«Узник болотной»

Виктор Саулкин о священнике Дмитрии Свердлове и его защитниках

Новости Москвы  Проблемы церковной жизни 
0
2269
Время на чтение 11 минут
Необыкновенный шум поднялся в либеральных СМИ: «Репрессии в РПЦ по политическим мотивам» – отправлен за штат и запрещен в служении священник Дмитрий Свердлов. Заголовки «Система выплевывает тех, кого не могла переварить», «У церкви появились свои узники болотной» - кричат о вопиющем «беззаконии». «Из РПЦ изгоняют честных священников» - скорбит «Эхо Москвы». При этом с сочувствием вспоминают о том, что тонкая душа священника Свердлова не могла смириться с состоянием «пастырского выгорания», и сам Свердлов просил отправить его за штат, чтобы отдохнуть несколько лет, но «иметь возможность изредка служить в храмах у своих друзей». Нельзя осуждать священника, который испытывает чувство усталости и «пасторского выгорания», как описал свое состояние сам Свердлов, - такое может произойти с каждым. Но, по воспоминаниям опытных пастырей и рассказам своих друзей священников знаю, что подобное состояние является серьезным искушением, которое можно преодолеть лишь усердной молитвой.

Известно, что не только состояние усталости и внутренней опустошенности, но и более серьезные испытания ожидают человека, который сознательно выбирает пастырство, принимает Крест служения священника. Бывает и клевета, и несправедливые прещения случаются – знаем об этом из жизнеописаний многих замечательных пастырей. Служение священника – всегда тяжелый Крест.

Бывает, что служение понимается, как возможность осуществить карьеру в РПЦ, и если что-то идет не так гладко по этому пути, любое серьезное испытание, наверное, трудно выдержать. Ради чего терпеть? Если карьера не удалась, то вполне естественно сменить род деятельности, попытаться проявить себя в той области, где возможен более успешный карьерный рост.

Слова священника Свердлова «Моя карьера в РПЦ закончена» - возможно, случайная оговорка бывшего финансиста. Но может быть, в этих словах скрыта настоящая причина «пастырского выгорания».

Сегодня обычный приходской священник несет множество различных послушаний. Богослужения, требы, воскресные школы, хозяйственные заботы – очень тяжелый ежедневный труд. Но благодаря самоотверженному труду наших священников за последние годы отреставрированы или заново построены тысячи храмов, возродилась церковная жизнь в городах и весях по всей России.

Священник Свердлов просил отправить его за штат, но желал сохранить возможность время от времени служить в храмах у своих друзей. Т.е Свердлов желал бы быть «вольным стрелком» и, находясь за штатом, свободно передвигаться по всему миру, вести активную деятельность публициста, и поддерживая «оранжевое болото» при этом именоваться священником Русской Православной Церкви.

В прошлом году на секции Рождественских чтений «СМИ и Церковь» вместе с Анатолием Дмитриевичем Степановым и отцом Александром Шумским мне пришлось вести полемику со священником Свердловым. Поразило его высокомерное поведение, презрительно, «через губу» священник Свердлов цедил слова, уверяя, что «политикой не занимается», а его публикации в «Нью-Йорк таймс» в поддержку «оранжевых» всего лишь изложение позиции простого честного человека. На слова отца Александра, который посоветовал священнику Свердлову задуматься о том, почему «Нью-Йорк таймс» публикацию его статьи использует, чтобы объявить о поддержке православными «болота», последовал ответ: «Я не знаю такой газеты «Нью-Йорк таймс». После нескольких подобных издевательских реплик священника Свердлова отец Александр напомнил ему, что разговаривает Свердлов с людьми, которые ему в отцы годятся и в этом случае необходимо проявлять элементарную вежливость. Но отношение к оппонентам Свердлова очень напоминало отношение вождей «болота» к «темному народу», не разделяющему идеалы очередной революции.

