Победу в сражении за веру и достоинство одержали Русская православная Церковь, народ России и ее власть. Возможно, такое определение кому-то покажется слишком пафосным но оно, тем не менее, имеет полное право на существование.
Прежде всего, почему речь идет не о какой-то отдельной акции, а именно о полномасштабной организационно-информационной войне? Потому что всем известное дело пресловутой панк-группы - всего лишь повод и одно из центральных звеньев целой кампании, планировавшейся одновременно с усилением протестных действий в стране. Цель была - нанести удар по Владимиру Путину и в качестве кандидата в президенты, а затем и президента страны. В одной с ним связке обозначался и патриарх Кирилл. Их тесное и плодотворное взаимодействие стало крайне опасным для либерально-секуляристских сил и в нашей стране, и на Западе. Такое взаимодействие вызвало осознание того, что духовно-нравственное укрепление России грозит провалом всему либеральному проекту, который осуществляется уже четверть века. Он, этот проект, призван вовлечь Россию в орбиту глобального мира, одновременно лишив ее опоры на естественные, выработанные веками основы веры и духовно-нравственного существования.
Православная церковь, на протяжении всей холодной войны в ХХ веке рассматривалась на Западе, во всяком случае, на словах, в качестве альтернативы, прежде всего, религиозной, нравственной и истинно авторитетной существовавшей официальной коммунистической идеологии и пропаганде. Четыре десятилетия после войны звучал призыв вернуться к корням, вещали на Россию десятки радиоголосов. Но уже с начала девяностый годов, после распада СССР, церковь сама начала подвергаться атакам разной степени агрессивности, в страну ринулись чуждые нам силы, полагая, что Россия - это некая духовная пустыня. Вспомним толпы проповедников-шарлатанов, внушавших якобы истинное слово веры на стадионах, в теле- и радиоэфире. Их время скоро прошло, но для того, чтобы очистить от этой скверны страну, потребовались немалые усилия патриархии, всего православного духовенства, верующих страны, патриотической общественности. Даром для православной церкви эта борьба и победа в ней не прошли. Тогда, с середины девяностых годов, в СМИ одно за другим стали появляться публикации о «табачно-алкогольном» бизнесе РПЦ, причастности к нему высших иерархов, в частности, в то время митрополита Кирилла. Отголоски тех атак слышны и по сей день. Используются они и в нынешней войне.
К середине осени 2011 года, когда стало известно о выдвижении Путина в кандидаты на должность президента страны, это полностью перечеркнуло планы либералов, надеявшихся и ожидавших увидеть главой государства вновь Дмитрия Медведева а, главное, его прозападное окружение. Уже во время выборной кампании в Думу на встрече в Хельсинки представителей российской оппозиции с руководством ведущих западных фондов, финансирующих и направляющих ее деятельность, было принято решение вести с Путиным непримиримую борьбу всеми средствами - легальными и нелегальными, законными и незаконными. Атаки планировалось усиливать, используя все методы вплоть до беспорядков, столкновений с правоохранительными органами и желательно - с трагическими последствиями, а, возможно, и жертвами. Путин не должен просидеть в президентском кресле больше двух-трех лет. Об этом в ноябре прошлого года говорил на телеканале «Дождь» в то время один из активных деятелей оппозиции, участвовавший во встрече в Хельсинки - бывший премьер-министр Михаил Касьянов.
Уже тогда стала очевидной та значительная роль, которую играет духовный и нравственный авторитет православной церкви и ее предстоятеля. Правда, многим показались странными, неуместными и притянутыми за уши, вдруг возникшие, нелепые по своей сути нападки либеральных СМИ на организованное знакомство и поклонение русских людей поясу Богородицы, доставленному специально из Греции. Сами либералы между тем по недоумию и свойственному им нахальству стали связывать паломничество и поклонение поясу напрямую с идущей предвыборной думской партийной кампанией, видя здесь нарушение равных прав кандидатов, административный ресурс и т.д. Причем это был не только отечественный сюжет. Начались гонения на одного из организаторов знакомства русских православных с этой святыней - в Греции под надуманным предлогом нарушений финансового характера был даже на какое-то время помещен под стражу игумен Ефрем, настоятель монастыря, где хранится пояс. Это лишний раз доказывает, что связку «Владимир - Кирилл» хотели разрубить силы не только внутри нашей страны. У них, это надо четко осознавать, длинные руки, большие возможности и тугие кошельки, вернее, солидные счета в банках.
