праздник Святой Троицы 24 июня 1945 года в Москве проходит Парад Победы. Я не могу допустить, что И.В.Сталин не знал, что 24 июня будет праздник Святой Троицы. Наверняка знал и назначил торжественный Парад Победы специально в этот день!
И последнее для полноты картины. 2 сентября 1945 года в день окончания второй мировой войны И.В.Сталин выступил с «Обращением к народу» по случаю победы над Японией. Знаковый документ для понимания Сталина. Он подчеркнул, что японская агрессия против России-СССР началась еще в 1904 году. Потом были интервенция, Хасан и Халхин-Гол. Все это - звенья одной цепи. Несмотря на победы Красной Армии над японцами, говорил Сталин, «поражение русских войск в 1904 году в период русско-японской войны оставило в сознании народа тяжелые воспоминания. Оно легло на нашу страну черным пятном. Наш народ верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет разбита и пятно будет ликвидировано. Сорок лет ждали мы, люди старого поколения (выделено мной - А.С.), этого дня. И вот этот день наступил. Сегодня Япония признала себя побежденной и подписала акт о безоговорочной капитуляции». Какая нарочитая демонстрация исторической преемственности!
Поэтому рассказу иеромонаха Феодорита (Валикова), который видел в мае 1945 года Государя на ступенях рейхстага, я охотно верю. Для меня Царь-Мученик Николай Александрович и Иосиф Виссарионович Сталин – звенья одной цепи. Цепи нашей русской истории. Непростой. Трагической, но и героической. Поэтому каждый русский православный человек, почитающий святого Государя, должен с уважением относиться и к Сталину.
Анатолий Степанов, гл. редактор «Русской народной линии»
68. руки прочь от И.В.Сталина
67. Re: Царь-Мученик Николай Александрович и Иосиф Виссарионович Сталин
66. Ответ на 64., Сергей Турченко :
65. Ответ на 11., РодЕлена:
64. Забыли помянуть нашего первого царя
63. Ответ на 62., Иванович Михаил:
62. Ответ на 61., правдоруб: Торжество справедливости.
61. Ответ на 44., Иванович Михаил:
60. Ответ на 56., Дмитрий 988:
59. Державная.