«Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Еккл. 7, 29).
Правая вера существует с самого начала бытия мiра, т.е. с момента сотворения святых ангелов. И человек появился на свет право верующим. Первозданный Адам всегда имел перед своим внутренним взором Бога Вседержителя. Стоило прародителям уклониться от этого единственно спасительного пути, а именно в помыслы: почему Бог запретил даже прикасаться к древу познания добра и зла?; а что произойдет, если вкусить от запретного плода?; - как они оказались неправы перед своим Создателем. Однако и по грехопадении прародители обрели правую, т.е. не суетную, но спасительную веру, и эта вера превратила их последующую жизнь в подвиг покаяния. Они веровали в грядущего в мiр Спасителя, Который назван в начале книги Бытия Семенем жены, Который имел родиться от лица женского пола без содействия мужа, чтобы стереть главу змия-диавола. (Быт. 3, 15).
Имел правую веру и праведник Авель. Он приносил чистую жертву Богу, без лукавства и сомнения. Не таков был Каин. Хотя он приносил жертвы и молитвы истинному Богу, делал это с небрежением, отделяя в дар худшую часть плодов земли. В духовном мiре все взаимосвязано, и в двуединой заповеди «возлюби Бога и возлюби ближнего яко же сам себе» открывается глубочайший смысл. Человек, неправый перед Богом, становится неправ и по отношению к ближнему: его лукавство, обратившееся во вторую природу души, рано или поздно, вырвется наружу в виде какой-либо неприязни. Равно и неискренность по отношению к ближним выльется в противление Богу. Каин увидел, что дым Авелевой жертвы восходит к небу, в благоухание, приятное Господу, а дым его собственной жертвы расстилается по земле, указывая на низменность его души. Обида на Бога преобразовалась в ненависть к ближнему. Каин восстал против Бога… и убил брата своего.
Наслаждаясь земными благами, как бы безсмертные, допотопные люди скоро забыли о предначертанной им Создателем цели жизни. «…и увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления их были зло во всякое время» (Быт. 6, 5). Это закономерно: когда люди забывают о Боге, жизнь их превращается в ад, в царство зла. Господь Своим непосредственным действованием очищает землю. Так поступил бы всякий земледелец, если бы увидел, что его угодье сплошь заросло сорными травами. Хотя бы эти сорные травы воздымались подобно деревьям и величались своим видом, земледелец все равно их искоренит, потому что не для них он возделывал землю. Праотец Ной, прямой предок всех ныне живущих на земле людей, 120 лет проповедовал нечестивым покаяние. Все эти 120 лет они его ненавидели, оскорбляли, называли сумасшедшим. Наконец, покусились разрушить ковчег и убить его. В этот момент хлынула вода.
После погибели нечестивых и обновления лица земли Ной приносит благодарственные жертвы Богу Вседержителю. Но грех опять прозябает из почвы сердец человеческих. И видимым его выражением становится огромная башня в долине Сеннаарской. Вождем отступников стал внук Хама Нимврод. Он творил насилие над людьми, первым стал господствовать над ближними и дальними, и его надменность по отношению к людям вылилась в прямое противление Богу. Он не только руководил строительством Вавилонской башни, но и ввел идолопоклонство, а оно, подобно гангрене, вскоре поразило все племена человеческие. Люди оставили прямой путь, попав в плен своих лукавых помыслов. Вавилон же стал символом противления Богу.
Господь избирает Авраама, выводит его из отеческого дома, потому что этот дом уже был заражен идолопоклонством, и переселяет его в землю Ханаанскую, в окружение самых нечестивых племен, какие обитали тогда под солнцем, - для того, чтобы он всегда имел перед своими глазами напоминание, в какую бездну зла может погрузиться человек, забыв Бога. Премудрый так говорит о делах хананеев: «…возгнушавшись древними обитателями святой земли Твоей, совершавшими ненавистные дела волхвований и нечестивые жертвоприношения, и безжалостными убийцами детей, и на жертвенных пирах пожиравшими внутренности человеческой плоти и крови в тайных собраниях, и родителями, убивавшими безпомощные души, - Ты восхотел погубить их руками отцов наших, дабы земля, драгоценнейшая всех у Тебя, приняла достойное население чад Божиих» (Прем. 12, 3-7).
