– Сергей Николавич, каков был маршрут плавания?
– Петербург-Стрельна-Кронштадт-Приморск-Выборг-Виролахти-Таллин-Хельсинки-Таллин-Рига-Балтийск-Калининград-Петербург.
– Каким образом возникла идея о проведении морского крестного хода?
– Идея органически выросла из деятельности Автономного Некоммерческого Объединения «Свет надежды», в частности из «школы капитанов», действующей при детском реабилитационном центре в рамках этого АНО. «Повинна» в этом и программа «Александр Невский - имя России», в рамках которой действует школа капитанов. Сыграла свою роль и организация крестных молодежных ходов при Александро-Невской Лавре. Раньше эти крестные ходы были исключительно пешеходными, в том числе и Один из самых известных: «Царский путь» (с 12 по 17 июля) по Санкт-Петербургу и его пригородам. В «Царском пути» участвует не только российская, но и белорусская, а также украинская молодежь.
Что такое крестный ход? В первую очередь, святое действие. Но это также и один из способов военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Морской крестный ход, в отличие от сухопутного, позволяет многократно расширить географию мест, которые можно посетить крестоходцам. Говоря о военно-патриотическом воспитании молодого поколения, я подразумеваю 4 вектора развития юной личности: духовный, физиологический, интеллектуальный, социальный. Святой князь Александр Невский был образцом во всех этих направлений. Что преодолевают морские крестоходцы? Морские невзгоды, капризы погоды, тяготы похода, в котором они учатся управлять небольшим коллективом - экипажем яхты. Кроме того морское паломничество преследует своей целью посещение святынь, во-первых, и, во-вторых, знакомство со святынями, находящимися на яхте, других людей, т.е. имеет духовное измерение и тем самым становятся образцом для подражания тем сверстникам, которые еще не знакомы с этим. Сам святой благоверный князь возглавлял морские походы и по современной терминологии был, в том числе, и капитаном. Так что школа капитанов «вписывается» в программу «Александр Невский - имя России» наилучшим образом. Хотелось бы, чтобы в перспективе морской крестный ход, при активном участии юнг, из различных яхтенных кружков и парусных школ, стал бы детско-юношеским. Юнгой на яхте «Мэри», на которой и совершался крестный ход, был мой сын Николай.
– И что делал юнга на яхте?
– Многое. Он был полноценным членом команды, выполнявшим взрослые задания. Во-первых, он нес вахты, т.е. стоял за штурвалом и управлял яхтой. И это - в шторма 4-6 бальной силы. Вахта длилась столько, сколько ее мог выдержать вахтенный. И что удивительно: юнга Николай оказался за штурвалом выносливее взрослых. Во время волнений мы его приковывали к страховочным леерам и надевали на него спасжилет с двумя карабинами (разъемными крюками). Во-вторых, это швартовка и подготовка судна на стоянке к дальнейшему плаванию. В-третьих, участие в ремонте двигателя судна. Или вот, например. При переходе к Риге у нас порвался парус и Николай занимался починкой такелажа, а для этого нужно было подниматься на высокую мачту высотой 14 метров.
– Расскажите о святынях крестного хода.
– Когда мы начали проводить первые крестные ходы, встал вопрос о «дорожных» святынях, которые сопровождали бы путников на их тернистом пути. Владыка Назарий, с учетом ситуации, специально благословил для Александро-Невского братства икону святого благоверного князя Александра Невского с частицами его святых мощей и икону Апостола Андрея Первозванного с частицами его святых мощей. Эти святыни сопровождали нас по морю и привлекали людей на земле.
– При каких обстоятельствах судно осталось без паруса и якоря?
– Это случилось в Рижском заливе во время большого шторма. Парус порвался ночью, при сильном порыве ветра, якорь же, подвешенный к бушприту, так «мотылялся», что сломал крепление и утонул. На утро его уже не было.
– Вы выходили в шторм и вам наверняка говорили: куда вы идете при такой волне?
– График должен соблюдаться при любой погоде. Особенно это актуально для международных мероприятий. Ведь как происходило оповещение о нашем крестном ходе? Об этом первым узнавал местный епископ, который доводил эту информацию до благочинных, те до приходских священников, те же, в свою очередь, до прихожан. И вот, например, весь клир ожидает яхту к назначенному времени, а ее нет. Такого быть не должно.
Иной случай - морское паломничество. Там паломники сами, что называется, в режиме свободного плавания, могут выбирать, когда им выходить в море, когда им лучше посетить то или иное святое место. Они не отягощены публичностью и потому более свободны.
– Как встречали на границе: своей и чужой?
– И наши и не наши пограничники отнеслись к нашей миссии достаточно спокойно. Морскую границу, в отличие от сухопутной, проходить гораздо спокойнее: нет вереницы яхт, желающих попасть в чуждые воды. Ни разу нас нигде не досматривали, даже в Риге, где яхта запуталась в даугавских сетях. Но было и исключение. В СПб морском порту, куда мы вернулись после плавания, яхту дотошно досмотрели, включая трюм, а команду заставили поднимать полы.
– Каковы перспективы морского крестного хода на будущий год?
– Во-первых, прошедший крестный ход был для нас чем-то вроде «разведки боем». Способны ли мы пройти со святынями так много морских миль? Оказалось, что способны. Мы получили бесценный опыт и можем теперь со знанием дела привлекать людей к участию в будущем крестном ходе. Второй вопрос, который мы задавали себе: а нужно ли это людям? Стечение многочисленного народа к святыням, которые были привезены на яхте, показало, что нужно. Больше того: мы не ожидали такого большого количества паломников. Оказалось, что это не просто нужно, а нужно гораздо больше, чем мы предполагали. И это- маленькое благое открытие за время нашего путешествия. Причем это открытие касалось не только нас, членов команды, но и самого местного клира. Так, епископ Калининградский Серафим был радостно удивлен тем, что народ запрудил всю площадь для встречи святынь. То же показала и Рига: те, кто не успел приложиться к святыне в одном храме, шли в другой, чтобы сделать это. Так крестный ход стал поистине православно-народным. В Таллине вокруг собора св. Александра Невского вся площадь была также запружена народом.
Так как на эти главные вопросы был получен положительный ответ, перспективы расширения у крестного хода есть. Следующий год весьма знаменателен: 300-летие Александро-Невской Лавры совпадает с 400-летием дома Романовых и этим двум событиям мы хотим посвятить наш грядущий крестный ход. Александр Невский может и должен стать знаменем празднования юбилея династии Романовых. Почему? Не только из-за хронологического совпадения двух юбилеев, но также и потому, что Александр Невский - любимый святой царской семьи. 400-летие дома Романовых будет отмечаться в Швеции, Германии, Дании... - и во все эти мероприятия необходимо привнести некое духовное начало, знамя, которым будут освящены грядущие юбилейные события. Конечно, на этом знамени должен быть запечатлен лик святого князя.
– Представители Дома Романовых каким-либо образом извещены о предстоящих мероприятиях?
– Пресс-релиз будущего крестного хода был вручен венценосному координатору мероприятий, посвященных 400-летию дома Романовых принцу Майклу Кентскому. Так что мы надеемся на активное вовлечение представителй венценосного дома в морской крестный ход. Вообще, яхтенный спорт - это королевский вид спорта. Род Романовых просиял венцом святых царственных мучеников и потому нельзя мероприятия в честь 400-летия дома Романовых проводить как исключительно светские.
– Какие чудеса ты наблюдал во время крестного хода?
– Все время дул противный ветер: это был настоящий крестный ход, который закончился благополучно, что и является самым настоящим чудом.
Беседовал Вячеслав Улыбин