Нельзя превращать святую исповедь в тренинг

Диакон Владимир Василик прокомментировал высказывание протоиерея Алексия Уминского о необходимости организации «исповедальных бесед»

Проблемы церковной жизни 
0
2175
Время на чтение 5 минут
На сайте «Православие и мир» опубликована статья известного московского священника протоиерея Алексия Уминского «Исповедь – проходной билет ко Причастию?». В частности, священника возмущает ситуация, когда люди приходят на исповедь со списком грехов. «Эти списки перечисления грехов напоминают мне заполненную квитанцию в прачечную: простыни грязные — 3, наволочки — 4, полотенце — 1. Принес этот список, прочитал. И — все спокойно, надежно. Ты уже можешь уверенно сказать, что по правилам причащаешься, за дело. И исповедь наша — уже не исповедь, а нудное перечисление бесполезных вещей, которые не делают человека ни лучше, ни хуже. Такие исповеди — настоящее препятствие для духовного роста, и уж точно они не имеют никакого отношения к покаянию», - считает о. Алексий.

Он также возмущается тем, что некоторые исповедуются регулярно. «Не может быть духовной жизнью, исповедью, подготовкой к Причастию то, что поставлено на конвейер, построено по шаблону. Нельзя ощущать покаяние по расписанию, с регулярной периодичностью…», - высказал мнение о. Алексий. «Когда пытаюсь уговорить своих прихожан не исповедоваться перед каждым причастием, то вижу в их глазах страх: а вдруг чего не так? Ведь это так удобно — получить некое свидетельство, что у тебя все в порядке», - пишет священник. По его словам, «большинство людей все-таки привыкает и именно так, конвейерно, начинает воспринимать духовную жизнь». «Потому, что «так правильно, так нужно, так заведено». Удобнее вместо смыслов иметь подмены. И если кто-то пытается это поменять, то получает от своих собратьев обвинения: «А не обновленец ли ты?» «А не хочешь ли ты реформ?» «А не католик ли ты
?» И прочие безумные глаголы», - пишет о. Алексий Уминский.

По мнению о. Алексия, когда формируется приходская жизнь, священник «должен иметь возможность каким-то образом воспитывать дисциплинарно новоприходящих в храм людей. И с ними проводить как раз исповедальные беседы, на которых объяснять, что есть что, как нужно молиться, и так далее».

Мы попросили прокомментировать высказывания протоиерея Алексия Уминского к.филол.н., доцента исторического факультета СПбГУ диакона Владимира Василика.


О.Алексий, конечно, пастырь известный, красноречивый, но и он критике подвержен и временами ставит в тупик. В том числе подобное заявление направлено скорее на то, чтобы удивить публику, чем принести реальную духовную пользу. Во-первых, смущает его сатирический тон. Невольно вспоминаются «Мертвые души», бессмертное изречение Ноздрева: «Да, брат Чичиков, нам известен твой сатирический настрой». Сравнение списка грехов с квитанцией из прачечной заставляет нас проникнуться некоторыми подозрениями в адрес достопочтенного отца Алексия. А где сокровище его - в храме или в прачечной? Чем он подрабатывает в свободные от службы и «Правмира» часы? Прачечная как доминанта в сознании, честно говоря, настораживает. О духовных вещах надлежит писать духовно, сдержанно, серьезно, строго и достойно, а не в невзоровско-задорновских тонах.

Диакон Владимир ВасиликЛично я ничего плохого в списке грехов не вижу. Наличие такой записи как раз показывает, что человек относится к таинству исповеди серьезно, обдуманно и весьма уважительно к священнослужителю. Известно, что наши священники - народ перегруженный, поэтому не только лучше один раз увидеть, но это и быстрее, чем выслушивать сбивчивый рассказ 10 минут. Опять же не вижу ничего страшного в том, чтобы человек отпечатал этот список на компьютере, опять же из уважения к священнослужителю. Лично у меня почерк неважный, поэтому я предпочитаю пользоваться компьютером и печатающим устройством. Особенно, когда речь идет о делах ответственных, я стараюсь проявить максимальное уважение к адресату того или иного текста. Когда человек составляет этот список, он думает, анализирует, переживает, может быть, гораздо больше, чем тот, который подходит и говорит, что у него в данный момент лежит на сердце. Учитывать надо и тот момент, что некоторые люди в момент исповеди теряются и забывают все, что хотели сказать. В этом аспекте обычай приносить списки своих грехов даже похвален. Конечно, это зависит от характера человека, от его духовника, от ситуации.