После поражения Содома и Гоморры прошли столетия, пока грехи прочих хананеев не переполнили чаши долготерпения Божия. Тогда израильтянам дается Богом повеление истребить хананеев с лица земли. По своему малодушию израильтяне не исполнили в совершенстве Божию волю, оставив часть хананеев жить в их государствах, а часть обратив в рабство, так что хананеи стали сетью и всегдашним соблазном для народа Божия. Теперь это служит для нас образом, дающим уразуметь, насколько опасно щадить в своей душе помыслы, чуждые божественному Откровению. Нужно всегда бодрствовать и разбивать их о камень веры, какими бы слабыми они ни казались.
Теснимые в своих приморских городах последовательно ассирийцами, халдеями, персами, греками, - хананеи перенесли центр своего могущества на Запад, основав Карфаген и ступив на берега Атлантического океана в Испании и на Британских островах. Они наполнили море и землю ужасами своего нечестия. Самой распространенной у них была казнь через распятие. Их знаменитый полководец Ганнибал целенаправленно приучал своих солдат к людоедству.
Господь в Св. Писании именует Свой народ то рабом, то сыном, то невестой. И последнее наименование особенно знаменательно, потому что невеста должна трепетно хранить верность своему суженому. Когда же Израиль оставил прямой путь служения Богу истинному и заразился от окружавших его хананеев идолопоклонством, Господь уподобил его блуднице, оставившей свою первую любовь и прелюбодействовавшей с языческими идолами. Пророк Иеремия говорит о неверности двух частей прежнего народа Божия: «Видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево, и там блудодействовала. И после того, как она все это делала, Я говорил: возвратись ко Мне. Но она не возвратилась; и видела это вероломная сестра ее Иудея. И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы ее, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее, Иудея, не убоялась, а пошла и сама блудодействовала. И явным блудодейством она осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом. Но при всем этом вероломная сестра ее Иудея не обратилась ко Мне всем сердцем своим, а только притворно, говорит Господь. И сказал мне Господь: отступница, дочь Израилева, оказалась правее, нежели вероломная Иудея.» (Иер. 3, 6-11).
Получается, явное отступничество извинительнее притворного служения Богу. А самая гнусная вещь – творить зло, прикрываясь именем Божиим. Неверность Богу среди евреев возрастала по мере возрастания неприязни к ближним. Почему Господь и обличал Свой народ устами пророка Исаии: «Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь – убийцы. Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою. Князья твои законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки, и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них» (Ис. 1, 21-23). Неправота по отношению к ближним становится неправотою по отношению к Богу: «Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! К чему Мне множество жертв ваших? Говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, - кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных; курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя; они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову. Тогда придите, и рассудим, говорит Господь…» (Ис. 1, 10-18).
Все это сказано и нам в назидание, потому что правая вера неотделима от правых дел. Вочеловечением единородного Сына Божия, Его проповедью, спасительными страданиями и Воскресением, сошествием Святого Духа на вновь избранный народ Божий, Церковь Христову, открылся самый совершенный, прямой и возвышенный путь людей к Богу. В Новом Завете Бог стал несоизмеримо ближе к человеку, чем в Ветхом, - в жилах Нового Израиля струится кровь Богочеловека Иисуса Христа. Поэтому древнее наименование отдельной души и общества верующих невестой Божией наполнилось новым смыслом. Пророк Исаия говорит о грядущем прославлении святых: «Как радуется жених о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой» (Ис. 62, 5). Апостол Павел уподобляет союз между мужем и женой союзу Христа с Церковью: «муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же спаситель тела…» (Еф. 5, 23-27). Апостол и Евангелист Иоанн Богослов в своем Откровении после описания казни вавилонской блудницы, города, в котором «найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле» (Откр. 18, 24) – аллегории отступившего от Бога человечества – живописует другую аллегорию – верного Богу человечества, т.е. Церкви Христовой: «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» (Откр. 19, 6-8).
