Апология раскола?

Игумен Даниил (Гридченко) о фильме «Раскол»

 Уж, коль скоро раскол был, были, надо полагать, и раскольники. Политкорректно именуемые старообрядцами... Но суть не в наименовании, конечно. Когда бы, где бы, кем бы они ни были - по солидарному мнению отцов Церкви - грех против неё, грех раскола не смывается даже мученической кровью...

Помнится, лет пятнадцать тому назад у о. Иоанна (Крестьянкина) спросили, стоит ли ждать новых гонений на Церковь. Старец предостерёг тогда не от гонений, а от возможного церковного раскола. И не случайны были его переживания в начале двухтысячных, когда масштабного раскола в связи с пресловутой борьбой с ИНН избежать удалось почти что чудом. Позиция о. Иоанна оставалась непримиримой вне зависимости от того, в какие тоги рядились борцы за одним им ведомую «правду» - либеральных обновленцев, так называемых катакомбников или уж слишком рьяных борцов с глобализацией. И теперь остаётся только гадать, что бы он сказал обсуждающим тему раскола в связи с выходом одноимённого фильма?

«Сам я Пастернака не читал, но осуждаю»... Честно говоря, смотреть двадцатисерийную (не берусь судить) тягомотину ли или фильм замечательный с непременными, согласно нынешней кинематографической моде, голыми тётками на экране не было ни времени, ни сил, ни желания. Чтобы вникнуть в его идею, кажется, достаточным оказалось ознакомиться с отрывками, выложенными в интернете. Тем более что речь в данном случае не о художественных достоинствах или недостатках картины, называемой почему-то фреской, а о некоем историческом и, если угодно, идеологическом контексте, не заметить который трудно, даже не вдаваясь в сюжетную канву киношного повествования. Собственно, фильм - трактовка небезызвестного «Жития протопопа Аввакума», расширенная и несколько опошленная. Примечательно - кем... Автор сценария - некрещёный атеист, невнятный режиссер, цитирующий Рериха, консультант - историк, сотрудник старообрядческой митрополии... Наконец, заказчик проекта, если верить злым языкам, - чуть ли не сам господин Швыдкой, известно как к Церкви относящийся. Компания многообещающая... И хотя о дереве судят по плодам, в данном случае приходится рассуждать в противоположном направлении.

Вольно или невольно, в силу объективных причин всякое художественное историческое произведение, пусть даже и шедевр, - вымысел, ложь в той или иной степени. А вот суть, мера её определяющая - уже дело личного произволения его создателей. Авторы сериала, ради приличия продекларировавшие свою беспристрастность, его и не скрывают. С одной стороны, расколоучители - «рыцари без страха и упрёка», ради верности букве обряда посылающие своих последователей в... гари. С другой - Патриарх Никон, - будто демон во плоти, разбрасывающийся «анафемами» направо и налево, их терроризирующий.

Для справки: опальный Патриарх был категоричным противником отлучения, анафематствования старообрядцев, и когда те упёрлись не на шутку, позволил служить так, как им заблагорассудится. Коллизия с Иваном Нероновым - наглядное тому подтверждение... Да и трудно в роли тирана представить человека, которого простой народ едва ли не боготворил (см. свидетельство очевидца - Павла Алеппского), который, будучи новгородским митрополитом не только простил своих обидчиков, избивших его до полусмерти, но и ходатайствовал за них пред светскими властями. В конце концов, началом раскола стал Собор 1666-1667 годов, осудивший не только старообрядцев, но и Патриарха Никона. Разумеется, нет ни малейшего смысла устраивать тут историко-исследовательскую дискуссию, заниматься препирательством с кем бы то ни было. Однако, остаётся пожелание - учесть, что на данную крайне непростую тему кроме трудов Каптерева существуют не менее фундаментальные - Зызыкина, например...

