Жизни и деятельности этого гетмана была посвящена монография московского историка Александра Сергеевича Алмазова «Политический портрет украинского гетмана Ивана Самойловича в контексте русско-украинских отношений (1672-1687 гг.)», презентация которой проходила днями в киевском филиале Института стран СНГ.
Серьезное научное исследование, которое историк Алмазов готовил 7 лет, базируется на мощной источниковой базе, и среди использованных документов стоит особо выделить документы, хранящиеся в Российском государственном архиве древних актов – фонды «Сношения с Польшей», «Малороссийские дела», «Портфели Миллера», «Разрядный приказ», «Сибирский приказ», «Малороссийский приказ», «Преображенский и Семёновский приказы», документы «Счеты приходу и расходу разных сумм, присланные гетманом Иваном Самойловичем» от 28 сентября 1678 г., «Опись движимого имущества, принадлежавшего малороссийскому гетману Ивану Самойловичу и его сыновьям, Григорию и Якову» (1690 г.), а также Соборное Уложение 1649 года, конституции польских сеймов (1673, 1676, 1678, 1685 гг.), тексты международных договоров (Андрусовское перемирие, «Вечный мир», Бахчисарайский мир 1681 г.). Серьезность и основательность исторического текста отмечал наставник историка, известный в России и на Украине исследователь Северной войны и Полтавской Победы В.А.Артамонов.
Структурировано книга делится на пять разделов, в которых отдельно рассматривается внутренняя и внешняя политика Гетманщины, основные направления интеграции России и Украины в рамках единого государства в период гетманства Самойловича, включая военное, политическое, финансовое, религиозное, социальное и культурное и история отстранения гетмана от власти. Представляя портрет «политического долгожителя» гетмана И.С.Самойловича, автор прописывает его в широком контексте отношений Левобережной Украины, входившей тогда в состав России, с Москвой, а также российской политики в Малороссии.
Примечательно, что личность и деятельность Самойловича изучалась довольно слабо и большую часть исследований проводили «национал-историки». В 1907 году львовский историк В.Будзиновский написал очерк «Наші гетьмани», а в период незалежности тему подхватили «певцы мазепинства» Тарас Чухлиб и питерская исследовательница Т.Таирова-Яковлева. Стоит отметить, что недостаточное внимание к «украинским гетманам» со стороны имперской и советской историографии, привело к тому, что «историю гетманства» эксплуатируют в антироссийском русле.
В этом отношении работа Алмазова представляет собой определенный прорыв, тем более, что предметом изучения был политик «московского вектора».
В книге тщательно прослеживается карьерный рост Самойловича, который определяли черты его характера. Алмазов делает вывод, что имя Самойловича в списке подписавших донос на гетмана Демьяна Многогрешного не стояло первым, и это позволяет предположить, что он не являлся инициатором заговора, а его избрание на Конотопской раде 1672 года не было предопределено к моменту отстранения Д.И.Многогрешного от власти.
Автор объективно рассматривает участие Самойловича в антироссийском восстании гетмана И.М.Брюховецкого и «пассивной» осаде Черниговского замка, в котором укрылся вместе с русскими «ратными людьми» воевода А.Толстой, за что и был «прощён» грамотой Алексея Михайловича, безбоязненно поехал в Москву для утверждения договорных статей, принятых на Глуховской раде, а после был избран гетманом. Среди наиболее противоречивых отношений гетмана названы сношения с «бессистемными» запорожцами, вплоть до открытой ненависти с атаманом И.Сирко и длительные сложности с царской Москвой.
При этом в работе скрупулезно рассматриваются мероприятия гетмана по укреплению военной структуры Гетманщины во взаимодействии с военной доктриной Русского государства, иные интеграционные действия - попытки создание единого денежного пространства, роста товарооборота (особенно спиртными напитками, дёгтем и табаком).
Важнейшим элементом попытки налаживания интеграции стало содействие гетмана в переподчинении киевской митрополии Московской патриархии. Кризис киевского духовенства привел Самойловича к радикальному решению – хлопотать о назначении митрополитом луцкого епископа Гедеона (Четвертинского) и написать прошение о переподчинении константинопольскому патриарху Дионисию. Однако этот факт в Москве, нашпигованной антигетманскими доносами, не был оценен.
Среди объективных причин, приведших Самойловича к политическому фиаско называют его резко негативное отношение к «Вечному миру». Именно этот факт использовал в своих игрищах будущий «могильщик» Самойловича, Иван Мазепа. Алмазов называет это «потерей чувства реальности и политического самосохранения», которая привела к конфликту с Голицыным, что и использовал в своих целях «хитрый Махиавель» Мазепа, сумевший при помощи взятки договориться с Голицыным и манипулировать московскими царедворцами. Предвидел ли Самойлович в 1674 году, когда помиловал и приблизил к себе Ивана Мазепу, бывшего порученца гетмана Дорошенко, пойманного казаками с «живым товаром» для турецкого султана, что через 13 лет придется уступать гетманскую булаву именно ему?
Так или иначе, об этом мог думать опальный гетман, путешествуя по маршруту своей ссылки из Орла, через Нижний Новгород в Тобольск.
Виктор Шестаков, историк, публицист, Полтава