Для всех было очевидно, что довольно молодой священник с модной небритостью на лице, явно не расположен к откровенному разговору ни с нами, ни с Владимиром Романовичем Легойдой, который вел заседание секции. Все сравнения с ситуацией 1905 года, когда священник Георгий Гапон вел людей к Зимнему дворцу, и с февралем 1917 года, когда «демократически настроенное» «прогрессивное духовенство», надев красные банты, восторженно приветствовало «падение проклятого самодержавия», напрашивались сами собой. Особую пикантность придавала революционным «оранжево-белоленточным» настроениям священника Свердлова очень «революционная» фамилия. Невозможно было не вспомнить, что однофамилец священника подписал указ об убийстве святой Царской Семьи. Но не только «пламенные революционеры» Свердлов, Ленин, Троцкий и пр. были виновны в убийстве Царской семьи и реках русской крови, пролитой во время развязанной братоубийственной войны. Виновны в этом и священники с красными бантами, восторженно приветствовавшие наступление «царства свободы» и падение «проклятого режима». Виновны и члены Синода, приветствовавшие «благоверное Временное правительство», а всего через несколько месяцев с ужасом обращавшиеся в своих посланиях к обезумевшему народу, в надежде остановить кровопролитие, грабежи и разбои.

Странно было видеть презрительную мину на лице священника Свердлова, когда ему напоминали о том, что может произойти в случае, если в России победит очередная «оранжевая революция». Создавалось впечатление, что священника Свердлова такое развитие событий не только не пугает, но, кажется, устраивает. «Буря, пусть сильнее грянет буря!» - лишь бы сместить «проклятый режим».

Ну что же, у каждого могут быть свои политические симпатии. Мы знаем и священников, почитающих предателя Власова национальным героем, а празднование Великой Победы называющих «победобесием». Священники-либералы, точно также как либералы-политики обычно с презрением относятся к истории «варварской» страны, которая не способна порвать со своим «рабским прошлым». И нет ничего удивительного, что их симпатии находятся на стороне «цивилизованного сообщества». Но может быть состояние «пастырского выгорания» в душе священника Свердлова связанно с крушением его надежд на победу «великой и бескровной» «оранжевой революции» 2012 года? Не желает народ поддерживать «идеалы свободы и демократии», которые нам навязывают «креативные» господа, гордо шествующие с флагами США по московским улицам.

Священник Свердлов в интервью «Московским новостям» вроде бы сетует на шумиху, которая поднялась в прессе в связи с его запретом в служении: «Я понимаю церковную администрацию, хотя мне трудно согласиться с этим». Отвечая на вопрос об информационной войне, которая была развязана против Русской Православной Церкви, Свердлов замечает: «Может быть, у людей проснулся интерес к тому явлению, которое называет себя церковью и претендует на то, чтобы представлять Христа на территории Российской Федерации». Священник, комментируя указ о своем запрещении в служении и почислении за штат, говорит: «Уверен, что без него можно было обойтись. По крайней мере, того репутационного ущерба, который понесла церковь за эти сутки, можно было избежать, если бы церковная администрация выбрала более компромиссное решение, я неоднократно его предлагал. Существуют две формы отставки священника. Есть запрет – это как с военного сорвать погоны, а можно послать за штат – это как отправить на пенсию».

Весьма примечательны слова о «репутационных издержках», якобы понесенных Церковью после обычных дисциплинарных мер, принятых в отношении клирика, который четыре месяца не появлялся в храме, где должен был служить. Интересно, в бизнес-сообществе, в котором принято говорить о «репутационных издержках» также снисходительно относятся к тем, кто не появляется на рабочем месте в течение четырех месяцев без уважительных причин?