Но чем теснее связь Бога с человеком в новозаветной благодати, тем возмутительнее отступничество христианина от правого, спасительного пути. Об этом говорит апостол Петр: «были…лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении…» (2 Петр. 2, 1-2). Таковым произнесен суровый приговор: «…если избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели познавши, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи.» (2 Петр. 20-22).
Так явились ереси, т.е. извращения правой веры, в недрах Церкви Христовой. В беседе на Тайной Вечери Господь назвал Себя виноградной лозой, а учеников – ветвями на ней. Ветвь не может приносить плода, не будучи органически связана с лозою. Если эта органическая связь прерывается, ветвь засыхает и мертвеет. Такие ветви, сказал Господь, посекают и бросают в огонь. Прервавшие связь с Господом своим неправомыслием и худыми делами отсекаются от церковного тела невидимым мечем, сколь бы велики и роскошны не были когда-то символически изображавшие их ветви. Каким бы высоким церковным саном не был облечен человек, если он впадет в ересь или другие смертные грехи, благодать Божия отступает от него. Он, как хороший артист, продолжает изображать себя облагодатствованным; как всякий артист, становится очень чувствительным к людскому мнению, отсюда впадает в грех лицемерия, таскает с собой целый арсенал масок, надевая то одну, то другую из них, в зависимости от обстановки; становится лукавым; наконец, как иудейский первосвященник Каиафа, превращается в самого лютого врага Божия.
Апостол Павел пишет: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16, 17-18). В другом послании тот же Апостол пишет: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 3, 10-11). И еще: «Кто не любит Господа нашего Иисуса Христа, анафема» (1 Кор. 16, 27).
Сегодня, в праздник Торжества Православия, мы, во-первых, торжественно произносим православный Символ Веры, утвержденный Вселенскими Соборами; во-вторых, анафематствуем, открыто отвергаем от себя всевозможные лжеучения, погибельные для души человека; в-третьих, ублажаем память тех, кто от времен апостольских подвизался и страдал за православную веру ( и прежде всего, предстоятелей Церкви и благоверных Царей - защитников благочестия), возглашая им «вечную память»; в-четвертых, молимся за тех, кто сейчас отстаивает богооткровенную истину.
Анафема не есть злобное ругательство, как об этом говорят невежды. Анафема – свидетельство Церкви о том, что некоторое учение, а также принявшие его - человек или общество людей - чужды Бога, чужды спасения. Анафема – проявление любви к заблудшим. Как можно оценить поведение человека, который, видя ближнего, бредущего в смертельную трясину, молчит? Такое поведение следует назвать равнодушием, а вернее даже зложелательством. Но если станет предостерегать ближнего от хождения по трясине, станет запрещать ему, подобный призыв не справедливо ли назвать голосом любви? Так и наша анафема есть голос любви. Это призыв: не ходите по трясине ложных учений, чтобы навеки не погибнуть! Это призыв: престаньте блуждать, возвратитесь на путь правый, единственный, вводящий в жизнь вечную.
Сколько русских по рождению людей, но не русских по образу мыслей, блуждает сейчас по непроходимым болотам превратных учений! Блуждание по болоту есть свобода погибели. Свободу же спасения дает только правый путь, только правая вера.
Сравнивая ветхозаветные времена с новозаветными, свт. Игнатий Брянчанинов пишет: «Отцы обыкновенно называют идолопоклонство нечестием, а ересь – злочестием. В идолопоклонстве диавол принимал себе божескую честь от ослепленных человеков, а ересию он делает слепотствующих человеков участниками своего главного греха – богохульства. Кто прочитает со вниманием «Деяния Соборов», тот легко убедится, что характер еретиков – вполне сатанинский. Он увидит их ужасное лицемерие, непомерную гордость, - увидит поведение, составленное из непрерывной лжи, увидит, что они преданы различным низким страстям, увидит, что они, когда имеют возможность, решаются на все ужаснейшие преступления и злодеяния. В особенности замечательна их непримиримая ненависть к чадам истинной Церкви, и жажда к крови их! Ересь сопряжена с ожесточением сердца, с страшным помрачением и повреждением ума, - упорно держится в зараженной ею душе – и трудно для человека исцеление от этого недуга. Всякая ересь содержит в себе хулу на Духа Святаго...» Здесь речь идет, конечно, в первую очередь об изобретателях злочестия – ересиархах, самостоятельно отвергших Православие, а не о тех, что уже были воспитаны в каком-либо еретическом учении. Понятно, у последних нет той степени одержимости, и они скорее жертвы, чем злодеи, хотя и они вполне чужды спасения.