Далее, после задержания трех участниц группы «Пусси Райот» всем усиленно навязывали мысль о том, что это был всего лишь так называемый панк-молебен, акт современного протестно-социального и концептуального искусства. Однако, как стало известно, сама операция готовилась очень тщательно - участницы группы, их помощники разработали план, вели слежку за самим объектом атаки - Храмом Христа Спасителя и системой его охраны. Они нашли удобный способ проникнуть туда с гитарой и звукоусиливающей аппаратурой, пригласили заранее представителей и отечественных, и зарубежных СМИ. Уже одни такие приготовления преступны по своему характеру, не говоря о самом устроенном оскорбительном надругательстве над Храмом, верующими и просто людьми с совестью. А вот о наличии ее у самих участниц говорить не приходится. Они во многом - продукт и системы, и так называемых ценностей, их формирующих, и в целом общественной среды, воспитания. Недаром отец одной из осужденных, Надежды Толоконниковой, сказал, что сам он человек, существующий вне морали. И ему, мол, есть чем гордиться за свою дочь.
На что же рассчитывали не исполнители, а организаторы этого преступления? Скорее всего, на вялую и невнятную реакцию власти и церкви. И тогда можно было бы продолжать действовать в том же духе, опираясь на тех, кого патриарх назвал позже «предателями в рясах», при этом утверждая, что в самих храмах все уже вопиют о несправедливости властей - как светских, так и церковных.
Это с одной стороны. А с другой, известные письма Путину и Кириллу из Лондона от Березовского (одному с призывом идти на покой, а другому -взять власть в свои руки) - уже не признак, а сигнал готовящейся крупной провокации. На нее власть обязательно должна была отреагировать жестко. Что-что, но просчитывать ходы такой интриган, как Борис Абрамович, умеет.
В результате участницы группы оказались под стражей, деятели оппозиции начали беспрецедентную по силе информационно-психологическую атаку на церковь и патриарха, попутно понося «кровавый Путинский режим», не пощадивший трех «несчастных девочек», двое из которых к тому же имеют малолетних детей. Особенно усилилась кампания по дискредитации к середине лета, когда следствие передало дело в суд. Тогда либералы стали говорить уже не только о сочувствии к содержавшимся под арестом, но и о их героизме, силе духа, примере для подражания. Тогда же адвокаты «Пусси Райот» впервые выступили в СМИ с недвусмысленным предупреждением - нас поддержит весь мир и в России очень пожалеют о жесткости, с какой здесь подошли к акции панк-группы. Нагнетала обстановку и наша либеральная творческая интеллигенция - «лучшие люди страны» - как они сами именовали себя, комментируя письмо более 100 деятелей культуры в Верховный суд.
Тогда дрогнули даже некоторые патриоты, кое-кто и во властных структурах, однако в целом впервые была проявлена настоящая принципиальность и последовательность. Думается, войдет в историю молитвенное стояние десятков тысяч людей у Храма Христа Спасителя 22 апреля. Именно об эту народную твердость и разбились все атаки, рухнули все планы одним разом нанести сокрушительный удар по православной вере, самой государственности, патриарху и президенту. Нелепо выглядели слова редакционной статьи в «Независимой газете» о том, что «неясно, к кому, собственно, обращались собравшиеся у Храма во время молебна...».
Надо сказать, что до этого, народ, увидев такое давление, отдал свои голоса за Путина на выборах в марте 2012 года. Тем не менее, в конце июля - начале августа информационная атака достигла необычайной силы. Мне самому, один из граждан Америки, некий Григорий Борисович, бывший наш соотечественник, занимающийся ныне информационно-аналитической работой где-то в пригороде Вашингтона, говорил незадолго до суда:
- Влип ваш Володя. И Кирилл влип. Этот-то совсем распоясался. Они весь мир против себя подняли. Против них не только шоу-бизнес, но и сам Гергиев выступил. О Гергиеве в западных СМИ был распущен слух, причем для достоверности с репортажными подробностями - будто он в Лондоне во время концерта сломал свою дирижерскую палочку и объявил, что не вернется в Россию, пока участниц панк-группы не выпустят на свободу. Слух, конечно, оказался фальшивкой и его опроверг сам Гергиев.
Но приговор, несмотря на все провокации, вынесли. Тогда 85% ведущих мировых СМИ об этом сообщили в основном в негативном для России и руководства страны ключе, а наша внутренняя либеральная тусовка просто зашлась в воплях и показных рыданиях. И все же тогда твердость и бескомпромиссность остались незыблемыми.
Спустя две недели, после суда - в конце августа - произошло, если хотите, чудо, промысел Божий. Это был жестокий кровавый знак: убийца двух невинных и доверчивых женщин в Казани написал кровью на стене: «Свободу Пусси Райот», да еще на английском языке. Рухнул, обвалился, был втоптан в грязь дутый жертвенный якобы облик трех осужденных. Еще по инерции кто-то продолжал валить кресты, осквернять стены церквей, но многие еще сомневающиеся вдруг осознали всю гнусность и чудовищную ложь либеральной пропаганды, возводившей тогда чуть ли не в святые трех бессовестных и бессердечных кривляк-хулиганок.