Но священник Свердлов почему-то уверен, что имеет право на особенное отношение к себе. Он, оказывается, был не согласен с переводом в собор г. Домодедова: «Это была дисциплинарная мера, но формально её никак не обосновали, и поэтому я не вышел на службу в этот храм: мне не понятна была природа этого взыскания, и если бы я вышел, я бы признал его справедливость». Т.е. когда священник Свердлов говорит, что запретить в служении – означает сорвать с офицера погоны, то здесь он считает уместным сравнение с армейской дисциплиной. Но что бы ожидало офицера, которого перевели на новое место службы, а этот офицер не явился в свою часть? Если же учитывать, что христиане ведут духовную брань, то как назвать поступок священника, который без объяснений и уважительных причин не явился к месту службы? Каждый православный христианин понимает, что любой священник, совершивший подобный поступок, подвергся бы серьезным прещениям и со священником Свердловым поступили довольно мягко, дав время осмыслить – «заканчивает ли он карьеру в РПЦ» или желает служить Богу и людям в качестве православного священника. Я могу привести десятки примеров, когда священников переводили из одного храма в другой. Не буду давать оценку подобной практике, существующей в Русской Православной Церкви. Иногда это оправдано нуждами епархии или заботами о духовном состоянии самого священника, заботами о жизни прихода. Но всегда подобные перемещения нелегко пережить и священнику, и его прихожанам. Но обычный православный священник помнит, что приносил присягу при иерейской хиротонии, и знает что такое церковное послушание. Только почему-то в данном случае священник, разделяющий взгляды «прогрессивного общества», так же как и вожди «оранжевой революции» уверен в своей особой «избранности». По мнению «креативного класса», к ним все обязаны относится иначе, чем к обычным людям. В том числе и священноначалие Русской Православной Церкви. Все либеральные СМИ искренне возмущенны – посмели запретить в служении священника, который «осмелился» попросить прощение у кощунниц, осквернивших Храм Христа Спасителя. Действительно «узник болотной», ради свободы «несчастных девушек» претерпевший страдания от злобных «клерикалов».

В газете «Коммерсант» Константин Эггерт защищает священника Свердлова. При этом журналист искренне возмущен тем, что «не принимают меры в отношении священника, пишущего антисемитские и погромные статьи на Русской Народной Линии». Знакомые слова звучат из уст известного журналиста, десять лет проработавшего в должности главного редактора Русской службы Би-Би-Си. Константин Эггерт – опытный журналист, не случайно его профессиональная деятельность получила высокую оценку различных международных организаций. Константин фон Эггерт является членом Королевского Института международных отношений в Лондоне, членом редакторской коллегии ежеквартального журнала «Pro et Contra», издаваемого московским представительством Фонда Карнеги, членом редколлегии ежеквартального журнала «Индекс Безопасности». Являлся вице-президентом американской нефтегазовой компании Exxon Mobil Russia Inc. (2009—2010), в 2006—2010 гг. — постоянный участник конференций, проводимых в Фонде Маршалла «Германия — США» (The German Marshall Fund of the United States).

В 2008 был удостоен звания Почетного члена гражданского подразделения Ордена Британской Империи от Ее Величества Королевы Елизаветы II (Honorary Member of the Order of the British Empire). В том же году Президент Литвы Валдас Адамкус наградил его Командорским крестом «За заслуги перед Литвой» (Commander's Cross of the Order of Merits to Lithuania). С 2010 года избран президентом Британского клуба выпускников (British Alumni Club), созданного в 1998 году в Москве. Клуб объединяет российских выпускников британских учебных заведений в целях их общения и оказания помощи в их дальнейшем обучении и развитии. Действует при финансовой и информационной поддержке Британского Совета и Посольства Великобритании в России. Когда называешь все титулы и звания господина Эггерта – дух захватывает, и невольно робеешь: «Матерый человечище!» Высокий профессионализм журналиста и заслуги Константина Эггерта перед британской короной заставляют с особым вниманием относиться к мнению эксперта и ведущего радио «Коммерсант-FM». Обвинение в антисемитизме в устах столь заслуженного человека, можно сказать, звучит почти также весомо, как в устах самого Владимира Познера.

