О фарисействующих мытарях

Диакон Владимир Василик об информационном цинизме и порожденном им странном синтезе

Кощунство в Храме Христа Спасителя 
0
1831
Время на чтение 8 минут

«Не помолимся фарисейски, братия» — призывает нас сегодня Церковь. Сегодняшний день учит нас высоте раскаяния мытаря, но при этом не забывается и закон праведности. «Фарисея поревнуем добродетели и мытаря поучимся смирению» - научают нас церковные песнопения.

Разве плохо поститься два раза в неделю и десятину жертвовать на бедных и храм? Главное — не гордиться этим и не превозноситься над ближним.

Но, к сожалению, в наше время распространен совершенно иной синтез: фарисей неразрывно соединяется с мытарем. Только присутствуют в этом сплаве самые худшие качества: самодовольство фарисея и греховность мытаря. И все это оказывается возможным при царящем ныне информационном цинизме.

Возьмем сравнительно недавно прогремевшее дело одного поганенького ансамбля с непотребным именем, чьи участницы плясали на амвоне храма Христа Спасителя.

Последнее слово Алехиной, Санцевич, Толоконниковой было самым настоящим фарисейско-мытарским синтезом.

От него осталось впечатление постмодернистской игры в смыслы, по принципу соединения несоединимых символов и их взаимного уничтожения, или полного переформатирования.

Возьмем, к примеру, слова: «Кто бы мог предположить, что история сталинского террора не учит, как приемы инквизиции воцаряются в правоохранительных органах и суде. Мы разучились плакать».

Перед нами типичное демократическое фарисейство. Свой кощунственнный антирелигиозный карнавал в духе двадцатых-тридцатых годов двадцатого века плясуньи силятся представить как некую политическую антитоталитарную манифестацию, а себя приравнивают к жертвам сталинских репрессий. Мало что может быть лицемерней кощунственней такого сопоставления, особенно в 75 годовщину террора 1937 г., когда расстреливали православных священников, закрывали храмы, глумились в них над святынями во время закрытия и устраивали в школах кощунственные пародии на богослужение и суды над Богом. И на что потом было жаловаться воинствующим безбожникам, кощунникам и пародистам, когда в 1937-1938 г. зачастую и за ними приходили люди в форме?

Это сравнение лицемерно и кощунственно еще и потому, что блудницы и пропагандистки сексуальных извращений не имеют никакого права сравнивать себя со «стопятницами и пленницами» 1937 г. и других годов: те были в значительной степени людьми верующими и целомудренными и свою женскую честь зачастую сохраняли даже в нечеловеческих условиях лагерей. Солженицын, на которого напрасно ссылаются плясуньи, приводит в «Архипелаге» потрясающий факт: унизительный медицинский осмотр женщин в одном из лагерей показал, что большинство их либо были девственницами, либо долгие годы жили в целомудрии. Сравним это с гнусными сценами разврата, явленными участницами группы в Зоологическом музее в 2008 г., их мерзости, показанные в других местах, растление их собственных детей.

Тем более, они не имеют никакого права сравнивать себя ни с Сократом, который, по природе будучи человеком страстным и невоздержанным, удивлял афинян своим аскетизмом и воздержанием, ни тем более с сосудом Святого Духа святым перводиаконом Стефаном, который всю свою жизнь предал Богу. Подсудимые, точнее их речеписцы воспользовались природной жалостью русского человека, чтобы подпустить в общественное сознания такую подленькую псевдо-богословскую мысль: любой заключенный и осужденный является невинным страдальцем. Тогда мучеником надо признать и расстрелянного серийного маньяка Чикотило, и повешенных гитлеровских генералов и гауляйтеров, и казненных власовцев, и осужденных чеченских террористов, и криминальных «авторитетов», и посаженных воров и жуликов. Все они попадают не просто в разряд «несчастненьких», как говорили на Руси, но в ранг страстотерпцев.