Любить Господь заповедует всех, в том числе врагов. Поэтому нужно любить и еретика, но не саму ересь, не само кроющееся в ней богохульство. Деятельно же, а не отвлеченно любить еретика – значит желать ему избавиться от еретического плена.
В последнюю сотню лет особенно активно продвигается новая сверхъересь, обыкновенно называемая экуменизмом, которая, прикрываясь «любовью», учит, будто святое Православие и ересь равнозначны и будто можно достигнуть всеобщего религиозного единства, несмотря на разницу в вероучениях. Новые еретики, вопреки апостольским заповедям, устраивают богомерзкие совместные моления даже с идолопоклонниками, лукаво полагая, что служат некоему общему «богу», который различно проявлял себя в разных народах Земли. Эти горе-богословы запамятовали слова царя и пророка Давида: «все боги язычников – бесы».
Ничего нового в этих гнусных спектаклях, конечно же, нет. Три тысячелетия назад в подобных затеях упражнялся царь Соломон, когда поставил в Иерусалимском храме языческие мерзости – все с теми же, дипломатическими, целями. Последствием этого безумия стало религиозно-нравственное растление, оскудение в народе Божием благодатных дарований.
Если мы не хотим повторить печальной участи Израильского царства, то должны отвергать от себя всякую ересь и всякое лукавство. Ибо «стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня. Путь же беззаконных – как тьма...» (Притч. 4, 18-19).
А потому припадем ко святому Православию – к этому никогда не оскудевающему источнику божественной благодати. Будем насыщать ум, это око души, глаголами вечной жизни, будем пить живую воду святого Евангелия, чтобы в самом нашем существе открылся источник, влекущий нас к Первоисточнику всякого блага (Ин. 4, 14).
Будем молиться и о заблудших, без гнева, но с любовью. Гневаться следует на грех, а не на человека, им порабощенного и даже не чувствующего этого тяжкого рабства. Наше Православие дает духу человека истинную свободу, как и Господь сказал: «познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32). Кому же Православие представляется чем-то стеснительным, тот не знает Православия, но находится в плену своих превратных мнений.
Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «Православие есть истинное богопознание и богопочитание; Православие есть поклонение Богу духом и истиною; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; Православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятого Духа. Дух есть слава христиан. Где нет Духа, там нет Православия».
Поэтому сегодня в чинопоследовании Торжества Православия мы едиными устами и единым сердцем произносим в молитве: «Премилосердый и всесильный, не до конца гневайся, Господи! Буди милостив, молит Тя Твоя Церковь, представляя Тебе Начальника и Совершителя спасения нашего Иисуса Христа, буди милостив нам, укрепи нас в правоверии силою Твоею, заблуждающим же просвети разумныя очи светом Твоим божественным, да уразумеют Твою истину; умягчи их ожесточение и отверзи слухи, да познают глас Твой и обратятся к Тебе, Спасителю нашему. Исправи, Господи, иных развращение и жизнь, не согласную христианскому благочестию; сотвори, да вси свято и непорочно поживем; и тако спасительная вера укоренится и плодоносна в сердцах наших пребудет. Не отврати лица Твоего от нас, Господи, воздаждь нам радость спасения Твоего; подаждь, Господи, и пастырем Церкве Твоея святую ревность, и попечение их о спасении и обращении заблуждающих духом евангельским раствори; да тако вси руководими достигнем, идеже совершение веры, исполнение надежды и истинная любовь; и тако с лики честнейших небесных сил прославим Тебе Господа нашего, Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков, аминь».
Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии
1. Re: В неделю Торжества Православия