Терпеливое несение своего бремени

Слово в Неделю 17-ю по Пятидесятнице

Пастырская проповедь 
0
355
Время на чтение 4 минуты
Фото: из личного архива автора

Открывая нам путь святости, Господь сказал: «Вот, Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов» (Исх. 34, 10). В притче о прокаженных показан десятый прокаженный, человек, пребывающий в проказе греха, который увидел, что с ним сделал Бог, и назвал Бога по имени. А здесь в Евангелии мы слышим совсем другой вопль веры — другого свидетельства и благодарения. Симон, смиренный рыбак, с ужасом говорит: «Отойди от Меня, Господи, ибо я человек грешный». Свет Господа обнажает всякий мрак. Постараемся осмыслить исповедание своего недостоинства будущим первоверховным апостолом Петром. Оно созвучно со словами другого первоверховного апостола, которые мы произносим всякий раз перед причащением: «От них же (грешников) я первый».

Быть верным означает для нас осознание своего мрака, а также терпеливое несение своего бремени. Потому что свою греховность можно не ощущать. Есть такое успокоение себя, которое есть не что иное, как ожесточение во зле и исчезновение заботы о правде. Зло спокойно возрастает в нас, и мы не испытываем мук совести. Святые отцы говорят об опасности ложного внутреннего мира, где наше спокойствие двусмысленно. Такой мир можно иметь среди тысячи внешних хлопот и забот. Мы как будто заняты важными делами, нас захватывают все новые и новые замыслы, а по сути мы пребываем в некоем сне по отношению к себе — во сне совести. Отсюда напрашивается вывод о пользе жизненных потрясений и тревог. Но хуже всего плыть, как мертвая рыба, по течению!

Мы можем вести по видимости христианскую жизнь, у нас немало христианских привычек, которые сами по себе, несомненно, добрые. Но постепенно они теряют свою жизненную наполненность, в них отсутствует горение. Посмотрите на новообращенных, пламенеющих, требовательных к себе и сравните их с христианами, ко всему привыкшими. Отношение к Богу далеко неодинаковое.

У нас у всех есть свои внутренние проблемы, мы несем бремя трудностей наших характеров, испытаний болезнями и внезапными бедами, и это во многом определяет нас. Мы ощущаем разрыв, существующий между тем, чего ждут от нас, и нашей ограниченностью, которую мы не можем не осознавать. Я знал одного старого священника. Он был так болен, что не мог уже служить. И вследствие своей немощи считал, что не может быть более никому полезным. Однако именно во время этой болезни он научил самому главному, что есть в христианской жизни — милосердию и терпению, — не только своих чад, но многих будущих известных пастырей.

Наконец, и это, может быть, еще важнее, восходя ко Господу, мы неизбежно обнаруживаем нашу худость по сравнению с тем, как нас воспринимают другие. Многие из нас могли бы повторить про себя горькие слова: «Я не тот, кто я есть, я не тот, о ком думают, будто я есть». На этом уровне мы начинаем осознавать свои грехи, особенно когда понимаем, что наши грехи что-то значат для Бога. Некоторые говорят: «Что может значить для всеведущего и бесконечного Бога этот ничтожный глупый поступок?» Разумеется, так. Но если Бог есть Любовь, все меняется: малейшая наша неверность ранит Бога.

Когда человек осознает эту тяжесть греха, эту силу, исходящую от Бога, он кричит: «Отойди от меня!» подобно апостолу Петру в начале его призвания. Или, вернее, хочет так кричать. Но когда мы честно признаем ограниченность наших возможностей, мы начинаем взывать к Нему: «Оттого что я грешен, приди ко мне, Господи Иисусе Христе, не удаляйся от меня никогда». Почему мы должны так молиться к Нему? Потому что вера учит нас, что мы — поле сражения. И что мы будем таковыми до последнего нашего дня. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Есть те, кто плачет, что не любит Бога. Но они любят Его!» Ибо единственное настоящее зло — перестать сражаться. Подлинное зло — перестать плакать, подлинное зло — смириться со своей убогостью, перестать гореть желанием достигнуть Бога. Забыть, что Господь может оставить нам наши грехи. Одни из самых великих слов — отныне всегда связанных с властью священника, от Бога ему данной, — именно эти: «Оставляются тебе грехи твои». Так всегда говорит Христос в Евангелии, совершая чудеса и исцеления. Мне кажется, что это слово «оставляются» имеет два смысла: Господь развязывает, прощает, оставляет наши долги. Но Он не спасает нас без нас, и будущие поступки кающегося неотделимы от таинства покаяния. Он возвращает нам наши грехи, то есть не только память о них, но и память о том, что они омыты Его Кровию. Это значит, что мы будем снова и снова повторять эти грехи, пока по-настоящему не поймем, какой ценой дается нам прощение. Но всякий раз, когда мы искренне каемся, Господь влагает в наше сердце достаточно любви, чтобы мы начали возрастать в Нем.