Собственно, главное внимание хотелось бы обратить на другое. Сам факт, что фильм на церковную тематику (пусть даже и в такой специфической интерпретации) появился на нашем, извиняюсь, полудебильном телевидении не только и даже не столько радует, сколько настораживает. И хотя авторы утверждают, что дело обошлось без провокационной составляющей, верится в это с трудом. Тут и конспирологии особой не требуется - лишний раз пнуть Московскую Патриархию считается сейчас чуть ли не правилом хорошего тона. Да и начавшаяся реставрация любимого никоновского детища - Ново-Иерусалимского монастыря - чем не повод, - как тут не нагадить по-интеллигентски?

Аллюзии напрашиваются как-то сами собой... Некое «Воспоминание о будущем», - шёл уже такой фильм лет сорок тому назад... Новый календарный стиль, экуменизм, тот же язык богослужения - есть где разгуляться. Для ищущих повода повод всегда найдётся. Вот уже и Председатель Отдела внешних церковных связей объявил вдруг, что какие-то соглашения на эту тему уже достигнуты. Правда, не совсем понятно какие, с кем и когда... А, главное - зачем? Вопросов больше, чем ответов, что, естественно, энтузиазма не прибавляет. Но всё же, при всей своей кажущейся схожести, современная ситуация в Русской Церкви от положения трёхсотпятидесятилетней давности отличается самым кардинальным образом.

Говорят, что если история повторяется, то уже в виде фарса... Вряд ли это утешение. Ещё и потому, что на роль Патриарха Никона нынешние реформаторы явно не тянут. Масштаб не тот, да и направление деятельности... Никон - аскет, харизматическая личность, как бы из другой, нездешней реальности требовал, звал своим личным примером. Его реформы призваны были не принизить, не приземлить, но, напротив, духовно возвысить весь строй тогдашней русской жизни. (Создатели сериала, как и многие их единомышленники понять, показать этого не захотели или не смогли, что, в общем-то, и не удивительно для нецерковного сознания).

Увы, реформаторы толка либерального уже с начала прошлого века движутся в сторону, если не противоположную, то влево - в туманные дебри экуменизма и «розового» христианства... Книжное знание живую веру не заменяет. А теперь выясняется: некоторых его счастливых обладателей и вовсе - далее чем на апологию богатства и не подвигает. Равно как и не укрепляет жертвенность их оппонентов, опять же - далее базара на интернетовских форумах не простирающуюся...

Впрочем, как заметил когда-то Климент Александрийский, - достоинство жертвенности заключается не в самоотвержении, которого она требует, а в истинности любви, которая это самоотвержение вдохновляет. Дай-то Бог, не растерять её окончательно...

Игумен Даниил (Гридченко), благочинный Ново-Иерусалимского монастыря

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

72. Ответ на 67., Русский Сталинист:

Насчет "сволочи" Вы переборщили. Эти люди считали, что они продолжают гражданскую войну. Но насчет преступлений - это в точку. Особенно жестоко они расправлялись с сербскими партизанами. Оправдания этому нет. Много плачут о судьбе казаков (и их семей)... Предатели получили по заслугам.Полностью согласен.Сволочи- это Власов, Каминский и прочие советские генералы, которые, спасая свою шкуру, пошли лизать гитлеровский сапог, хотя до этого лизали сталинский сапог. Впрочем, может, они и не сволочи, а просто из такой породы, которой обязательно надо лизать сапог, неважно чей. Но вот предателями они точно были, ибо имели советское гражданство и приносили воинскую присягу РККА. И судили их именно как предателей.А вот казаки-это идейные враги Советов, они воевали с ними в Гражданскую, никогда не были гражданами СССР, так что называть их предателями в корне неправильно.Они просто пособники нацистских преступлений и получили в итоге по заслугам. Что же до их участия в Гражданской против большевиков-здесь ничего преступного нет, их можно понять.

Согласна с Вами! Нацистских преступников после войны наказывали -- может быть, с современной точки зрения, слишком строго. Что касается казаков, выданных в Лиенце, то их вина не в том, что воевали против большевиков в Гражданскую, а в том, что воевали на стороне фашизма против русского (и сербского) народов.

Ульяна / 10.06.2015

71. Ответ на 62., Венцеслав Крыж:

Казаки, про которых Вы пишите, были карателями СС. Да и то не всех их повесили, многих отправили в лагеря.

