Проект Baby Box, отмечают инициаторы, дает возможность «спасти жизни детей, абсолютно беззащитных перед лицом неадекватных действий родителей». Baby Box — проект ради профилактики этого трагического преступления! У Baby Box нет видеокамер, нежеланного малыша здесь можно оставить анонимно. Если ребенок не объявлен в розыск и на нем нет следов насилия, правоохранительные органы не возбуждают уголовное дело и родителей не ищут.
Первый в Латвии Baby Box был оборудован в 2009 году в Риге, затем последовала Лиепая и Даугавпилс. До сих пор в латвийских Спасительных яслях оставлено 10 детей — 5 девочек и 5 мальчиков. 9 малышей было оставлено в Риге, и 1 — в Лиепае.
Социально, информативно и идейно этот проект поддерживают Министерство внутренних дел, Министерство здравоохранения, Министерство благосостояния, Комиссия Сейма по правам человека и общественным делам, городские самоуправления, Латвийский детский фонд, латвийские СМИ, ведущие медицинские специалисты страны, омбудсмен и церковь. В Латвии планируется создать свыше пяти Спасительных яслей. Следующий регион, где будут оборудованы Спасительные ясли, — Видземе.
Инициативу по реализации проекта Baby Box анализирует отец семерых детей, заведующий миссионерским отделом Иркутской епархии протоиерей Вячеслав Пушкарев:
До революции в России также были специальные дома-приюты, куда можно было принести ребенка. Адреса таких приютов были широко известны. Как ни странно но, подобная практика была приемлема в то время, и находилось немало доброхотов жертвовавших на содержание подобных домов. Не припомню я и особой критики данной практики со стороны Церкви. В каждом большом городе был подобный приют, где ребенка можно было принести и положить на крыльцо, положить специальную записку с указанием его имени и даты рождения. Практики разыскивания и уголовного преследования подобных «кукушек» тогда тоже не было. Так что это не ново.
В современной реанимации латышами указанного проекта Baby Box я лично хотел бы видеть попытку истинной благотворительности со стороны латышского государства, но одновременно я вижу воочию и понимаю отвратительную двусмысленность этой практики. С одной стороны, инициаторы этого проекта вроде бы входят в положение матери (хотя сейчас таких невыносимых условий жизни, которое бы можно было сравнить с условиями дореволюционного периода, нет), с другой стороны, они явным образом этим потакают ее тяжкому греху. Они дают её душе относительное спокойствие и суррогат внутреннего комфорта. В нормальном здоровом обществе бросить ребенка – это большая нравственная проблема для женщины. Многие её не преодолевают и «через не хочу» оставляют детей себе, за что потом всемерно благодарят Бога, а тут все возможные и весьма важные положительные сомнения снимает государство, открывая более лёгкий путь потенциальной преступнице к совершению уже совершенно реального преступления. Тот, кто бросил ребенка, совершил смертный грех! Но мы же не можем за это лишить несостоявшуюся мать возможности утешения её души и даже возможности покаяния и исправления. Единственное же действенное утешение для матери уже бросившей своё дитя, но имеющей ещё хоть толику совести и жалости состоит в ее полной уверенности в том, что ребенок, оставленный ею в так называемых «Спасительных яслях», не пропадет, не замёрзнет, не будет располосован на органы. А эту гарантию как раз и даёт ей латышское государство. Ведь очень часто бывает, что промучившись совестью уже через год-два этот её богомерзкий поступок – отказ от собственного отпрыска, заставит её снова искать своё дитя с желание воздать ему всё невозданное. И вот здесь практика Baby Box может оказаться не лишней, не смотря на все её прочие отрицательные стороны. Главное, что бы то же самое государство не мешало бы таким раскаявшимся исправлять испорченное. Но это если смотреть на проблему с лучшей стороны, а она, к сожалению, везде на деле развивается с худшей.
Именно поэтому, в реале, я воспринимаю практику реализации проекта Baby Box как полное свинство и потакание своим гражданам нестись галопом в объятия смертному греху. Ведь есть другие наиболее действенные и менее грешные способы помогать заблудившимся в своём эгоизме матерям. Когда я немного работал преподавателем в США, то повсеместно видел там социальную рекламу различных религиозных объединений и государственных служб – боитесь рожать и растить ребенка, - обращайтесь к нам, и мы вам поможем. И родителям там действительно помогают, морально, физически и даже материально. Это хорошо оборудованные христианские центры, которые помогают с трудоустройством, яслями, одеждой, деньгами, лекарствами и т.д.
Женщину надо не просто пытаться убедить в том, что она ни в коем случае не должна бросить своего собственного ребенка, но и необходимо успокоить её обещание реальной помощи и самой этой помощью. Вот чем должно заниматься государство, а не содержанием приютов для брошенных детей. Женщина может поверить священнику, особенно если знает, что за ним стоит благотворительная организация, которая может дать ей ночлег, взять ее ребенка на обеспечение и т.д. Католики почти решили этот вопрос в Израиле, в результате им удалось таким образом отнять у Иерусалимской Патриархии почти миллион верующих арабов. Католики-добровольцы стали ухаживать за детьми, покупать жилье для арабских христиан, создавать для них рабочие места. То, что не делала Иерусалимская Патриархия, сделали израильские католики. Вот опыт очень эффективный и очень интересный. Но за католиками стоит банк Ватикана и государственные службы крупнейших католических стран. За нами, к сожалению, такой мощной поддержки нет.
Не открывать дополнительные двери для греха надо, как это сделали латыши, а заниматься профилактикой и сдерживание греха. Клиники, принимающие роды, должны приводить профилактическую работу по недопущению случаев оставление родителями своих детей. Уверен, что умудренный жизненным опытом многодетный священник или опытная сердобольная работница клиники способны распознать женщину, готовую бросить свое дитя, и способны изменить её мотивации в сторону правды. Другое дело, что государство должно взять на себя ответственность за то, чтобы помощь оказавшимся в таких ситуациям матерям не осталась настенным плакатом, а стала бы рукой опоры.
На мой взгляд, в современной интерпретации проект Baby Box ни в коем случае не норма, а свинство, возведенное в норму. Если этот проект воспринимать в качестве исключения из правил, тогда он еще не так страшен, но лучше работать с людьми по-другому.
2. лучше свинство, чем расчлененка.
1. Re: Свинство, возведенное в норму