В наших молитвах мы просим Бога оставить нам то, чего совесть наша страшится. Страшится того, в чем мы обвиняем себя или упрекаем себя и чего мы страшимся увидеть в подлинном свете, делая вид, что этого у нас нет. Как замечательно сказал святитель Игнатий (Брянчанинов): «Не ужасайся, когда увидишь в себе что-нибудь ужасное, потому что в тебе есть нечто несравненно более ужасное». А преподобный Серафим Саровский говорит, что мы должны быть терпеливы к себе, к своим собственным недостаткам — не только по отношению к недостаткам других людей. «Претерпевый до конца, тот спасется».

«Познай себя», — повторяют святые отцы известную еще языческим философам мудрость. Однако в отличие от них, Церковь знает об опасности, связанной с познанием себя: уныние или, еще хуже, отчаяние угрожают человеку, видящему свою греховность. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что видение своих грехов дается нам по мере поддержки нас Богом, по мере познания нами Его благодати. В свете веры то, что не исцелено в нас, открывается как то, что может быть исцеленным. «Блаженны видящие то, что вы видите», — утешает нас Господь. Даже взойдя на высокие ступени совершенства, святые отцы повторяют: «Мы только в начале покаяния». Оттого что мы грешники, но грешники кающиеся, Господь наш Иисус Христос без конца приходит к нам и спасает нас.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Шаргунов
У истинных обличителей греха всегда будет много врагов
Евангелие четверга (Лк, 62 зач., 11, 47—12, 1)
13.11.2025
Благоприятная атмосфера для прихода антихриста
Евангелие среды (Лк, 61 зач., 11, 42—46)
12.11.2025
Человек не может одним глазом смотреть вверх, а другим вниз
Евангелие вторника (Лк, 60 зач., 11, 34—41)
11.11.2025
Как мы можем уподобляться иудеям во времена земной жизни Спасителя
Евангелие понедельника (Лк, 59 зач., 11, 29—33)
10.11.2025
Не давайте место диаволу
Слово в Неделю 22-ю по Пятидесятнице
09.11.2025
Все статьи Протоиерей Александр Шаргунов
Пастырская проповедь
Духовные отношения — самые высокие и святые в нашей жизни
Евангелие субботы (Лк, 36 зач., 8, 16—21)
08.11.2025
Жизнь каждого человека определяется его отношением ко Христу
Евангелие пятницы (Лк, 58 зач., 11, 23—26)
07.11.2025
Скорби не означают, что мы оставлены Богом
6 ноября — празднование иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте»
06.11.2025
Упорное неверие ни за что не хочет признать своего поражения
Евангелие четверга (Лк, 57 зач., 11, 14—23)
06.11.2025
Три образа молитвы
Евангелие среды (Лк, 56 зач., 11, 9—13)
05.11.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
В трёх соснах-государствах
Новый комментарий от С. Югов
13.11.2025 12:44
«Провал политики на рынке труда»
Новый комментарий от Валерий
13.11.2025 07:00
Бодрящий пинок Путина
Новый комментарий от Тимофеев Александр
12.11.2025 21:49
К чему нас обязывает Год единства народов России?
Новый комментарий от С. Югов
12.11.2025 12:47
История России могла закончиться в 1918 году
Новый комментарий от С. Югов
12.11.2025 12:42