На эту тему есть хороший демотиватор в И-нете "Настоящие казаки -- это не Краснов со Шкуро"

Ульяна / 10.06.2015

70. Ответ на 39., Венцеслав Крыж:

Это были каратели СС и Ваши сочувствия этим негодяям меня обескураживает. А священники что там делали, отпевали казненных советских людей? Вы не путайте священников со священными коровами. Священник, который окормляет карателей, сам Иуда, подлец и негодяй.

Действительно, были же православные священники, которые не стали сотрудничать с фашистами

Ульяна / 10.06.2015

69. Ответ на 31., Георгий:

Это, я так понимаю, художественная литература? В любом случае, Вы забыли упомянуть, что убивающие были англичанами. Если речь идет о казаках в Ленце.

Да, советская власть более-менее гуманно поступила с этими прислужниками Гитлера! Американцы, например, поголовно расстреляли в Дахау и эсэцовцев, и немецких медсестер, и подростков из "Гитлерюгенда"!

Ульяна / 10.06.2015

68. Спасибо Георгию за информацию!!!

На эту тему уже книги написаны. Две из них я прочитал: "Казаки между Гитлером и Сталиным", "Проклятые солдаты." Знаком я и потомками этих казаков. Насчет "сволочи" Вы переборщили. Эти люди считали, что они продолжают гражданскую войну. Но насчет преступлений - это в точку. Особенно жестоко они расправлялись с сербскими партизанами. Оправдания этому нет. Спасибо! Я почитаю эти книги! Какой ужас -- русские люди зверствовали против братьев-сербов, ну точно католические фанатики -- усташи и оуновцы.

Ульяна / 10.06.2015

67. Ответ на 29., Георгий:

Насчет "сволочи" Вы переборщили. Эти люди считали, что они продолжают гражданскую войну. Но насчет преступлений - это в точку. Особенно жестоко они расправлялись с сербскими партизанами. Оправдания этому нет. Много плачут о судьбе казаков (и их семей)... Предатели получили по заслугам.

Полностью согласен. Сволочи- это Власов, Каминский и прочие советские генералы, которые, спасая свою шкуру, пошли лизать гитлеровский сапог, хотя до этого лизали сталинский сапог. Впрочем, может, они и не сволочи, а просто из такой породы, которой обязательно надо лизать сапог, неважно чей. Но вот предателями они точно были, ибо имели советское гражданство и приносили воинскую присягу РККА. И судили их именно как предателей. А вот казаки-это идейные враги Советов, они воевали с ними в Гражданскую, никогда не были гражданами СССР, так что называть их предателями в корне неправильно. Они просто пособники нацистских преступлений и получили в итоге по заслугам. Что же до их участия в Гражданской против большевиков-здесь ничего преступного нет, их можно понять.

66. Ответ на 29., Георгий:

На эту тему уже книги написаны. Две из них я прочитал: "Казаки между Гитлером и Сталиным", "Проклятые солдаты." Знаком я и потомками этих казаков. Насчет "сволочи" Вы переборщили. Эти люди считали, что они продолжают гражданскую войну. Но насчет преступлений - это в точку. Особенно жестоко они расправлялись с сербскими партизанами. Оправдания этому нет. Много плачут о судьбе казаков (и их семей), переданных англичанами Сталину. Заметим, что передали они только граждан СССР. Те, кто до войны жил за границей спасли свою шкуру (но не Шкуро). Сталин поступить по другому с ними не мог. Страна лежала в руинах, погибло 30 миллионов советских людей. Предатели получили по заслугам.

Ульяна / 09.06.2015

65. Так эти казаки была еще та сволочь. Казаки Паннвица, воевавшие на стороне нацистов, принимали участие в подавлении антифашистских выступлений, массовом истреблении мирных жителей, грабежах и изнасилованиях. Они были по уши в крови, а товарищ Сталин многих

Я полностью Вас поддерживаю! Кстати, в других европейских странах коллаборационистов наказывали более жестоко!

Ульяна / 09.06.2015

64. Интересно Вы мыслите, Шахматов!