Но дело в том, что в статьях священников, опубликованных на РНЛ невозможно найти признаки антисемитизма, а тем более призывы к погромам. Но, по-видимому, Эггерт находится в плену привычных идеологических клише, принятых на Русской Службе Би-Би-Си, радио «Свобода» и пр. почтенных организаций. Во многих либеральных СМИ привычно называют «антисемитом и погромщиком» любого, кто осмеливается назвать себя русским или говорить об исторических и духовных ценностях России. «Антисемитом и погромщиком» либеральная пресса называла владыку Иоанна Санкт-Петербургского и Ладожского, требуя от Святейшего Патриарха Алексия II отречься от «погромных взглядов» владыки и осудить святителя, который осмелился говорить правду о Русской истории, призывал любить Русскую землю. Предшественники священника Свердлова и Константина Эггерта в начале века также антисемитами и погромщиками называли святого Иоанна Кронштадтского, священномученика Иоанна Восторгова и многих, многих русских православных священников, которые оказались верными до смерти Христу Спасителю. «Прогрессивная общественность» в начале ХХ века называла подобных священников «мракобесами», «царистами», «слугами режима». Сегодня «креативные» революционеры не могут простить Святейшему Патриарху Кириллу то, что Церковь не поддержала призывы «Еленина» - Березовского, посла США Макфола, «кристально честных» вождей «болота», и не призвала народ дружными рядами идти в «царство свободы». Константин Эггерт скорбит о том, что, по его мнению, существует некий полуофициальный запрет на публичные выступления протоиерея Георгия Митрофанова и игумена Петра Мещеринова, которые «известны своими критическими взглядами на многие аспекты современной церковной жизни, равно как и трагической истории страны в ХХ веке». Я понимаю искреннюю озабоченность Эггерта, который пишет о том, что «нежелание рассчитаться с позорным прошлым оказывается одной из причин блеклого настоящего и туманного будущего». И протоиерей Митрофанов и игумен Мещеринов, так же как Константин Эггерт болезненно переживают нежелание русских расставаться со своим прошлым. Больше двадцати лет внушают русским, что их прошлое позорно – все равно не хотят.

Кстати, тот же Эггерт в своем предыдущем материале в «Коммерсанте» воспевал марш людей «сделавших свой нравственный выбор» - шествие под флагами США тех, кто требовал сохранить право торговли русскими детьми.

Ну что же, есть о чем скорбеть бывшему штатному сотруднику радио Би-Би-Си. Не желает наш народ строить жизнь на основании «общечеловеческих ценностей» и той нравственности, которые навязывают нам посол Макфол и лидеры «болота». В Русской Православной Церкви принимают людей различных политических взглядов – Христу Спасителю дорога каждая душа. И Константин Эггерт и священник Дмитрий Свердлов такие же чада Русской Православной Церкви, как и читатели Русской Народной Линии, и слушатели радио «Радонеж». Политические пристрастия не означают, что кто-то из нас более добрый христианин. Господь видит сердце человека. Но защитникам о. Свердлова придется смириться с тем, что священник, который пользуется поддержкой «креативного класса», «Эха Москвы» и газеты «Коммерсант» не будет находиться в Русской Православной Церкви на особом положении. Хотя в последние годы было заметно, как священноначалие Русской Православной Церкви желает изо всех сил избежать конфликта с либералами, которые контролируют все телеканалы и большинство российских СМИ. Но во время попытки ввергнуть Россию в хаос очередной «оранжевой революции» и разрушить российскую государственность Русская Православная Церковь заняла твердую позицию. Ведь наши святые – Царственные мученики, святой прав. Иоанн Крондштадтский, священномученик Иоанн Восторгов, а не поп Гапон. И на радио «Радонеж», и на Русской Народной Линии будут, к неудовольствию Эггерта и пр. церковных либералов, звучать голоса православных священников, которые чтут память митрополита Иоанна (Снычева), только называть их антисемитами и погромщиками – нехорошо.