Тогда же вдруг, как по мановению невидимой руки, стал меняться тон и ведущих мировых СМИ. Если у нас в «Независимой газете» еще 3 сентября писали: «Власть сама загнала себя в ловушку, сделав ставку на «государствообразующую роль» традиционных религий, особенно Православной веры и Церкви», то на Западе стали звучать в СМИ совсем иные мнения: «Никакая высокая идея не может нравственно оправдать осквернение святынь. Церкви и прихожане - самая легкая «мишень». Надеюсь, тюремный срок даст осужденным время, чтобы понять разницу между подлинно смелой политической акцией и акцией, для которой никакой отваги не требуется» (Марк Дули, "Daily Mail", 24.08.12). А Роберто де Лапуэнте из "Der Standart" констатировал 10 сентября: «И нарушение религиозного обряда, и оскорбления религиозных чувств были частью плана. В западной культуре за это, как минимум в теории, тоже предусматривается тюремное наказание».
Или такой факт - компания IKEA удалила со своего сайта на страничке конкурса «Стань лицом обложки» фотографию четырех человек в цветных балаклавах Pussy Riot на фоне интерьера мебельного магазина.
В сентябре подобные публикации пошли, как говорится, валом. Изменилась ситуация в информационном поле и в нашей стране. Этому также способствовала взрывная реакция исламского мира на выпуск видеоподелки с карикатурным образом пророка. Убийства, погромы, ужас западных дипломатов - вот что увидел мир в ответ не провокацию. На этом фоне стала очевидной ложь о якобы толпах беснующихся православных активистов в наших городах, прежде всего, в Москве.
Неплохо бы напомнить либералам (хотя такое наименование их во многом условно), что на Востоке, например, в Малайзии только за произнесение вслух «неверным» имени пророка полагается тюремное заключение. А во многих исламских странах функцию полиции и суда исполняют сами верующие, причем весьма ревностно. Что бы там случилось с несчастными «пуськами», попробуй они устроить нечто подобное, и подумать страшно.
Или такой их довод - в цивилизованном мире церковь не играет значительной роли в политике, соблюдая, так сказать, дистанцию. Но в США, например, 8 октября состоялась так называемая демонстрация протеста пасторов. Тогда полторы тысячи христианских священников различных церквей собрались, чтобы выразить протест налоговым органам страны, запрещающим им безвозмездно, как представителям организаций некоммерческого характера, вести агитацию за одного из кандидатов в президенты США. Собравшиеся настаивали, что это их неотъемлемое право. Аналогичные действия в связи с призывом принимать активное участие в выборах предпринимает и «черная англиканская церковь» в Великобритании.
И уж совсем глупо звучат мнения о возврате к средневековому мракобесию, тиражируемые сегодня рядом отечественных СМИ по поводу организации в МИФИ, по инициативе самого ВУЗа, кафедры теологии. Это ведь тоже часть ведущейся, хотя уже и проигранной на нынешнем этапе, войны против православной церкви. А где, можно спросить, свидетельства поражения антигосударственных и антиправославных сил. Вот они:
- Более 80% опрошенных ВЦИОМом поддержали идею принятия закона о защите религиозных святынь и чувств верующих.
- Тон в либеральных СМИ уже больше месяца не наступательный, а оборонительный.
- На телеканале «Дождь» во время беседы с выпущенной на свободу с условным наказанием Екатериной Самуцевич один из ведущих программы спросил: «А вы предполагали, что ваша акция приведет к клерикализации общества?»
- Редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев теперь говорит о том, что всю эту историю с панк-молебном затеял тайно сам патриарх, чтобы поднять свой авторитет и престиж РПЦ.
- Папа Римский Бенедикт XVI осудил Pussy Riot и поддержал РПЦ и ее Патриарха.
Все признаки победы налицо. Однако выиграно лишь важное сражение. Война с русской государственностью и ее крупнейшей религиозной организацией продолжается. И теперь, как никогда, важно патриотическим, религиозным силам извлечь из пережитого необходимые уроки. Это, во-первых, а во-вторых, стране и обществу требуются сегодня ясно очерченные и выраженные в концепциях и законах основы духовно-нравственного развития страны. Без этого мы не продвинемся вперед, и об этом сейчас говорят все чаще. Надо сформулировать видение России в мире, ее цивилизационную историю и роль в будущем, а также те опоры, которые позволят как отдельному человеку, так и всему народу ощущать себя не атомами-индивидами, а частью общего и единого целого. Думается, такая задача теперь - главнейшая. Ради этого мы и собрались.
Александр Горбатов, шеф-редактор информбюро «Восток-Центр»
2. В одной с ним связке обозначался и патриарх Кирилл. Их тесное и плодотворное взаимодействие стало крайне опасным для либерально-секуляристских сил и в нашей стране, и на Западе.
1. Re: Выиграна первая стратегическая битва