Плясуньи любят рядиться в одежды евангельских блудниц, но мило забывают про одну важную вещь: эти блудницы раскаялись и стали целомудренными. Христос заповедовал им: «Иди. И впредь не греши». А в деятельности современных панк-блудниц не видно и следа раскаяния: «На последнем слове от подсудимого обычно ждут либо раскаяния, либо сожаления о содеянном, либо перечисления смягчающих обстоятельств. В моём случае, как в случае моих коллег по группе, мне совершенно не нужно». Как сказано, «И не раскаялись они в делах рук своих» (Откр. 9, 20).

Только горькую улыбку способны вызвать следующие слова кощунниц: «Страстность, откровенность, наивность выше лицемерия, лукавства, напускной благопристойности, маскирующей преступления. Первые лица государства стоят в храме с правильными лицами, но, лукавя, грешат куда больше нашего. Мы делаем наши политические панк-концерты, потому что в российской госсистеме царит такая закостенелость, закрытость и кастовость, а проводимая политика подчинена лишь узким корпоративным интересам настолько, что нам от одного российского воздуха больно». Плясуньи пытаются разыграть чисто евангельское противопоставление: грешный, но искренний мытарь и внешне праведный, но лукавый и лицемерный фарисей. На самом деле в деле Pussy Riot, как и в концертах «Мадонны» мы имеем дело с чудовищным постмодернистским сплавом: фарисей неразрывно соединяется с мытарем. Только обмениваются они самыми худшими качествами: фарисей делится своей гордостью и самодовольством: мытарь своей коррумпированностью и греховностью. Изблудившиеся девчонки, не сделавшие в жизни ничего путного, имеют наглость самодовольно и цинично учить общество своей извращенной морали и устраивают «медианабеги» на символы того государства, которое их вырастило, выучило, дало возможность зарабатывать на жизнь, охраняло и терпело. Но только совершенно напрасно они против него бунтуют. Они его законные, хотя и мятежные чада и несут в себе все его пороки, многократно приумноженные, в том числе аморализм, цинизм, лицемерие и лукавство. Сам характер их акции, явная запланированность, неразрывная связь с предвыборной кампанией, делом весьма денежным, мощная и системная поддержка отечественных и зарубежных СМИ, а также ряда политиков заставляет усомниться в их независимости, искренности и наивности. Они – лишь маленький элемент большой игры, направленной в конечном счете против Русской Православной Церкви и государства Российского и, судя по их выступлениям, ведают, что творят.

Другой пример фарисействующего мытаря — Ксения Собчак. Блудница, еще худшая, чем девчонки из непотребного ансамбля, потерявшая счет любовникам и непотребствам, она имеет наглость критиковать Церковь и священнослужителей, и учить священников жизни. Странно наблюдать наших церковных глашатаев и великих миссионеров в такой недостойной кампании, когда они к тому же невольно оказываются в положении маленьких мальчиков, оправдывающихся перед строгой учительницей за свое неправильное поведение и обещающих: «Я больше не буду». И никто не задается вопросом: «А судьи кто?» Точнее — кто судьица? Имеет ли она право задавать вопросы о коррупции и нравственных нарушениях в Церкви, когда сама живет с наворованного и по уши погрязла в свинствах и беззакониях? Но впору задаться и иным вопросом: а почему люди Церкви вообще считают возможным приходить на такие медиа-судилища и оправдываться перед судьями-самозванцами? Кого они надеются там убедить и кого обратить? Почему они забывают завет Господа: «не мечите бисера перед свиньями» и временами занимаются самым настоящим предсвинобисерометанием? Ссылаются на пример Господа Иисуса Христа, шедшего к мытарям и блудницам, но забывают о том, что Господь наш говорил тем, кто способен услышать, и не давал ответа циникам и духовным потребителям.