Политические пристрастия, желание активно участвовать в политике в свое время Глеба Якунина привели в стан открытых врагов Русской Православной Церкви. Бывший священник Вячеслав Полосин, променявший служение у Престола Божия на работу в Госдуме со временем отрекся от Христа и стал мусульманином Али Полосиным. Но многие священники, попавшие в свое время под церковные прещения, с терпением и смирением несли свои епитимьи и возвращались к пастырскому служению.

Священнику Дмитрию Свердлову хотелось бы пожелать искреннего покаяния и возвращения к служению, выше которого ничего на земле не может быть. Хочется верить, что избирая путь священника, никто не думает о «карьере», но каждый желает всем сердцем служить Господу.

Виктор Саулкин
, иконописец, обозреватель радио «Радонеж»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

10. Ответ на 2., monarhist:

А вы,"бравый солдат...",говоря о ненависти и нетерпимости к евреям-иудеям,лучше вспомните слова Христа и Апостолов о них,чьи они "дети" и кто их "отец". А про епископов .... начала века в статье тоже сказано. Может забыли(или не знали)к чему это привело? Вы тоже хотите,чтобы дети лишились Православной Веры и стали слугами сатаны,когда вырастут? Вот это и надо сионистам-сатанистам американским. Вы на их стороне?

Ну, во-первых, говоря о ненависти, я евреев вообще не имел в виду. Но раз уж вы затронули эту тему - в Новом Завете осуждается, вообще-то, иудаизм как лжеучение. "Христианин как никто другой всегда обязан делать различие между человеком заблуждающимся и собственно заблуждением." (http://www.pravoslavie.ru/answers/6559.htm). Если вы уже сравниваете епископа Пантелеймона с такими людьми, как Гапон - это лишь подтверждает то, что на РНЛ полно ненависти - как в статьях, так и в комментариях. Я бы все же советовал вам прочитать саму статью (ссылку я привел в первом комментарии). Епископ там как раз и говорит, что усыновление детей-сирот иностранцами может пойти как во благо, так и во вред. И делает вывод, что нужен закон, "который позволит в каждом конкретном случае решать, что важнее для ребенка".

9. Ответ на 7., samovarov :

Для христианина вполне естественно обличать фальсификации на выборах и коррупцию. Почему именно 5 лет? Он же никого не избил, не задавил.

Да, и абсолютно не естественно для православного священника манкировать службой. Его запретили за то, что он не служил, а не за то, что чего-то там обличал.
Адвокат / 28.01.2013, 21:37

8. Re: «Узник болотной»

Для христианина вполне естественно обличать фальсификации на выборах и коррупцию. Почему именно 5 лет? Он же никого не избил, не задавил.
samovarov / 28.01.2013, 18:54

7. Ответ на 1., Бравый солдат Швейк :

Призывов к погромам и антисемитизма в статьях на РНЛ нет. Но вот банальной ненависти и нетерпимости, к сожалению, - сколько угодно.

. И слава Богу, что РНЛ не толерантна к греху. А почему вас нетерпимость к греху не устраивает? И опять "торговля детьми". Ну, какая торговля?

. Самая, что ни на есть прибыльная, особенно, расчлененкой. Кто виноват, что у нас в стране до сих пор не созданы достойные условия для воспитания сирот?

. Так ведь вы - креативные либерасты со времен пятнистого Майкла и виноваты. Создайте их - и необходимость усыновления русских детей иностранцами отпадет сама собой.

. Мы и создаем, так ведь вы -либерасты мешаете. Вам ведь не выгодно. А сами ничего кроме торговли детьми и пидорпарадов создать не можете. Но это до поры. Не долго вам осталось.
Адвокат / 23.01.2013, 20:20

6. Почему политические убеждения не причина?