Я удивляюсь высказываниям отца Алексия. Он же поборник свободы, но в этом случае он почему-то жестко тоталитарен. Упразднить исповедь, уничтожить письменную речь в исповеди, истребить до основания. Это тоталитарный либерализм. Предлагаемые отцом Алексием какие-то «исповедальные беседы» - это очень опасно, это психотренинг. Если человек подает отстраненный список своих прегрешений, то тем самым он уходит на исповеди от разговора о проблемах, а лишь выражает свое покаяние. Являет и обличает свои болезни и свою волю к их исправлению. А то, что предлагает отец Алексий вместо регулярной исповеди устраивать нерегулярные беседы исповедального характера, в определенных случаях может быть полезным, а в иных случаях и очень опасным. Особенно если речь идет о грехах плотских, о грехах блудных. Есть такие грехи, которые надо только исповедать, а затем вырвать из своего сердца и немедленно о них забыть, чтобы воспоминание о них не влекло ко греху. В этом плане показателен рассказ владыки Антония Сурожского, где он рассказывает про прихожанку, которая несколько раз каялась ему в одном и том же грехе молодости. Он ей однажды сказал, что она в этом кается уже пятый раз, на что услышал потрясающий ответ: «Батюшка, но как же приятно вспомнить!» Необходимо от таких ситуаций уходить и не превращать святую исповедь в тренинг, к чему, увы, склонны многие прогрессивно настроенные пастыри.

Безусловно, исповедь нужна перед каждым причастием, хотя бы потому, что все древнейшие и традиционные литургии имеют покаянное начало. Наша молитва Трисвятаго в Литургии оглашенных Иоанна Златоуста и Василия Великого содержит такие слова: «И не презирая согрешающего, но полагая на спасение покаяние, прости нам согрешения вольные и невольные и освяти наши души и сердца». Или исповедание грехов в начале римской литургии, когда священник кается, исповедуя Господу грехи, совершенные «по моей ужасной вине». В древности перед литургией каялись и во всеуслышание. Понятно, что мы не можем потянуть такого покаяния в силу нашей греховности, нашей испорченности. Поэтому необходима индивидуальная исповедь.

Конечно, определенных издержек не избежать. Многие не без основания жалуются, что на больших приходах в воскресные и праздничные дни, когда очень много народу, исповедь часто носит формальный характер. Надо тут учитывать загруженность священства. Но лучше такая исповедь, чем никакая. К тому же по-настоящему верующий человек при современном ритме жизни и тех возможностях, которые есть сегодня, все равно сможет сказать через священника Богу всё, что нужно для его спасения. Потому что к причастию надо идти с чистым сердцем. Как говорится в «Херувимской песне», никто не достоин, связавшись плотскими похотьми и страстьми, «приходить, приближаться и служити Тебе». Исповедь, безусловно, необходима.

Конечно, бывают исключительные ситуации, например, на Пасху некоторые священники благословляют причащаться тех, кто исповедовался в Великий четверг или в Великую субботу. Но это ситуация как исключение, лишь подтверждающая правило. Печальна участь тех Церквей, где отменена обязательная связь между исповедью и причастием. Там исповедь просто отмирает, и люди просто перестают за собой следить, затем простодушно приходят к убеждению, что они почти безгрешны. Для того, чтобы нам окончательно не рухнуть в такое «безгрешное» состояние, типичное для современного потребителя, связь между исповедью и причастием надо держать при всех трудностях. Отец Алексий - глубокий и серьезный человек, талантлив, красноречив, а между тем он достиг бы гораздо большего, если бы шел путями традиционными вглубь, а не вширь. Не по пути шокирования и удивления публики, а путем настоящего духовного делания.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

44. Дидахе:

"В день Господень, собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваши, дабы чиста была жертва ваша."(Дидахе, 14). В древности была исповедь перед литургией.
М.Яблоков / 31.01.2013, 17:34

43. Исповедь: как правильно?