Другой экспонат в коллекции фарисействующих мытарей — Александр Невзоров. Человек, который вовсю поносит Церковь, бичует коррумпированных и грешных попов, некогда... пел в хоре Никольского собора. Более того, в начале 90 годов в программе Шестьсот секунд показывал сюжеты вполне лояльные по отношению к Церкви. Что с ним произошло? Прозрел? Каким образом? Поведай-ка нам, Александр Глебович, как спала с очей твоих пелена. И он действительно возвестил граду и миру. Оказывается, он никогда не верил и на грош, а в церковных кругах вращался в качестве...связного от КГБ. Проще говоря — засланного казачка. Тогда возникает законный вопрос: а как тебе верить? В девяностые годы ты нам дурил голову, работая от КГБ, может и сейчас нас морочишь, отрабатывая заказы от ЦРУ и Ми-6? Духовный облик сего обличителя весьма непригляден. В свое время он предательски бросил свою жену — прекрасного интеллигентного человека. Происхождение средств, на которое он создал свой конный завод, мягко говоря, темно. Шлейфом за Александром Глебовичем идут склоки и скандалы. И такой-то человек берется обличать священство и священноначалие!

Но есть уровень и повыше — интеллигентного фарисейства. В Эрмитаже недавно прошла кощунственная выставка зарубежных псевдохудожников, в которой фигурировали антихристианские символы, в частности — распятый медвежонок. Так вот, директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский не нашел ничего лучшего, как оправдать ее через… музеефицирование. Оказывается, если кощунственный предмет выставлен в музее, то это уже не вещественное доказательство антирелигиозного хулиганства, а ...произведение искусства. Иными словами, если навоз в поле, то он навоз, а если под витриной — экспонат и шедевр авангарда. Естественно, никто и не обсуждает художественную ценность объекта: выставлен и точка. Приговор окончательный, обжалованию не подлежит. Соответственно, достаточно любую гельмановскую, или иную мерзость, лишенную всяких следов красоты и эстетической ценности, поместить в музей, как она сразу становится священной коровой. «Не трогать! Вы что, против высокого искусства? И Венера не всем нравилась» - последуют окрики со стороны «наших строгих ценителей и судий». При этом они стыдливо умолчат о том, что, по свидетельству подлинных специалистов, настоящих художников, этим экспонатам в эстетическом смысле далеко не только до Милосской Венеры, но и до «палеолитических Венер», что в моральном смысле они безнравственны, а в социальном — опасны, поскольку являются самой настоящей пропагандой вражды и ненависти на религиозной почве и провоцируют напряженность и конфликты. Как такое оказывается возможным? Не будем испытывать сей глубины. Впрочем, есть некие предположения. Как говорил отец Александра Македонского Филипп ΙΙ, осел, нагруженный золотом, возьмет любой город. А Зимний Дворец — и подавно.

И, в завершение встает вопрос о природе сего мытарствующего фарисейства. Оно напрямую связано с таким феноменом, как информационный цинизм, то есть сознательное, целенаправленное, технологизированное надругательство над истиной. Создание целой информационной индустрии переработки истины в нужном виде. Вроде Оруэлловского «Министерства правды». Базисом подобной практики является идеология постмодерна, когда нет ни Бога, ни истины, а есть только волящий субъект, не просто стоящий «по ту сторону добра и зла», но снимающий саму эту проблему. Он сам определяет, что есть добро, а что есть зло. Точнее, добра и зла для него нет, а есть лишь приятные и неприятные ощущения. Почти как у животных. Действительно: «И человек, будучи в чести, не уразумел. Присоединился к скотам неосмысленным и уподобился им» (Пс. 48, 21).Но для достижения цели (и приятного ощущения в конце), в частности - победы над противником и завоевания умов, необходимы некоторые технологии, одна из них — использование элементов архаики, в частности — нравственного закона. Который и используется на всю катушку, только с обратными целями и с его конечным разрушением в конце. Все происходит по св. апостолу Павлу: «грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею» (Рим.7, 11).