Мне он запомнился как сторонник внедрения ювенальной юстиции у нас в стране.Не понимаю только,почему нельзя "срывать погоны" за политические убеждения,если эти убеждения заключаются в том ,чтобы поддерживать предателей Родины,попирать пятую заповедь и защищать богохульников и сатанистов?
Елена Романова / 21.01.2013, 19:19

5. Швейку

Я уже однажды, приводил Вам Ваши же слова, что "если тебя признали идиотом, то это тебе пригодится на всю жизнь". Вот и сейчас я предлагаю Вам пример, вполне в духе того здорового идиотизма, которым Вы нас радуете на страницах одноимённого Вам романа. Дело в том, что далеко не все евреи способны вызвать чувство антисемитизма, а вот некоторые совсем не евреи, например, М. Горбачёв, Н. Яковлев, а также их продолжатели на Болотной, далеко не всегда будучи евреями способны вызвать у любого порядочного человека сильнейшее чувство антисемитизима. Думаю, дело совсем не в национальности, а в поведении. Да и слово антисемитизм вполне может быть заменено на обычное и гораздо более уместное слово "неприязнь". Именно это слово и следует употреблять во многих случаях вместо не к месту употребляемого антисемитизма. (Напоминаю - пример - в духе идиотизма, свойственного бравому солдату Швейку)

4. В семье не без урода

В семье не без урода и вместе с тем складывается впечатление, что в церковной среде стало таких Свердловых очень много и это не может не настораживать. Что же касается «репутационных издержек» мне лично все равно, что там блеют болотные либералы и как они относятся к РПЦ до Сверлова и после оного, но лично мне прихожанину крайне неприятно, что подобные явления наблюдаются все чаще и чаще.
Фортунат / 21.01.2013, 15:08

3. Ответ на 1., Бравый солдат Швейк:

Призывов к погромам и антисемитизма в статьях на РНЛ нет. Но вот банальной ненависти и нетерпимости, к сожалению, - сколько угодно.

Ненависти и нетерпимости я тоже не вижу. А вот принцип "редакционной политики" кто не с нами, тот против нас - очевиден. Отсюда и "пляшите, что хотите, лишь бы был весёлый пляс"
Иванович Михаил / 21.01.2013, 14:40

2. Ответ на 1., Бравый солдат Швейк:

А вы,"бравый солдат...",говоря о ненависти и нетерпимости к евреям-иудеям,лучше вспомните слова Христа и Апостолов о них,чьи они "дети" и кто их "отец". А про епископов .... начала века в статье тоже сказано. Может забыли(или не знали)к чему это привело? Вы тоже хотите,чтобы дети лишились Православной Веры и стали слугами сатаны,когда вырастут? Вот это и надо сионистам-сатанистам американским. Вы на их стороне?
monarhist / 21.01.2013, 10:07

1. Re: «Узник болотной»

Призывов к погромам и антисемитизма в статьях на РНЛ нет. Но вот банальной ненависти и нетерпимости, к сожалению, - сколько угодно. И опять "торговля детьми". Ну, какая торговля? Кто виноват, что у нас в стране до сих пор не созданы достойные условия для воспитания сирот? Создайте их - и необходимость усыновления русских детей иностранцами отпадет сама собой. Лучше всего, на мой взгляд. ситуацию с усыновлением и пресловутым "законом Димы Яковлева" охарактеризовал епископ Пантелеймон (Шатов): http://www.pravoslavie.ru/smi/58256.htm. Не иначе, он тоже тайный агент Болотной.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Саулкин
«Период Горбачева/Ельцина – это полнейшее
предательство партийной элитой собственной страны»
05.10.2023
О войне с IV Рейхом (коллективным Западом)
и его попытке удержать власть над миром
17.08.2023
Подлинный гражданин Святорусского Царства
Борису Глебовичу Галенину 75 лет
10.10.2022
Все статьи Виктор Саулкин
Новости Москвы
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
Есть ли внутри УПЦ «тайный сговор»?
Об одной интересной дискуссии между двумя известными прихожанами канонической Украинской Православной Церкви
04.04.2024
Почему ушёл Малофеев?
О подоплёке отставки зампреда ВРНС
26.03.2024
Торжествует ли у нас Православие?
Нужно успевать спасаться всем, кто всерьез беспокоится о своей вечной участи, нужно использовать каждый оставшийся день как последний для своего личного покаяния
23.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35