Согласно канону, священник принимает исповедь у верующего, покрыв его епитрахилью, или после целования Евангелия и креста исповедующийся признается в своих грехах, глядя в глаза священнику, и лишь при разрешении от грехов батюшка покрывает его епитрахилью и читает разрешительную молитву? У нас в церкви - второй вариант. Хотя прижде, много раньше, было по другому.
Veritas7 / 31.01.2013, 06:04

42. Re: Нельзя превращать святую исповедь в тренинг

Согласен с отцом диаконом и рад, что, будучи в диаконском сане и не имея опыта в принятии исповедей, так духовно-трезвенно относится к данному Таинству. Чего греха таить, - пару десятилетий назад, до принятия священного сана и я мыслил схожим с о. Алексием Уминским образом. Но, "будучи младенцем, думал как младенец". Служение в священном сане, Святая Евхаристия и принятие исповеди всё очень быстро расставили по своим местам. Я увидел прямую связь между покаянием-причащением христианина и его видимым, реальным духовным возрастанием, и наборот - причащение Святых Христовых Таин без исповеди, - даже, казалось-бы, с уважительной причиной, - чаще всего оказывалось неполезным для причастников. Тоже относится и к "хартиям" - спискам грехов кающихся. Согласен - бывает, что прочитываются они без чувств, без должного сожаления и покаяния со стороны кающегося. Бывает, что и сам священник прочитывает их и тут же, не убедившись в покаянном чувстве пришедшего, читает разрешительную молитву. Но как еще помочь, например, новоначальному христианину увидеть глубину его и нашего общего падения, как не детальным разбором его "полетов" с советом всё записывать на листок? Как помочь пожилому человеку, который, вроде-бы, и каяться навык, но жалуется, что всю приготовленную исповедь забывает, как ни тем же советом? Излишне упоминать о необходимости системы в нашем покаянии и в видении своих грехов. Это, как известно, и декалог и заповеди блаженства и мытарства блаженной Феодоры и восемь главных греховных страстей и прочие. Подобный анализ состояни своей души необходимо нуждается в записях, "зарубках". Лишь бы не превращалось это делание в формальный "отчет о грехах", и в этом - ведущая роль принадлежит священнику, принимающему исповедь. Что происходит с о. Алексием, что за метаморфоза - не понятно. Помоги ему, Господи!

41. Re: Нельзя превращать святую исповедь в тренинг

"Бог есть любовь!!! Долой всякие каноны, уставы, правила и традиции церковные! Они только мешают общению с Богом! И еще эти попы-фарисеи препятствия создают со своими постами и всенощным бдением на каждой литургии причащаться!" - так Панкратов? )
М.Яблоков / 25.01.2013, 05:36

40. Ответ на 25., Владимир Панкратов :

Елена, ну объясните мне пожалуйста, ну откуда Вы взяли, что, если я с детьми буду исповедоваться раз в месяц, то Причастие мне будет в осуждение и я вдруг стану не достоин соединиться с Богом на Евхаристии. Ну где Господь говорит об этом? Ведь сказано: " Приводите ко мне детей и не препятствуйте". Господь говорит : "Прииде ко мне все нуждающиеся". Возьмем Элладскую Церковь. Там принято исповедоваться несколько раз в год, но Причащаются люди часто, так Вы считаете, что они этого не достойны? Или , что они не чтут Святое Писание и Святое Предание? А ведь Элладской Церкви уже 2 тысячи лет и наша Церковь была основана именно на опыте этой Церкви. Вот Вы призываете меня читать " Отечник" Святого Игнатия Брянчанинова,это прекрасно, но видимо Вы живете так же , как Святой, коли дерзаете учить? Возможно ли нам, современным грешным людям, жить на уровне Святых? У Вас видимо получается, но у меня, уж простите - нет, хоть я и пытаюсь бороться со своими грехами.

Владимир, никто Вас не собирается уговаривать, Вы взрослый человек и поступайте так, как считаете нужным. Наше дело было Вас предупредить. Но если для Вас не авторитет Святые Отцы Церкви, нас Вы тем более не послушаете.
Елена Л. / 25.01.2013, 04:22

39. Благодарю автора за статью

Скорее бы закончилось время "утомлённых" обновленцев. Принимать исповедь - тяжелый труд для священника. И морально тяжело порой выслушивать разное, и физически -- часами стоять на ногах. Но как, не называя конкретное имя греха, ожидать помощи Божией в отгнании от человека беса, "ответственного" за этот грех? И с таким грузом принять Причастие?
Елена Сергеева / 24.01.2013, 22:36