Вопрос: как с этим бороться и что этому противопоставить? Ответ прост: стояние в вере. Твердое исповедание веры, словом и делом, искреннее христианское делание — лучшая защита от всех этих мерзостей, от всей этой дряни и ерунды. Принципиальная незаинтересованность во всех этих темных делах и технологиях и понимание того, что это лишь «немощные дерзости» мелкой бесовни. Как сказал св. апостол Павел: «и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить» (Ефес. 5, 11-12). А главное наше обличение — наша христианская жизнь.

И основа ее – твердая надежда на Бога, Который да избавит нас «от сети ловчи и от словесе мятежна». Аминь.

Диакон Владимир Василик, кандидат филологических наук, доцент исторического факультета СПбГУ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Вот это доверовались

Что же это в православии творится. Такого толкования притчи о мытаре и фариссеи я никогда не слышал http://www.proza.ru/2013/02/01/637
Вова / 09.03.2013, 08:59

3. Великопостная просьба

Дорогой, уважаемый батюшка! Простите, что не по теме статьи. На ресурсе уже который день не утихают споры по поводу богословия Осипова (сначала под статьей о.С.Карамышева, а теперь и о.А.Шумского). Так не хватает вашего голоса, так не хватает слова истины и мудрости. Уверен, ваше мнение остудило бы горячие головы, по крайней мере, ограничило бы тот всплеск богохульства, который изливается на Божественные Святые Пречистые Безсмертные Небесные и Животворящие Страшные Таины Христовы. С уважением и любовью!
ОРТОДОКС / 25.02.2013, 14:50

2. Отличный материал

Бог в помощь, отец диакон! Хорошо все разложили по полочкам. Хотя удивительного в действиях сих "девчушечек" и лицедеев и нет. Мы провалились в капитализм, духовной основой коего является отнюдь не христианство, а самое, что ни на есть, обыкновенное язычество. Язычники привыкли играть самих себя. Скоморохи. Мир перевернутый. Мир "бахтинского карнавала". Поэтому и нераскаившиеся блудницы (и раскаиваться они не собираются!) крикливо "учат" Церковь. Только горш их словам цена. Фальшивый грош.
Прохожий *Красс* / 25.02.2013, 10:17

1. Re: О фарисействующих мытарях

О Невзорове: "в начале 90 годов в программе Шестьсот секунд показывал сюжеты вполне лояльные по отношению к Церкви". Я бы сказал даже не просто лояльные. Вспоминается его острая фраза: "пройдут годы, сгинут демократы, а церковь будет все так-же петь песнь Богу". Резко было сказано, но не про себя ли теперешнего? Он тогда декларировал себя старообрядцем. Но это же пустозвонство!
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Василик
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Призываю Учёный совет РГГУ отменить своё ошибочное решение
26.04.2024
Он сражался за душу русского человека
Слово на кончину замечательного русского поэта и переводчика Юрия Михайловича Ключникова
19.04.2024
Владимир Владимирович, последуйте примеру Петра Великого
Помилование Игоря Стрелкова предварит нашу общую Победу над врагом
16.04.2024
Почему над Римом ещё не кропит дождик из огня и серы?
Декларация Ватикана Dignitas infinita производит впечатление шизофрении
09.04.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Василик
Кощунство в Храме Христа Спасителя
Какая мобилизация нам нужна?
В призывах к мобилизации нет внятной и живой идеи
13.01.2023
Станет ли кощунство нормой светского общества?
Об очередном фотографировании нагишом на фоне храма: что делать и кто виноват?
12.01.2022
Приходская ферма
Рассказ
08.02.2021
Циничный плевок в лицо гражданам России
Международный Фонд славянской письменности и культуры требует расследовать провокацию «Pussy Riot»
08.10.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 21:07
Цепочка
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.04.2024 20:56
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.04.2024 20:15
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Тимофей56
27.04.2024 19:11
Нужно ли выдавать российские паспорта «хорошим украинцам»?
Новый комментарий от Сергей В.
27.04.2024 19:06
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Апографъ
27.04.2024 18:24