Я что-ли предавал веру! И не забывайте, что наш род древней Вашего.

63. Уважаемая Ева! Вот наброски по поводу русской истории

Это действительно парадокс, который отмечен многими исследователями Раскола, Андреевым в частности. Последователи старого обряда стали новым явлением в русской истории. Мало того, что они раздробились на толки, секты, согласья, поповцев, беспоповцев, и так далее, они были исторгнуты из социума и принуждены жить на новых основаниях. Это были люди, которых государство сначала преследовало, а потом махнуло рукой, живите, мол, как хотите. Я огрубляю, конечно. Конец света, который они ожидали, не наступал, а жить-то надо. Вот поэтому в среде старообрядчества и возникли предприимчивые люди, которые со временем составили цвет русского купечества. Естественно, и до раскола были богатые и нищие, но все же существовала крестьянская община, в который каждый был в ответе за каждого. В крестьянской общине социальная дифференциация не была слишком велика. Страшен был имущественный раскол между дворянским сословием и крестьянским, а позже между крестьянами и кулачеством. Я глубоко убежден, что социальное расслоение – источник всех наших бед. «Итак, если не брать в расчет переходные оттенки, а одни резкие крайности, то вообще можно было разделить русское общество на две половины: одну - народную, которая ничего кроме русского не знала, и другую - космополитическую, которая своего русского почти вовсе не знала», - писал Константин Леонтьев. Надо отчетливо понимать, что основанием подобного положения дел явилось чудовищное социальное расслоение. Подобное состояние породило страшную ненависть низов к верхам. Реформы 1861 года были только паллиативом, который не смог изменить порочную сущность вещей. Октябрьский переворот подтвердил мысль о том, что социум, в котором вся собственность принадлежит узкому слою дворянской номенклатуры, а основная масса народонаселения владеет только своими цепями, нежизнеспособен. Это было известно еще в античном мире. В древнем Риме было то же самое, сословие патрициев, которому принадлежало все в том числе и рабы, и плебса, который владел только своими цепями. Реформа Гракхов, направленная против общественного расслоения и создания мощного класса средних собственников, не удалась, и одна из самых могучих империй древности пала под ударами варваров. Столыпин по-существу и был русским Гракхом, который хотел создать класс средних собственников и разрушить общину. Разумеется, все люди разные, один умный, другой глупый, один работоспособный, другой с ленцой, и в процессе трудовой деятельности один становится богатым, другой остается бедным, то есть происходит естественное разделение на богатых и бедных. Но когда эта дифференциация превращается в непроходимую пропасть, когда возникает поговорка трудом праведным не наживешь палат каменных, тогда социум в опасности. Принцип «взять и все поделить» как раз использовали наши номенклатурные олигархи, которые в начале 90-х обокрали всю страну. Вы напрасно возмущаетесь этим пассажем, они все поделили между собой. Революция 17-го года только положила конец нежизнеспособному государству. А нежизнеспособно оно стало вследствие чудовищного социального неравенства. Что есть государство без справедливости, - вопрошал бл. Августин, - шайка разбойников.

Даниил (Гридченко):
Обман цветового зрения
Игумен Даниил (Гридченко) о правильном отношении к гомосексуалистам
24.09.2015
Грабли попа Гапона
О реакции некоторых «церковных либералов» на события на Болотной площади
14.12.2011
Все статьи автора
Последние комментарии
Что мог сказать Бог товарищу Сталину?
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-06-30 19:47
Мистика войны
Новый комментарий от Русский Иван
2020-06-30 19:39
«Мы голосуем за страну, в которой хотим жить»
Новый комментарий от Сант
2020-06-30 17:05
«Первый всесоюзный референдум» государства Россия-Белоруссия
Новый комментарий от Русский Иван
2020-06-30 16:43
Богоборчество и запрет праздновать Пасху во всем мире
Новый комментарий от Полтораки
2020-06-30 15:48
«Слава героям Отечественной войны! Ура!»
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-06-30 15:10
Почему нельзя строить культуру на рыночных отношениях?
Новый комментарий от Полтораки
2020-06-30 13:56