38. 35. Владимир Панкратов : dyak-ilyi

Вам не кажется странным, Владимир, что тысячелетняя церковная традиция учит нас что исповедь это помощь в причастии, а небольшая группа людей современности, в том числе и вы преподносите это как препятствие?...По поводу слов апостола - это не запрет Евхаристии (зачем вы язвите, вы ведь прекрасно знаете что я этого не говорил). Апостол специально акцентирует на этой проблеме. И высказывается совершенно отчётливо - христианин не должен причащаться недостойно, но приступать только после испытания самого себя. А теперь скажите можно ли быть достойным по расписанию? Нет!(По расписаню нужно посещать храм - каждое воскресение). Но приступать к причастию - совершенно отчетливо нет. Таким образом, апостол совершенно ясно говорит, что можно быть на службе и не причащаться. Какой же механизм испытания самого себя есть у человека - это исповедь и лучше ничего нет. Всё в общем-то чётко и ясно. Никаких двусмысленностей и разночтений. Так что давайте соберём нашу волю в кулак, смиримся и будем следовать протореной дорогой не соблазняясь возможностью срезать путь по хлипкой тропке. Сохрани нас Господь дойти до конца! св. ап. Павел: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе» (1 Кор. 11, 27–29).
dyak-ilyi / 24.01.2013, 20:44

37. Ответ на 35., Владимир Панкратов:

нельзя завязывать эти два таинства в один узел

Это вы что похулили всю тысячелетнюю историю Русской Церкви?
М.Яблоков / 24.01.2013, 16:37

36. dyak-ilyi

Уважаемый dyak-ilyi, мне кажется, что Вы не верно трактуете данную статью, или трактуете ее несколько иначе от автора. По- моему мнению, основная мысль статьи, это мысль , высказанная апостолом Павлом в Послании к Коринфеням : "Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто." Все же главная Заповедь Христа - любовь к Богу и любовь к человеку. И высшей точкой любви является Евхаристия, как соединение с Творцом. Несомненно исповедь необходима для спасения и исправления человека, несомненна необходима, но она не должна стать камнем преткновения на пути соединения человека с Богом, нельзя завязывать эти два таинства в один узел. Что касается высказывания апостола , что не нужно причащаться , то видимо я что-то упустил. Я знаю, что апостол советовал не пить вина и не есть мяса, если это может навредить моему ближнему и совершенно с этим согласен. Сам живу пятый год с обетом трезвости, ибо, как я писал воспитываю 3 детей и не желаю подавать детям плохой пример. Что касается запрета Евхаристии, то просветите, любой опыт полезен.

35. Ответ на 31., М.Яблоков:

ибо нет любви в Ваших словах, а одни поучения.

А у вас-то откуда любовь? У вас одна ложь, а ложь и Истинная Любовь несовместимы. Поэтому оставайтесь со всей ложной сектантской любовью, тов.Панкратов.
М.Яблоков / 24.01.2013, 15:36
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Василик
Он сражался за душу русского человека
Слово на кончину замечательного русского поэта и переводчика Юрия Михайловича Ключникова
19.04.2024
Владимир Владимирович, последуйте примеру Петра Великого
Помилование Игоря Стрелкова предварит нашу общую Победу над врагом
16.04.2024
Почему над Римом ещё не кропит дождик из огня и серы?
Декларация Ватикана Dignitas infinita производит впечатление шизофрении
09.04.2024
Знак беды для всего мира
Падение иконы Спасителя на католическую Пасху в Ватикане – предвестник бедствий, смут и расколов
04.04.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Василик
Проблемы церковной жизни
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Святейший Патриарх Кирилл, похоже, освоил стилистику «политического дзюдо»
20.04.2024
Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла
Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих
20.04.2024
Есть ли внутри УПЦ «тайный сговор»?
Об одной интересной дискуссии между двумя известными прихожанами канонической Украинской Православной Церкви
04.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
22.04.2024 23:42
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
22.04.2024 23:03
«В США перестали верить в победу киевского режима»
Новый комментарий от С. Югов
22.04.2024 20:29
«С 1964 года население нашей страны вымирает»
Новый комментарий от Vladislav
22.04.2024 20:27
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от prot
22.04.2024 19:42
«Они хотят дискредитировать патриотический фронт»
Новый комментарий от Константин В.
22.04.2024 19:30